Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция обучения в педагогике сотрудничества: понятие, основные представители




(Ответы прошлых лет, т.к. я сама ничего не нашла, походу тоже из Инета, но думаю покатит)

Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудниче­ства, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Установка – равноправие.

Направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. О педагогах-новаторах стали активно говорить в 80-е гг., когда в стране наблюдался кризис образования. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися. Система методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе.

Среди авторов: Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П., Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова и др.

Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика - формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. разработана в России в 60-х годах XX века И. П. Ивановым и другими педагогами, отталкивавшимися от идей А. С. Макаренко, и была предназначена как для учебных заведений, так и для внешкольных учреждений), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику.

В одной из своих статей С.Л.Соловейчик писал о своем понимании сотрудничества. Он писал, что сотрудничество - это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать.

Замечания ученику делать не только бесполезно, но и вредно, так как психологами давно установлено, что всякое представление о движении вызывает движение. Поэтому все замечания учителя типа: “Не вертись!” вредны потому, что вводят в сознание ученика предположение о возможности совершения такого поступка.

Главным мерилом хорошего или дурного обучения является одно: возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошая школа; скучно им, тягостно, «тусклые без цвета глаза» – школа дурная. Свобода учеников была показателем качества обучения. Всякое принуждение указывает на недостатки метода преподавания. Свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными.

Педагогика сотрудничества это:

1. Индивидуальная работа.

2. Соревновательная.

3. Кооперативная.

Основные элементы обучения сотрудничества:

1. Работа ученика контролируется учителем.

2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.

3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).

Сухомлинский В.А.(1918-1970, Украина. Осн. работы – “Сердце отдаю детям”, “Сто советов учителю”, “Как воспитать настоящего человека”, “О воспитании”, “Родительская педагогика”) Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников. Обучение, воспитание, развитие невозможны, если учитель не вызывает интерес к учебе. Процесс обучения для детей — это процесс самообразования и самовоспитания. Необходимость сочетания обучения с трудом детей. В обучении важную роль играют: творчество; домашние уроки (с минимальным объемом); обмен знаниями; отметка (должна говорить об успехе); увлечение; книга. Он выступал против бессмысленного заучивания материала, важнее понимание ребенком проблемы.

Сделать процесс обучения интересным можно, если: 1. ученик будет изучать факты, делать из них самостоятельные выводы, а не заучивать учебник; 2. ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве; 3. обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием; 4. ученика и учителя связывают доверительные, деловые отношения; 5. оценка не угнетает ученика.

Сухомлинский выдвинул этико-педагогическуто концепцию формирования этических поступков в педагогическом процессе. В центр педагогического процесса необходимо ставить личность ребенка.

Амонашвили Ш.А.(1931 Грузия, “Баллада о воспитании”, “Истина Школы”, “Школа жизни”, “В школу - с шести лет”) В основе подхода: обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений к людям, природе, труду, окружающему миру; бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала.

Нужно постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого школьника. В обучении недопустимы такие антипедагогические меры, которые, подчеркивая успехи или неудачи школьника, вычленяют его из детского коллектива и противопоставляют ему.

Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности.

Структурные схемы уроков: возбуждение у школьников интереса к знаниям; организация и управление процессом научения, развития у детей умений и формирования навыков; содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся; подведение итогов урока в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами.

Педагогические требования: 1. у детей д.б. чувство свободного выбора. 2. развивающая тенденция пед. процесса (источник развития – трудности). 3. Пед. процесс д. доставлять ребенку радость.

Шаталов В.Ф(1927). Подход Ш. рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Выступает против страха детей перед двойкой, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке — в результате даже «слабые», но желающие учиться ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы, ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником.

Главные методические инструменты учителя — это чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

Лысенкова С.И. Идея опережающего обучения. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, – по несколько минут на каждом уроке. Это позволяет всем детям хорошо войти в новый материал. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего. Дети от урока к уроку учат друг друга. К тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все.

Лысенкова использует два приема: согласование ритмики, он позволяет ей вести весь класс в одном режиме; принцип предварительного действия (трудный материал она по частям дает заранее, когда же приходит время изучения этого материала он уже знаком детям, его надо только свести в систему).

Еще один очень важный прием обучения - управление. Управление - это такая организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель.

ГЛАВНОЕ ОБВИНЕНИЕ против педагогики сотрудничества состоит в том, что она будто бы против дисциплины, требовательности, порядка.

Дисциплина есть, но это дисциплина другого рода. Ее источник не учитель, как бы авторитетен он ни был, а труд. Сотрудничество имеет корнем труд, трудом держится, к труду зовет, трудом награждает.

Основные элементы обучения сотрудничества:

1. Работа ученика контролируется учителем.

2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.

3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай как я сказал», а на «делай как я». Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...