Проблемы эффективности и качества обучения в современном российской обществе
(Бордовская, Ответы прошлых лет серым) +СМОТР. ответ на вопрос №39 (след.) черным Качество образования определяется: • степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения; • соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций); • степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и не-прерывном их совершенствовании. Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определяется, наряду с перечисленными, еще одним важным фактором — научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе. Так как содержательно цели конкретизированы в образовательном стандарте, то на практике в рамках конкретной системы образования (России, Германии или других стран) или образовательной системы (детский сад, школа, вуз) качество образования определяется мерой освоения образовательного стандарта; в школе — школьного образовательного стандарта, в вузе — образовательного стандарта в соответствии с профилем вуза и выбранной специальностью. (ТУТ ПРИДЕТС Я САМОСТОЯТЕЛЬНО ДУМАТЬ НАД ПРОБЛЕМАМ В РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТОЙ ИНФОЙ)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила цели, которые определили направления и механизмы реформирования образовательной сферы: доступность, качество и эффективность образования, в том числе высшего. Образование становится «образованием длиною в жизнь» и охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Помимо формального образования, быстро развиваются неформальное и внесистемное образование. Указанные процессы характерны и для России, в которой происходит становление современной системы непрерывного образования. В России действуют две системы школ — государственная (бесплатная) и частная школы. К концу XX века сложилась следующая школьная система: • начальное образование, начинающееся с 6 или 7 лет (4 или 3-летнее обуче-ние на выбор родителей); • базовая средняя школа (5-9 классы); • полная средняя школа (10-11 классы). В качестве основных образовательных систем в России функционируют массовые общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы-лаборатории, школы-интернаты (для одаренных детей или детей с отклонениями в развитии). Существуют следующие критерии оценки результативности школы как социально-образовательного института: • соответствие целей и результатов, степень освоения выпускниками школы образовательного государственного стандарта как базовой нормы; • уровень и качество школьного образования и воспитания; количество меда-листов и отличников; • отсев из школы по причине неуспеваемости, систематического нарушения правил поведения или по состоянию здоровья; • социальный статус школы среди населения и педагогической общественности;
• процент выпускников, поступивших в вузы; • количество выпускников, ставших известными людьми в рамках региона или страны. Особенно сильно трансформация образования коснулась российской высшей школы. В высшем образовании в последние 15 лет проблема доступности в количественном плане была решена. Общее число студентов вузов выросло с 1991 г. более чем в 2,7 раза, достигнув 7,3 млн. чел. Расширение доступности высшего образования было достигнуто за счет роста числа государственных и муниципальных вузов (если считать увеличение их числа с учетом расширения филиальной сети, то почти в 4 раза), а также формирования негосударственного сектора (число негосударственных вузов и их филиалов превысило в 2007 г. 800). В целом число высших учебных заведений (с филиалами) выросло почти в 6 раз. Несмотря на то, что в системе высшего образования сохранилось выраженное доминирование по числу вузов и контингенту студентов Москвы и Санкт-Петербурга, территориальная сеть стала более равномерной, компенсируя снижение (особенно в 1990-х гг.) территориальной мобильности молодежи. Расширение вузовской сети было непосредственно связано с ростом платности в высшем образовании как в государственном, так и негосударственном секторах. В 2006/07 учебном году на платной основе в государственных и негосударственных вузах обучалось уже более 60% от общего числа студентов. В государственном секторе высшего образования число платных студентов приблизилось к половине. Помимо быстрого расширения платности произошло и значительное изменение структуры студенческого контингента по формам обучения. Идет выраженное сближение числа студентов на очной и заочной формах обучения – соответственно, 49,7% и 42,9% (2005/06 учебный год), при этом вечерняя форма сдает свои позиции (5,3%). Столь быстрый рост доступности высшего образования не мог не сказаться негативно на его качестве и эффективности функционирования всей системы. Это выразилось в растущем рассогласовании потребностей рынка труда и тех ресурсов, которые на этот рынок поставляет система образования. Рассогласование идет и по количественным и по качественным параметрам. Данные процессы ставят на повестку дня вопрос о реструктурировании образовательной сферы.
Одной из задач такого реструктурирования может стать изменение принципов и механизмов государственного регулирования высшего профессионального образования (ВПО) в России. Изменение должно коснуться подходов к регулированию доступности (численности студентов, политики приема, соотношения бюджетного и платного приемов, очной и заочной форм обучения), качества образования (содержания и структуры подготовки, контроля и оценки качества обучения) и эффективности (соответствия структуры и числа подготовленных специалистов потребностям рынка труда, внедрения новых моделей и механизмов финансирования вузов, создания условий для привлечения в систему высшего образования дополнительных ресурсов и т.п.). Внедрение в России бюджетирования, ориентированного на результат, в свою очередь, ставит вопрос об определении конечных результатов деятельности системы образования в целом, и понятий «качество образования», «доступность образования», «эффективность системы образования», в частности. Вместе с тем при всем многообразии исследований, вопросы государственного регулирования данной сферы изучены недостаточно, слабо анализируются социально-экономические последствия принимаемых решений. Кроме того, практически отсутствуют комплексные исследования указанных проблем. Предложенная интегрированная модель финансирования высшего образования, к сожалению, ограничивается признанием необходимости комплексного подхода к финансированию вузов, но не рассматривает взаимодействие механизмов управления системно. Между тем рост, например, государственного субсидирования подготовки кадров для отраслей социальной сферы, снижает подушевой норматив финансирования вузов, что может негативно отразиться на развитии, в частности, педагогических вузов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|