Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и общая характеристика функций государства




Функция государства — это главное направление деятель­ности государства, выражающее его сущность и социальное на­значение по управлению делами общества. Можно эту мысль выразить и иначе: функция государства — это деятельность государства в ее главных направлениях-

Функции вытекают из природы и нужд самого общества и в государственно организованном обществе обретают харак­тер государственных функций. Это естественно, ибо в таком обществе управление общественными делами возлагается на государство как форму организации самого общества. Функ--ции государства как главные направления его деятельности обусловлены основными задачами, стоящими перед общест­вом. Изменение задач ведет к изменению функций государ­ства.

Функции государства отвечают на вопросы: что делает го­сударство, чем занимается, какие цели преследует, какие за­дачи решает? В функциях государства проявляются сущность и социальное назначение государства.

Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. В их числе мож­но назвать следующие виды деятельности: законодательная, исполнительная, контрольно-надзорная, юрисдикционная (по разрешению конкретных юридических дел), следствен-но-дознавательная (тюрьмы, колонии, следственные изолято­ры), налоговая, пограничные службы и т. д. Функции госу­дарства — это именно главные направления деятельности го­сударства в целом, в совокупности всех его органов.


В осуществлении той или иной функции государства при­нимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка как главное на­правление в деятельности государства проявляется в законо­дательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следст­венной, юрисдикционной и иных формах деятельности.

Функции государства носят предметный, объективный ха­рактер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на опре­деленных этапах его развития. Без этих по своей природе об­щественных функций общество не может нормально сущест­вовать и развиваться.

Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как пра­вило, на всем протяжении времени существования государ­ства. Одни из них появляются сразу же с возникновением конкретного государства. Другие, появившись на более по­здних этапах развития государства, с появлением новых гло­бальных задач (например, экологическая функция) становят­ся также постоянными, устойчивыми.

Формы и методы осуществления функций могут менять­ся, главное же направление деятельности государства остается постоянным. Например, экономическая функция российско­го государства остается главным направлением его деятель­ности, однако формы и методы ее осуществления существен­но изменились: на смену командно-административным мето­дам прямого, жесткого, управления экономикой пришли эко­номические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику. Если содержание основной функции меняется, то незначительно.

В функциях государства проявляется социальная, классо­вая сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, инте­ресам каких социальных групп и классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому-либо одному классу или какой-либо господствующей элите. В главе о государстве речь шла о том, что в деятельности государства проявляется диалектическое сочетание общесоциальных и классовых элементов. Заметим, что по мере развития обще­ства и государства узкоклассовые задачи хотя и остаются, но


псе более сужаются. На первый план выдвигаются общесоци-ильные задачи. Это проявляется в самом перечне функций и и их содержании.

Функция государства — главное, основное направление его деятельности. Термины «главное», «основное» носят оце-1 ючный характер. Признание того или иного направления де­ятельности государства в качестве главного, неглавного или нс очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в юм числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства. Какое-то направление деятельности одни рас­сматривают как главное, а другие — как неглавное и, следо-нательно, не возводят в ранг основных функций государства. Вместе с тем общепризнанным является деление функций го­сударства на внутренние и внешние.

8.2. Внутренние функции государства

Внутренние функции — это главные направления внут­ренней политики государства, деятельность, направленная на кыполнение внутренних задач государства. В их числе можно назвать нижеследующие.

Функция охраны правопорядка, или правоохранительная функция, — одна из основополагающих, возникающих сразу же с возникновением государства, ибо порядок в обществе является непременным условием нормального существова­ния и развития как общества в целом, так и самого государ­ства. В задачу этой функции входит охрана господствующего способа производства и господствующей и иных форм собст-иснности. В русле этой функции находится и охрана прав и свобод граждан. В ряде источников охрана прав и свобод и разных форм собственности выделяется в самостоятельную функцию. Осуществляя эту функцию, государство путем из­дания законов устанавливает в обществе определенный поря­док (правопорядок), перечень нарушений правопорядка (пра­вонарушений), определяет меры ответственности за правона­рушения, с помощью процессуального законодательства оп­ределяет процедуру (порядок) расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с


правонарушениями (органы дознания, следствия, суда, над­зора за законностью и т. д.), определяет их компетенцию и т.д.

Экономическая функция. Экономическая деятельность го­сударства также возникает вместе с самим государством. Она необходима была на первых этапах хотя бы для материального обеспечения функционирования самого государства: для со­держания армии, закупки вооружения, содержания чиновни­чества, поддержания средств коммуникации и т. п. Как мини­мум в этой сфере государство занималось сбором натуральных и денежных налогов, таможенных пошлин и т. д., в восточных государствах — и сооружением ирригационных систем (функ­ция общественных работ) и т. д.

Буржуазное государство на первых порах своего сущест­вования придерживалось либеральной концепции государст­ва — ночного сторожа, минимального государства. Согласно этой либеральной модели, классически выраженной в трудах А. Смита и И. Бентама, государство охраняет собственность, но не вмешивается в экономические отношения, осуществ­ляет лишь вспомогательную, служебную функцию сторожа, охранителя сложившегося способа производства, свободной конкуренции, свободы личности, свободы договоров, свобо­ды международной торговли и т. д. Государство не должно содействовать развитию промышленности, сельского хозяй­ства. В лучшем случае оно могло заниматься поддержанием общественной инфраструктуры (мосты, дороги, каналы, ли­нии связи и т. п.

Однако уже в начале ХЕК в. появляются работы буржуаз­ных экономистов (Сисмонди, Т. Карлейла, Ст. Милля), кото­рые выступают хотя бы еще за ограниченное вмешательство государства в сферу экономики и социальных отношений с целью смягчения социальной напряженности.

Первая мировая война как война тотальная требовала для победы мобилизации всех человеческих, материальных, финансовых ресурсов. Вмешательство государства в эконо­мику усилилось. Экономический кризис 1929—1933 гг. закре­пил тенденцию государственного интервенционализма (вме­шательства) в экономические и социальные отношения. Го­сударство начинает стимулировать развитие производства и потребления, дабы избежать регулярно повторяющихся кри­зисов. Великая депрессия в США (крах нью-йоркской биржи


и 1929г., банкротство предприятий, 11 млн безработных юлько в США) породила «новый курс» Ф. Рузвельта, в оено-("• которого лежало активное вмешательство государства в 1киномику и социальные отношения. В числе этих мер были:

укрепление финансовой системы; субсидии и займы для сти­мулирования промышленности, роста капиталовложений в промышленность; решение проблемы перепроизводства в сельском хозяйстве, в том числе путем ограничения посев­ных площадей, уничтожения излишков урожая; проведение крупных общественных работ в целях сокращения безрабо-гицы и увеличения покупательной способности населения;

гочдание условий для деятельности профсоюзов, коллектив­ные договоры между предпринимателями и профсоюзами;

|;|ирещение детского труда, введение минимального рабоче-ю времени и минимума зарплаты. Рузвельт был объявлен монополистами изменником своему классу и сторонником ' оциализма. Однако интервенция государства в экономиче- ' кие, социальные и другие отношения постепенно становит-' я постоянным фактором.

Концепция минимального государства заменяется кон­цепцией социального государства, или государства благоден-гтния. На смену идеям А. Смита эпохи свободной конкурен­ции приходят идеи Дж. Кейнса, экономиста Нового времени, обосновывающего указанную выше интервенцию государст-|ч|. Теория Дж. Кейнса была фактически продуктом общего кризиса капитализма, из которого государства вышли не в последнюю очередь в результате повышения своей активнос-1)1 в экономической и социальной сферах. Кейнс смотрел на буржуазное государство как на «комитет, управляющий инте­ресами буржуазии», повторяя по сути дела высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса, к буржуазному государству подхо­дил не с позиций индивидуального предпринимателя, а с по-тций всего класса предпринимателей.

Ныне необходимость экономической функции государст-и;1 является фактически общепризнанной. Государство ис­пользует самые различные рычаги воздействия на экономику:

п.игоговуго и таможенную политику, займы и субсидии част­ным производителям, контроль за производством, в частнос-и путем ограничений в сфере сельского хозяйства (выплаты сокращение посевных площадей, производства продукции


животноводства), контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и др.; регулирова­ние в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин, и более жестких мер — установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной, табачной монополий, использование государственных заказов производителям промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В осуществлении этой функции государство использует весьма широкий арсенал средств и способов воздействия на экономику — от мягкого, косвенного воздействия путем эко­номических рычагов (налогов, пошлин, субсидий и т. п.) до более жестких способов путем прямых предписаний. Жесткие командно-административные методы управления экономи­кой используются в тоталитарных государствах, в период кри­зисных ситуаций, ситуаций военного времени. В последнем случае тоталитарные тенденции наблюдаются по сути дела по­всеместно, ибо эти методы способны сосредоточить в руках государства все людские, материальные, финансовые ресурсы для решения основной задачи — победы в войне, восстанов­ления разрушенного войной хозяйства. Использование же ко­мандно-административных методов в условиях мирного, нор­мального развития неэффективно.

В наше время мы наблюдаем определенные колебания в экономической политике от либерализма до интервенции го­сударства в той или иной степени.

Либеральную, точнее, неолиберальную политику прово­дили М. Тэтчер в Англии (приватизация государственного имущества, снижение налогов, сокращение социальных про­грамм и т. д.), Дж. Буш в США, что обычно вело к оживлению экономики. Пришедшие им на смену политики вынуждены были обратить взгляды на социальную сферу, что, конечно, влечет за собой повышение налогов на производителя и, не­сомненно, тормозит развитие экономики.

К сожалению, либеральная политика Е. Гайдара, В. Чер­номырдина не привела к положительным результатам. Ослаб­ление роли государства в сфере экономики противоречит сов­ременным тенденциям. Но очевидно и то, что эта роль госу­дарства должна быть оптимальной, не должна слишком свя-


зывать инициативу производителя, но и не допускать хаоса, полной неуправляемости экономики.

Итак, при осуществлении экономической функции го­сударство может придерживаться политики, метода дири- жизма — жесткого государственного вмешательства в эко­номику, что, конечно, противоречит принципам рыночной экономики. Свободный рынок невозможен без жесточай­шей рыночной конкуренции. Задача государства — устано­вить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их соблюдение.

Социальная функция современных государств сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономиче­ской линии государства. В целом она есть проявление патер­нализма государства к личности, к той части общества, кото­рая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства. Эта функция нс присуща либеральному государ­ству — «ночному сторожу», появляется у так называемых со­циальных, либерально-социальных государств или у государ­ства благоденствия, социалистических государств.

Зачатки этой функции видятся в реформах О. Бисмарка. Против усилившегося влияния объединившейся в 1875 г. со­циал-демократической партии был принят репрессивный за­кон (закон против социалистов). Бисмарк исходил из того, что одними репрессиями разрушительных тенденций соци­алистического рабочего движения не приостановить, что сле­дует выполнить кое-что из социалистических требований в рамках существующего строя. В 90-х гг. прошлого столетия в Германии принимаются законы о страховании на случай бо­лезни, устанавливаются пособия на случай болезни, пособия в связи с несчастным случаем на производстве, принимаются законы о страховании по инвалидности и старости в прину­дительном порядке. Полмиллиона пенсионеров и другие ря­довые граждане, по мнению Бисмарка, будут видеть в импе­рии «благотворительное учреждение».

В ходе общественных реформ в Англии 1900— 1914 гг. получает дальнейшее развитие социальная функция государ­ства. Принимаются законы о пенсиях, минимуме заработной платы, страховании по безработице, по болезни, об улучше­нии безопасности и гигиене труда, улучшении здравоохране­ния. Еще раньше были легализованы профсоюзы. Как уже отмечено выше, определенные социальные нововведения бы-


ли сделаны в ходе осуществления «нового курса» Д. Рузвельта в США.

Ныне многие государства объявляют себя не только пра­вовыми, но и социальными государствами, что закрепляется в их конституциях. Это обязывает государства реализовывать различные социальные программы в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости населения и т. д. В некоторых государствах социально-экономические права граждан находят закрепление в их конституциях (ФРГ, Испания, Италия и др.).

Экологическая функция появляется в середине XX в., свя­зана с глобальным воздействием человека на природу, когда возникла угроза существования среде обитания человека и жизни самого человека. В недавнем прошлом мы стали сви­детелями превращения Великих американских озер в клоаку, Рейна — в сточную канаву Европы, выпадения кислотных дождей в Скандинавии как следствие выбросов из труб элек­тростанций Англии, Чернобыльской катастрофы, накопле­ние опасных для жизни ядерных отходов, запасов химиче­ского оружия, загрязнения воздушной среды, отравления почвы и т. д.

В этих условиях государства вынуждены уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

В этом плане государство разрабатывает программы по оздоровлению окружающей среды, ликвидации вредных по­следствий воздействия на природу и финансирует эти про­граммы. Важное место отводится правовому регулированию природопользования. С этой целью в РФ приняты законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспер­тизе», «О радиационной безопасности населения», Основы лесного законодательства и др. Государство устанавливает нормы ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных выбросов в атмосферу, в воды, устанавливает меры юридиче­ской ответственности за их нарушение, учреждает органы, осуществляющие контроль за соблюдением экологических за­конов, и т. д.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...