Теория солидаризма в праве
> Основоположником и наиболее известным представителем теории солидаризма в нраве был французский юрист Л.Дюги (первая треть XX в.). В качестве основных положений, на которых базировалось его учение, Л. Дюги выдвигал два: человек—- существо, сознающее свое положение; чело- иск — существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. Из этого положения Дюги делал вывод о наличии неизменной нормы (принципа) солидарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации. С развитием разделения труда, отмечал Дюги, люди становятся более зависимы друг от друга (рабочий — от капиталиста, капиталист — от рабочего и т. д.), а потому солидарность должна развиваться и укрепляться. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Право, по мнению Дгоги, не создается государством. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выявляет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности, и формулирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства, выше законодателя. Если государство издает правила, противоречащие солидарности, то они не будут соблюдаться, не войдут в число социальных норм. Право — это нс инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность различных социальных групп. Существование государства обусловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интересы. Разделение на правящих и управляемых есть также следствие стремления сильных, энергичных индивидуумов использовать свою энергию на охрану социальных норм, организацию общественной реакции на их нарушение,
Дюги выступал противсубъсктивных прав, заменяя их социальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять «святую солидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность —- нс право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество. Идея о социальной функции частной собственности воспринята конституциями ряда развитых стран. Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу». Эта идея была бы полезна для России, где идет перераспределение собственности, созданной общим трудом миллионов. в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использовалась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесоциальных целях. Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового сотрудничества, активно внедряемыми разными политическими силами. Эта идея начинает воплощаться и в России. Примером этому служит и подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели). 13.7. «Социологическая юриспруденция» В противоположность позитивизму представители социологического направления — «социологической юриспруденции» — обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации. Поэтому иногда это направление именуется функционализмом. Значительную роль
в становлении социологической юриспруденции сыграло движение «свободного права». Его представители (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.) противопоставляли «живое право» праву в законах. «Живое право» создается «союзами». Каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей, утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания — это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право». Отсюда вытекало, что суды не связаны жестко государственным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписания устарели. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Таким образом обосновывалась свобода судейского усмотрения (отсюда и движение «свободного права»). Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодателем, наделяли его правотворческой функцией. Наибольшее распространение «социологическая юриспруденция» получила в США. Ее философским истоком является, как правило, философия прагматизма (действия, практики), согласно которой истинно то, что полезно, а применительно к праву — правомерно то, что полезно. Право — полезная практика. «Социологическая юриспруденция» переносит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фактах, уравнивается с иными социальными нормами, с право-примснительными актами и т. п. «Социологическая юриспруденция» разнообразна по своим оттенкам. Одно из ее направлений — институционализм. Его представители исходят из той реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие институты (организации), каждый из которых якобы создает свое право. Крайнее проявление правового нигилизма — школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-то значение законам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно. Марксистская теория права
Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена государственная воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма. Однако волевой характер права отмечали еще древнеримские юристы. Отличительной особенностью марксистской теории является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата или всего народа в социалистическом праве). Другой важной чертой этой теории является положение о том, что указанная воля — не. произвол определенного класса, а содержание ее предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом. Однако материальными, производственными отношениями (базисом) содержание права обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние и многие другие факторы (соотношение классовых сил, традиции, мораль, правосознание, политика и т. ц.), а потому оно относительно самостоятельно по отношению к экономике. В силу этого оно оказывает обратное влияние на развитие экономических, да и других отношений, выступает в качестве важного фактора стабилизации и развития общественных отношений. Марксизм выдвинул также гипотезу об отмирании государства и права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|