Понятие и признаки норм права
Следует иметь в виду, что наряду с термином «норма права» используются такие термины, как «юридическая норма», «правовая норма». Все они обозначают одно и то же. Норма права — это первичная, элементарная часть права. Нормы права — это те «кирпичики», из которых складывается все здание права. Нормам права присущи все признаки социальных норм. Кроме того, они обладают своими специфическими признаками, которые отличают их от иных социальных норм. Норма права — это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения. Итак, норма права — это прежде всего правило поведения, которое: а) является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление, воля государства. Оно обращено к сознанию, воле адресатов, субъектов права. Прежде чем реализоваться, это правило должно пройти через сознание и волю своих адресатов, т. е. должно быть осознано, воспринято адресатом нормы и оказать влияние на его волю, склонить адресата к поведению согласно требованию нормы; б) норма права — это общеобязательное правило поведения. Это значит, что норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства или к определенному их кругу Это значит, что норма права является обязательной для всех, к кому она адресована. Субъективное отношение к норме права се адресатов не лишает норму общеобязательности. Адресаты нормы могут оценивать ее отрицательно, считать ее несправедливой, неэффективной и т. д. Однако такая оценка не колеблет общеобязательности нормы права, она и при таком отношении должна соблюдаться;
в) норма права ~ это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей. Нормы права регулируют отношения путем предоставления своим адресатам, субъектам права, юридических прав и воз-яожения на них юридических обязанностей; г) нормы права -~ формально определенные правила поведения. Формальная определенность норм состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия, т. е. права и обязанности адресатов, которые наступают при обстоятельствах, указанных и норме. Определенности содержания норм права снособст-нует их четкое формулирование в строго определенных источниках — нормативных актах, прецедентах и др. Формальная определенность норм права способствует определенности, ясности правового положения субъектов права, определенности, устойчивости их отношений, в конечном счете четкой урегулирован ности всей системы отношений, склады-пающихся в обществе; д) принудительность норм права — наиболее специфическое их свойство (признак), отличающее эти нормы от иных социальных норм. Оно состоит в том, что соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем не любого принуждения со стороны государства, а принуждения правового, т. е. такого, которое предусмотрено в самих нормах права, порядок применения которого регламентируется самим правом (процессуальными нормами права). Принуждение в нормах права выступает как возможное, потенциальное, рассчитанное на случаи неисполнения, нарушения норм права. Свою реальность оно обретает только в конкретных ситуациях их нарушения. Подавляющее большинство норм права соблюдаются, исполняются добровольно, с осознанием необходимости их соблюдения в силу их целесообразности, справедливости. Однако принуждение в виде его возможности всегда стоит «за спиной» норм права.
14.3. Классификация (виды) норм права Классификация норм права, т. е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям: а) по предмету правового регулирования, т. е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т. п. права; 6) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия). Регулятивные нормы рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера самих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Охранительные (или правоохранительные) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушагощие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы, • Охранительные нормы предусматривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав. Например, если регулятивные нормы Гражданского кодекса (гл. 13—19) определяют формы и объекты собственности, права и обязанности собственников, порядок приобретения Ирана собственности, отчуждение собственности и т.д., го охранительные нормы гл. 20 ГК РФ предусматривают способы защиты прав собственника, а охранительные нормы УК РФ предусматривают меры наказания за посягательства на права собственности.
Специализированные нормы, или нормы специального действия, — это нормы о нормах. Они регулируют не психофизическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных случаях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы. Дефинитивные нормы содержат легальные определения (дефиницию) терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины. Например, в ст. 7 Налогового кодекса РФ дается определение налога: под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства... Коллизионные нормы рассчитаны на случаи коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормЫ несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю. Коллизионная норма предписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае. Коллизионные нормы — это своеобразный механизм «саморегулирования» в системе права, призванный тем самым способствовать единству и согласованности права. Право-творческий процесс постоянен. Нормы издаются, дополняются, изменяются постоянно в разное время органами разного иерархического уровня, органами разной территориальной сферы. Отсюда возможны несогласованность, столкновения норм, т. е. могут возникнуть ситуации, когда две или более нормы претендуют на применение к одному и тому же факту, обстоятельству. Такая ситуация называется коллизией норм. Именно на эти случаи рассчитаны коллизионные нормы. Коллизионные нормы предписывают, какая из норм должна быть применена в тех или иных случаях. Среди коллизионных норм выделяются темпоральные, разрешающие коллизии между нормами разного времени действия. Например, ст. 1 УПК РСФСР говорит о том, что при расследовании и рассмотрении уголовных дел применяются процессуальные нормы времени рассмотрения дела, а нс времени совершения преступления. Пространственные коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами, дейст-
вующими в разных пространствах. Например, ст. 8 ГК РСФСР говорит о том, что к форме сделки применяется закон места совершения сделки, но, скажем, не места рассмотрения спора. Иерархические коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня. Здесь действует общий принцип 1сх кирепоег аего§а11е§1 шТегюг (закон высшего порядка от.меняет действие закона (нормативного акта) низшего порядка). Коллизионные нормы — это нормы, разрешающие споры между общей и специальной нормами. Здесь действует принцип 1ех 5рес1аИ5 с1его@а1 1е§1 §епегап (специальный закон отменяет действие общего закона). Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений. 1. По характеру обязательности нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы носят категорический характер, их требование нс может быть изменено, например соглашением сторон. Они не допускают никакого отклонения от своих требований. Диспозитивные нормы предоставляют участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей. И только в случае, если стороны сами не определили соглашением объем своих прав и обязанностей, в действие вступает предписание диапозитивной нормы. Диспозитивная норма, как видим, восполняет пробелы в соглашении сторон. При их формулировании обычно используются обороты типа: «если иное не установлено договором, то должно быть то-то и то-то». Например, в ст. 681 ГК РФ записачо: текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное нс установлено договором найма. Следовательно, стороны могут установить иной порядок, например разделить расходы по ремонту поровну или их- может взять на себя наймодатель. 2. По объему действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют определенный род отношений. Специальные — вид отношений данного рода. Исключительные также регулируют разновидность отношений внутри рода, но особым, даже про- тивоположным способом, нежели общие нормы. Например, ст. 197 ГК РФ предусматривает общий срок исковой давности в три года. Ст. 262 ГК РСФСР но искам о недостатках поставляемой продукции предусматривает шестимесячный срок давности (специальная норма), а ст. 208 ГК РФ перечисляет требования (о защите личных неимущественных нрав, вкладчиков к банку о выдаче вкладов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и др.), на которые исковая давность не распространяется (исключительная норма). Специальные и исключительные нормы ограничивают сферу действия общих норм.
С точки зрения содержания нормы могут быть различными: политического, экономического, организационного и т. п. характера, Подобное деление характеризует именно содержание норм, а не их юридические признаки. В этом ряду следует выделить технико-юридические нормы. нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила (санитарные, ветеринарные, техники безопасности, государственные стандарты, технические условия и т. к.), нарушение которых влечет за собой различные юридические последствия (ответственность, возмещение вреда). Необходимо отметить, что в ряде источников можно встретить несколько иную классификацию норм. Например, в одном ряду регулятивных, охранительных и норм специального действия указываются учредительные и декларативные нормы; в ряду норм императивных и диспозитивных указываются рекомендательные нормы и т. д. Что касается учредительных норм, то это обычные регулятивные нормы. Точнее, можно было бы говорить об учредительных актах, содержащих регулятивные нормы. Декларации — это не нормы, а провозглашение каких-то целей, задач на будущее или объявление о своих доходах. Рекомендательные нормы — это обычные управомочи-вающие нормы, но выраженные в форме рекомендаций, ибо то, что рекомендуется — разрешается, дает право. Иногда указываются поощрительные нормы. Но и это обычные регулятивные нормы, дающие право соответствующим должностным лицам поощрять подчиненных (упра- вомочивающие нормы). Структура норм права Структура нормы — это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. Норма права регулирует общественные отношения, указывая на должное или дозволенное поведение участников отношений в определенных ситуациях. Отсюда вытекает, что норма права скла- - дывается из двух взаимосвязанных частей. Первая часть описывает в обобщенном плане ситуацию, условия, факты, на которые распространяется ее действие. Вторая часть указывает на юридические последствия, т. е. на права и обязанности (на дозволенное и должное поведение), наступающие при на- -личии условий, указанных в первой части. Заметим, что указанная связь между ситуациями (условиями) и юридическими последствиями не является причинно-следственной связью (связь причины и следствия), а основывается на велении государства (связь тетическая). Традиционно первая часть в регулятивных нормах называется гипотезой, вторая — диспозицией. Диспозиция регулятивной нормы указывает на позитивные, положительные права и обязанности, не связанные с ответственностью, принуждением. В охранительных нормах уголовного и административного права, предусматривающих конкретные виды юридической ответственности, первая часть называется диспозицией, вторая — санкцией. В учебной и иной литературе часто излагается взгляд, согласно которому норма права состоит из трех частей — гипотезы, диспозиции и санкции — и строится по схеме: «если (гипотеза), то должно быть (диспозиция), а иначе (санкция)». Норму такого рода называют обычно логической в отличие от реальных норм. Заметим, что двучленная структура нормы — это также структура логическая, а трехчленная структура — это структура нормы, реально не существующей, созданной путем искусственного соединения двух норм — регулятивной и охранительной. При таком искусственном создании трехчленной нормы охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы. С точки зрения сторонников трехчленной структуры, каждая норма обязательно должна иметь санкцию, содержащую указания на неблагоприятные последствия (принудительные меры) для нарушителя нормы. Конечно, при подходе к структурному строению нормы права необходимо учитывать такое свойство норм права, как принудительность. И с этих позиций, казалось бы, каждая норма должна иметь санкцию, указывающую на такие меры. Однако следует иметь в виду, что между нормами права существует «разделение труда», т. е- разделение их юридических функций: позитивное регулирование (регулятивные нормы) и охранительное действие (охранительные нормы) и на этой основе — связи между нормами, их взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы включает действие нормы охранительной, предусматривающей принудительные меры штрафного (ответственность) или восстановительного характера. Например, за нарушение правил по технике безопасности могут наступить — в зависимости от иных условий — меры уголовной, административной или дисциплинарной ответственности и одновременно меры гражданской ответственности. Если встать на точку зрения трехчленной структуры, то каждое правило по технике безопасности имеет как минимум четыре указанные санкции, содержащиеся в нормах разных отраслей права. По сути дела самостоятельные нормы уголовного, административного, трудового, гражданского права при этом превращаются в отдельные элементы регулятивной нормы. Ряд норм вообще не нуждается в такой части, как санкция, ибо их реализация может быть обеспечена иным способом. Например, в случае нарушения нормы, регулирующей договорные отношения по купле-продаже (покупатель не оплатил купленный товар), суд может вынести решение на основе самой регулятивной нормы (ст. 454 ГК РФ), не имеющей санкции, обязав покупателя принудительным путем исполнить свою обязанность. Итак, подчеркнем, что нормы права складываются из двух частей и регулируют общественные отношения не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи, взаимодействии. Заметим, что во всех учебниках, вышедших в последние годы, называется трехчленная структура нормы права. Однако весьма примечательно, что ни один автор не приводит ни одного примера конкретной нормы с расчленением ее на три элемента. Это и объяснимо, ибо таких норм в реальности нет. Структурные элементы нормы права по своему составу могут быть простыми, сложными и альтернативными. Прос- тая гипотеза (или диспозиция охранительной нормы) указывает на одно обстоятельство (факт), при наличии которого норма вступает в действие; сложная — на два и более обстоятельства; альтернативная указывает на два или более обстоятельств, однако для действия нормы достаточно наступления лишь одного из указанных обстоятельств. Простая диспозиция (или санкция охранительной нормы) указывает на одно юридическое последствие; сложная — на два и более последствия, которые могут наступить одновременно, в совокупности; альтернативная указывает на два и более последствия (которые перечисляются с использованием союза «или»), но наступить может лишь одно из них. Санкции и диспозиции (в регулятивных нормах) с точки зрения их определенности могут быть абсолютно определенными и относительно определенными. В первом случае юридические последствия определены точно, однозначно (например, штраф в точно определенном размере); в другом случае эти последствия определены рамочно (например, лишение свободы от двух до трех лет) или соотносятся с размером причиненного ущерба, убытка, например, процент неустойки относительно причиненного убытка, возмещение вреда соответственно его размеру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|