Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теологические теории права




Теологические взгляды на право — это исторически пер­вое объяснение сущности ирада, возникшее еще в древности. Так, в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммураии, царь


Вавилона, утвердил своими законами правду и справедли­вость по внушению бога Мардуха».

Однако не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Нет, это и наша современность. Центральной идеей божественных (профетических) взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом,цля регулирования поведения людей. Оно дается чело­веку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны с идеологией мировых религиозных воззрений: иуда­измом, христианством, буддизмом, исламом.

В книге «Исход» Библии записано: «Господь позвал Мо­исея на Синайскую гору и передал каменные скрижали, со­держащие закон, писанный перстом Божьим».

В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Ману свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира.

Мусульманское право, содержащееся в священных книгах ислама, является откровением Аллаха и вдохновленными Ал­лахом изречениями пророка Мухаммеда.

Современные христианские воззрения на право выраже­ны, например, в папских энцикликах (посланиях) к верую­щим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

13.2. Теория «естественного права»

Теория «естественного права» наибольшее развитие и рас­пространение получила в преддверии буржуазных революций. Она исходит из дуализма (двойственности) права. Наряду с позитивным правом, созданным государством, согласно этой теории, существует высшее «естественное право», свойствен­ное человеку от природы. «Естественное право» служит кри­терием оценки права позитивного. Все, что в позитивном пра­ве противоречит «естественному праву», недостойно уваже­ния и не должно считаться правом. Под «естественным пра­вом» представители этой теории фактически понимали буржуазные представления о справедливости, общем благе. Основными идеями «естественного права» провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную сво­боду, стремление к счастью, равенство, право на революцион­ные выступления против правительства, попирающего эти права, и др.


В период разложения феодализма и свершения буржуаз­ных революций рассматриваемая теория была направлена против феодальных теологических представлений о праве, против самих феодальных порядков, феодального государства и права, которые признавались противоречащими духу «есте­ственного права». Представители школы «естественного пра­ва» того времени (Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А. Н. Радищев) были прогрессивными деятелями, использовали свои идеи для критики феодального строя и для обоснования нового, буржуазного порядка. Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Ее идеи были отражены в содержании Декларации независимости США (1776г.), Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789г.).

После укрепления власти буржуазии роль теории «естест­венного права» упала. Первое место заняли позитивистские идеи о праве. После второй мировой войны идеи школы «ес­тественного права» в измененном виде были подхвачены тео­рией «возрожденного естественного права», которая выступа­ет преимущественно уже как теологическое представление о праве.

Католическое направление этой теории покоится на со­чинениях средневекового теолога Фомы Аквинского. Естест­венным правом провозглашается право божественное, «веч­ное право», право, данное Богом. Право собственности и вы­текающее из него неравенство бедных и богатых покоятся на этом «вечном» божественном праве.

Теория «естественного права» ныне находит сторонников и в России. Это объяснимо, так как Россия вступила на путь капиталистического развития. Идеология естественного пра­ва призвана вытеснить коммунистические идеи, отвергающие частную собственность. Можно предположить, что с упроче­нием буржуазных порядков эта теория будет отправлена в ар­хив.

13.3. Юридический позитивизм

Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., ког­да буржуазия достаточно упрочила свои экономические и по­литические позиции, в период относительно мирного разви­тия капитализма, свободной конкуренции. Юридический по-

7 Теория государсгва и права!0"^


зитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости со­зданного ею строя, в могуществе се государства и права. Буржуазия видит в своем нраве фактор стабилизации, поряд­ка, эффективное орудие против нарастающего рабочего дви­жения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рас­сматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории_юридического позитивизма право — факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право про­исходит от власти. Право — приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только право-творческой функции государства, независимой от экономи­ческих и классовых отношений.

Юридический позитивизм связан с философским пози­тивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является ос­новой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод при­знается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржу­азной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направ­лений современного позитивизма является нормативизм.

13.4. Нормативизм

Нормативизм — это крайнее проявление формализма в теории права. Создатель нормативизма, Г. Кельзен воспри­нял от позитивизма формально-догматический метод, от И. Канта — деление сферы познания на сферу бытия и сферу долженствования. Кельзен относит право к сфере долженст­вования, которая никак не связана с миром бытия, не зави­сит от действительности. Свою теорию он именует «чистой теорией права». Сила права в самом нраве. Кельзен строит пирамиду норм. Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается, следовательно, на другие, высшие нормы,-но нс на реальные факторы. Сила


всей правовой системы вытекает из «основной нормы», ко­торая I [резюмируется существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы (решения судов или админи­страции, договоры и т. п.), включенные в право. Таким обра­зом, суд рассматривается как правотворческий орган. Здесь Кельзен отходит от позитивизма, приближаясь к позиции социологического направления. Государство у него раство­ряется в праве, которое есть не что иное, как правопорядок, отражение права.

Юридическая наука, заявлял Кельзен, должна заниматься только нормами, должна отбросить экономическую и тем бо­лее классовую обусловленность права. Оценка права с пози­ции морали недопустима, ибо связь между этими явлениями не существует.

13.5. Психологическая школа права

Родоначальником психологической школы права счита­ется Л. И. Петражицкий, работавший в университетах Рос­сии, а после первой мировой войны — в Польше. Л. И. Пет­ражицкий и другие представители психологического направ­ления (В. Лундштет, К. Оливекрона, А. Росс) утверждают, что психика людей — фактор, определяющий развитие общества, его морали, права, государства.

С точки зрения Л. И. Петражицкого, первичными в праве являются психическое правовое переживание, правовые эмо­ции. Правовое переживание носит императивно (обязан­ность)-атрибутивный (правомочие) характер. В этом пережи­вании правомочие и обязанность неразрывно связаны. Норма права представляет собой результат такого переживания, мыс­ленное явление, выражающее связь правомочия и обязаннос­ти. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность. Л. И. Петражицкий не отрицал существования официально действующего права, однако не объяснял, почему оно существует и действует. При­знавая наличие позитивного права, он делил правовые пере­живания на два вида: переживания позитивного права (пред­ставления о том, что юридическая норма — результат внеш­него решения, представление об ее источнике); переживания интуитивного права, т. е- автономного, не связанного с 1^зи-тивным правом. Интуитивное, автономное право признается

7* 195


абсолютным, позитивное — относительным. Позитивное пра­во меняется параллельно изменению психических пережива­ний.

Другие представители психологического направления то­же видят истоки права в психике, эмоциях людей. Это или «психологическая потребность подчинения и повиновения», или «чувство коллективного взаимодействия», или «чувство подражания».

Психологическое направление все объясняет и выводит из психики, отрывает государство и право от его действитель­ных корней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...