Взаимосвязи национальных правовых систем по линии правотворчества
Процесс интеграции политической, экономической, культурной жизни в региональном и глобальном масштабах неизбежно ведет к взаимодействию, взаимовлиянию правовых систем разных государств. Очевидно, что наибольшее влияние оказывают те системы, которые более совершенны с точки зрения полноты правового регулирования, юридических способов обеспечения правопорядка, прав и интересов граждан, уровня юридической техники и т. п. Влияние одних правовых систем на другие проявляется в рецепции идей, понятий, юридических конструкций, институтов и других частей более развитого права. Здесь можно выделить, во-первых, структурные связи, возникающие, когда одна правовая система включает в свой состав (инкорпорирует) крупные блоки другой (отрасль права, значительный нормативный акт, кодекс или отдельный институт права). Во-вторых, идеологические, состоящие в восприятии идей, принципов, юридических конструкций, понятий, терминологии, правил и приемов юридической техники, толкования и т. д. В первом случае те или иные части одной правовой системы включаются в состав другой. Например, кодексы одного государства в виде более или менее точной их копии принимаются соответствующим органом другого и становятся частями права последнего. Во втором случае воспринимаются лишь принципы, идеи, понятия, конструкции тех или иных правовых институтов. Здесь государство принимает собственные нормативные акты, в том числе кодифицированные, с учетом своеобразия своих социально-экономических, политических структур и т. д., с тем чтобы новые институты органически вошли в сложившуюся правовую систему. Ярким примером воздействия одной правовой системы на другую является влияние римского права на правовые системы континентальной Европы, через них — на право Латинской Америки, некоторых стран Азии и Африки. Уместно здесь вспомнить крылатое выражение немецкого юриста Иеринга: «Рим трижды завоевал мир: один раз — мечом, другой раз — крестом и третий раз — правом». Речь идет о римском частном праве. Публичное же римское право прекратило свое существование вместе с Римской империей.
Распространению римского частного права во многом способствовал и римский меч, утверждавший его на завоеванных территориях. Однако в римских провинциях действовали наряду с ним и местные правовые системы обычного права. Рим относился терпимо к этим системам, искореняя лишь те обычаи, которые резко противоречили представлениям римлян о справедливости. Происходило определенное комбинирование римского права и местных правовых систем, причем первое подвергалось так называемой вульгаризации. Изначальные его конструкции искажались, смысл понятий и терминов менялся, приспосабливаясь к местным условиям. Вульгаризация римского права способствовала его распространению среди германских народов за рамками самой империи. Римское право пережило Римскую империю. Эпоха его возрождения (XI в. н. э.) началась с восстановления римского права (в Юстиниановской кодификации) в итальянских университетах, а затем и в других европейских странах. Здесь следует, очевидно, вспомнить деятельность глоссаторов, постглоссаторов и комментаторов. Римское право, рецепированное Священной Римской империей, в средние века формально признавалось действующим, однако играло вспомогательную роль по отношению к системам права, существовавшим в отдельных частях империи. Римское право приспосабливалось путем толкования к условиям феодального общества. Таким образом, сложилось современное римское право. Рецепции римского права способствовала деятельность юридических факультетов средневековых университетов, которые не только служили для обучения юристов римскому праву, но и участвовали в деятельности судов. В сложных случаях суды обращались на факультеты, и ученые высказывали свое мнение по тем или иным
правовым вопросам, вплоть до указаний, касающихся решения по конкретному вопросу (делу). Римское право оказало влияние и на формирование буржуазных систем континентальной Европы. Уместно вспомнить Гражданский кодекс, принятый во Франции в 1804г. (названный в 1807 г. Кодексом Наполеона), который складывался из трех частей и повторял фактически структуру институций (учебника) древнеримского юриста Гая. Взаимовлияние правовых систем усилилось с развитием капитализма, мировой торговли, расширением других международных связей. Развивающийся капитализм нуждался в смене феодального права буржуазным. Разработка и создание нового законодательства требовали времени, значительных интеллектуальных и иных усилий, наличия специалистов-юристов, свободных от феодальных представлений о праве. Между тем в мире (в первую очередь во Франции, Англии) уже появились образцы такого законодательства. Влияние Кодекса Наполеона весьма характерно для европейских стран, более точные его копии инкорпорируются в системы права латиноамериканских стран (Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Парагвай и др.), штата Луизиана (США —1925 г.), провинции Квебек (Канада), Эфиопии. Гражданский кодекс Греции (1964 г.) ориентирован на немецкий Гражданский кодекс с некоторыми элементами Кодекса Наполеона, итальянского, швейцарского кодексов. Турция рецепировала швейцарское гражданское право, Япония — немецкое. Уголовный кодекс Эфиопии (1957 г.) разрабатывал швейцарский профессор Гревен, что повлекло заимствование юридической конструкции европейского уголовного права. Влияние европейского права на правовые системы других стран было связано также с колонизацией стран Африки, Азии и Америки. После обретения суверенитета бывшие колонии фактически сохранили те части права метрополий (Англии, Франции, Португалии, Нидерландов и др.), которые действовали в период колониальной зависимости (естественно, в пределах, не противоречащих их новому статусу). Бывшие колонии Англии сохранили традиции общего права, действующего в Англии, бывшие колонии стран Западной Европы оказались в рома-но-германской правовой семье.
В ряде случаев молодые государства испытывали влияние как английского общего права, так и романо-германской пра- вовой семьи. Например, бывшие владения Испании (ныне штаты США — Флорида, Калифорния, Техас и др.) сохранили лишь некоторые институты колониального права Испании. Филиппины под влиянием испанской колонизации также восприняли правовую систему метрополии. Однако длительная американская оккупация привнесла новые элементы общего права, и филиппинское право стало смешанным. Во многих случаях происходило смешение права метрополий с местными правовыми системами. В Индонезии (бывшая колония Нидерландов) концепции романо-германской правовой семьи сочетаются с мусульманскими обычаями (адатом). Смешанное право в Египте, Сирии, Ираке наполовину основано на исламе. Правовая система России также испытала на себе инородные влияния, в том числе римского права. В Древнюю Русь римское право проникло из Византии вместе с христианством. В числе основанных на римском праве источников, действовавших на Руси (главным образом в сфере деятельности церкви, брачно-семейных и связанных с ними имущественных отношений), следует назвать Кормчие книги, представ^, ляющие собой рецепцию источников византийского Канонического права (Номоканон, Эклога, Прохирон и др.). Кормчие книги действовали до 1721 г., утратив свое значение с принятием Петром I Духовного регламента. В научной литературе российское дореволюционное право отнесено к романо-германской правовой семье. Судебные уставы 1864 г. восприняли многие прогрессивные идеи права Западной Европы: гласность, устность, непосредственность, свободную судебную оценку доказательств, суд присяжных, апелляцию, кассацию и т. д. Некоторые авторы относили к этой семье и право советское, другие же включали его в особую семью социалистического права. Однако бесспорно, что с точки зрения терминологии, юридической техники, юридических конструкций, структуры права, его источников, применения и толкования, роли судов российское право примыкает к романо-германской правовой семье.
Переход в настоящее время к демократии, правовому государству, рыночной экономике не обходится без заимствования опыта и достижений развитых стран, особенно в сфере конституционного, гражданского права. В политической системе (соответственно и в системе права) появились институты единоличного президента, конституционного суда, парламентского представителя по правам человека; вводятся принципы разделения властей, политического плюрализма, гласности; расширяются права и свободы граждан, совершенствуются судебные формы их защиты и т. д. В гражданском праве возникают новые субъекты права (предприниматели, акционерные общества, биржи, фермеры и т. д.), новые виды гражданских правоотношений и их объектов (частная собственность, интеллектуальная собственность, защита прав потребителя, возмещение морального ущерба и т. д.), а следовательно, и новые институты права. Унификация права Рассмотренные процессы заимствования, взаимовлияния правовых систем мира неизбежно ведут к сближению последних, к определенной их унификации. Это наблюдается не только внутри конкретных семей права, но и между системами, относящимися к разным семьям. Если раньше этот процесс протекал стихийно, то теперь, в условиях экономической, политической, культурной интеграции народов, он носит целенаправленный характер. Тотальная, всеобъемлющая унификация правовых систем, охватывающая все отрасли права, вряд ли достижима и необходима. Правовые системы разных государств, бесспорно, будут сохранять своеобразие, учитывая специфику жизни населения. В унификации нуждаются прежде всего отрасли и инсти--туты, связанные с регулированием международных связей (право воздушное, морское, финансовое, процессуальное и др.), а также с состоянием прав и свобод граждан. Проявляется унификация прежде всего в экономической сфере. Большая роль в унификации правовых систем мира принадлежит международному праву, международным договорам, конвенциям. Нормы конвенции могут возложить на государство обязательство инкорпорировать текст единообразного закона во внутреннее законодательство (п. 2 ст. 1 Гаагской конвенции о единообразном законе в международной купле-продаже 1964 г.) или содержать требования о приведении норм национального законодательства в соответствие с конвенционными положениями (ст. V Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.).
Андской группой стран (Перу, Венесуэла, Сальвадор, Чили, Боливия) в 1970 г. принят согласованный единый инвестиционный кодекс, нормы которого были трансформированы в нормы национального права. На основе соглашений унифицируются финансовое, гражданское, семейное, процессуальное право, законы о налогах, школах и дипломах, пенсиях и т. д. в странах Северного Совета, которые учредили специальный суд для интерпретации единообразного скандинавского права; выписки решений верховных судов Скандинавских стран регулярно публикуются. Примером региональной унификации в области прав и свобод человека может послужить деятельность Совета Европы. Эта организация, образованная в 1949 г., в настоящее время включает в себя более 30 государств. В основу ее деятельности положена защита прав и основных свобод человека. Ею создана система контроля за соблюдением прав и свобод личности — Комиссия и Европейский суд по правам человека, деятельность которых, бесспорно, способствует не только охране прав и свобод граждан, но и унификации законодательства государств — членов Совета Европы. Проблемы унификации права являются актуальными и для стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Многие из-них продолжают пользоваться законами СССР до принятия собственного законодательства. Сложившаяся в рамках СССР глубокая экономическая, культурная интеграция требует и в, дальнейшем сохранения в определенной мере унификации законодательства, прежде всего в экономической, финансовой, транспортной, таможенной, социальной сферах. Стремление стран СНГ более тесно войти в мировое цивилизованное общество, в частности в Совет Европы, предполагает также соблюдение мировых стандартов относительно прав и свобод граждан, что неизбежно влечет за собой унификацию законодательства. Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в сентябре 1992 г. приняты Основные направления сближения законодательства государств — участников Содружества. Документ устанавливает определенные нормы этой деятельности: рекомендательные (модельные) законодательные акты межпарламентской ассамблеи; обмен информацией о принятых и подготавливаемых законодательных актах; рас- смотрение вопросов сближения законодательства в координационных институтах Содружества, проведение конференций и т.д. Советом глав государств 9 октября 1992г. заключено Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества. Унификация права осуществляется не только в региональном плане, но и в глобальном. Если раньше это происходило главным образом за счет идеологического влияния одних систем на другие, путем прямой рецепции, инкорпорации частей одних правовых систем другими, в результате влияния колонизации, то на современном этапе основная роль в этом процессе принадлежит международному праву (международным двусторонним и многосторонним договорам и конвенциям). Значительную роль в этом процессе играют различного рода международные организации. 'Например, Международная организация труда (МОТ) приняла свыше 170 конвенций. Согласно ст. 19 Устава МОТ каждое входящее в нее государство обязуется представлять любую конвенцию компетентной власти, с тем чтобы трансформировать ее в закон. Такая трансформация способствует унификации национальных правовых систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|