Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязи национальных правовых систем по линии правотворчества




Процесс интеграции политической, экономической, культурной жизни в региональном и глобальном масштабах неизбежно ведет к взаимодействию, взаимовлиянию право­вых систем разных государств. Очевидно, что наибольшее влияние оказывают те системы, которые более совершенны с точки зрения полноты правового регулирования, юридиче­ских способов обеспечения правопорядка, прав и интересов граждан, уровня юридической техники и т. п.

Влияние одних правовых систем на другие проявляется в рецепции идей, понятий, юридических конструкций, инсти­тутов и других частей более развитого права. Здесь можно выделить, во-первых, структурные связи, возникающие, ког­да одна правовая система включает в свой состав (инкорпо­рирует) крупные блоки другой (отрасль права, значительный нормативный акт, кодекс или отдельный институт права). Во-вторых, идеологические, состоящие в восприятии идей, принципов, юридических конструкций, понятий, терминоло­гии, правил и приемов юридической техники, толкования и т. д.

В первом случае те или иные части одной правовой сис­темы включаются в состав другой. Например, кодексы одного государства в виде более или менее точной их копии прини­маются соответствующим органом другого и становятся час­тями права последнего. Во втором случае воспринимаются лишь принципы, идеи, понятия, конструкции тех или иных правовых институтов. Здесь государство принимает собствен­ные нормативные акты, в том числе кодифицированные, с учетом своеобразия своих социально-экономических, поли­тических структур и т. д., с тем чтобы новые институты орга­нически вошли в сложившуюся правовую систему.


Ярким примером воздействия одной правовой системы на другую является влияние римского права на правовые систе­мы континентальной Европы, через них — на право Латин­ской Америки, некоторых стран Азии и Африки. Уместно здесь вспомнить крылатое выражение немецкого юриста Иеринга: «Рим трижды завоевал мир: один раз — мечом, дру­гой раз — крестом и третий раз — правом». Речь идет о рим­ском частном праве. Публичное же римское право прекратило свое существование вместе с Римской империей.

Распространению римского частного права во многом способствовал и римский меч, утверждавший его на завоеван­ных территориях. Однако в римских провинциях действовали наряду с ним и местные правовые системы обычного права. Рим относился терпимо к этим системам, искореняя лишь те обычаи, которые резко противоречили представлениям рим­лян о справедливости. Происходило определенное комбини­рование римского права и местных правовых систем, причем первое подвергалось так называемой вульгаризации. Изна­чальные его конструкции искажались, смысл понятий и тер­минов менялся, приспосабливаясь к местным условиям. Вульгаризация римского права способствовала его распрост­ранению среди германских народов за рамками самой импе­рии.

Римское право пережило Римскую империю. Эпоха его возрождения (XI в. н. э.) началась с восстановления римского права (в Юстиниановской кодификации) в итальянских уни­верситетах, а затем и в других европейских странах. Здесь сле­дует, очевидно, вспомнить деятельность глоссаторов, пост­глоссаторов и комментаторов.

Римское право, рецепированное Священной Римской им­перией, в средние века формально признавалось действую­щим, однако играло вспомогательную роль по отношению к системам права, существовавшим в отдельных частях импе­рии. Римское право приспосабливалось путем толкования к условиям феодального общества. Таким образом, сложилось современное римское право. Рецепции римского права спо­собствовала деятельность юридических факультетов средне­вековых университетов, которые не только служили для обу­чения юристов римскому праву, но и участвовали в деятель­ности судов. В сложных случаях суды обращались на факуль­теты, и ученые высказывали свое мнение по тем или иным


правовым вопросам, вплоть до указаний, касающихся реше­ния по конкретному вопросу (делу).

Римское право оказало влияние и на формирование бур­жуазных систем континентальной Европы. Уместно вспом­нить Гражданский кодекс, принятый во Франции в 1804г. (названный в 1807 г. Кодексом Наполеона), который склады­вался из трех частей и повторял фактически структуру инс­титуций (учебника) древнеримского юриста Гая.

Взаимовлияние правовых систем усилилось с развитием капитализма, мировой торговли, расширением других между­народных связей. Развивающийся капитализм нуждался в смене феодального права буржуазным. Разработка и создание нового законодательства требовали времени, значительных интеллектуальных и иных усилий, наличия специалис­тов-юристов, свободных от феодальных представлений о пра­ве. Между тем в мире (в первую очередь во Франции, Англии) уже появились образцы такого законодательства. Влияние Кодекса Наполеона весьма характерно для европейских стран, более точные его копии инкорпорируются в системы права латиноамериканских стран (Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Парагвай и др.), штата Луизиана (США —1925 г.), провинции Квебек (Канада), Эфиопии. Гражданский кодекс Греции (1964 г.) ориентирован на немецкий Гражданский ко­декс с некоторыми элементами Кодекса Наполеона, итальян­ского, швейцарского кодексов. Турция рецепировала швей­царское гражданское право, Япония — немецкое. Уголовный кодекс Эфиопии (1957 г.) разрабатывал швейцарский профес­сор Гревен, что повлекло заимствование юридической конст­рукции европейского уголовного права. Влияние европейско­го права на правовые системы других стран было связано так­же с колонизацией стран Африки, Азии и Америки. После обретения суверенитета бывшие колонии фактически сохра­нили те части права метрополий (Англии, Франции, Порту­галии, Нидерландов и др.), которые действовали в период ко­лониальной зависимости (естественно, в пределах, не проти­воречащих их новому статусу). Бывшие колонии Англии со­хранили традиции общего права, действующего в Англии, бывшие колонии стран Западной Европы оказались в рома-но-германской правовой семье.

В ряде случаев молодые государства испытывали влияние как английского общего права, так и романо-германской пра-


вовой семьи. Например, бывшие владения Испании (ныне штаты США — Флорида, Калифорния, Техас и др.) сохранили лишь некоторые институты колониального права Испании. Филиппины под влиянием испанской колонизации также восприняли правовую систему метрополии. Однако длитель­ная американская оккупация привнесла новые элементы об­щего права, и филиппинское право стало смешанным.

Во многих случаях происходило смешение права метро­полий с местными правовыми системами. В Индонезии (быв­шая колония Нидерландов) концепции романо-германской правовой семьи сочетаются с мусульманскими обычаями (адатом). Смешанное право в Египте, Сирии, Ираке наполо­вину основано на исламе.

Правовая система России также испытала на себе инород­ные влияния, в том числе римского права. В Древнюю Русь римское право проникло из Византии вместе с христианст­вом. В числе основанных на римском праве источников, дей­ствовавших на Руси (главным образом в сфере деятельности церкви, брачно-семейных и связанных с ними имуществен­ных отношений), следует назвать Кормчие книги, представ^, ляющие собой рецепцию источников византийского Канони­ческого права (Номоканон, Эклога, Прохирон и др.). Корм­чие книги действовали до 1721 г., утратив свое значение с при­нятием Петром I Духовного регламента.

В научной литературе российское дореволюционное пра­во отнесено к романо-германской правовой семье. Судебные уставы 1864 г. восприняли многие прогрессивные идеи права Западной Европы: гласность, устность, непосредственность, свободную судебную оценку доказательств, суд присяжных, апелляцию, кассацию и т. д. Некоторые авторы относили к этой семье и право советское, другие же включали его в осо­бую семью социалистического права. Однако бесспорно, что с точки зрения терминологии, юридической техники, юриди­ческих конструкций, структуры права, его источников, при­менения и толкования, роли судов российское право примы­кает к романо-германской правовой семье.

Переход в настоящее время к демократии, правовому го­сударству, рыночной экономике не обходится без заимство­вания опыта и достижений развитых стран, особенно в сфере конституционного, гражданского права. В политической сис­теме (соответственно и в системе права) появились институты


единоличного президента, конституционного суда, парла­ментского представителя по правам человека; вводятся прин­ципы разделения властей, политического плюрализма, глас­ности; расширяются права и свободы граждан, совершенст­вуются судебные формы их защиты и т. д. В гражданском пра­ве возникают новые субъекты права (предприниматели, акционерные общества, биржи, фермеры и т. д.), новые виды гражданских правоотношений и их объектов (частная собст­венность, интеллектуальная собственность, защита прав по­требителя, возмещение морального ущерба и т. д.), а следова­тельно, и новые институты права.

Унификация права

Рассмотренные процессы заимствования, взаимовлияния правовых систем мира неизбежно ведут к сближению послед­них, к определенной их унификации. Это наблюдается не только внутри конкретных семей права, но и между система­ми, относящимися к разным семьям. Если раньше этот про­цесс протекал стихийно, то теперь, в условиях экономиче­ской, политической, культурной интеграции народов, он но­сит целенаправленный характер. Тотальная, всеобъемлющая унификация правовых систем, охватывающая все отрасли права, вряд ли достижима и необходима. Правовые системы разных государств, бесспорно, будут сохранять своеобразие, учитывая специфику жизни населения.

В унификации нуждаются прежде всего отрасли и инсти--туты, связанные с регулированием международных связей (право воздушное, морское, финансовое, процессуальное и др.), а также с состоянием прав и свобод граждан. Проявля­ется унификация прежде всего в экономической сфере.

Большая роль в унификации правовых систем мира при­надлежит международному праву, международным договорам, конвенциям. Нормы конвенции могут возложить на государ­ство обязательство инкорпорировать текст единообразного закона во внутреннее законодательство (п. 2 ст. 1 Гаагской конвенции о единообразном законе в международной куп­ле-продаже 1964 г.) или содержать требования о приведении норм национального законодательства в соответствие с кон­венционными положениями (ст. V Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.).


Андской группой стран (Перу, Венесуэла, Сальвадор, Чи­ли, Боливия) в 1970 г. принят согласованный единый инвес­тиционный кодекс, нормы которого были трансформированы в нормы национального права.

На основе соглашений унифицируются финансовое, гражданское, семейное, процессуальное право, законы о на­логах, школах и дипломах, пенсиях и т. д. в странах Северного Совета, которые учредили специальный суд для интерпрета­ции единообразного скандинавского права; выписки реше­ний верховных судов Скандинавских стран регулярно публи­куются.

Примером региональной унификации в области прав и свобод человека может послужить деятельность Совета Евро­пы. Эта организация, образованная в 1949 г., в настоящее вре­мя включает в себя более 30 государств. В основу ее деятель­ности положена защита прав и основных свобод человека. Ею создана система контроля за соблюдением прав и свобод личности — Комиссия и Европейский суд по правам челове­ка, деятельность которых, бесспорно, способствует не только охране прав и свобод граждан, но и унификации законода­тельства государств — членов Совета Европы.

Проблемы унификации права являются актуальными и для стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Мно­гие из-них продолжают пользоваться законами СССР до при­нятия собственного законодательства. Сложившаяся в рамках СССР глубокая экономическая, культурная интеграция тре­бует и в, дальнейшем сохранения в определенной мере уни­фикации законодательства, прежде всего в экономической, финансовой, транспортной, таможенной, социальной сферах. Стремление стран СНГ более тесно войти в мировое цивили­зованное общество, в частности в Совет Европы, предпола­гает также соблюдение мировых стандартов относительно прав и свобод граждан, что неизбежно влечет за собой уни­фикацию законодательства.

Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в сентябре 1992 г. приняты Основные направления сбли­жения законодательства государств — участников Содружест­ва. Документ устанавливает определенные нормы этой де­ятельности: рекомендательные (модельные) законодательные акты межпарламентской ассамблеи; обмен информацией о принятых и подготавливаемых законодательных актах; рас-


смотрение вопросов сближения законодательства в коорди­национных институтах Содружества, проведение конферен­ций и т.д. Советом глав государств 9 октября 1992г. заклю­чено Соглашение о принципах сближения хозяйственного за­конодательства государств — участников Содружества.

Унификация права осуществляется не только в региональ­ном плане, но и в глобальном. Если раньше это происходило главным образом за счет идеологического влияния одних сис­тем на другие, путем прямой рецепции, инкорпорации частей одних правовых систем другими, в результате влияния коло­низации, то на современном этапе основная роль в этом про­цессе принадлежит международному праву (международным двусторонним и многосторонним договорам и конвенциям). Значительную роль в этом процессе играют различного рода международные организации. 'Например, Международная ор­ганизация труда (МОТ) приняла свыше 170 конвенций. Со­гласно ст. 19 Устава МОТ каждое входящее в нее государство обязуется представлять любую конвенцию компетентной власти, с тем чтобы трансформировать ее в закон. Такая трансформация способствует унификации национальных правовых систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...