Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПСАЛОМ 21 (Пророчество о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа)




Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Вопль к Богу в оставленности: 2-3;

2. Господь - Владыка отцов: 4-6;

3. Плач о поношениях: 7-9;

4. Господь - податель жизни: 10-12;

5. Гонения и преследования врагов: 13-19;

6. Моление об избавлении: 20-22;

7. Обещания похвалы 23-26;

8. Обращение к Богу всего мира: 27-30;

9. Похвала Богу от последующих поколений: 31-32.

Изображение в этом псалме страданий праведных до того сходно с рассказом евангелистов о страданиях и смерти Господа (ср. стих 19 с Мф. 27, 32 и Ин. 19, 23-24; стих 8 с Мф. 27, 39; стих 3 с Мф. 27, 43; стих 2 с Мф. 27, 46), что кажется, будто Давид писал свой псалом, стоя у подножия креста; поэтому-то большинство богослужебных песнопений Великой Пятницы, когда вспоминаются страдания Господа, составлены из слов 21 псалма, и псалом этот читается в день не единожды. Святой апостол Павел в Послании к Евреям прямо относит к Иисусу Христу (2, 12) изображенное в конце 21 псалма искупительное значение страданий праведника.

С 23-го стиха содержание псалма изменяется; ранее оно было скорбно-просительным, теперь же становится благодарственно-хвалебным.

Все испытанное Давидом в мыслях и чувствах и изложенное в первой части псалма, нашло полное выражение в страданиях Мессии-Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательно-пророческой, также как и вторая часть псалма, где Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времен мессианских, когда проповедь учения Иисуса Христа распространилась среди всех стран и народов.

Толкование 21 псалма

Надписание: "В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду" толковники объясняет различно. В обычном смысле, по мнению толковников, "заступление утреннее" - это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы видят здесь указание на пришествие Спасителя. "Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме". "В предлагаемом псалме, - говорит святитель Афанасий Александрийский, - поется о заступлении утреннем, т.е. о том, что Единородное Слово Божие, по написанному "Восток свыше" (Лк. 1, 78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской; или заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева, ибо Христос восстал "зело рано" (Лк. 24, 1).

Ст. 2: "Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих".

За исключением слов "вонми ми", которых нет в еврейском тексте, и, как можно думать, внесены в перевод 70-ти в виде пояснения, в этом стихе приведены слова, которые Господь Иисус Христос произнес на кресте. "Или! Или! Лама савахфани?" - "Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил?" (Мф. 27, 46). "Говорит это Спаситель от лица человечества, - замечает Афанасий Александрийский, - т.е. почто оставил Мою человеческую природу без помощи, или почто предал её на страдания?" "Оставлением, - говорит блаженный Феодорит, - называет не отлучение соединенного Божества, как полагали некоторые, но попущение совершиться страданию... Изрекает сие Владыка Христос как человек".

Дальнейшие слова: "Далече от спасения моего словеса грехопадений моих" ещё в древние времена смущали толкователей. Но позднейшие толкователи считают, что эти слова могли быть произнесены Христом Спасителем. Иисус Христос, по объяснению блаженного Феодорита, "будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех и, будучи морем благословения, принял на Себя возложенную на нас клятву" и крест претерпе, о срамоте нерадив" (Евр. 12, 2): так за нас и произнес сии слова... Не взирай, говорит, на прегрешения естества, но даруй спасение за Мои страдания".

Итак, смысл приведенных слов таков: грехи людей, которые Я взял на Себя добровольно и соделал как бы Своими, удаляют Меня от спасения, препятствуют освободиться от страданий, которые Я решился понести за эти грехи.

Ст. 3: "Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне" (в неразумие мне).

Господь молился об избавлении Его от чаши страданий, но как бы не был услышан. Значит ли это, что молитва Его была бесплодной? "Спаситель, - говорит святитель Афанасий, - показывает нам, что плод молитвы не бесполезен, ибо сказано: "не в безумие мне". Блаженный Феодорит поясняет эти слова: "День и ночь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: "И не в безумие мне". Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное".

Ст. 4: "Ты же во Святом живеши, хвало Израилева".

"Во Святем живеши",- т.е. в святом теле, как поясняет блаженный Феодорит. Здесь пророк Давид приводит уже свои слова, обращенные к соединенному с Отцом по Существу Богу-Слову, Который был соединен лично с воспринятым Им человечеством. "Всего же необычайнее то, - продолжает тот же толкователь от лица Давида, - что совершается страдание тогда, как Ты обитаешь во святом теле Сам. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными служителями: Свят, Свят, Свят, указывая этим на Божество Спасителя".

Ст. 5: "На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я" - это продолжение слов пророка.

Ст. 6: "К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася" - это тоже говорится от лица Давида.

Ст. 7: "Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей", т.е. я уничижен, как червь. Толкователи относят это к Спасителю. "Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния", - поясняет блаженный Феодорит. Святитель Афанасий усматривает здесь поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте.

Ст. 8. "Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою".

Ст. 9. "Упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его".

Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии и засвидетельствовано Евангелистами (см. Мф. 27, 39-47; Лк. 23, 35). "Удивительно чрезмерное неразумие иудеев, - говорит один из толкователей, - как они, читал эти слова, произносимые против них от лица Христова, не поняли, видя Христа распятого на кресте, и этого пророчества, столь согласно с событиями представляющего их дерзости" (см. "Толковая Псалтирь" Е. Зигабена).

Ст. 10. "Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере Моея". Здесь говорится о чудесном рождении Иисуса Христа. Он родился не по закону естества, а Сам Бог извел Его. Блаженный Феодорит так излагает этот стих: "Ты создал Меня в утробе, и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды Мои возвергал Я на Твою попечительность", потому что, как говорит другой толкователь (Е. Зигабен), "с этого времени Я познал надежду Мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лицо Божеством, как и евангелист Лука сказал: "Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости; и благодать Божия бе на Нем" (Лк. 2, 40).

Ст. 11: "К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты".

Ст. 12: "Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми".

Слова 11 и 12 стихов относятся также к человеческой природе Иисуса Христа. О скорби и оставленности Иисуса Христа говорят Евангелисты (Мф. 26, 37, 56 и Мк. 14, 33).

Ст. 13: "Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя". "Тельцами,- говорит блаженный Феодорит,- называет пророков, священников и книжников..., а юнцами - подчиненных им".

Святитель Афанасий разумеет вообще правителей еврейского народа.

Ст. 14: "Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй". Жестокость и свирепость иудеев уподобляется ярости голодного льва. Соответствующее по немилосердию место встречаем в Евангелии (Ин. 19, 15), когда иудеи взывали: "возьми, возьми, распни Его".

Ст. 15: "Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего".

Ст. 16: "Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси".

Сказанное в стихах 15 и 16 выражает страшные страдания Спасителя, от которых пречистое тело Его уподобилось воде, т.е. потеряло твердость, рассыпались кости Егс, сердце потеряло свою крепость и, как воск от огня, растаяло "посреде чрева", т.е. в душе. Блаженный Феодорит в наименовании костей усматривает святых Апостолов. Церковь - тело, крепость тела - кости, а крепость Церкви - святые Апостолы, которые во время страданий Спасителя рассеялись и, подобно воде, разлитой на равнине, бежали от Него.

Ст. 17: "Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои".

"Пси мнози" - по святителю Афанасию, - народные иудейские правители; по блаженному Феодориту - язычники как нечистые по закону и бесстыдные, как пси. И Господь Иисус Христос употребил слово "псы" в ответе Хананеянке как язычнице: "несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом" (Мф. 15, 26). Впрочем, бывшие прежде псами, по вере вступили в чин сынов и пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны (т.е. евреи), приняли наименование псов, потому что, подобно псам, возъярились на Владыку.

"Ископаша руце мои и нозе мои" - с евр. "пронзили руки мои и ноги мои".

Ст.13. "Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя".

Блаженный Феодорит так излагает этот стих: "Пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей". "Тии же смотриши и презреша мя", т.е. смотрели на Мои страдания и смеялись надо Мною. Здесь имеются ввиду насмешки над Иисусом Христом во время предкрестных и крестных страданий.

Ст. 19: "Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий".

Святой Иоанн Богослов приводит эти слова как пророчество и показывает, что оно исполнилось по распятии Господа, когда воины взяли одежды Его и разделили на 4 части, а о тканном хитоне метали жребий (Ин. 19, 23).

Ст. 20: "Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми" (т.е. помоги мне).

Ст. 21: "Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою".

"Оружием, - говорит Афанасий Александрийский, - рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими (см. ст. 22) изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить. "И из руки песии единородную мою", т.е. спаси мою одинокую, всеми оставленную душу от врагов, кои, как злые псы, напали на меня. "Душу же свою, - говорит тот же толкователь, - называет единородную, потому что она оставлена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию имеет ипостасное единение с Богом-Словом".

Ст. 22: "Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое".

Под львом и единорогом разумеются распинатели, враги Христовы, жестокие, как эти звери. "Смирение" - уничижением спаси Меня уничиженного, страждущего.

Ст. 23: "Повем имя Твое братии моей, посреде Церкви воспою Тя". С 23-го стиха начинается другая часть псалма. Ранее речь была о страданиях Спасителя, теперь - о славе Его и воскресении, о призвании язычников. Поведать имя Божие значит прославить Его, Его божественные свойства: благость, премудрость, всемогущество и др. Эти свойства с особенною силою выразились в воскресении и по воскресении Спасителя. Когда Я воскресну, - говорит Господь, - тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви братиям Моим, т.е. святым апостолам, ученикам и последователям Моим (Они называются братьями Христовыми, Ин. 20, 17; Рим. 8, 29).

Ст. 24: "Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево".

"Поелику Церковь состоит из иудеев и язычников, - говорят святые Афанасий и Феодорит, - то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем - одних по прародителю, а других (язычников) - по добродетели, которая способна также украсить, как и род".

Ст. 25: "Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя".

Блаженный Феодорит так передает смысл этого стиха, как бы словами Господа. "Воспойте, - говорит он, - соделавшегося для вас Виновником спасения, Который не восхотел презреть уничиженнейшего естества вашего, и Моим воскресением соделал ваше спасение".

Ст. 26 "От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе; молитвы моя воздам пред боящимися Его".

"Как Я делаю Тебя ведомым для человека, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь... Церковию великою назвал Церковь, простирающуюся до пределов земли" (блаженный Феодорит). "Молитвы моя воздам пред боящимися Его". "Молитвы" здесь - обеты. Так и в еврейском тексте. Какие обеты Спасителя? Святитель Афанасий разумеет исполнение обета или обещания, данного Сыном Божиим Богу Отцу спасти род человеческий. По смыслу толкования блаженного Феодорита: "Я обещал вознести Тебе хвалу чрез верующих и священнодействующих в Церкви Моей, и это исполню".

Далее - об обращении язычников.

Ст. 27: "Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века".

"Этим, - говорит Афанасий Александрийский, - выражается провозглашение о призвании язычников", т.е. насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. "И восхвалят Господа взыскающии Его". Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди - учения, божественной вечери, благодати и т.п. "Жива будут сердца их в век века", т.е. души верующих, до обращения своего бывшие мертвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истинною жизнью и получат вечную жизнь. Господь в Евангелии говорит: "Аз есмь хлеб животный" и "аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки" (Ин. 6, 48, 51).

Ст. 23 "Помянутся и обратятся ко Господу вся концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык".

Народы земли, забывшие Бога, воспомянутся Им, призовутся ко спасению через Евангелие, тогда они и обратятся ко Господу, войдут в Церковь. С еврейского "воспомнят и обратятся ко Господу все концы земли". Значит, все народы земли уверуют, познают и обратятся к Нему.

Ст. 29: "Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки".

Причина, почему не одни иудеи, а все народы земли войдут в Церковь Христову и поклонятся Богу истинному - та, что Бог есть Бог не только иудеев, но и всех народов, Творец человеческого естества, следовательно, обо всех заботится, всем одинаково желает спасения (Рим. 3, 29).

Ст. 30: "Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, пред Ним припадут вся низводящии в землю, и душа моя тому живет".

Здесь прошедшее время употреблено вместо будущего. Будут вкушать от божественной трапезы, насытятся благ, которые уготовал Господь верующем во имя Его и поклонятся Ему "вси тучнии земли", - т.е. богатые, обогатившиеся благочестием и добродетелями. "Вси низходящии в землю" - т.е. все смертные; по блаженному Феодориту - умершие, которые по воскресении своем, одни добровольно, а другие невольно, из страха, поклонятся Богу (Фил. 2, 10, 11). "Душа моя тому живет", - т.е. Богу Отцу, для Него живет, Ему повинуется.

Ст. 31: "И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий". "Семя мое" - верующие. "Возвестит Господеви род грядущий" - Господь Иисус Христос возвестит или сделает известными, угодными Богу верующих, имеющих родиться от Святого Духа.

Ст. 32: "И возвестят правду Его людям рождшымся (родиться имущим), яже сотвори Господь". Это святые Апостолы, пастыри Церкви, возвестят правду Божию (оправдание чрез веру во Христа) людям, имеющим родиться свыше чрез Таинство святого Крещения.

Псалом 39

(Пророчество о замене ветхозаветных жертв единою Христовою жертвою)

Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Похвала Богу спасающему: 2-6;

2. О постигших бедствиях: 7-9;

3. Моление о даровании жизни для хвалы: 10-11;

4. Благодарная похвала: 12-13.

Псалом написан Давидом об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь. Под опасностями надо понимать гонения от Саула и Авессалома.

Прообразовательно-мессианским местом в данном псалме являются слова 7-9 стихов: "Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего".

Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона, как не требовал от него ни жертв (кровавых), ни приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но взамен этого "тело свершил еси", т.е. Бог потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом, мыслями, чувствами, делами. В данном случае в греческом тексте тело "сома" соответствует понятию всего существа человека, с душой и телом.

Таким временем, когда Бог не вменял в грех Давиду непринесения им жертв, было время бегства его от Саула в Секолаг (ср. пс. 15). На этот призыв Бога о служении Ему всем существом своим Давид выражает свою готовность: "Тогда рех: се прииду". Об этом послушании "писано в главизне книжне", в свитке книги закона, которым это послушание налагалось на человека Богом, как внешнее требование и повеление. Для Давида же это послушание являлось не только требованием закона, но и внутренним влечением его духа" (еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех)". В своей деятельности и жизни он всегда руководится этим послушанием - "закон посреде чрева", т.е. в сердце.

Замена жертвоприношений по отношению к Давиду служением Богу мыслями и поступками указывала, что для Бога ценны не самые предметы приношений, а для человека благотворен не сам процесс совершения обряда, но то возвышенное внутреннее настроение приносящего, которое вызывается пониманием смысла, внутренней сущности видимого действия.

Этим фактом невменения Давиду в грех несоблюдения обрядовой стороны закона и замены её другим видом служения Богу уже предуказывалось, что сам закон имеет не вечное значение, а временное, которое должно быть заменено высшим, чем обряды, видом богослужения. С пришествием Спасителя это и совершилось: закон Моисея потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу "духом и истиною" (Ин. 4, 23). Как указание на отмену Ветхозаветного Закона это место выясняется в послании Апостола Павла к Евреям (10, 5-10).

В самом содержании псалма есть ясное указание на его мессианский смысл. В 8-м стихе Давид говорит, что "в главизне книжне писано есть о мне". Если разуметь здесь только Давида, то ни в одном месте священных книг нет такого пророчества. Между тем, еще в книге Бытия говорилось о Семени жены, что Оно сотрет глазу змия, уничтожит его власть над миром. В последующих откровениях это Семя жены было обрисовано ещё полнее; Он - пророк, подобный Моисею, великий Потомок Давида, Богочеловек. Но личность Давида все же была, и по этому псалму, прообразовательной: имеется в виду его искреннее влечение к Богу, жажда посвящения себя на полное Ему служение и постоянное стремление к неуклонному следованию Его повелениям. Все это нашло полное осуществление в служении Мессии-Христа, Семени по плоти.

Псалом 44

(Пророчество о славе Иисуса Христа, как Царя духовного царства и Богоматери как Царицы Небесной)

Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Вступление: 1-2;

2. Слово к царскому жениху: 3-10;

3. Слово к невесте: 11-18.

"В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем".

Надписание псалма "о изменяемых" указывает на способ музыкального исполнения на переменных инструментах; "в разум" - на характер содержания, т.е. на размышление, изложенное в псалме, "Сыном Кореовым" - на писателей; "песнь" - на внешнее исполнение; "о возлюбленном" - на любимый предмет.

Содержание псалма посвящено лицу, обладающему царскими достоинствами, особенно разумом. Указанные в псалме царские черты могут быть приложимы к Соломону. Поводом к написанию псалма можно считать бракосочетание Соломона с дочерью фараона.

Ст. 7-8: "Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих".

Но те черты, которыми писатель псалма обрисовывает личность Соломона и характер его царствования, не были им осуществлены за все время его жизни. В последние годы царствования Соломона евреи страдали от многих нестроений как во внутренних, так и внешних отношениях. Преемник Соломона не только не сделался царем всего мира, но даже лишился большей половины своего народа, избравшего себе царем Иеровоама 1-го. В 7 стихе царствование этого царя вызывает вечное установление престола Бога, вечное благоволение Его к царю и народу, что вполне не может быть приложимо к Соломону, так как он подвергался даже обличениям от Бога. Буквальное понимание текста, где царь прямо называется Богом (уподобление царя Богу не могло быть допущено писателем-евреем даже как поэтический прием - гипербола, потому что это не совмещается с благоговением к Иегове, Которому нет подобия "ни на земле низу, ни в водах, ни вверху"), - ясно указывает, что к Соломону оно не может быть приложимо. Все это дает основание думать, что личность Соломона и воспеваемый случай из его жизни возвысили мысль автора до изображения такого состояния в жизни человечества, когда его идеал найдет историческое осуществление. Установление на земле полного мира и правды было непосильно для Соломона, это мог сделать только Бог. В 7 стихе автор прямо и переносит свою мысль к Нему, поэтому Соломон в своей деятельности является только прообразом будущего состояния мира. Когда же Бог установил или установит на земле, описанное в псалме торжество правды? На это ответом служит земное служение Спасителя, Который примирил человека с Богом, установил закон любви и мира в отношениях людей между собою.

Святой апостол Павел в своем послании к Евреям (1, 3-9) 7 и 8 стихи псалма приводит, как сказанные Богом Отцом Сыну Своему, а в послании к Ефесянам (5, 25-27) Церковь Христову называет невестою Его. Слова 10-го стиха, по установлению церковному, произносятся на проскомидии, когда вынимается и полагается на дискосе частица из просфоры в честь Богородицы, потому что в словах этого стиха заключается пророчество о славе Богоматери: "Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена".

Псалом 68

"В конец, о изменшихся, псалом Давиду" Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Просительная молитва и мольба: 2-6;

2. Прошение и вторая мольба: 7-13. 3. Прошения и молитвенные пожелания: 14-19;

4. Возобновленная мольба: 20-22;

5. Прошение о Божественном суде над врагами: 23-30;

6. Похвала Богу: 31-37.

Вероятнее всего, что данный псалом написан Давидом по поводу совокупности всех гонений, испытанных Давидом от Саула. Можно также предположить, что псалом написан во время самого гонения. Обстоятельства гонений от Саула возбудили дух псалмопевца к просительной молитве, сходной в общих чертах с псалмом 21.

Е. Зигабен говорит: "Этот псалом надписан "в конец", потому что имеет в виду конец и исполнение содержащихся в нем пророчеств; далее: "о изменшихся", потому что упоминает о перевороте и изменении дел". По словам блаженного Феодорита, псалом составлен "от лица порабощенного в Вавилоне еврейского народа, судьба которого после изменилась. Ибо бывшие рабами сделались свободными и, вместо чужой страны, стали жить в своем отечестве".

Святители Кирилл и Афанасий Александрийские говорят, что "сей псалом содержит молитву Христа от лица человечества". А блаженный Феодорит добавляет, что в нем содержится пророчество о страданиях Спасителя и за причинение их предызображается погибель иудеев.

Особого внимания заслуживают 10 и 22 стихи.

Ст. 10. "Яко ревность дому Твоего снеде мя".

Эти слова псалмопевца исполнились, когда Господь Иисус Христос изгнал из храма продававших и покупавших в нем (Ин. 2, 15). Ревностью же пророк называет законное негодование за честь храма.

"И поношение поносящих Ти нападоша на мя".

Апостол Павел относит эти слова к Иисусу Христу, говоря: "Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: "злословия злословящих Тебя пали на Меня" (Рим. 15, 3). "Итак, - по словам Е. Зигабена, - Господь говорит к Отцу, что поношения и ругательства, которые язычники делали против Меня, Я почитал Своими; ибо язычники... смеялись над Тобою, как слабым, потому что от одного только иудейского рода Ты получаешь честь и служение, как Богу, почему Я и распространял веру и богопознание между всеми народами".

Ст. 22: "И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта".

Иоанн Богослов пишет: "После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. 19, 28-29). В данном месте Евангелист сослался на слова Давида, наименовав их "Писанием".

Об исполнение этого пророчества Давида на Иисусе Христе говорят и другие Евангелисты (Мф. 27, 34; Мк. 15, 36). А Е. Зигабен как бы уточняет, что "настоящее Давидово пророчество говорит, что желчь давали Ему в пищу Его, а уксус - в питье Его".

Псалом 108

"В конец, псалом Давиду". Псалом можно разложить на следующие части:

1. Прошение и мольба: 1-5;

2. О наказаний нечестивым: 6-20.

3. Второе прошение и мольба: 21-29;

4. Прославление Бога 30-31.

В настоящем псалме Давид указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость. Особенно псалмопевец выделяет из среды своих врагов одного, который занимал видное положение и о суде над которым он молит Бога. Под этим лицом надо понимать Доика, надзирателя стад Саула. Псалом написан во время гонения от Саула.

Главная мысль псалма - пророчество о тех бедствиях, которые должны постигнуть предателя Иуду и ему подобных. "Мы полагаем, - говорит Е. Зигабен, - что настоящий псалом составлен и произносится от лица Владыки Христа..." И далее, сославшись на отцов Церкви, добавляет: "Под грешником и льстивым ты должен разуметь здесь Иуду, который отверз уста свои на Христа Спасителя и совещался с архиереями и старцами народа о предательстве".

Ст. 8: "Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин". Под "епископством" следует понимать "достоинство".

Здесь говорится об Иуде, который, по предательстве своем, пошел и удавился. А его апостольское достоинство досталось другому, как повествует святой апостол Петр: "И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам" (Деян. 1, 26). А блаженный Феодорит добавляет: "Это случилось не с Иудою только, но и со всеми неверными иудеями. Ибо по прошествии немногих лет после креста (т.е. 40 лет) весь род стал опустошен; и одни из него истреблены, а жены их с детьми отведены в рабство". Достоинство иудеев получили христиане.

Ст. 24: "Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменилася елеа ради".

Колена Христа Спасителя изнемогли от поста, по мысли Е. Зигабена, поскольку Господь проводил жизнь на земле "тесную и содержал Себя сурово, без умовений и без попечения о Себе, и свидетели тому сорокадневный пост и ячменные хлебы..."

Ст. 25 "И аз бых поношение им, видоша мя, покиваша главами своими".

Господь сделался для скверных убийц-иудеев поношением и уничижением. Как повествуется в святом Евангелии: "Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста" (Мф. 27, 39-40).

Псалом 109

Псалом можно разделить на следующие части.

1. Посаждение Царя в Сионе: 1-2;

2. О Вечном от рождения Царе и Священнике: 3-4;

3. Господь и Его слава: 5-7.

В данном псалме содержится пророчество о седении Иисуса Христа одесную Отца, об Его предвечном рождении, вечном первосвященстве и победе над врагами.

Псалом 109 - пророчески-мессианский. Все его содержание не может быть отнесено ни к какому историческому лицу, так как Лицо псалма здесь изображается обладающим Божественною природою и свойствами. Слова 1-го стиха Иисусом Христом прямо прилагаются к Себе (Мф. 22, 44; Мк. 12, 36); к Нему же относят их и новозаветные писатели (Деян. 2, 34; Евр. 5, 6; 1, 13).

Ст. 1: "Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих". Бог сказал Богу: "седи одесную Мене". Сидеть "одесную" значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью. "Дондеже положу враги" Здесь слово "дойдете" означает неопределенное время, или вернее бесконечное время: если один Господь дает другому Господу одинаковую с Собою власть в то время, когда она оспаривается врагами, то, естественно, она должна сохраняться и после поражения этих врагов.

Ст. 2: "Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих". "Жезл силы" - символ власти над всеми врагами.

Ст. 3: "С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих, из чрева прежде денницы родих Тя". "С Тобою начало" - точнее можно передать так: пред Тобою начало, власть, победа, которая откроется в тот день, когда Ты проявишь особенно Свою силу. Эта победа видимым своим выражением будет иметь "светлости" - сияние святых добродетелей. Победа должна принадлежать Господу: Он рожден из существа ("из чрева") Бога прежде появления света ("денницы"), т.е. прежде создания мира.

В переводе с еврейского - "подобно росе рождение Твое". Смысл один и тот же: как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и Рожденный имеет в Себе природу Родившего. Выражение стиха указывает, что второй Господь есть истинный Бог по Своей природе, но Он - не отдельный и самостоятельный: Бог, но Сын Божий, Второе Лицо Единого Бога. Под днем силы можно разуметь момент последнего суда, когда все получат воздаяние по делам своим. Из последующих стихов видно, что эта победа и главенство Сына Божия даются Ему в Его человеческой природе.

Ст. 4: "Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову". Господь даёт клятву, которую не отменяет, т.е. Господь дает неотменимое определение, постановление. Оно - в назначении Сына Божия "быть иереем во век, по чину Мелхиседекову", т.е. служение Сына Божия должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Он был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима). Так и Сын Божий, исполнивший волю Единого Истинного Бога, есть царь Иерусалима Небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. (Прообразовательное значение Мелхиседека апостол Павел выясняет в 7 главе Послания к Евреям).

Ст. 5-6: "Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари. Судит во языцех, исполнит падение, сокрушит главы на земли многих". Под "днем гнева" разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят проявление власти Сына Божия, о чем говорят Евангелисты (Мф. 25; 13, 49-50; Лк. 8, 27-30).

Ст. 7: "От потока на пути пиет, сего ради вознесет главу". "Путь" - деятельность; пить на пути от потока - подкрепляться в деятельности для достижения своего служения. Можно понимать и как указание на страдания Спасителя, потому что молился Отцу: "Аще возможно, да мимо идет чаша Моя", - разумея предстоящие страдания. "Сего ради вознесет главу", т.е. как естественное следствие подкрепления, когда силы прибывают и одерживается победа, или, при втором понимании (предуказания страданий) как противоположение: за то, что Он перенесет страдания, Господь "вознесет Его", даст Ему победу, возвысит Его над всеми народами и миром. То и другое понимание нашло точное осуществление в деятельности Мессии-Христа. Он неуклонно осуществлял Свое призвание, получая подкрепление от Отца (голос с неба, явление Моисея н Илии при Преображении, ангела в Гефсиманском саду), и за Свое уничиженное служение на земле и позорную смерть удостоен славы - сидения с Богом Отцом на престоле, распространения Его учения и впоследствии - суда над всем миром.

УЧИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ

Псалом 1

В Библии еврейской, греческой и латинской этот псалом не надписан именем Давида. В русском издании Библии он надписывается именем Давида. Его можно разделить на части следующим образом:

1. Судьба праведника: 1-3;

2. Судьба грешника: 4-5;

3. Заключение-вывод: 6.

Содержание псалма говорит о судьбе праведных и нечестивых.

Ст. 1-2: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощи"

Блаженным (счастливым) псалмопевец называет того, кто всегда следует закону Божию. "Имя же блаженного, - говорит Е. Зигабен, - есть плод совершенства в добродетели". Совет - желание. По Е. Зигабену, "корень действий, совершаемых телом, есть желание сердца, как и Господь говорит, что внутри находящееся оскверняет человека" (Мф. 15, 18). Нечестивыми у псалмопевца называются язычники, а грешниками, хотя и верующие, но ведущие жизнь беззаконную. Губителями названы те, которые не только сами грешат, но и других развращают. Далее псалмопевец ублажает не стоящих с грешниками во зле. Наконец, блажен не только тот, кто не участвовал ни в чем вышесказанном, но и согласовывал свою волю с законом Господним, желая только того и размышляя постоянно о том, что внушает закон, и согласно с этим располагал свою жизнь" (он же).

Ст. 3: "И будет яко древо, насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет".

В этом стиха говорится, что "ведущий себя, как насажденный при потоке Божественных слов и напояемый учением, их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, т.е. (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели" (Е. Зигабен). Под плодом можно понимать "от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями - согревающую надежду спасения..." Божественные глаголы сравниваются также с водами: ибо они напояют и оживотворяют души, как воды растения.

Ст. 4-6: Совсем в ином положении оказываются нечестивые. Их положение неустойчиво и непрочно. "Как налетевший ветер уносит пыль и рассеивает её, так и противодышущие демоны уносят нечестивых" (Е. Зигабен).

Псалом 14

14 псалом написан Давидом по поводу перенесения Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь устроенную скинию на Сионе. Во время нахождения Кивота в доме Аведдара Давид думал, что Господь не благоволит к нему. Когда же на дом Аведдара стали изливаться милости Господни, это наполнило сердце Давида такой радостью, что он в чувстве благоговейного ликования составил этот дивный гимн-обет.

Ст. 1-2: "Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем".

"При слове жилище Божие и гора святая, - говорит Е. Зигабен, - иудей тотчас обыкновенно переносился мыслию к храму иерусалимскому и к соседней с ним горе Сиону". А поскольку обитателем обычно называется тот, кто временно поселяется в том или ином жилище, а также поскольку наше тело является обиталищем души, то псалмопевец и спрашивает: "кто же

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...