Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные предметы учения в книге Притчей




Первые девять глав имеют своим главным предметом выяснение идеи мудрости в сравнении с неразумием. Мысль о верности Иегове, послушании Его заповедям, как необходимом условии земного благополучия - вот содержание этих глав. Цель книги состоит в том, чтобы дать познать мудрость, уразуметь правду и исправить суд (1, 1-6), т.е. научить людей руководствоваться в своей жизни правилами премудрости, - главным условием благополучия.

После надписания (1, 1-7) предлагаются три речи о мудрости, каждая из которой начинается увещанием наставника своему учителю следовать мудрости и уклоняться безумия. Мудрость эта есть религиозно-нравственная деятельность, согласная с требованиями истины и добра, положенными в совести и законе Божием, или, что то же - благочестие; начало её - страх Господень.

Безумие ее есть нечестие и греховность и состоит в лености, сластолюбии и расточительности. Представляя безумие в образе прелюбодейной жены, своими обольстительными приманками приводящей следующих за нею в пагубу, наставник советует юноше ограждать себя от коварных обольщений неразумия мудростью, которая исходит от Бога. Он говорит, что этой мудростью Бог устроил мир и ведет послушных ей к покою и блаженству. Слова "мудрых" в виде кратких изречений определяют нравственные обязанности, касающиеся общественных отношений: здесь даются наставления не притеснять бедных, быть справедливым на суде, не дружить с гневливым, быть осмотрительным в выборе знакомств, трудолюбивым и заботливым в хозяйстве.

Существенной частью книги Притчей надо считать учение о Премудрости Божией, изложенное в 1, 20-33; 8, 22-36; 9, 1-11, где (в 1, 20-33) говорится о Божественной Премудрости, которая имеет власть вразумлять и обличать всех не только в их домах, но и на улицах и площадях - всенародно.

В 8, 22-36 Божественная Премудрость излагает учение о Себе как Существе личном, рожденном от Бога, существовавшем ранее мира и участвовавшем в его творении. Премудрость здесь разумеется, следовательно, не как божественное свойство, а как личное существо, обладающее творческим могуществом; иначе - это Ипостасная Премудрость или Второе Лицо Святой Троицы - Сын Божий. Деятельность Премудрости изображается с её многочисленными дарами, с её творческой промыслительностью в мире, давшей последнему как само существование, так и ту красоту, разумность и целесообразность, которые мы видим в нем.

Под созданием Премудрости разумеется не творение её наподобие того, как создавался мир. Это создание имело специальное назначение, создание в "начало путей", "в дела", т.е. для творческой деятельности. Премудрость не тварное существо, она Сама обладает творческой силой, свойственной Богу. Она имеет в себе Божественную природу и силы как Божественная личность. Итак, Премудрость является исполнительницей всех планов создания Богом мира и управления им.

В 9, 1-11 Божественная Премудрость изображается как устроительница Царства Божия на земле.

В книге Притчей излагаются три обращения Божественной Премудрости к людям. В речи, изложенной во второй половине 1 гл., говорится о Премудрости, возвышающей свой голос "у ворот властителей" - в народных собраниях, в местах отправлений правосудия. Таков образ проявления Божественной Премудрости в постановлениях закона Моисеева, а обличения и угрозы, которые излагаются с 24 статьей, как бы служат предвестием обличительных речей ветхозаветных пророков, через которых Премудрость Божия обращалась к жестоковыйному народу.

Второе обращение (гл. 8) переходит с 32 ст. в полное благопожелание из любви к людям увещание - ради собственного благополучия слушать внимательно и принимать к сердцу наставления Премудрости. Это обращение более всего напоминает проповедь самой воплощенной Премудрости - Господа Иисуса Христа (Лк. 11, 49). И апостол Павел называет Христа "Божиею силою и Божиею Премудростью" (1 Кор. 1, 24).

Наконец, воззвание Премудрости к людям через посланных Ею рабов с приглашением идти на уготованную трапезу есть предызображение проповеди Апостолов, которые, по заповеди Спасителя, прошли по всему миру с проповедью Евангелия. Дом на семи столпах, созданный Премудростью, - Церковь Христова с семью источниками благодати - святыми Таинствами; Церковь - утверждённая семью Вселенскими Соборами.

Вопросы к пройденному материалу:

1. Охарактеризовать эпоху жизни Соломона.

2. Сколько и какие книги написал Соломон?

3. Составители книги Притчей и время её происхождения.

4. Богослужебное употребление книги Притчей.

5. Главные предметы учения книги Притчей.

Литература:

1. Виссарион (Нечаев) епископ. Толкование на паремии из кн. Притчей и из кн. Премудрости Соломоновы.

2. Глаголев А. А. Комментарий на книгу Притчей Соломоновых.

3. Олесницкий Аким. Книга Притчей Соломоновых (Мишле) и её новейшие критики.

КНИГА ЕККЛЕЗИАСТА

Слово "Екклезиаст" в переводе с греческого означает "церковный проповедник", по-еврейски - "когелет". Это наименование книги указывает на то, что её писатель берёт на себя роль церковного проповедника или учителя, так что и самая книга по своему содержанию и изложению есть слово церковного проповедника.

Писателем книги, скрывшим свое имя под именем Екклезиаста, согласно преданию ветхозаветной и христианской церкви, был Соломон. Книга написана Соломоном на закате жизни; она подводит итог всем тем духовным переживаниям и испытаниям, которые перенес великий сын Давида, и является как бы исповедью его "последним словом".

Главным предметом содержания книги Екклезиаста служит раскрытие суетности, пустоты и тщетности труда человека, его знания (если все это он направляет на собственные эгоистические цели: стяжание богатства, роскоши), слава удовольствий, в ущерб духовности, веры в Бога и загробную жизнь. Здесь содержится учение о страхе Божием, о хранении Его заповедей как условии возможного счастья среди суетного мира. Таким образом, эта книга представляет как бы трактат о земном счастье. В ней ясно выражена идея благоговения к Богу как условие счастливой жизни.

Изложении книги существенно отличается от изложения всех других книг Священного Писания. Писатель говорит не как сообщающий откровение от Бога, а как человек рассуждающий о данном предмете на основании опыта жизни. В книге выясняется отношение человека к земной жизни и её благам и все его поведение оценивается с точки зрения суеты земных благ и наслаждений и будущего загробного суда за всю земную жизнь человека.

Целью написания книги, по мнению христианских богословов, является возвышение мысли человека над чувственными благами, стремление к стяжанию духовных благ и устроению жизни, направленной к приобретению блаженной вечности, чуждой земных суетных благ. Автор доказывает, что счастье не заключается ни в мудрости, ни в веселье, ни в пышности и роскоши: "все суета и томление духа". Бог назначал время для всякой вещи, и Он хочет, чтобы усилия человека приводили его к разумным наслаждениям, во всем нужно избегать крайностей, но пользоваться благами жизни разумно. Истинная мудрость делает человека сильнее десяти властителей... Всё свидится к тому, чтобы воздерживаться от излишеств в удовольствиях, но радостно и умеренно пользоваться благами жизни и бояться Бога, повинуясь Его закону, ибо вне этого - все суета сует и всякая суета.

При отсутствии строгой последовательности книга имеет введение (1, 1-11) и четыре основные части (речи): (1, 12 - 2, 26; 3, 1 - 5, 9), (6, 1 - 8, 15), (8, 16 - 12, 8) и заключение (эпилог) (12, 9-14).

Во введении говорится о ничтожестве жизни, о ее однообразии и забвении постоянно повторяющихся её явлений.

В первой частя (речи) Екклезиаст повествует о предпринятой им попытке найти счастье в знании космических, стихийных явлений, в том, что обычно называется мудростью. Но его усилия были только "суетою и томлением духа".

Вторая речь изображает суетность явлений в жизни человеческой, социально-общественной деятельности. Чтобы не потеряться среди существующего круговорота противоположностей, человек должен с верою и смирением покоряться велениям Божиим и быть внимательным в своих отношениях к скоропреходящим делам этого мира.

В третьей речи обобщаются рассуждения предыдущих и выводится заключение, что цель человеческой жизни заключается в нравственном воспитании для жизни загробной, где судом Божиим окончательно будет установлено полное соответствие между счастьем и нравственными достоинствами человека.

Последняя речь Екклезиаста излагает учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной, ибо за гробом невозможна будет никакая деятельность, улучшающая там состояние. Проповедник наставляет заботиться здесь о неустанном совершенствовании добрых дел, для которых и создал Бог человека (8, 16 - 9, 10).

Последние шесть стихов, составляющие эпилог книги, дают нам сведения об Екклезиасте как писателе книги и говорят о спасительном значении слов самых мудрых. В заключение определяется сущность нравственного учения Екклезиаста, наставление бояться Бога и хранить Его заповеди, - ибо всякое дело приведет Бог на суд (12-14).

Учение о суетности

"Суета сует, - сказал Екклезиаст, - суета, сует, - все суета!" - так начинает свою книгу Премудрый. Выражение "суета и томленье духа" является в книге своеобразным рефреном (припевом) и повторяется 20 раз. Уже это одно обстоятельство даёт основание считать книгу учением о суетности.

Что же Екклезиаст называет суетой? При поверхностном ознакомлении с книгой кажется, что почти все, что делают, чего желают, к чему стремятся, чем услаждаются люди, - "все суета и томление духа", все кроме веры в Бога, кроме дел веры. Писатель говорит о своих бесплодных усилиях найти счастье в знании и в том, что называется мудростью. Он испытал себя смехом и веселием, удовольствием и услаждением от вина; он постиг роскошь, искусство, великолепие, богатство, музыку и всякого рода прихоть и нашёл, что все это было безумием и суетой. Екклезиаст свидетельствует о том, что, увидев суетность этих своих поисков и трудов, он дошел до отчаяния. "И возненавидел я жизнь; потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим... (2, 17-19). Смерть и небытие кажутся ему лучшими, чем жизнь. И весь этот горький опыт привел его к убеждению, что самое лучшее - "делать добро" (Еккл. 3, 12), спокойно есть и пить и пользоваться "во всех трудах своих" (Еккл. 5, 17) теми наслаждениями, какие Бог даровал человеку в этой кратковременной жизни. Он видит, что праведность заключает в себе мудрость и радость, а у грешников нет ничего, кроме заботы "собирать и копить" (Еккл. 2, 26). "Все труды человека, - говорит Екклезиаст, - для рта его, а душа его не насыщается" (6, ч.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...