Тема 2: С чего начиналась история архитектуры.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 1: Первобытное искусство и его особенности. Первобытное искусство территориально охватывает все континенты кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окруж. мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение друг с другом. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал общее сходство? А может тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную живопись скульптуру, другие – схематические знаки и геом. фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что те и другие формы появились приблизительно в одно время. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнейшего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические Венеры» - примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача – создать некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: коз, лошадей, северных оленей. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее первобытные художники стала больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами, чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура тоже изменилась: она стало то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть. В 12 веке до нашей эры пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. В 1868 году в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Там обнаружили первобытные изображения на стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениям лошадей, северных оленей, бизонов, и первобытного времени. Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1949 года. Пещеру Ласко во Франции, которая стала еще более знаменитой, чем Альтамира. обнаружили 4 мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего дерева. Живопись Пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей, - самое совершенное худ. произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких темных низкорослых, степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними четкая объемная фигура головы коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность.
Тема 2: С чего начиналась история архитектуры. Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простейших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей убитого мамонта, покрытых шкурами. Поселения охотников со временем превратились в деревни земледельцев. Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень вырастают первые города. В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека. С происхождением этих сооружений связано множество легенд, приписывающих их возведение каким-то великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что многотонные каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одноглазыми гигантами –циклопами. Но это лишь красивая легенда. На самом деле подобные сооружения возводили обычные люди, вооруженные простейшими приспособлениями: рычагами, бревнами-кадками, кожаными ремнями. Первые сооружения архитектуры – мегалиты («мегос» - большой, «литос» - камень) – носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Различали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Менгиры – это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте памяти предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии и Франции, Испании и Греции, Азии, Африке и на Кавказе.
Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции. Более сложныесооружения – дольмены. Они представляют собой 4 вертикальных каменных блока, как крышей перекрытой широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов служило местом пребывания души умершего предка. Для общения ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Дольмены сохранились в Алжире, на. севере Африки. Кромлехи - каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 метров в диаметре. По кругу они перекрыты могучими каменными блоками. Самый известный кромлех – Стоунхендж (Солбери, Великобритания).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|