Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Культура эпохи эллинизма.




После смерти Александра Македонского его империя распалась на отдельные царства: Египет (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов), государства Малой Азии и Македонии. Общий смысл этих грандиозных социальных процессов состоял в объединении побережья и глубинных районов материка, а также создании единого экономического пространства для различных сложившихся культур.
Во всех завоеванных странах распространялась (и отчасти развивалась) греческая духовная культура (эллинизм), которая сама вбирала некоторые черты других национальных культур.

В условиях непрерывных военных действий, когда жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца теперь снова идеалом служила не гражданская норма и отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже в конце IV в, до н.э. афиняне обожествляли в прямом смысле своих царей-благодетелей, возводя им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь.
Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов (Колосс Родосский). Скульптура. "Ника Самофракийская"- статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея (30 в. до н. э.). Стройная фигура в развевающихся одеждах словно слетела с небес на нос корабля, установленного на скале высоко над морем.
В основном этот жанр развивал приемы, которые использовал Лисипп. Он умел передать индивидуальное, характерное в человеке и одновременно подчеркнуть самостоятельное выразительное значение скульптурной формы. Именно эти приемы, создающие иллюзию движения в неподвижных фигурах, блестяще реализованы в статуях Афродиты Милосской (Агесандр, III—II вв. до н. э.) и Аполлона Бельведерского (Леохар, 340 г. до н. э.). Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится посвоему более интимной, создаются образы очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии).
Шедевром античной скульптуры является фриз храма-алтаря Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Горельеф длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами, плотно заполнен борющимися фигурами. При этом вместо ужаса битвы фриз передает жизнеутверждающее настроение, вызывает ощущение гимна. Лучшие традиции Родосской школы воплощены в скульптурной группе "Лаокоон" мастеров Агесандра, Афинодора и Полидора (около 50 г. до н. э.). Лаокоона, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи.
Архитектура.
Замкнутость полиса-государства в эпоху эллинизма сменилась открытостью города, принадлежащего обширной империи. Центром его становится не храм, а административные здания и торговые портики, окружавшие агору. Вдоль широких, пересекающихся под прямым углом улиц стояли многоэтажные доходные дома с окнами на улицу, дома богачей с колоннадами, дома без окон с внутренним двориком. Город меньше связан старыми градостроительными традициями, он больше подчинен рельефу местности, естественные склоны стали использоваться для сооружения террас — можно говорить уже о появлении городского пейзажа.
В строительстве храмов преобладал ионический ордер, большое распространение получили круглые храмы, появились открытые алтари (как, например, Пергамский алтарь). В качестве строительных материалов широко использовался камень и сырцовый кирпич.
Наиболее крупными и технически совершенными были общественные здания и сооружения: храмы, гимнасии, булевтерии (здания городских советов), театры, стадионы, ипподромы, портовые сооружения. К последним относился Александрийский маяк - также причисленный к семи чудесам света. Маяк был сооружен в 280 г. до н.э. на острове Фарос в устье Нила и в высоту достигал предположительно 135 м. На его вершине была установлена бронзовая статуя Посейдона высотой около 7 м. Под куполом маяка горел костер, дрова для которого поднимали по винтовому пандусу на ослах. Маяк, известный нам по описанию арабов, представлял собой трехступенчатую башню. Он служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном.

Тема 17. Архитектура Древнего Рима

Римский Форум

В Риме велось строительство огромных масштабов.

С 6 века до н.э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки. На территории Форума было множество зданий, памятников, статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства.

В начале 2 века до н.э. Траяном был сооружен грандиозный Форум. В центре площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.

38-метровая колонна Траяна (около 114г. до н.э.) воздвигнута по приказу императора. Она представляет собой мраморный цилиндр. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна. Длина рельефа достигает 200 метров. Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.

Позднее колонна выполняла роль надгробного памятника Траяна. В ее основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на ее вершину. Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она была утрачена и в 16 в. Папа Римский Сикст 5 дал указание заменить ее на статую Святого Петра.

В конце 19-начале 20 века во время археологических раскопок на территории Форума были обнаружены руины зданий, среди которых некогда возвышались восемь колонн храма Сатурна. Колоннада ионического ордена сохранилась лучше всего. В храме Сатурна хранили самое дорогое – государственную казну.

Пантеон. Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон - «Храм всех богов», построенный в Риме (около 125 г.). Главная его достопримечательность – грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43 м. К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным миром и внутренним, священным пространством храма. В настоящее время именно в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии.

Диаметр здания = его высоте. Снаружи храм отличается простотой и благородством. Внутреннее убранство богато и осложнено отделкой. Пол выложен мраморными плитами. Стены разделены на два яруса. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (квадратными углублениями).

Переступая порог храма посетитель ждёт полумрака, но внутренний облик поражает светом, наполняющим все пространство. Свет льется через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»).

Колизей – «чудо света»

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей. Колизей представляет собой огромную овальную чашу. В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.

Стена Колизея высотой 50 м сложена из крупных каменных блоков. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.

И хотя внутри Колизей был лишен каких-либо украшений, «многолюдная толпа, - по словам Гёте, - служила достаточным украшением». Грандиозность масштабов этого сооружения дала основание римскому поэту Марциалу назвать Колизей чудом света. И сегодня руины поражают своими размерами и величием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...