Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клинопись и ее особенности.




 

К 3 тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложились многие города – государства. Главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно замененное сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

От сложного пиктографического письма вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначения ноги стали читать как знак, передающий движение «стоять», «ходить», «бегать». Т.е. один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных понятий.

Писали «на дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенных от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след виде клина. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к письму слева направо. Так, пиктографическое письмо превратилось в клинопись, которая впоследствии была заимствована многими народами и преобразована.

Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, расшифровка и прочтение которых потребовали от ученых немало усилий времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «дома табличек». По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности учителя держали своих учеников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.

Учеба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыванию земли, решали важнейшие вопросы и споры.

В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала, представляющее собой первое систематизированное собрание, где книги таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер. Царь очень дорожил своим сокровищем, а поэтому хранил книги в ящиках в сухом помещении на 2 этаже. Так как содержание книги невозможно было разместить на одной табличке, то другие таблички служили ее продолжением и хранились в специальном ящике.

Книги – таблички в библиотеке копировались с более древних, хранящихся в разных странах. вот почему царь отправлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были отобрать самые интересные и значительные книги, а затем переписать их текст.

Что же переводили древние писцы в 1 очередь? Учебники по грамматике, по языку, книги по математике, астрономии, медицине. Особым спросом пользовались таблички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами. В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала еще крепче и не боялась сырости.

Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» - правителе города Урука – сохранился на глиняных табличках.

 

Тема 9: Скульптура Шумера и Ассирии.

 

ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ ИСКУССТВА СТАНОВИТСЯ ПРОСЛАВЛЕНИЕ СИЛЫ И МОГУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.

1. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные вначале 3 тысячелетия до нашей эры. Наиболее распространенным типом архитектуры был адорант (от лат. адоре –поклоняться) небольшие до 30 см, который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными руками на груди человека, с пышной, тщательно завитой бородой, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов, их часто инкрустировали. Адоранты навсегда застыли в позе смирения и покорности. На плече статуэтки – имя того, кого она должна представлять в храме. Шумерской скульптуре в отличие например от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства, главная ее особенность - это условность изображения.

Статуя сановника (управляющий) Эбих-Иля из Мари. Он сидит на плетенном табурете. Обращает на себя внимание утонченная проработка деталей одежды – юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями.

2. Общепризнанным шедевром является скульптурное изображение головы богини Иштар (богиня плодородия и земледелия), предвосхитившее многие античные образцы. Пустые глазницы богини когда-то были инкрустированы драгоценными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу несколько высокомерное выражение.

3. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшие как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров). Рельеф состоял из нескольких ярусов. Все персонажи были одинакового роста – только царя всегда изображали крупнее других.

4. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьба по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей. Большинство изображенных на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных и фантастических существ. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшей магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

Архитектура Шумера.

Зодчие Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницу). По ним жители города и жрецы поднимались к святилищу.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых ЗИККУРАТОВ – ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, т.е. «жилище богов». Там могли находиться только цари и жрецы.

Особенности планировки Ассирии.

О существовании Ассирии – мощного, агрессивного государства люди знали задолго до ее археологических открытий из текстов Библии. Ассирийцы жестоко расправлялись с противником и в тоже время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города – город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин – резиденция царя Саргона II. Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход охраняли гигантские фигуры фантастических стражей шеду – крылатых быков с пятью ногами с человеческими лицами. Лишняя нога у этих сказочных животных сделана специально, для того чтобы создать оптический эффект: человеку, проходящему через ворота, кажется что могучий страж движется ему навстречу и готов в любую минуту преградить путь тому, кто несет зло.

Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу. Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к 9 веку до н.э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала II, в Кальху. Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов, изображающие охоту, войну, торжественное шествие с принесением дани. Важным элементом композиции является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. В каждом рельефе много персонажей.

Архитектура Древнего Вавилона.

Исторические источники донесли до нас сведения о том, какие крупные постройки находились в Вавилоне. Огромный дворец Навуходоносора II с «висячими садами» царицы Семирамиды, которые греки считали одним из 7 чудес света.

Самым знаменитым сооружением был зиккурат, называвшийся Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. Высота зиккурата равнялась 90 метрам, и именно его принято считать прототипом библейской вавилонской башни.

Согласно Библии, жители города Вавилона задумали построить башню до небес, но Бог не позволил осуществить им этот план, «смешав языки» строителей так, что они перестали понимать друг друга.

Единственное архитектурное сооружение Вавилона, сохранившиеся до наших дней, ворота богини Иштар – одни из 8 парадных въездных ворот, носивших имена 8 главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же божества. Ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение – от них мимо храма Мардука была проложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжественные шествия. Ворота представляли собой огромную арку, по 4 сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрывал глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных бога Мардука. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтое изображение на голубом фоне) этот монумент выглядит легким и праздничным. Четко выдержанные интервалы между фигурами настраивали каждого подходящего к воротам на ритм торжественного шествия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...