Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Социальная утопия эпохи Возраждения




 

«Утопия» (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)[1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова.

 

1. «Утопия» Томаса Мора

 

«Утопия» – наиболее известный и талантливый роман Томаса Мора, гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Основные идеи произведения:

1. Критика современных ему общественно-политических порядков: Мор выступает против смертной казни, неблагоприятного для рабочих законодательства, политики войн, королевского деспотизма и тунеядства, разврата духовенства – всех явных пороков, присущих тому времени.

2. Во главе государства должен стоять «мудрый» монарх.

3. Отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство.

4. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе.

5. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен.

6. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией.

7. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений.

8. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль.

9. Женщины пользуются полным равноправием.

10. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства.

11. В «Утопии» не отменено рабство.

 

Томас Мор считал, что основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями. В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.

 

2. Политические взгляды Никколо Макиавелли

 

Никколо Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Поэтому исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

Макиавелли установил, что политическое искусство зависит от природы человека, существующих политических кланов и интересов. Он неоднократно подчеркивал, что политик ни когда не добьется успеха, руководствуясь нормами морали и благородством. Любые способы могу быть использованы, был уверен Макиавелли, только для процветания государства и благополучия граждан, для созидания, а не для разрушения. «Жестокость, коварство и насилие побеждаются только жестокостью, коварством и насилием».

Макиавелли противопоставлял античную доблесть христианскому смирению. В последнем он видел зло, делающее мир слабым и отдающее его во власть не встречающим сопротивления негодяям.

 

3. Томмазо Кампанелла

 

Свои политические и экономические взгляды Кампанелла излагает в «Civitas solis», «Questiones sull' optima republica» и «Philosophia realis». Их отличительная черта — смесь фантастического элемента со здравым, реальным представлением о жизни. «Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну — город Солнца.

Идеи города Солнца:

1. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен.

2. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан.

3. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества (дела войны и мира), Мудрости (наука и просвещение) и Любви (воспитание, земледелие, устройство браков) — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны.

4. Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей.

5. Сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах.

6. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма.

7. Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм (религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм), всякие обряды и формы устранены.

8. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...