Глава 2. Исследование особенностей применения и психокоррекционого воздействия когнитивной психотерапии, личностно-ориентированной терапии, позитивной терапии и гештальт-терапии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Разные школы в психотерапии, хоть и направлены на стабилизацию и коррекцию состояния человека, все же имеют ряд различий связанных с пониманием проблемы, методами работы и осознаниями причины. Более подробно особенности психотерапевтических направлений представлены в таблице 1. Таблица 1 Особенности применения и психокоррекционного воздействия в клинике
Из таблицы видно наличие различий, как в целях терапии, так и в продолжительности и глубине. Самая долгосрочная терапия – это личностно-ориентированная, и она же самая глубинная. Самая короткая – это когнитивная. А менее травмирующая это когнитивная и позитивная, так как они не проникаю в глубинные слои психики. Существуют различия и в понимании причины симптомов. Так для когнитивной терапии – это когнитивные искажения, для личностно-ориентированной причина заключается в неадекватных формах поведения. Позитивная терапия видит причину во внутренних конфликтах. А гештальт-терапия рассматривает патологию контакта, в виде основной причины развития симптомов.
Можно говорить и о различной эффективности терапии, для различных проблем. Так тревожные расстройства, панические атаки, социальные фобии и булемия лучше поддаются коррекции с помощью когнитивной терапии. Депрессии, зависимое поведение, тревога, конфликты – позитивной терапией. Невротические расстройства – личностно - ориентированной. Несмотря на это каждый клиент вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вид терапии для себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ литературы по проблеме исследования особенностей разных направлений в психотерапии показал, что данная тема является актуальной для современной науки. Психотерапия – это система психического воздействия на больного с лечебной целью. Она способствует формированию способности саморегуляции поведения, позволяющей человеку самостоятельно разрешать конфликты в отношениях с окружающими, преодолевать трудности и изменять свою жизнь. В настоящее время существует более 250 школ психотерапии. Каждая, из которых, имеет свои особенности. В данной работе особое внимание уделяется таким направлениям психотерапии как когнитивная, личностно-ориентированная, позитивная и гештальт-терапия. Так, когнитивная терапия – это модель краткосрочной, директивной, структурированной, симптомо - ориентированной стратегии активизации самоисследования и изменений когнитивной структуры Я с подтверждением изменений на поведенческом уровне. Личностно-ориентированная терапия, строится на расширении сферы осознаваемого не на основе прямого анализа бессознательного и его антагонистического взаимодействия с сознанием, а посредством поиска связей между разобщенными прежде в сознании больного представлениями, точной вербализации неясных переживаний и понятий. Позитивная терапия - это краткосрочный психотерапевтический метод, в центре которого стоит динамика личности с ее транскультурными особенностями.
Гештальт-терапия рассматривает человека как целостную систему и исследует его телесные, эмоциональные, социальные и духовные проявления, помогает обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире прошлого и фантазий, а «здесь и сейчас». Были получены следующие выводы: 1. Самая долгосрочная терапия – это личностно-ориентированная, и она же самая глубинная. Краткосрочная – это когнитивная. 2. Менее травмирующая это когнитивная и позитивная, так как они не проникаю в глубинные слои психики. 3. Различия в понимании причины симптомов: в когнитивной терапии – это когнитивные искажения; личностно-ориентированная - неадекватные формы поведения; позитивная терапия - внутренние конфликты; гештальт-терапия рассматривает патологию контакта, в виде основной причины развития симптомов. 4. Эффективность. Так тревожные расстройства, панические атаки, социальные фобии и булемия лучше поддаются коррекции с помощью когнитивной терапии. Депрессии, зависимое поведение, тревога, конфликты – позитивной терапией. Невротические расстройства – личностно - ориентированной. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. — 487 c. 2. Бек А., Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 400. — ISBN 0-89862-847-4. 3. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб.: Питер, 2002. 4. Булюбаш И. Д.. Руководство по гештальттерапии. — М.: Институт психотерапии, 2004. 5. Вельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии: Учеб. пособие. - Обнинск: ИАТЭ, 2008. 6. Гронский А.В. Гештальт-подход и клиническая медицина: проблемы интеграции. // Российский гештальт (выпуск 3) / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. - Новосибирск: Научно-практический центр психологии НГУ, 2001. – С. 70-82.
7. Гулевский В. Я. Индивидуальная психотерапия: Практикум [Текст]: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Психология" / В. Я. Гулевский - М.: Аспект Пресс, 2008 – 188 с. 8. Зонненберг С., Лазар С., Урсано Р.. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство. – М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 2008. 9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- Санкт- Петербург «Питер», 2002. 10. Карвасарский Б.Д., Исурина Г.Л. Психотерапия: содержание основных понятий // Психическое здоровье, №1, 2006. 11. Кочунас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Акаде-мический Проект, Трикста, 2004. 12. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М. 2002. 13. Минутко В.Л. Рациональная психотерапия. - СПб.; Иваново, 2000. 14. Перлз Ф. С. Практикум по гештальт-терапии: пер. с англ. / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин - М.: Психотерапия, 2007 – 227с. 15. Перлз Ф.С., Теория гештальт-терапии, Переводчики Александра Корнева, Вероника Петренко, Издательство: Институт общегуманитарных исследований. Серия: Современная психология: теория и практика, 2010г. 16. Соколова Е. Т. Психотерапия: Теория и практика. — М.: Академия, 2002. 17. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. – М.: “Три Л”, 2008. 18. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. — СПб.: «Ювента», 1999. — 318 с. 19. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М., Психотерапия, 2009. 20. Шавердян Г.М. Основы психотерапии.-СПб.:Питер, 2007.-208с. 21. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис - СПб.: Питер, 2008 - 668 с. 22. Эксакусто Т. В., Практикум по групповой психокоррекции. Тренинги, упражнения, ролевые игры, Издательство: Феникс,Серия: Психологический практикум, 2010 г. 23. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. – М.: Апрель Пресс, 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|