Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Исследование особенностей применения и психокоррекционого воздействия когнитивной психотерапии, личностно-ориентированной терапии, позитивной терапии и гештальт-терапии




 

Разные школы в психотерапии, хоть и направлены на стабилизацию и коррекцию состояния человека, все же имеют ряд различий связанных с пониманием проблемы, методами работы и осознаниями причины. Более подробно особенности психотерапевтических направлений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности применения и психокоррекционного воздействия в клинике

Направления психотерапии Базовые принципы (особенности) Применение в клинике. Эффективность Преимущества Ограничения и недостатки
         
Когнитивная Принцип: поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, можно определить, почему он сталкивается с конкретными психологическими проблемами. А изменив привычный образ мыслей, эти проблемы разрешить. Д. Л. Чамблесс и М. М. Джиллис продемонстрировали, что когнитивная терапия эффективна при лечении тревожных расстройств и социальной фобии и результаты сохраняются через 6 месяцев после завершения лечения. В исследовании Д. М. Кларка и А. Элерса показана высокая эффективность когнитивной терапии при лечении панических расстройств, причем она выше, чем при поддерживающей терапии, релаксационной терапии и психотерапии по технике «наводнения». Г. Т. Уилсон и К. Г. Файрбёрн показали эффективность когнитивной терапии булимии. Результат был устойчивым и более высоким, чем при других формах психотерапии. Открытость метода. Не травмирующий характер когнитивной психотерапии Краткосрочность: 10-30 сеансов. Не является методом личностного роста. Только для клиентов с высоким уровнем интеллектуального развития, склонных к рефлексии и самоанализу. Сложность работы психотерапевта.  
Продолжение таблицы 1
         
Личностно-ориентированная Установление причинно-следственных связей. Процесс психотерапии основан на сбалансированном использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов. Успешна работа с невротическими состояниями. Затрагивая основу симптоматики, ведет к стабильному результату. Способствует формированию стойкой ремиссии и предотвращению рецидивов. Долгосрочность. Сложность формирования мотивации у пациента
Позитивная Надежда Баланс Самопомощь При депрессии: ремиссия наблюдалась у 55% пациентов. При работе с зависимостями, тревогой, при конфликтах. Конфликтоцентрированная терапия (в отличие от симптомцентрированной), Краткосрочность (25-40 сеансов), Интернациональность. Ориентирована на будущее. Активная роль у клиента Не решаются глубинные проблемы.
Гештальт-терапия «здесь и теперь». Симптом - это контекст не патологии психики, а патологии контакта. Т.е. уместнее говорить, о невротических аспектах опыта, а не о невротической личности. Цель не в ликвидации симптома, а в совместном исследовании с клиентом его проблем, помощи в их осознании, в результате которого приобретается возможность выбора – продолжать жить с этим симптомом или же изменить свою жизнь. Конфликты, горе, детско-родительские отношения (во взрослом возрасте). Целостность видения проблем, широкий диапазон свободы для терапевта. Опора на реальность, проработка проблем в контексте социальной жизни клиента. Нельзя работать с умственно отсталыми и людьми с низким уровнем интеллекта.

 

Из таблицы видно наличие различий, как в целях терапии, так и в продолжительности и глубине. Самая долгосрочная терапия – это личностно-ориентированная, и она же самая глубинная. Самая короткая – это когнитивная. А менее травмирующая это когнитивная и позитивная, так как они не проникаю в глубинные слои психики. Существуют различия и в понимании причины симптомов. Так для когнитивной терапии – это когнитивные искажения, для личностно-ориентированной причина заключается в неадекватных формах поведения. Позитивная терапия видит причину во внутренних конфликтах. А гештальт-терапия рассматривает патологию контакта, в виде основной причины развития симптомов.

Можно говорить и о различной эффективности терапии, для различных проблем. Так тревожные расстройства, панические атаки, социальные фобии и булемия лучше поддаются коррекции с помощью когнитивной терапии. Депрессии, зависимое поведение, тревога, конфликты – позитивной терапией. Невротические расстройства – личностно - ориентированной. Несмотря на это каждый клиент вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вид терапии для себя.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по проблеме исследования особенностей разных направлений в психотерапии показал, что данная тема является актуальной для современной науки.

Психотерапия – это система психического воздействия на больного с лечебной целью. Она способствует формированию способности саморегуляции поведения, позволяющей человеку самостоятельно разрешать конфликты в отношениях с окружающими, преодолевать трудности и изменять свою жизнь.

В настоящее время существует более 250 школ психотерапии. Каждая, из которых, имеет свои особенности. В данной работе особое внимание уделяется таким направлениям психотерапии как когнитивная, личностно-ориентированная, позитивная и гештальт-терапия.

Так, когнитивная терапия – это модель краткосрочной, директивной, структурированной, симптомо - ориентированной стратегии активизации самоисследования и изменений когнитивной структуры Я с подтверждением изменений на поведенческом уровне.

Личностно-ориентированная терапия, строится на расширении сферы осознаваемого не на основе прямого анализа бессознательного и его антагонистического взаимодействия с сознанием, а посредством поиска связей между разобщенными прежде в сознании больного представлениями, точной вербализации неясных переживаний и понятий.

Позитивная терапия - это краткосрочный психотерапевтический метод, в центре которого стоит динамика личности с ее транскультурными особенностями.

Гештальт-терапия рассматривает человека как целостную систему и исследует его телесные, эмоциональные, социальные и духовные проявления, помогает обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире прошлого и фантазий, а «здесь и сейчас».

Были получены следующие выводы:

1. Самая долгосрочная терапия – это личностно-ориентированная, и она же самая глубинная. Краткосрочная – это когнитивная.

2. Менее травмирующая это когнитивная и позитивная, так как они не проникаю в глубинные слои психики.

3. Различия в понимании причины симптомов: в когнитивной терапии – это когнитивные искажения; личностно-ориентированная - неадекватные формы поведения; позитивная терапия - внутренние конфликты; гештальт-терапия рассматривает патологию контакта, в виде основной причины развития симптомов.

4. Эффективность. Так тревожные расстройства, панические атаки, социальные фобии и булемия лучше поддаются коррекции с помощью когнитивной терапии. Депрессии, зависимое поведение, тревога, конфликты – позитивной терапией. Невротические расстройства – личностно - ориентированной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. — 487 c.

2. Бек А., Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 400. — ISBN 0-89862-847-4.

3. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб.: Питер, 2002.

4. Булюбаш И. Д.. Руководство по гештальттерапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.

5. Вельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии: Учеб. пособие. - Обнинск: ИАТЭ, 2008.

6. Гронский А.В. Гештальт-подход и клиническая медицина: проблемы интеграции. // Российский гештальт (выпуск 3) / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. - Новосибирск: Научно-практический центр психологии НГУ, 2001. – С. 70-82.

7. Гулевский В. Я. Индивидуальная психотерапия: Практикум [Текст]: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Психология" / В. Я. Гулевский - М.: Аспект Пресс, 2008 – 188 с.

8. Зонненберг С., Лазар С., Урсано Р.. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство. – М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 2008.

9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- Санкт- Петербург «Питер», 2002.

10. Карвасарский Б.Д., Исурина Г.Л. Психотерапия: содержание основных понятий // Психическое здоровье, №1, 2006.

11. Кочунас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Акаде-мический Проект, Трикста, 2004.

12. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М. 2002.

13. Минутко В.Л. Рациональная психотерапия. - СПб.; Иваново, 2000.

14. Перлз Ф. С. Практикум по гештальт-терапии: пер. с англ. / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин - М.: Психотерапия, 2007 – 227с.

15. Перлз Ф.С., Теория гештальт-терапии, Переводчики Александра Корнева, Вероника Петренко, Издательство: Институт общегуманитарных исследований. Серия: Современная психология: теория и практика, 2010г.

16. Соколова Е. Т. Психотерапия: Теория и практика. — М.: Академия, 2002.

17. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. – М.: “Три Л”, 2008.

18. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. — СПб.: «Ювента», 1999. — 318 с.

19. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М., Психотерапия, 2009.

20. Шавердян Г.М. Основы психотерапии.-СПб.:Питер, 2007.-208с.

21. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис - СПб.: Питер, 2008 - 668 с.

22. Эксакусто Т. В., Практикум по групповой психокоррекции. Тренинги, упражнения, ролевые игры, Издательство: Феникс,Серия: Психологический практикум, 2010 г.

23. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. – М.: Апрель Пресс, 2006.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...