Раздел II. Аппарат риторики
Тема 4. Инвенция Разработка теории доказательств. Система доказательств в риторике. Их деление на естественные (документы, показания свидетелей, в наши дни – экспертные оценки, ссылки на цифры, факты и пр.) и искусственные (аргументы к логосу (логические доказательства); пафосу (доводы к чувствам слушателей, связанные с обещаниями или угрозами) и этосу (апелляция к этическим нормам, связанная с заведомым принятием или заведомым отторжением какого-то поведения)). 1. Естественные доказательства. Важность характеристики источника доказательств. Анонимность источника – распространенный способ манипулирования. Безупречность естественных доказательств в фактическом плане и уязвимость в психологическом.
2. Искусственные доказательства. Логические доказательства Построение доказательств на основе: дедукции – переходе от общих рассуждений к частным, либо индукции – переходе от частных рассуждений к общим. Особое положение рассуждения с дефиницией, когда связь между частным и общим подвергается пересмотру. Логические уловки – неверные рассуждения, которым придана логическая форма (рассуждения со скрытым изъяном). Доводы к пафосу Угрозы и обещания. Необходимость тщательного отбора говорящим узнаваемых ситуаций (фреймов) с целью активизации эмоциональной памяти слушателей. Необходимость строгого соответствия языкового выражения аргументов пафосу речи говорящего. Доводы к этосу Доводы к сопереживанию и доводы к отвержению, их опора на общие для данного этоса (этноса, социальной группы) нравственные представления. Доводы к сопереживанию – коллективное признание определенных позиций. Доводы к отвержению – их коллективное отторжение, неприятие (ведение доказательства от противного).
Ссылка на авторитеты (или доводы к доверию и доводы к недоверию) – усиление логических, этических и эмоциональных доказательств. Общие места Два понимания этого термина: - некие очевидные истины, штампы, на которые ссылается оратор либо явно, либо опираясь на них как на распространенные представления (близко к этическим доводам); - поиски доводов через тематическое членение действительности. Предложенное Аристотелем деление на четыре темы, предполагающие развитие: - то, что произошло и чего не было; - то, что будет и чего не будет; - то, что может или не может (должно или не должно) произойти; - мера существующих вещей.
Тема 5. Диспозиция Диспозиция как теория риторической композиции устных и письменных текстов. Развитие современной риторикой классических положений: рассмотрение композиции не с точки зрения выделения неких речевых блоков (вступление, опровержение аргументов противника и пр.), а под углом умения выделить главное и тем облегчить восприятие речи. Три подхода к композиции речи Достижение современной риторики – теория выдвижения (умение правильно структурировать речь, делать ее «выпуклой», выделяя в ней главное). Теория расположения доводов – учение о том, когда следует отступать, когда – наступать, когда – маневрировать. Теория частей ораторской речи (разработана в античности) – выделение неизменных частей любой речи (вступление, заключение и пр.). Принцип выдвижения Отмеченные позиции. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Заголовок. Начало. Финал. Схемы выдвижения: конвергенция, градация, обманутое ожидание. Композиция с точки зрения расположения доводов Доверие аудитории к личности оратора. Три композиционные схемы: амплифицирующая (от лат. amplification – расширение); шоковая; стратегия маневра.
Композиция с точки зрения частей ораторской речи Восемь классических частей ораторской речи (римская риторика: Квинтилиан), их значение: - обращение (зачин) – начальная часть речи, привлекающая внимание слушателей; - именование темы (вступление) – введение аудитории в предмет речи; - повествование – описание истории вопроса, развернутая во времени прелюдия к теме; - описание – синхронный срез ситуации, положение дел на настоящий момент; - доказательство – сосредоточение логических аргументов; - опровержение – разбор и отведение реальных или возможных аргументов противника; - воззвание – обращение к чувствам, в котором сосредоточены доводы «к человеку»; - заключение – содержит резюме речи.
Тема 6. Элокуция Значительная степень разработанности элокуции как части риторического учения. Фигуры и тропы (особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие ее убедительной за счет речевой формы) – предмет элокуции. Принцип усиления выразительности и изобразительности Выразительность как коммуникативное качество речи. Выразительность – способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его. Связь выразительности с выдвижением. Изобразительность речи – ее наглядность. Средства усиления изобразительности (специальные: сравнения, фигуры и тропы речи, неспециальные – атрибутизация – развертывание предложения, распространение его прилагательными и наречиями, гипонимизация – использование слов более частного значения). Фигуры речи – необычные, нестандартные обороты речи, придающие речи особую выразительность и изобразительность. Фигуры прибавления Неупорядоченный повтор. Лексический повтор, многосоюзие, морфемный повтор, синтаксический параллелизм, период. Общее свойство фигур прибавления – демонстрация неизменности, постоянства овладевшего говорящим чувства. Упорядоченный повтор: анафора, эпифора, стык, кольцо и др. Свойство фигур прибавления – регулирование пафосности и торжественности выступления, что диктует требование осторожности в их использовании. Фигуры убавления Эллипсис, бессоюзие, умолчание и др. Общее свойство фигур убавления – существование единиц плана содержания без соответствующих единиц плана выражения (речь обращает на себя внимание отсутствием, пропуском каких-либо элементов).
Фигуры размещения Инверсии. Разрывы и вставки (парцелляция, парентеза). Особенность фигур размещения – размещение языковых элементов необычным образом. Тропы речи – слова или обороты, употребленные в переносном смысле. Тропы сходства Метафора и ее виды (сравнение). Развертывание метафоры (уподобление сразу по нескольким признакам). Подхватывание метафоры. Тропы смежности, контраста и тождества Метонимия, синекдоха; антифразис, гипербола, перифразис, литота, антономазия. Грамматические тропы Понятие грамматического тропа. Переносное употребление форм множественного числа. Переносное употребление форм времени и наклонения. Отклонение в формах рода. Риторический вопрос. Отличие риторического вопроса от гипофоры (вопроса к самому себе). Фигуры мысли Понятие фигуры мысли. Амплификации – риторические средства, связанные со смысловыми приращениями. Два рода амплификаций: фигуры, основанные на избыточном выражении (плеоназм и его разновидности), и фигуры, основанные на контрасте (антитеза и ее виды; коррекция и градация). Звуковая сторона речи Способность звуковых фигур усиливать ясность речи. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, словесная инструментовка. Каламбур. Шутка в ораторской речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|