Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для преподавателя




Предмет «Риторика» изучается студентами очной формы обучения, занимающимися по программе получения высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (бакалавриат). Курс изучается студентами второго курса, имеющими определенную лингвистическую подготовку (курс «Русский язык и культура речи» был изучен ими в первом семестре).

Дисциплина начинается с рассмотрения предмета и задач курса, основных понятий (таких как: роды и виды красноречия, аппарат риторики, фигуры речи, тропы речи, литературный язык и его норма, стили литературного языка и др.). Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с представленной далее программой.

Основными формами учебной работы являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (включающая в себя подготовку докладов и сообщений).

В ходелекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации к самостоятельной работе.

Семинарские занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, представления студентами докладов и обсуждения поставленных в них проблем в аудитории, проведения дискуссий и осуществления других видов работы, позволяющих развивать риторические навыки студентов.

В ходе занятий студентам предлагаются задания, позволяющие им проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных и с повседневным и профессиональным общением. Эти ситуации требуют от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение ее реализации. К таким видам работ относятся:

- риторические игры;

- импровизационные выступления;

- риторический анализ текстов известных ораторов прошлого, отрывков из произведений художественной литературы и т. п.

Преподавание дисциплины предполагает активное использование мультимедийных средств: учебных материалов, выполненных в электронном виде (образцы судебных речей выдающихся ораторов прошлого), видеоматериалов по проблематике курса, иллюстративного материала (в процессе проведения занятий-дискуссий). Кроме этого, преподаватель может использовать на занятиях интернет-ресурсы (обращаться к сайтам федеральных органов государственной власти, справочным материалам, размещенным на специальных порталах, таких как: www.gramota.ru и www.gramma.ru и под.).

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выступление на групповых занятиях, выполнение практических заданий по риторике. Важным аспектом процесса усвоения теоретических знаний и применения их на практике является риторический разбор текстов, относящихся к судебному красноречию. Студенты выбирают заинтересовавшую их защитительную или обвинительную речь (любого периода) и по мере освоения на лекциях теории риторики последовательно исследуют текст с точки зрения представленной в нем системы доказательств, композиционного построения, использования средств выразительности и изобразительности языка. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и впоследствии может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов и эффективности работы учебных групп.

На консультациях преподаватель разъясняет наиболее сложные вопросы, дает требуемые рекомендации по изучению текущего материала.

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Риторика» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен преподавателем к сдаче зачета.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия рассматриваемой темы, связанные с нею теоретические и практические проблемы, даются рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие лекционного материала – конспектирование лекции (в конспекте лекции рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы).

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов курса семинарские занятия, служащие для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий. Насеминарских занятиях студенты знакомятся с риторическими канонами построения текста, усваивают нормы построения высказываний, работают над качеством содержания его основных частей, представляют фрагменты выполненного самостоятельно риторического анализа юридических текстов и участвуют в обсуждении этого материала.

Семинару предшествует самостоятельная работа студентов, заключающаяся в освоении лекционного материла и информации, содержащейся в литературе, рекомендованной преподавателем.

В процессе изучения курса студенты могут выступить на семинарском занятии с докладом или сообщением.

Доклад – это самостоятельная работа студента по выбранной проблеме, предполагающая достаточно глубокое и всестороннее ее освещение, для чего необходимо изучение и обобщение литературы по изучаемому вопросу (в том числе дополнительной). Доклад представляется студентом на семинарском занятии и длится 20–25 минут. В конце выступления докладчик должен сделать обобщение и ответить на вопросы аудитории.

В отличие от доклада сообщение, как правило, посвящено частному вопросу, но также предполагает изучение дополнительной литературы и достаточно глубокое освещение темы. Сообщение длится 10–15 минут. В конце выступления докладчик также должен быть готов к ответам на вопросы, возникшие у аудитории.

В процессе работы над докладами и сообщениями студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов и сообщений приведены в настоящем издании. Кроме этого, студенты могут по согласованию с преподавателем подготовить сообщения и на другие интересующие их темы в рамках проблематики изучаемого предмета.

Консультации могут быть как индивидуальными, так и проводиться для целой группы. С графиком проведения преподавателями консультаций можно ознакомиться на кафедре.

 

Планы ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) Занятий

Семинар 1. Задачи риторики. Предмет риторики. Части риторики. Роды и виды ораторской речи

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи риторики. Предмет риторики. Части риторики.

2. Роды и виды ораторской речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...