Независимых государств в Азии и Африке
Одной из отличительных черт двадцатого столетия являются ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств. Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в. и захватила половину двадцатого, перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний. Кризис колониальной системы начался после Первой мировой войны. Уже в 1918-1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. Национально-освободительное движение заставило правящие круги метрополий внести некоторые изменения в формы и методы колониального управления. Наиболее отчетливо кризисные явления проявились на данном этапе внутри самой обширной колониальной империи – Британской. Новый подъем национально-освободительного движения произошел после Второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах.
На протяжении двух десятилетий после Второй мировой войны распад колониальных империй в основном завершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, действуют зачастую неэффективно. Характерной чертой социально-экономического развития колониальных стран Южной и Юго-Восточной Азии был относительно высокий по сравнению с другими колониями уровень зрелости капиталистических отношений. Однако и здесь такие общие проявления колониального наследия, как многоукладность и архаичная структура экономики, неразвитость социальных структур, определили в принципе сходные с другими освободившимися странами тенденции развития политических систем. В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мирным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. При этом Индия в 1947 г. была разделена на две части, получившие статус доминионов - Индийский союз и Пакистан. Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии и Шри-Ланке способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности. Авторитарные тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришел блок капиталистических и полуфеодальных слоев. После завоевания независимости в 40-х гг. XX в. в большинстве стран региона были восприняты западные государственно-правовые и политические формы, которые, однако, не соответствовали в то время местным социально-экономическим условиям, и в ряде стран в дальнейшем были изменены.
Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко – протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран. Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран. Одной из важнейших политических проблем на Арабском Востоке стал после второй мировой войны вопрос о создании самостоятельного Палестинского государства. На протяжении XX - начала XXI вв. Ближний Восток остается одним из самых нестабильных и взрывоопасных регионов мира. С одной стороны, здесь усиливаются стремления к интеграции, которые уже выразились в создании региональных межарабских организаций. С другой стороны, острые противоречия в арабском мире уже неоднократно приводили к вооруженным региональным конфликтам. По-прежнему далека от разрешения палестинская проблема. Накануне завоевания независимости в колониях Тропической Африки господствовали докапиталистические, а зачастую и дофеодальные формы общественного развития. Основные формационные процессы не получили здесь своего завершения, характеризовались переходным состоянием. В последние годы перед освобождением этих стран метрополии стимулировали здесь развитие капитализма зависимого, неоколониального типа.
Как правило, независимость стран Тропической Африки провозглашалась в результате мирных форм борьбы за национальное освобождение, власть из рук колониальных чиновников переходила непосредственно в руки местной верхушки. Первые конституции независимых государств Африки были составлены и «дарованы» метрополиями; они нередко закрепляли некоторые привилегии племенных вождей. При этом бывшие английские колонии были вынуждены принять «Вестминстерскую модель» государственных органов. Страны, входящие прежде во французскую колониальную империю, принимали свои конституции самостоятельно, но и в этом случае они восприняли политические образцы Пятой республики. Однако все эти государственные формы совершенно не соответствовали социально-экономическим условиям развития африканских обществ, и в середине 60-х гг. стал явственно обнаруживаться их кризис. Отказ от западного конституционализма в африканских странах капиталистической ориентации характеризовался установлением авторитарных методов правления. В 60 – 70-х гг. в целом ряде таких государств были установлены военные режимы, отменившие или приостановившие действие конституций. Однако военное руководство оказалось также не в состоянии решить коренные проблемы развития молодых государств. В связи с этим в некоторых странах с конца 70-х гг. обозначился поворот к демократизации, конституционным методам правления. Были ликвидированы террористические режимы в Уганде, Центральной Африканской Республике, Экваториальной Гвинее; в 80-х гг. к гражданскому правлению возвратились Судан, Руанда. Впоследствии в некоторых из них неоднократно чередовались военные и гражданские режимы (Нигерия, Судан и др.). В условиях переходных африканских обществ особенно ярко проявилась высокая активность государства не только в политической системе, но и в его влиянии на экономические отношения. Наиболее значительная роль была отведена государству как средству насаждения и утверждения соответствующих общественных отношений в тех странах, которые провозгласили «социалистическую ориентацию» развития. В 1960 г. на этот путь вступили три государства (Гана, Гвинея, Мали), в 1970 г. их число удвоилось, а в середине 80-х гг. утроилось (Ангола, Бенин, Конго, Танзания, Эфиопия и др.). Впоследствии многие из них в результате военных переворотов или изменения прежних концепций развития отказались от этого курса; окончательно «социалистическая ориентация» по моделям тоталитарных социалистических государств была отвергнута в 1980-90-х гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|