Второй мировой войны. Развитие судебной системы
В мае 1946 г. в Италии были проведены референдум по вопросу о форме правления и выборы в Учредительное собрание. На референдуме большинство голосов было подано за республику. В Учредительном собрании наибольшее количество мест получили три партии - христианские демократы, социалисты и коммунисты. После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. была утверждена Конституция Итальянской Республики, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Изучая текст конституции, необходимо помнить, что она была принята в условиях небывало высокого демократического движения, развернувшегося после краха итальянского и германского фашизма. В целом конституция 1947 г. является самой демократической из всех ранее принятых конституции Италии. Она провозгласила Италию демократической республикой. В ней определен широкий круг прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати, и т.д. Конституция подробно регламентирует систему органов государственной власти, которая строится на основе традиционного принципа разделения властей. Законодательная власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная, как и во всех парламентарных государствах, имеет двойственную структуру, включает Президента республики, а также правительство - Совет министров. Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование органов государственной власти в соответствии с нормами Основного закона. Заметными в конституции Италии стали международно-правовые положения. Основной закон установил, что внутренний правовой порядок страны согласуется с общепризнанными нормами международного права. Специальное положение устанавливает миролюбивый характер государства, поскольку «Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как способ разрешения международных споров» (ст. 11). В Конституции предусмотрена возможность уступки ряда государственных полномочий международными организациями. В ст. 11, например, говорится, что Италия соглашается с другими государствами на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость.
Эти нормы стали правовым основанием для вступления страны в Европейские сообщества (в настоящее время - Европейский союз) и передачи им права регулирования ряда вопросов экономического и, отчасти, социального характера. По способу изменения итальянская конституция 1947 г. относится к числу «жестких». Процедура пересмотра предусматривает две последовательные стадии. При этом применяются следующие правила: поправки принимаются дважды в каждой из палат парламента; между обсуждениями должно пройти не менее, трех месяцев, и во втором голосовании они должны быть одобрены абсолютным большинством голосов членов каждой из палат. Второе голосование является ратифицирующим. Вопрос, касающийся образования Федеративной Республики Германии и принятия Боннской конституции. В июле 1948 г. на конференции шести государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург) были выработаны рекомендации о создании западногерманского государства. В соответствии с этим документом Комитет экспертов (позднее - Конституционный конвент), назначенный конференцией премьер-министров западногерманских земель, подготовил проект конституции В мае 1949 г. Основной закон ФРГ был принят Парламентским советом, состоявшим из представителей земель, а затем одобрен тремя военными губернаторами.
В апреле 1949 г. был провозглашен Оккупационный статут, разработанный США, Великобританией и Францией. Оккупационный статут закреплял верховную власть трех держав в ФРГ и режим военной оккупации; он наделял оккупационные державы правом контроля за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, предоставлял на этом основании западным властям право отменять законы и другие распоряжения западногерманских государственных органов в случае их «противоречия» конституциям ФРГ и отдельных земель, а также положениям Оккупационного статута. В 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен в сторону некоторого расширения полномочий властей ФРГ, а в 1955 г. он был отменен в связи с принятием ФРГ в НАТО и Западноевропейский союз и провозглашением Парижских соглашений. ФРГ официально получила статут суверенного государства. Однако США, Великобритания и Франция по договору об отношениях между ФРГ и тремя западными державами от 26 мая 1952 г. сохранили в отношении ФРГ ряд важных прав (относительно решения вопросов войны и мира, размещения иностранных войск на территории Западной Германии и др.). Что касается Основного закона ФРГ, то Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 гг. только для Западной Германии, в 1990 г. стала Основным законом для всей Германия. Конституция построена на началах федерализма: федерация в целом и каждая земля в отдельности «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Каждая из земель имеет свой ландтаг (парламент) и свое правительство. Считается, что интересы земель представлены в верхней палате общефедерального парламента - бундесрате (союзном совете): он состоит из уполномоченных, назначенных правительствами земель. Нижняя палата, бундестаг, избирается на четыре года по системе, сочетающей в себе элементы пропорционального и мажоритарного голосования, половина - на основе партийных списков - по принципу пропорционального голосования. Главой государства является президент, однако фактическая власть его велика. Как и повсюду в буржуазных странах, в ФРГ именно правительство сосредоточило в своих руках всю основную власть. Органом, призванным сдерживать как центральное, так и местное правительство, является Конституционный суд ФРГ. Ему дано право толковать конституцию и разрешать споры, могущие возникнуть в отношениях между федерацией и землями.
В отличие от большинства европейских государств, Япония не имела в своей истории многочисленных конституционных актов. Более 300 лет она оставалась изолированной и закрытой от внешнего мира. Только в 1858 г. Япония была вынуждена открыть свои порты для иностранных судов. В конце 80-х гг. ХIХ в. начались резкие изменения в японском праве В 1889 г. была принята первая Конституция (Конституция Мэйдзи), которая не прекращала своего действия вплоть до 1947 г. 3 мая 1947 г. вступил в законную силу ныне действующий Основной за кон японского государства. Конституция устанавливала парламентскую монархию. Парламенту при этом была отведена роль «высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны». Парламент имеет двухпалатную структуру. Нижняя палата - палата представителей, верхняя - палата советников. Конституция сохраняла императора в качестве «символа государства и единства народа». Император все еще имел право назначать премьер-министра и других министров, но только с согласия парламента. Все поправки в конституцию могли вноситься именем императора. Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, решающую роль в котором играет премьер-министр. В отличие от конституции 1889 г., кабинет министров теперь несет коллективную ответственность перед парламентом. Высшая судебная власть вверена Верховному суду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|