Микро-, макро- и мега- миры. Характерные пространственные расстояния для микро-, макро- и мега- миров. Структурные уровни организации материи.
2)
Познание человеком окружающего мира на примере расширения знаний о Планете Земля. Устройство Солнечной системы. Работы Галилея, Коперника, Кеплера, Ньютона
3)
Области применимости законов и принцип соответствия - необходимые компоненты при формулировке любого закона для адекватного его использования.
4)
Реальное физическое пространство. Трехмерное евклидовое пространство - математическая модель реального физического пространства. Расстояние между двумя точками в этом пространстве. Признаки эвклидовости пространства. Неэвклидовы пространства.
5)
Время. Его свойства и измерение. Стрела времени.
6)
Принципы относительности - критерии неизменности законов природы. Системы отсчета. Принцип относительности Галилея.
7)
Измерения скорости света. Эйнштейн - создатель специальной теории относительности. Принципы относительности Эйнштейна и Галилея.
8)
Четырехмерное пространство-время и его псевдоевклидовость.
9)
Энергия и импульс в релятивистской механике. Знаменитая формула Эйнштейна Е = m c 2 . Две массы тела - инертная и гравитационная.
10)
Принцип эквивалентности. Нарушение прямолинейности распространения света в поле тяготения. Искривление пространства-времени.
11)
Расширяющаяся Вселенная. Постоянная Хаббла. Возраст нашей Вселенной и Большой Взрыв.
12)
Взаимодействия, силы и поля в природе. Энергия - характеристика взаимодействия. Потенциальные и непотенциальные силовые поля.
13)
Законы сохранения и их связь симметрии полей.
14)
Энергия в замкнутых и незамкнутых системах. I закон термодинамики - основной закон сохранения и превращения энергии.
15)
Термодинамическое равновесие и температура.
16)
Энтропия в равновесных системах. Энтропия-мера хаоса и информационности.
17)
Температура и энтропия. Различные температурные шкалы. Абсолютный нуль.
18)
II закон термодинамики. Возрастание энтропии и направление времени в макромире.
19)
Классический детерминизм ньютоновой механики и его нарушение в микромире. Принципы неопределенности и дополнительности.
20)
Строение атома. Фундаментальный опыт Резерфорда. Соотношение размеров атомов и ядер. Постулаты Бора и их область применимости. Квантовые состояния и числа.
21)
Эйнштейн, Шредингер, Паули и Дирак - основоположники релятивистской механики, квантовой механики и релятивистской квантовой теории. Иллюстрация принципа соответствия на примере этих теорий.
22)
Принцип запрета Паули и классификация микрочастиц Заполнение электронами квантовых состояний атомов. Таблица Менделеева (качественное объяснение).
23)
Взаимодействие электронов и атомов на микроскопических расстояниях. Связывание атомов в молекулы. Принцип Паули и энергия связи. Ионная связь и ковалентная связь.
24)
Кристаллические вещества как сверхмолекулы. Симметрия кристаллов. Классификация твердых тел по типу электропроводности.
25)
Состояния вещества. Характер движения молекул в различных состояниях вещества
26)
Классификация химических реакций. Энергетика реакций.
27)
Размеры и строение ядер. Энергия связи и дефект массы. Ядерные реакции распада и синтеза. Период полураспада. Активность.
28)
Действие радиации на вещество и живую ткань. Основные дозиметрические единицы и измерительные приборы. Радиационные катастрофы, проблемы выживания, последствия.
29)
Фундаментальные взаимодействия. Концепция дальнодействия и близкодействия и их роль в развитии физики. Полевая и корпускулярная модели взаимодействия.
Земля и её место во Вселенной. Солнце - ближайшая звезда - основной фактор существования жизни на Земле. Солнечное излучение, атмосфера и магнитное поле Земли.
32)
Основные признаки жизни. Разнообразие жизни на земле: Концепция структурных уровней в биологии. Уровни организации живой материи. Биосфера. Круговорот веществ и энергии.
33)
Строение клетки и клеточная теория. Проблема происхождения жизни.
34)
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина. Три основных фактора эволюции: изменчивость, естественный и искусственный отбор, и наследственность.
35)
Популяционная генетика и современная теория эволюции. Синтетическая теория эволюции. Макро и микро-эволюция. Основной биогенетический закон – единство фило- и онтогенеза в эволюции жизни.
36)
Эволюционные идеи в биологии и современный глобальный эволюционизм. Коэволюция общества, человека и живой природы. Современные представления о саморазвивающихся и саморегулирующихся динамических системах.
37)
Проблема части и целого в жизнедеятельности организма. Биоконстанты и количественные методы изучения биологических функций. Гомеостаз.
38)
Роль нервной системы в регуляции функций организма. Идеи нервизма в биологии и медицине. Значение прямых и обратных связей в саморегуляции функций живых систем. Поэтапная регуляция функций организма (И. П. Павлов).
39)
Сущность стресса как биологического явления и его роль в возникновении “болезней цивилизации”.
40)
Кибернетика и биология. Жизнь, энтропия и антиэнтропия. Необратимость биологических процессов.
41)
Наследственность - основное свойство жизни. Законы Менделя и их значение для понимания сущности наследственности. Доминантная и рецессивная наследственность.
42)
Переоткрытие законов Менделя в начале ХХ века и возникновение понятий “мутация”, “ген”, “генетика”. Томас Морган и хромосомная теория наследственности.
43)
Основные положения цитогенетики. Возникновение молекулярной генетики. Молекулярная генетика и молекулярная биология патологии. Молекулярно-генетические механизмы изменчивости и генетические основы обмена веществ. Биотехнология и генная инженерия.
44)
Сущность и исторические этапы развития иммунологии как фундаментальной биологической науки. Метод вакцинации Э. Дженера - способ создания активного противоинфекционного иммунитета.
45)
Открытие И. И. Мечниковым фагоцитоза (1883 г.) - начало изучения клеточных механизмов защитных сил организма. Учение о гуморальном иммунитете. Понятия “атиген” и “антитело”. Сущность аллергии как иммунной реакции.
46)
Естественнонаучные методы в изучении психической деятельности. Учение И. П. Павлова. Концепция нейронного строения нервной системы и психология. Локализация познавательных и эмоционально-мотивационных процессов и естественнонаучные методы их изучения.
47)
Понятие “глобальные проблемы современности”. Естествознание, научно-технический прогресс и современная ситуация. Биосфера - ноосфера - экология. Предмет экологии как биологической науки.
48)
Социальная экология, экология человека и медицинская экология. Экология и адаптационные возможности человека. Химические и ионизирующие загрязнения окружающей среды как мутагенные и патогенные факторы.
49)
Достижения естествознания и перспективы оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой. Естествознание и современная демографическая ситуация. Природные ресурсы и “предел роста как проблемы современного естествознания”.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) Основная литература
Концепции современного естествознания: Учебник для бакалавров. Базовый курс / под ред. С.А. Лебедева. - 3-е изд., испр. и доп.- Рек. УМО. - М.: Юрайт, 2013. - 363 с. - (Бакалавр).
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.Соотв. ФГОС третьего поколения / Г.И. Рузавин. - 3-е изд., стер.- Рек. МО РФ. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 271 с. - (Бакалавриат)
Садохин А.П. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления/ Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40463.— ЭБС «IPRbooks»
Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Тулинов В.Ф., Тулинов К.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 483 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5102.— ЭБС «IPRbooks»
б) Дополнительная литература
Баранов Р.И. Концепции современного естествознания. Физический фундамент: Монография / Р.И. Баранов, Г.О. Зайцев. - М.: МАЭП, 2005. - 63 с.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Рольф, 2002. - 576с.
Винер Н. Человек управляющий / Н. Винер. - СПб.: Питер, 2001. - 288с.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. - 9-е изд., стер.- Рек. МО РФ. - М.: Академия, 2008.- 608 с.
Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост.Шолле В.Д. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 543с.; ил.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / С.Х.Карпенков. - 11-е изд., перераб. и доп.- Рек. МО РФ. - М.: КНОРУС, 2009. - 672 с.
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.- Рек. МО РФ. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
Лесков Л.В. Футуросинергетика: Универсальная теория систем / Л.В. Лесков. - М.: Экономика, 2005. - 170с.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.М.Найдыш. - 3-е изд., перераб. и доп.- Рек. МО РФ. - М.: Альфа-М, 2009. - 704 с.
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: В 9 томах. - Т.6: Изобретения и технологии. - М.: ИНФРА-М,Весь Мир, 2000. - 416с.; ил.
Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / А.П. Садохин. - 5-е изд., стер. - М.: ОМЕГА-Л, 2010. - 239 с.
Творцы мировой науки. От Античности до ХХ века: Популярная биобиблиографическая энциклопедия / сост. З.П. Джинова, Г.В. Шандуренко. - М.: Пашков дом, 2001. - 784с.
Хасбулатов А.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / А.М.Хасбулатов, Ш.З. Шугаибов. - М.: МАЭП, 2007. - 110 с.
Циолковский К.Э. Гений среди людей / Сост. Голованова Л.В., Тимошенкова Е.А. - М.: Мысль, 2002. - 542с.
Человек и среда его обитания: Хрестоматия / под ред. Г.В. Лисичкина, Н.Н. Чернова. - Рек. УМО. - М.: Мир, 2003. - 460с.; ил.
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания [Электронные ресурсы]: Курс лекций. Аудиокнига / С.И. Кащеев. - М.: КНОРУС, 2010. - CD-MP3.
Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания [Электронные ресурсы]: Электронный учебник / А.Ф. Лихин. - М.: КНОРУС, 2010. - CD-ROM
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания [Электронные ресурсы]: Электронный учебник / Г.И. Рузавин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011. - CD PDF
Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания [Электронные ресурсы]: Электронный учебник / Л.Б. Рыбалов, А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ, 2011. - CD PDF
Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. Справочное пособие для подготовки к компьютерному тестированию [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Белкин П.Н., Шадрин С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 145 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18389.— ЭБС «IPRbooks»
Жуланов А.Л. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей педагогических вузов/ Жуланов А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32049.— ЭБС «IPRbooks»
Горин Ю.В. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горин Ю.В., Свистунов Б.Л., Алексеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10758.— ЭБС «IPRbooks»
Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 540 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10935.— ЭБС «IPRbooks»
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/727.— ЭБС «IPRbooks»
Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс/ В.П. Соломин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2011.— 242 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20551.— ЭБС «IPRbooks»
Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебный справочник/ — Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22296.— ЭБС «IPRbooks»
Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23787.— ЭБС «IPRbooks»
Кравченко Л.Г. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Кравченко Л.Г.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2011.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28100.— ЭБС «IPRbooks»
Стародубцев В.А. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Стародубцев В.А.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский политехнический университет, 2013.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34669.— ЭБС «IPRbooks»
www.iprbookshop.ru -электронная библиотечная система IPRbooks
http://e.lanbook.com/ - электронная библиотечная система «Лань»
3. Концепции Современного Естествознания, - http://www.referat.ru/referats/view/19732
4. Концепции современного естествознания Лекции, - http://www.ugatu.ac.ru/ddo/KSE/01/index01.htm
5. Научная революция в физике начала хх века. - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1678
Перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих компьютерных программ
№ п/п
Наименование рекомендуемых программ
Наименование разделов и тем
Московцева А.А. Электронные тесты по КСЕ: МАЭП, Москва
По всем темам
Комплексы презентаций по темам:
- Нобелевские лауреаты
По всем темам
- Пространство-время. Вселенная
Темы 1-3
- Элементарные частицы
Темы 6-9
- Строение Земли
Тема 9-10
- Теории эволюции
Темы 10,11
- Классификация видов
Темы 12, 13
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Учебный процесс обеспечивается соответствующими службами МАЭП. Это, во-первых, компьютерные классы с локальными сетями; библиотека с постоянно обновляемым фондом; доступным Internet’ом и методическими разработками кафедры.
Наименование технического средства
Количество
Компьютерные классы
Интерактивная доска
Компьютеры
Стандартное программное обеспечение (Windows + MS Office)
Локальная сеть с дистанционным управлением
Internet
Планшетные сканеры
Принтеры
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль подготовки «Финансы и кредит».
Автор: к.ф.-м.н., проф. Г.О.Зайцев
Рецензент: к.ф.-м.н., д.пс.н. Г.В.Семья, директор Межрегионального НИИ профессиональных компетенций СФГА
Программа рассмотрена и утвержденаСоветом института экономики.