Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2: Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина




ТЕМА №1. РОМАН Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?».

 

Задание

Законспектировать статью Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат».

 

Вопросы для подготовки.

1. История создания и публикации романа.

2. Система образов романа (составить таблицу по главным героям романа с цитатными характеристиками, проследить движение от «старого» к «новому» миру). «Новые люди» в романе Чернышевского.

3. Сущность теории «разумного эгоизма» и ее философские источники.

4. «Особенный человек» Рахметов. Особенности трактовки образа в свете «теории разумного эгоизма».

5. Сны Веры Павловны. Композиционная роль сновидений главной героини. Проблема расшифровки образов сновидений.

 

6. Форма повествования (ипостаси автора и рассказчика). Смысл финала.

7. Роман «Что делать?» в отзывах критиков (статья Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат и др.») и откликах современников.

Литература.

1. Вердеревская Н. Роман Чернышевского «Что делать?». – М., 1982.

2. Есин А.Б. Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» // Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003. – С. 101 - 119.

3. Ждановский Н.П. Особенности реализма писателей-демократов 60-х годов XIX века // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». – Л., 1978.

5. Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

6. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: Худ. творчество. Пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1984.

7. Прозоров Ю.М. Этика русской демократии. Н.Г. Чернышевский и его роман «Что делать?» // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. – СПб., 2001. – С. 306 – 325.

8. Рейсер С. «Особенный человек» П.А. Бахметев [О прототипе образа Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?»] // Русская литература. – 1963. - №1. – С. 173 – 177.

9. Руденко Ю.К. Чернышевский – романист и литературные традиции. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

10. Сутягина А.А. «Особенный человек» и проблема революции в прозе Н. Чернышевского начала 60-х годов // Вопросы русской литературы. – 1987. – Вып. 1. – С. 83 – 90.

 

  1. Проблема образа автора в романе «Что делать?» (Ю.К.Руденко, М.Т.Пинаев, Н.А.Вердеревская, Г.Е.Тамарченко, В.В.Федоров) (О природе поэтической реальности – М., 1984) (автор как рассказчик, как повествователь, как действующее лицо, несколько авторских ролей (как рассказчик, он выступает в роли а)критика, б) публициста, в) персонажа). Автор в словесно-речевой игре. Две сферы: изображаемое событие и событие изображения). Повествователь в 1-й и 2-й главах вступления и рассказчик – в 3-й главе. Самостоятельность повествователя и рассказчика как субъектов речи. Автор-рассказчик в роли критика, интерпретатора собственного сочинения. Если передается свое вИдение ситуации повествователем, то тем самым нарушается объективность повествования. Диалог автора и публики, читателя.

 

 

План практического занятия №1

По русской литературе 70 – 90-х годов 19 века

Для студентов-филологов 3 курса

Тема: «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр, композиция, проблемы поэтики книги

 

Задание: Используя справочную литературу, составить в тетради словарь основных понятий сатиры: гипербола, гротеск, ирония, комическое, пародия, сарказм, сатира, эзопов язык, юмор.

 

План беседы:

1. История создания и жанровая форма «Истории одного города».

2. Основная проблематика книги. Двусторонность щедринской сатиры.

3. Композиция «Истории одного города».

4. Своеобразие финала «Истории одного города». Разные трактовки финала.

5. Приемы сатирической типизации, использованные М. Е. Салтыковым

Щедриным. Способы выражения авторской позиции. Современные трактовки.

На последний вопрос ответить в тетради письменно в форме сочинения-миниатюры. Использовать для анализа материал двух глав книги: «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение». Показать, как использованы писателем гротеск в обрисовке образа, пародирование законодательных документов, стилизация слога летописцев-архивариусов, эзопов язык.

Примерные вопросы, которые должны быть освещены в письменном ответе:

1. Какими представлены глуповцы в ситуациях ожидания нового градоначальника, встречи с ним, смятения после встречи?

2. Как определить авторскую позицию в описании «Истории Глупова»?

3. Какими сатирическими средствами пользуется автор для создания образа Угрюм-Бурчеева (портрет, описание бреда, авторские характеристики)?

4. Как совершается переход от слога летописца к языку автора? Как выражается в языке авторская позиция?

Литература:

1. Учебники.

2. Лекции.

3. Текст «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Покусаев Е. И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. – М.: Наука, 1963.

5. Бушмин А. С. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Искусство сатиры. – М., 1976.

6. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1977.

7. Головина Т. Н. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. – Иваново: ИГУ, 1997.

8. Павлова И. Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические науки, 1979, № 3.

9. Дмитренко С. М.Е.Салтыков-Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – – М.: Изд-во МГУ, 1999

 

 

Тема 2: Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина

План беседы:

1. История создания цикла «Сказки». Причины обращения сатирика к сказочному жанру.

2. Классификация сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина в сравнении с жанровой сутью и классификацией народных сказок.

3. Тематическая классификация сказок. Охарактеризовать проблематику и поэтику одной из сказок в каждой группе («Гиена», «Либерал», «Коняга», «Приключение с Крамольниковым»)

4. Специфика сатирической типизации в цикле «Сказки» (по одному из произведений на выбор). Сущность и своеобразие «эзопова языка». Особенности щедринского гротеска в «Сказках».

5. Философский, притчевый смысл «Сказок», их этический пафос («Баран-непомнящий», «Пропала совесть», «Путем-дорогою», «Рождественская сказка»)

6. Приемы циклизации сказочных текстов (что делает «Сказки» единым циклом?)

7. «Сказки» как итоговое произведение писателя. Назовите и охарактеризуйте последние произведения сатирика, созданные после «Сказок».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Художественные тексты, лекции, учебники.

2. Бушмин А.С. М.Е.Салтыков-Щедрин. – М.,1970

3. Прозоров В.В. Произведения Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. – Л.,1979.

4. Николаев Д. Смех Щедрина. – М., 1988.

5. Дмитренко С.Ф. ЩЕДРИН: незнакомый мир знакомых книг. – М.:1999. С.54-67.

6. М.Е.Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий:Материалы научной конференции. – Тверь,1996,с.9-12.

 

М.Е.Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий:Материалы научной конференции. – Тверь,1996,с.9-12. (Досье. Приложение к Литературной газете. 1996, №2;алтыков-Щедрин М. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. – М., 1997, с.670-672.)

 

План

Практического занятия № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...