Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

практического занятия № 10




По русской литературе 19 века

Тема: Духовные искания положительных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Творческая история романа «Война и мир». Основные этапы эволюции замысла в связи с развитием творческого замысла писателя. Смысл названия романа.

2. Этапы идейной эволюции князя Андрея Болконского. Преодоление индивидуализма (отказ от «наполеонизма») (план практического занятия №9)

1) Т. I: Ч. I, гл. 1 – 6, 22 – 25; Ч. II, гл. 21; Ч. III, гл. 7 – 8, 11 – 12, 25 – 26.

2) Т. II: Ч. II, гл. 1 – 14; Ч. III, гл. 1 – 3, 4 – 6, 11 – 12, 25 – 26.

3) Т. III: Ч. I, гл. 8; Ч. II, гл. 36, 37; Ч. III, гл. 30 – 32.

4) Т. IV: Ч. I, гл. 14 – 16.

3. Образ Пьера Безухова. Сочетание в его личности социально-типического и общечеловеческого начал (контрольная работа)

1) Т. I: Ч. I, гл. 1 – 6, 12 – 13, 14 – 17; Ч. III, гл. 1 – 2.

2) Т. II: Ч. I, гл. 4 – 6; Ч. II, гл. 1 – 14.

3) Т. III: Ч. II, гл. 17 – 18; Ч. III, гл. 8 – 11, гл. 27 – 29.

4) Т. IV: Ч. I, гл. 9 – 13; Ч. II, гл. 11 – 14;

Ч. III, гл. 12 – 15; Ч. IV, гл. 12, 13, 15 – 20. Эпилог, Ч. I, гл. 10 – 13.

4. Единство естественного и нравственного в личности Наташи Ростовой.

5) Т. II: Ч. III, гл. 1 – 3.

6) Т. III: Ч. I, гл. 16 – 23; Ч. III, гл. 12 – 18, 30 – 32.

7) Т. IV: Ч. IV, гл. 1 – 3, 15 – 20.

8) Эпилог, Ч. I, гл. 10 – 13.

5. Декабристский элемент в «Войне и мире».

Эпилог, Ч. I, гл. 14 – 21.

6. Мастерство психологического анализа Л. Н. толстого в романе «Война и мир». «Диалектика души» как вершина эволюции психологического реализма в русской литературе 19 века

Литература

1. Текст романа.

2. Учебники.

3. Н. Г. Чернышевский «Детство и отрочество». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого // Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. – М., 1974, с. 504 – 514 (составить подробный конспект).

4. Бочаров С. Г. «Война и мир» Л. Н. Толстого // Три шедевра русской классики. – М., 1972.

5. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М., 1988, с. 12 – 58, 102 – 149, 215 – 244.

6. Громов П. П. О стиле Л. Н. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире» - Л., 1977.

7. Долинина Н. По страницам «Войны и мира» - Л., 1973.

 

План

Практического занятия № 11

По русской литературе 19 века

Тема: Философия истории Л. Н. Толстого. Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»

 

 

1. Основные философские проблемы, поставленные Л. Н. Толстым в эпилоге романа «Война и мир» (Ч. II, гл. 1 – 12). Проблема свободы и необходимости, роли личности в историческом процессе и т. д.

 

2. Образ Кутузова в романе. Проанализировать гл. 2 – 3 (Т. I: Ч. II),

11 – 12 (Т. I: Ч. III),

15 – 16 (Т. I: Ч. III),

15 – 16, 35 (Т. III: Ч. II),

2 – 3 (Т. III: Ч. III),

4 – 5, 6 – 9 (Т. IV: Ч. IV).

 

3. Авторская трактовка образа Наполеона.

 

4. «Мысль народная» и ее развитие в романе Л. Н. Толстого.

 

Литература

1. Текст романа.

2. Лекции.

3. Скафтымов А. П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – Л., 1972 – конспект.

 

4. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М., 1988, гл. 1.

 

 

План

Практического занятия № 12

По русской литературе 19 века

Тема: Проблема личности и общества в повести А. П. Чехова «Скучная история»

 

Задание: Сопоставить оценки «Скучной истории» двумя современными исследователями (по выбору).

 

План:

1. Жанровое своеобразие «Скучной истории» как «исповеди сына века». Идейно-художественная функция контраста настоящего и прошлого в «Записках» героя.

2. Николай Степанович как представитель лучшей части русской интеллигенции 80-х годов. Поиски истины, разочарования и душевные утраты. Трагическое одиночество человека, зашедшего в тупик.

3. Жизненная драма Кати и мера ответственности Николая Степановича за ее судьбу. Проблема «обыкновенных людей» и «героев» повести.

4. Духовная разобщенность и отсутствие высокой идеи у окружающих Николая Степановича людей как явление эпохи. Опасность обывательской бездуховности для творческой интеллигенции.

5. Чеховское решение проблемы «Кто виноват?».

6. «Бессобытийность» сюжета повести: видимая незначительность сдвигов в душевной жизни героя. Акцентировка авторского внимания на повседневных формах действительности и подавляющей власти мелочей жизни. Трагедийная подоснова «Скучной истории».

 

Литература

1. Чехов А. П. Скучная история – Полн. собр. соч. и писем в 20-ти т., Т.7, М., 1974.

2. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л., 1970 (гл. 2, § 6.).

3. Смирнов М. М. Герой и автор в «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова – М., 1974.

 

Дополнительная литература:

1. Чудаков А. П. Мир Чехова – М., 1986.

2. Семанова М. Л. Чехов-художник – М., 1976.

3. Чудаков А. П. Поэтика Чехова – М., 1971.

4. Полоцкая Э. А. Чехов: Движение художественной мысли – М., 1979.

5. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2000

 

Практическое занятие № 13

 

Новаторство Чехова-драматурга. Пьеса «ЧАЙКА»

1. Основная тема, чеховский тип героя и события в драме «Чайка»(1896) (В сравнении с прозой и ранней драмой «Иванов»).

2. Новаторский тип конфликта в пьесе Чехова.

3. Особенности раскрытия авторских представлений о жизни. «Скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» (Вл.И.Немирович-Данченко) (Нина Заречная, Аркадина, Тригорин, Треплев, Маша, Медведенко, Дорн, Шамраев, Полина Андреевна, Сорин)

4. Крушение прежних иллюзий как главное событие и ведущая идея в «Чайке». Путь от «казалось» - к «оказалось…» в каждом из центральных героев пьесы(Судьбы Нины Заречной и Константина Треплева)

5. Источник комического в пьесе: 1) частные случаи комизма: нелепо построенные фразы, каламбуры, перепалки; 2) тотальный комизм в линии поведения персонажей – узнаваемость, неизменность, повторяемость, предсказуемость поведения ведущих героев в первых трех действиях пьесы.

6. Роль последнего действия в драме. Сочетание комизма с глубоким трагизмом.

7. Роль символики в чеховской пьесе.

 

Литература

1. Текст пьесы.

2. История русской литературы XIX века (70-е – 90-е годы)/ Под ред.В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой, В.Б.Катаева. – М., МГУ, с.592-597.

3. Скафтымов А.П. К вопросу о построении пьес Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М.,1972

4. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2000

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...