практического занятия № 10
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 По русской литературе 19 века Тема: Духовные искания положительных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» 1. Творческая история романа «Война и мир». Основные этапы эволюции замысла в связи с развитием творческого замысла писателя. Смысл названия романа. 2. Этапы идейной эволюции князя Андрея Болконского. Преодоление индивидуализма (отказ от «наполеонизма») (план практического занятия №9) 1) Т. I: Ч. I, гл. 1 – 6, 22 – 25; Ч. II, гл. 21; Ч. III, гл. 7 – 8, 11 – 12, 25 – 26. 2) Т. II: Ч. II, гл. 1 – 14; Ч. III, гл. 1 – 3, 4 – 6, 11 – 12, 25 – 26. 3) Т. III: Ч. I, гл. 8; Ч. II, гл. 36, 37; Ч. III, гл. 30 – 32. 4) Т. IV: Ч. I, гл. 14 – 16. 3. Образ Пьера Безухова. Сочетание в его личности социально-типического и общечеловеческого начал (контрольная работа) 1) Т. I: Ч. I, гл. 1 – 6, 12 – 13, 14 – 17; Ч. III, гл. 1 – 2. 2) Т. II: Ч. I, гл. 4 – 6; Ч. II, гл. 1 – 14. 3) Т. III: Ч. II, гл. 17 – 18; Ч. III, гл. 8 – 11, гл. 27 – 29. 4) Т. IV: Ч. I, гл. 9 – 13; Ч. II, гл. 11 – 14; Ч. III, гл. 12 – 15; Ч. IV, гл. 12, 13, 15 – 20. Эпилог, Ч. I, гл. 10 – 13. 4. Единство естественного и нравственного в личности Наташи Ростовой. 5) Т. II: Ч. III, гл. 1 – 3. 6) Т. III: Ч. I, гл. 16 – 23; Ч. III, гл. 12 – 18, 30 – 32. 7) Т. IV: Ч. IV, гл. 1 – 3, 15 – 20. 8) Эпилог, Ч. I, гл. 10 – 13. 5. Декабристский элемент в «Войне и мире». Эпилог, Ч. I, гл. 14 – 21. 6. Мастерство психологического анализа Л. Н. толстого в романе «Война и мир». «Диалектика души» как вершина эволюции психологического реализма в русской литературе 19 века Литература 1. Текст романа. 2. Учебники. 3. Н. Г. Чернышевский «Детство и отрочество». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого // Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. – М., 1974, с. 504 – 514 (составить подробный конспект). 4. Бочаров С. Г. «Война и мир» Л. Н. Толстого // Три шедевра русской классики. – М., 1972.
5. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М., 1988, с. 12 – 58, 102 – 149, 215 – 244. 6. Громов П. П. О стиле Л. Н. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире» - Л., 1977. 7. Долинина Н. По страницам «Войны и мира» - Л., 1973.
План Практического занятия № 11 По русской литературе 19 века Тема: Философия истории Л. Н. Толстого. Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»
1. Основные философские проблемы, поставленные Л. Н. Толстым в эпилоге романа «Война и мир» (Ч. II, гл. 1 – 12). Проблема свободы и необходимости, роли личности в историческом процессе и т. д.
2. Образ Кутузова в романе. Проанализировать гл. 2 – 3 (Т. I: Ч. II), 11 – 12 (Т. I: Ч. III), 15 – 16 (Т. I: Ч. III), 15 – 16, 35 (Т. III: Ч. II), 2 – 3 (Т. III: Ч. III), 4 – 5, 6 – 9 (Т. IV: Ч. IV).
3. Авторская трактовка образа Наполеона.
4. «Мысль народная» и ее развитие в романе Л. Н. Толстого.
Литература 1. Текст романа. 2. Лекции. 3. Скафтымов А. П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – Л., 1972 – конспект.
4. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М., 1988, гл. 1.
План Практического занятия № 12 По русской литературе 19 века Тема: Проблема личности и общества в повести А. П. Чехова «Скучная история»
Задание: Сопоставить оценки «Скучной истории» двумя современными исследователями (по выбору).
План: 1. Жанровое своеобразие «Скучной истории» как «исповеди сына века». Идейно-художественная функция контраста настоящего и прошлого в «Записках» героя. 2. Николай Степанович как представитель лучшей части русской интеллигенции 80-х годов. Поиски истины, разочарования и душевные утраты. Трагическое одиночество человека, зашедшего в тупик. 3. Жизненная драма Кати и мера ответственности Николая Степановича за ее судьбу. Проблема «обыкновенных людей» и «героев» повести.
4. Духовная разобщенность и отсутствие высокой идеи у окружающих Николая Степановича людей как явление эпохи. Опасность обывательской бездуховности для творческой интеллигенции. 5. Чеховское решение проблемы «Кто виноват?». 6. «Бессобытийность» сюжета повести: видимая незначительность сдвигов в душевной жизни героя. Акцентировка авторского внимания на повседневных формах действительности и подавляющей власти мелочей жизни. Трагедийная подоснова «Скучной истории».
Литература 1. Чехов А. П. Скучная история – Полн. собр. соч. и писем в 20-ти т., Т.7, М., 1974. 2. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л., 1970 (гл. 2, § 6.). 3. Смирнов М. М. Герой и автор в «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова – М., 1974.
Дополнительная литература: 1. Чудаков А. П. Мир Чехова – М., 1986. 2. Семанова М. Л. Чехов-художник – М., 1976. 3. Чудаков А. П. Поэтика Чехова – М., 1971. 4. Полоцкая Э. А. Чехов: Движение художественной мысли – М., 1979. 5. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2000
Практическое занятие № 13
Новаторство Чехова-драматурга. Пьеса «ЧАЙКА» 1. Основная тема, чеховский тип героя и события в драме «Чайка»(1896) (В сравнении с прозой и ранней драмой «Иванов»). 2. Новаторский тип конфликта в пьесе Чехова. 3. Особенности раскрытия авторских представлений о жизни. «Скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» (Вл.И.Немирович-Данченко) (Нина Заречная, Аркадина, Тригорин, Треплев, Маша, Медведенко, Дорн, Шамраев, Полина Андреевна, Сорин) 4. Крушение прежних иллюзий как главное событие и ведущая идея в «Чайке». Путь от «казалось» - к «оказалось…» в каждом из центральных героев пьесы(Судьбы Нины Заречной и Константина Треплева) 5. Источник комического в пьесе: 1) частные случаи комизма: нелепо построенные фразы, каламбуры, перепалки; 2) тотальный комизм в линии поведения персонажей – узнаваемость, неизменность, повторяемость, предсказуемость поведения ведущих героев в первых трех действиях пьесы. 6. Роль последнего действия в драме. Сочетание комизма с глубоким трагизмом. 7. Роль символики в чеховской пьесе.
Литература 1. Текст пьесы. 2. История русской литературы XIX века (70-е – 90-е годы)/ Под ред.В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой, В.Б.Катаева. – М., МГУ, с.592-597. 3. Скафтымов А.П. К вопросу о построении пьес Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М.,1972 4. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2000
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|