По русской литературе 19 века
Тема: Трансформация темы «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди» План беседы: 1. История создания, публикации первого романа Ф.М.Достоевского. Первые критические отклики. 2. Композиция, образная система, особенности повествования и хронотопа в романе. Петербургские углы. Судьбы «бедных людей». Роман Ф.М.Достоевского как произведение «натуральной школы» и как художественный опыт, преодолевающий ее каноны. 3. Авторская позиция и формы ее выражения в романе. Границы сознания, особенности самосознания Макара Девушкина в трактовке автора. Проблема социальной амбиции. Опора на традицию и новаторство Достоевского в решении темы «маленького человека». 4. Контекст русской литературы, интертекстуальные мотивы в романе. Найдите и проанализируйте в романе сцены, содержащие как аллюзии, так и прямые упоминания героев и произведений русской литературы. Как понимать приписываемый Достоевскому афоризм: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»…» 5. Какие образы, типы, герои романа «Бедные люди», трансформируясь и развиваясь, будут жить в художественном мире больших романов Достоевского?
Литература:
1. Текст повести, лекции, учебники. 2. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. – Л. 1980. 3. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. – М. 1971 (Ч.I, гл.3) 4. Гарин И. Многоликий Достоевский. – М., 2000.
Практическое занятие №4 ТЕМА 4: “Записки из подполья ” Ф.М.Достоевского – «пролог» к “великому пятикнижию” писателя
План беседы:
1. Особенности композиции и жанра повести Достоевского «Записки из подполья». 2. Форма повествования, соотношение героя и автора в повести. Героя называют «подпольным парадоксалистом». Приведите примеры парадоксов в его рассуждениях, логике, самохарактеристиках.
3. Полемика с «теорией разумного эгоизма» Н.Г.Чернышевского в произведении Достоевского. (Дать характеристику «теории разумного эгоизма»). 4. Нравственно-философская суть конфликта второй части «Записок…». Интертекстуальные связи и автоинтертекстуальные мотивы «Записок из подполья». Своеобразие женского характера в повести. 5. Главные авторские идеи повести, позволяющие считать ее «прологом» к большим романам писателя; развитие «подпольного» героя в творчестве Достоевского.
ЛИТЕРАТУРА
1. Текст повести, лекции, учебники. 2. Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. – М.,1966, с.468-538. 3. Гарин И. Многоликий Достоевский. – М., 2000.
План Практического занятия №5-6 По русской литературе 19 в. Тема: Социально-психологическая драма Раскольникова и авторская позиция Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» (4 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Философско-этическое обоснование «теории» Раскольникова. Ее общественные корни. Мотивы преступления Раскольникова. Проблема «наполеонизма». Противоречия теории (ч.I, гл. 1- 5; ч. III, гл. 5 - теория). Литература: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М., 1970 (гл. «Идея Раскольникова») – сделать выписки. Карякин Ю. Достоевский и канун 21 в. – М., 1989 («Самообман Раскольникова» гл. 1-5) – сделать выписки.
2. Наказание в интерпретации Ф. М. Достоевского. Нравственная катастрофа Раскольникова. 3. Психологическое мастерство Ф. М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя (ч. II, III). 4. Идейно-художественная функция символических снов-образов Раскольникова (проанализировать каждый из снов) (ч.I, гл. 5; ч. II, гл. 2; ч. III, IV, эпилог). Литература: Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. – М.: МГУ, 1997, с. 5-33. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского. -–М., 1988, с. 149 – 185.
Второе занятие 5. Идейно-композиционное значение образа Сони. Содержание идеологического спора Раскольникова с Соней (ч. IV, гл. 4; ч. V, гл 4). Литература: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1970 (гл. «Идея и миссия Сони Мармеладовой») – сделать выписки. Карякин Ю. Достоевский и канун 21 в. – М., 1989 («Самообман Раскольникова» гл. 6 - 12). 6. Система «двойников» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников) как форма полемики автора с героем. «Варианты» теории Раскольникова, опошляющие и снижающие ее. Элементы памфлетности в изображении «двойников». 7. Антиподы Раскольникова (Порфирий Петрович, Разумихин). 8. Духовное перерождение Раскольникова и его приход к «сониной правде». Значение эпилога романа. 9. Полифоническое и монологическое начала в структуре романа. Самоанализ героя и роль внутреннего монолога как важнейшее средства раскрытия характера Раскольникова. Литература: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. (гл. 2 «Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского»)– М., 1972 - конспект.
План Практического занятия № 7 По русской литературе 19 века Тема: Трагический характер в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» 1. Группировка образов и пути создания образа главного героя в 1 части романа (проанализируйте «узловые» сцены 1 части романа – гл. V – VI; гл. IX – XI; гл. XIV - XV). Смысл сцены-развязки («сжигание денег»).
2. Нравственные победы князя, его влияние на души людей. Князь Мышкин и Аглая Епанчина (Анализ глав V, VII, VIII – X 2-й части романа).
3. Проблема бунта в судьбе Ипполита Терентьева. Анализ его трактата и психологии идейного самоубийцы. (Ч.3,гл. V-VII).
4. Способы создания образа Настасьи Филипповны во 2-й и 3-й частях романа.
5. Развязка драматического узла произведения. Встреча «двух соперниц» (ч. IV, гл. VIII).
6. Трагический характер и тема трагической вины в романе Ф. М. Достоевского (Мышкин, Настасья Филипповна). Тема безумия и преступления в романе.
Литература: 1. Текст романа. 2. Лекции, учебники. 3. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М.: Просвещение, 1988, с.215 – 243
4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1974. Гл. о романе Ф.М.Достоевского «Идиот»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8 Тема: «Легенда о Великом инквизиторе» как кульминационный этико-философский центр романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Место книги «PRO ET CONTRA» в общей композиции романа. Предыстория встречи и беседы двух братьев. Какие проблемы обсуждают Иван и Алеша? 2. Особенности сюжета поэмы, сочиненной Иваном Карамазовым. 3. Отражение в поэме главного авторского вопроса о будущем человечества: СОЦИАЛИЗМ или ХРИСТИАНСТВО (КАТОЛИЦИЗМ или ПРАВОСЛАВИЕ, ГОСУДАРСТВО или ЦЕРКОВЬ). 4. Суть спора Великого инквизитора и Христа в поэме Ивана. Особенности обрисовки этих образов. Своеобразие авторской позиции. 5. Соотношение образов Зосимы и Христа, Великого инквизитора и Ивана в романе. 6. Братья в романе Достоевского как носители определенной идеологической позиции. Особенности веры (или неверия) каждого из братьев. 7. Авторский смысл образа Алеши Карамазова. Автоинтертекстуальные связи этого образа в творчестве Достоевского.
Литература 1. О Великом инквизиторе. Сборник статей. М.,1991(статьи В.Розанова, С.Франка) 2. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. Погибшие и погибающие. // Писарев Д.И. Собр. соч. – любое издание. 3. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе. Опыт критического комментария// Розанов В.В. Мысли о литературе. – М.,1989, с. 41-157 (выписки) 4. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л.,1985 5. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л.,1977. 6. Евлампиев И.И. Великий инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского// Вопросы философии, 2006, №3, с.144-154 (конспект) 7. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия// Вопросы философии, 1998, №3. 8. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. – СПб, 2000. Т.1 Гл.2
Практическое занятие №9
Тема: Путь духовных исканий князя Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир» Задание I. Проанализируйте авторскую позицию в обрисовке психологического состояния и поведения князя Андрея Болконского в следующих сценах:
1. Князь Андрей Болконский в начале романа. В салоне Шерер. Беседы с Пьером о выборе карьеры в доме Болконских (Т.I, ч.1 гл. 1-6); 2. Князь Андрей в Лысых Горах. Споры старого князя с сыном. Сборы князя Андрея в армию. Прощание и отъезд (Т.I, ч.1 гл. 22-25); 3. Андрей Болконский в штабе Кутузова. Прием у военного министра после сражения у Кремса. Князь Андрей в Брюнне. Прием у австрийского императора Франца. Андрей Болконский среди отступающих русских войск (Т.I, ч.2 гл.3; 9-12; 13-14); 4. Шенграбен. Князь Андрей в отряде Багратиона Действия батареи Тушина. Болконский вступается за Тушина (Т.I, ч. 2, гл. 15-21); 5. Болконский просит о Борисе Друбецком. Князь Андрей у князя Долгорукова. Честолюбивые мечты в ночь перед Аустерлицем (Т.I, ч.3, гл. 7-9; 11-12); 6. Мысли Князя Андрея перед началом сражения. Ранение. Небо. Князь Андрей на Праценской горе (Т.I, ч.3, гл. 14-19); 7. Возвращение князя Андрея в Лысые Горы после ранения. Смерть княгини Лизы (Т.II, ч.1, гл. 7-9) 8. Князь Андрей в Богучарове. У постели больного Николеньки. Посещение Пьером князя Андрея в Богучарове. Споры о цели жизни. Разговор на пароме. Андрей Болконский и Пьер в Лысых горах (Т.II, ч.2, гл. 8-9; 11-14); 9. Князь Андрей в Богучарове. Заботы о крестьянах. Посещение рязанских миений. Болконский в Отрадном. Встреча с Наташей. Дуб. Отъезд в Петербург (Т.II, ч.3, гл. 1-3); 10. Болконский в Петербурге. Прием у Аракчеева. Сближение со Сперанским. (Т.II, ч.3, гл. 4-6); 11. Встреча с Наташей на балу. Князь Андрей в комиссии Сперанского. Разочарование в петербургской работе (Т.II, ч.3, гл. 16-17; гл. 18-19); 12. Помолвка с Наташей. Отсрочка свадьбы (Т.II, ч.3, гл. 23-26); 13. Поездка Андрея Болконского в поисках Анатоля Курагина в Петербург и в турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли. Поездка в Лысые Горы. Отъезд на войну. Решение князя Андрея служить не в штабе, а в рядах войска (Т.III, ч.1, гл. 8-11); 14. Встреча князя Андрея с Алпатычем в Смоленске. Письмо отцу. Движение войска князя после оставления Смоленска. Посещение опустевших Лысых Гор (Т.III, ч.2, гл. 2-5); 15. Встреча и знакомство Болконского с Денисовым. Разговор с Кутузовым накануне Бородина. (Т.III, ч.2, гл. 15-16); 16. Князь Андрей перед Бородинским сражением. Разговор с Пьером. Мысли о Наташе. (Т.III, ч.2, гл. 24-25); 17. Ранение князя. Встреча с Курагиным (Т.III, ч.2, гл. 36-37); 18. Раненый Андрей Болконский в обозе Ростовых (Т.III, ч.3, гл. 12-18); 19. Обоз Ростовых. Ночное свидание Наташи с раненым Андреем Болконским (Т.III, ч.3, гл. 30-32)
20. Психологическое состояние князя Андрея во время ранения. Любовь к Наташе. Борьба между жизнью и смертью. Кончина. (Т. IV, ч.1, гл. 14-16)
Задание к контрольной работе по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Вариант 1-18
I. Проанализируйте авторскую позицию в обрисовке психологического состояния и поведения Пьера Безухова и в ОДНОЙ из следующих сцен:
План
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|