Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные выводы исследования.




· В 79,5% случаев исследованных статей агрессором является мужчина. Образ агрессора в подавляющем большинстве материалов описан негативно: «правонарушитель», «преступник», «насильник». Вместе с тем, несмотря на значительное число материалов, в которых выражается сочувственное отношение к жертве, либо автором подтверждается ее право на защиту, в 10% материалов она представлена как «провокатор». Данный относительно высокий процент свидетельствует о подкреплении средствами массовой информации существующих в обществе гендерных стереотипов, в частности о том, что вина за случившееся косвенно возлагается на пострадавшего и ее/его «виктимное» (провоцирующее) поведение.

· В 67,6% случаев в материалах описывается физическое насилие. В основном представлены случаи, когда здоровью мужчин, женщин или детей причиняется серьезный физический ущерб (26,8 % - смерть, 18,6 % - избиение, 15,6% - ранение, 9,2% - изнасилование). Насилие имеет серьезные физические, психологические и социальные последствия для жертв, однако не обязательно ведет к серьезным телесным повреждениям, смерти. Описание преимущественно случаев насилия с тяжкими для здоровья последствиями сужает понимание обществом феномена гендерного насилия, приводит к формированию стереотипов, мешает распознаванию фактов насилия, особенно психологического, экономического, а также сексуального насилия со стороны интимных партнеров.

· Самым небезопасным местом, согласно материалам исследования (69,9%), является собственный дом. В большинстве случаев насилие происходит со стороны членов семьи - супругов, детей, родителей. В СМИ нашли отражение лишь 15,5% актов насилия, происходивших в общественном месте. Вместе с тем, авторский материал подан таким образом, что акты насилия в доме не распознаются как имеющие отношение к домашнему насилию. Описание фактов агрессии, в общем, усреднено, без акцента на то, что проблемы гендерного насилия связаны в первую очередь с домом, приводит к обезличиванию пострадавших, что в дальнейшем снижает возможность самоидентификации. Общество воспринимает проблему насилия, как нечто происходящее извне, а не как относящееся к родным и близким.

· В большинстве статей указывается, что основным сопутствующим фактором насилия является пьянство (33,3%) либо плохие взаимоотношения в семье (месть, ревность- 14,3%). Социально-экономические факторы (низкий уровень дохода, культуры) на факты гендерного насилия повлияли в 7,1% случаев, наличие психических проблем у агрессора - 3,1%, равнодушие окружающих людей - 2,4%. Информация о насилии в семьях с различным социальным статусом и высоким/средним уровнем дохода практически не освещена в СМИ.

· Исходя из объема и направленности исследованных статей можно утверждать, что проблема гендерного насилия рассматривается средствами массовой информации преимущественно как проблема преступности и асоциального поведения. Большое количество материалов (59,9%) содержит факты обращения в правоохранительные органы, что связано, в общем, с преобладающим количеством случаев из так называемой «криминальной хроники».

· В большинстве статей (77,7%) о тсутствует информация о действенном механизме реализации права жертвы гендерного насилия на помощь. Только в 4,4% статей указано, что пострадавшие обращались за помощью в социальные службы или общественные организации. Также полностью отсутствует информация о том, куда может обратиться агрессор, при желании изменить свое поведение, чтобы сохранить нормальные отношения в семье. В 71,4% статей форма преподнесения читателю информации относится к фактологической, т.е. в материале описан факт гендерного насилия и не выражено отношение к данному явлению. Данные факты, возможно, связаны с тем, что авторы не осведомлены, что рекомендовать семьям, где существует насилие, и в какие кризисные центры или на телефоны доверия в Беларуси следует обращаться, поскольку информации о таковых недостаточно.

Широкая общественность в настоящее время получает информацию о явлении гендерного насилия, однако материалы, описывающие данную проблему, должны иметь более аналитический, превентивный и прикладной характер, а именно:

1. Служить изменению стереотипов о проблеме насилия, как проблеме, связанной только с пьянством и асоциальным поведением;

2. Способствовать развитию толерантности общества к пострадавшим от гендерного насилия, особенно сексуального насилия;

3. Описывать конкретный механизм действий в ситуации насилия, с указанием телефонов служб и организаций, где можно получить помощь;

4. Раскрывать различные формы и виды гендерного насилия, и таким образом служить самоидентификации пострадавших.

 

Истории пострадавших

 

История Елены


Елена до 9 лет не ходила в школу. Отец болел, мать торговала на вокзале, ребенком не занимались. Девочку поместили в интернат, родителей лишили родительских прав.
После двух дет пребывания в интернате Лена убежала. Жила у 16-летней подруги, которая работала проституткой. Однажды подружка предложила поехать заработать денег в Арабских Эмиратах. Елена согласилась и по поддельным документам в октябре 1997 года ее вывезла незнакомая женщина. Ехала девочка с двумя мужчинами и четырьмя женщинами. По прибытии в отель мужчины пытались Елену изнасиловать, потом жестоко избили. На следующий день ее лишили девственности и начали отдавать клиентам. В день у Елены было 5-6 клиентов. Работала почти ежедневно. Денег ей не давали, покупали только самое необходимое. Так продолжалось полтора года, пока девочке не удалось сбежать. Она познакомилась с парнем. Он взял ее к себе жить. Затем Елена забеременела, но боялась возвращаться домой с ребенком и сделала подпольно аборт, будучи на 6-м месяце беременности, едва не умерла. После всего этого она попала в тюрьму, ее схватила полиция, потому что у девушки не было документов.

В тюрьме девочка пробыла девять месяцев, после чего парень, который взял ее к себе, купил билет на самолет Дубаи-Ташкент и помог Елене уехать.
Из Ташкента Елена полетела только через 2 недели и сразу обратилась в линейный отдел аэропорта «Борисполь». Лена находилась в реабилитационном центре.

 

История Марины


Марина живет в г. Луганске, ей 17 лет. У девушки были проблемы со здоровьем. Ее неоднократно оперировали из-за образования опухоли. Ей необходимо было очередное обследование, которое делали только в Киеве.

Марина приехала в Киев. У центрального вокзала взяла такси, чтобы доехать до больницы. Марина помнит, как ее ударили по голове чем-то тяжелым, потом сделали какие-то уколы.

Когда к Марине вернулась сознание - вокруг все было незнакомо. Она увидела, что находится в машине. Ее сопровождали какие-то мужчины. Через некоторое время ей объяснили, что она находится в Сербии, в Белграде.

Марину привезли в бар и сказали, что она должна заниматься проституцией. За отказ очень сильно били. В Белграде она проработала один месяц. Марину неоднократно перепродавали из Сербии в Албанию, из Албании в Македонию, из Македонии в Косово. Каждый раз при пересечении границы ей приставляли пистолет, чтобы она не привлекала внимание и не просила помощи у пограничников.

В каждом баре ее ожидало то же самое: принуждение к занятию проституцией и побои в случае отказа. Марине не разрешали звонить домой, постоянно угрожали убить, если она захочет сбежать или обратиться в полицию. Днем и ночью Марина находилась под наблюдением.

Однажды ночью Марине удалось сбежать. Она пришла в полицейский участок и рассказала, что с ней произошло. Полиция обратилась в Международную организацию по миграции с просьбой помочь Марине вернуться домой. Марине обеспечили убежище и помогли вернуться в Украину.

 

История Сергея


Сергей родился в городе Харьков. Сейчас парню 17 лет. Он успешно окончил школу, поступил в институт. Семья у Сергея большая: мама, две сестрички-школьницы - Марина и Оля и отчим. Отец погиб на шахте, когда Сереже было 10 лет. Летом парень со своими двумя товарищами решили заработать денег для семьи и поехать поработать в Россию. Так поступали некоторые знакомые Сергея. Нашли объявление в газете и позвонили. Ответила женщина по имени Светлана. Она сказала, что ребятам повезло и именно сейчас формируют группу в Россию. Работать нужно будет в теплице, документы фирма оформит самостоятельно, требуется только их присутствие и согласие работать. Сергий и его товарищи обрадовались (они не боялись тяжелой работы), спросили, когда надо приходить. Светлана ответила, что прийти можно завтра в 10.00.
Так Сергей, Олег и Василий попали в город Ставрополь (Россия). Два месяца они работали в теплице. Рабочий день начинался в 8.00 и заканчивалась в 20.00. Мальчикам было нелегко, но они мечтали о новой одежде и ботинках, о подарках, которые привезут своим домашним. Хозяин сказал, что заплатит деньги за два месяца сразу. И этот день пришел. Но вместо обещанных денег Сергея и его друзей забрали в отдел милиции, пояснив, что они находится на территории России нелегально. Далее парней увезли в Украину в приемник-распределитель ГУ МВС Украины в г.Киеве.

История Натальи


Родилась Наталья в Донецке и сейчас ей 13 лет. Она жила с мамой, папа их бросил, когда девочке было 7 лет. Мама очень переживала, начала пить. А впоследствии стала приводить домой разных мужчин, а Наталью выгоняла из дома, чтобы дочь не мешала устраивать личную жизнь. Девочка иногда ночевала под дверью квартиры.

Однажды Наталья пришла домой и увидела, что мама собирает вещи. Она спросила, что случилось. Мама радостно ответила, что встретила хорошего мужа, и он предложил поехать ей и дочке в Москву. У него есть деньги, они смогут ходить там в музеи и театры. Наташа очень обрадовалась, наконец, она сможет быть вместе с мамой, они будут гулять, смотреть город. На следующий день они поехали в Россию.

В Москве их встретил человек, знакомый маминого друга. Наташе он почему-то сразу не понравился. Потом они все вместе сели в машину и поехали домой к этому человеку. Он сказал, что они смогут у него пожить. На следующий день мама со своим другом сказали, что им нужно купить билеты на обратную дорогу, а Наташка должна подождать их. Но мама не вернулась ни через час, ни через два. Мужчина, который встречал Наташу с мамой на вокзале, изнасиловал девочку и сказал, что она теперь будет на него работать. Он будет ее кормить, одевать. Она будет жить у него в квартире, но за это Наталья должна была оказывать секс-услуги мужчинам. Как-то вечером ее новый хозяин пришел и напился. Наталья, воспользовавшись этим, вытащила ключи и убежала. Она шла по темным улицам, не зная, что предпринять. И вдруг увидела милицейскую машину и, испугавшись, убежала. Девочка попала в милицию, а потом за ней приехал сотрудник приемника-распределителя ГУ МВС Украины в г.Киеве. Сейчас Наталья находится в приемнике, ей здесь нравится, но она не знает, что с ней будет дальше.

 

История Олега


Приятная внешность и доброжелательность людей способствуют возникновению доверительных отношений даже между незнакомыми людьми. Так гражданин Украины Олег познакомился с приятным и дружелюбным человеком в Москве, на Киевском вокзале. Новый друг предложил скоротать время за рюмкой водки. Через некоторое время Олег пришел в себя в автобусе, который направлялся в неизвестном направлении без мобильного телефона и документов. Далее Олег рассказал, что оказался в Чечне, правоохранительные органы которой продали его за десять тысяч российских рублей на кирпичный завод. На заводе Олегу угрожали, издевались, избивали, заковали в цепи и заставляли работать в рабских условиях. К тому времени Олег уже был слишком испуган, чтобы убежать, и ничего не помнил.

Олег не помнит, сколько времени он проработал на заводе, но в его памяти хорошо запечатлелись скитания и издевательства. Шли дни, недели, месяцы, и Олег все больше понимал, что ему нужно бежать из трудового плена, потому что когда он уже не сможет работать, его убьют. Так во время очередного перевозки на другое рабочее место он сбежал из ужасного плена. Его подобрали на трассе дальнобойщики, с которым от приехал в Волгоград. Во время путешествия в машине Олег услышал номер российской правозащитной организации, позвонил, получил консультацию и информацию о том, куда ему обратиться за помощью и убежищем. Сейчас Олег живет с семьей в Украине и призывает людей не быть доверчивыми и наивными.


История Марины


Марина и Георгий некоторое время жили в гражданском браке, потом Георгий вернулся домой в Азербайджан и пригласил девушку приехать к нему. Так и случилось, что через некоторое время она поехала к нему. Первые несколько месяцев девушка поддерживала связь с семьей, регулярно общалась с мамой по телефону, даже свекровь общалась с мамой Марины, Ольгой, по телефону. Марина звонила с разных телефонных номеров, но через некоторое время частые звонки прекратились. Во время одного из таких разговоров, она рассказала маме, что находится в милиции из-за того, что Георгий ее избил, разорвал украинский паспорт. К счастью девушка успела спрятать загранпаспорт у соседей. В милиции у Марины сняли побои и пообещали помочь в возвращении домой. Связь с родственниками прервалась.

Через месяц девушка снова перезвонила и предоставила матери координаты знакомой Екатерины, в которой она пряталась от Георгия. Екатерина рассказала, что у девушки выбито несколько зубов и она очень похудела. Эти побои продолжались все время, пока Марина находилась в Азербайджане. Девушка была очень запугана, поскольку Георгий заверил ее, что никто не сможет помочь ей в возвращены домой. Но когда Ольга узнала о подневольное состояние и насилии над ее дочерью, она начала искать помощь.

Через знакомых женщина узнала о деятельности центра «Ла Страда-Украина». Женщина направила в центр письмо с описанием ситуации и контактами Марины. Через сеть партнерских организаций девушка была найдена. Документы Марины также были восстановлены в консульстве Украины в Азербайджане. Марина наконец оказалась дома. Сейчас девушка живет в родном городе и с ужасом вспоминает времена, когда над ней издевались, избивали и угрожали.

 

История Анны

 

Многие надеются заработать за границей на достойное существование семьи, на квартиру, машину или просто на образование...

20-летняя Анна надеялась найти работу в Чехии и заработать себе на образование. Семья не имела возможности дать ей образование, поскольку не хватало денег на поддержку и обучение детей. Анна нашла посредника, который обещал ей легальное трудоустройство за рубежом, помощь в получении трудовой визы и высокий заработок. Но услуги посредника дорого стоили. Девушка заняла немалую сумму денег, чтобы заплатить за трудоустройство и оформление документов. После оплаты услуг посредник сообщил девушке, что контракт, который она подписала, нужен только для оформления визы, а когда она приедет в Чехию, ему будет предложено другую вакансию. Анна осознавала, что это неправильно, но деньги уже были уплачены и вернуть их не было ни одного шанса. Так через некоторое время Анна оказалась в Чехии. По прибытии девушке сказали, что она будет работать на «хозяина» в сельском хозяйстве. Работать приходилось с семи утра до девяти - десяти часов вечера под надзором наблюдателей, без перчаток и надлежащей обуви для работы с химикатами. Дорога из общежития до места работы занимала около 2 часов. Анне и другим ребятам из группы разрешалось раз в неделю покупать продукты, преимущественно бутерброды, поскольку на то, чтобы готовить еду времени совсем не хватало, не говоря уже о свободном времени или отдыхе. За две недели трудового рабства девушка заработала 450 евро, но все деньги ей так и не отдали. В общежитии Анна познакомилась с парнем Сергеем, который также был в трудовом рабстве. Сергей попал в плен по такой же схеме, что и Анна, и провел в трудовом рабстве более четырех месяцев. Сергей и Анна уже не могли так больше работать ни физически, ни морально. Они вместе взяли выходной, чтобы иметь время бежать и чтобы их сразу же не начали искать. Благодаря тому, что они не отдали документы работодателю, им удалось убежать. Анна вернулась домой и учится в педагогическом университете.

Буклет по детям трудовых мигрантов

 

Информация об исследовании проблем детей трудовых мигрантов


Исследование проводилось в июле-октябре 2006 года Международным женским правозащитным центром "Ла Страда-Украина" в сотрудничестве с Украинским институтом социальных исследований им. Александра Яременко.

Цель исследования: анализ положения детей трудовых мигрантов в Украине с последующей разработкой методического обеспечения работы социальных педагогов и психологов для работы с этой категорией детей.

 

Главные задачи исследования:

 

- изучение общей ситуации по положению детей трудовых мигрантов в Украине;

- исследование изменений, происходящих в поведении, привычках, характере детей после отъезда родителей на заработки;

- определение состояния готовности социальных педагогов и психологов для работы с этой категорией детей.

 

География проекта: исследование проводилось в 4 областях Украины: Винницкой, Луганской, Львовской, Херсонской и г. Киеве.

 

Категории респондентов:

- Дети трудовых мигрантов (103 человека),

- Лица, которые занимаются детьми трудовых мигрантов во время отсутствия родителей (социальное окружение, 100 человек),

- Эксперты, среди которых работники служб по делам несовершеннолетних, управлений по делам семьи, молодежи и спорта, педагоги, социальные педагоги и школьные психологи (29 человек).

 

Основные выводы исследования

Учет семей трудовых мигрантов в изученных регионах не ведется. Эксперты имеют опыт работы с такими детьми, но систематической и централизованной работы, направленной на помощь детям работников не ведется.

Уровень осведомленности органов местной власти о проблеме является чрезвычайно низким. Причинами этого, в первую очередь, является нехватка специалистов для ведения такой работы, отсутствие финансового обеспечения работы и нежелание мигрантов афишировать свой выезд.

Как правило, дети остаются на попечении родственников: одного из родителей (если за рубежом работает только одна/один - мамы (44%) или отца (26%), бабушки (35%), сестры (14%), брата (12%)

 

Цель выезда родителей за границу:

Основной причиной выезда трудовых мигрантов является желание заработать денег (28%) и отсутствие работы в регионе (19%). Лишь небольшая доля выезжает с целью переезда всей семьей в другую страну на постоянное место жительства (7%). Женщины иногда выезжают из матримониальных намерений (8%). Родители едут работать за границу с целью заработать денег на: обучение детей, получение ими высшего образования (86%); строительство или приобретение жилья для себя и детей (72%); обеспечение повседневных потребностей, потребностей детей и близких (69%), выплату долгов (59%).

 

 

Страны трудоустройства трудовых мигрантов:

Среди стран, в которых работают родители опрошенных детей, выделяются Италия (37%) и Греция (27%). Дети также отмечали, что родители работают в России (15%), Испании (9%), Польше (8%) и Португалии (5%).

 

Изменения в поведении детей после отъезда родителей.

Экспертами выделялись такие позитивные изменения в поведении ребенка: формирование самостоятельности и ответственности, рост уважения к родителям.
Одни из самых заметных негативных изменений - пропуски занятий без уважительных причин, снижение успеваемости, агрессивное поведение, употребление алкоголя и наркотиков, курение.

Происходят изменения в системе ценностей детей, родители которых находятся на заработках. Школа становится вопросом престижа, а не получения образования. У опрошенных детей снизился интерес к успеваемости в школе, а само учебное заведение стало рассматриваться как свидетельство престижности.

 

Проявления девиантного (анти-общественного) поведения детей и втягивание детей в преступную деятельность

С отъездом родителей проявление девиантного поведения у детей учащается. Ребенок становится более агрессивным, начинает прогуливать школу, совершает мелкие правонарушения, такие как повреждение школьного инвентаря, участие в драках, нарушение общественного порядка. Увеличивается количество случаев попадания в зависимость от игр в компьютерных залах, что часто и является причиной пропуска занятий в школе. Известны случаи втягивания детей из семей трудовых мигрантов в алкоголизм, наркоманию.

Каждому десятому опрошенному ребенку известны случаи предложения заниматься распространением наркотиков, заниматься проституцией и порнографией. Девушкам о таких случаях известно больше, чем ребятам. Шести опрошенным детям предлагали заниматься вышеперечисленными преступными деяниями.

 

Влияние отъезда родителей на психо-эмоциональное состояние детей

Проблемы, которые имеют дети трудовых мигрантов, преимущественно носят психологический характер. В частности, это тоска по родителям, невозможность обратиться к ним за советом, подавленное состояние, недостаток родительской ласки. Проблема досуга также выделялась как существенная.

Уровень доверия учеников и социального окружения детей к школе и социальным службам является низким. Дети обращаются за помощью к своим классным руководителям только с вопросами, касающимися обучения. О существовании в школе социальных педагогов и психологов часто дети не знают.

 

Состояние подготовки работников образования к работе с детьми трудовых мигрантов

Работники образования на сегодня не готовы работать с детьми трудовых мигрантов и оказывать им адекватную помощь. Среди препятствий эффективной работе с этой категорией детей респонденты выделяли отсутствие методического обеспечения работы, отсутствие опыта работы с детьми трудовых мигрантов, отсутствие знаний об особенностях таких детей и форм работы с ними, нормативно-правовой базы по этим вопросам, недостаток финансового обеспечения такой работы.

 

Кто должен заниматься учетом и защитой семей трудовых мигрантов?

Учет таких семей и социальной защите детей трудовых мигрантов должны быть возложены на службы по делам несовершеннолетних. Школы, в том числе классные руководители, должны отслеживать ситуацию в семьях учеников и сообщать в службы по делам несовершеннолетних о таких детях.

О детях, чьи родители находятся на заработках, также должны быть проинформированы органы внутренних дел, в частности криминальная милиция по делам несовершеннолетних. Это важно, потому что такие дети могут стать мишенью для втягивания в преступную деятельность. Кроме того, это позволит предотвратить совершение правонарушений со стороны детей трудовых мигрантов.

Что нужно сделать для защиты детей трудовых мигрантов?

Для защиты таких детей необходимо предусмотреть в Семейном Кодексе Украины возможность оформления временной опеки и попечительства над ребенком на период отсутствия родителей. Временные опека и попечительство над детьми трудовых мигрантов должны оформляться только при условии подтверждения факта материального содержания ребенка на период отсутствия родителей. Деньги на содержание ребенка должны предоставляться родителями на 6 месяцев вперед. В случае отсутствия денег на момент выезда, обещание родителей присылать деньги на ребенка сразу после трудоустройства должно быть юридически оформлено.

 

 

Рекомендации для родителей (трудовых мигрантов)

 

Позаботьтесь о своем ребенке!

 

1. Поддерживайте связь с ребенком регулярно. Договоритесь о днях, когда Вы будете звонить.

2.Соблюдайте определенные сроки.

3. Сообщите заранее близким родственникам об отъезде и сроке Вашего отсутствия. Это даст Вам возможность тщательно спланировать, кто будет смотреть за ребенком во время Вашего отсутствия.

4. Сообщите учителю о Вашем временном отсутствии. Учитель будет уделять внимание Вашему ребенку, сможет предотвратить ухудшение обучения, направить ребенка при необходимости к психологу.

5. Позаботьтесь о наличии у ребенка номеров телефонов, по которым он сможет обратиться в случае возникновения проблем. Среди таких номеров должны быть контакты взрослого, которому Вы доверяете, учителя, службы по делам несовершеннолетних.

6. Подготовьте ребенка психологически к Вашему отъезда. Ребенку может казаться, что Вы бросаете его. Расскажите, почему Вы едете.

7. Подготовьте и оставьте дома подробную информацию о месте своего пребывания и Ваш контактный телефон. Это даст возможность Вашему ребенку или людям, которые будут заниматься им, срочно связаться с Вами.

8. Убедитесь, что во время Вашего отсутствия условия проживания и питания ребенка будут удовлетворительными, ребенок будет посещать школу.

 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...