II. Игры для разделения участников на подгруппы
Большинство активных упражнений основано на работе в малых группах. Игры для разделения участников на подгруппы помогут тебе в интересной форме из одной большой группы участников образовать подгруппы из двух, трех, четырех человек и т.д.
«Выбери…»
Продолжительность: 10 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Если ты хочешь разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп – 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?». Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.
Семейка Майерс Продолжительность: 5 минут Необходимые материалы: карточки с надписями*. Необходимо придумать такое количество «семей», сколько групп вы хотите сформировать. Стулья по количеству групп. Ход работы. Ведущий раздаеткаждому участнику одну карточку и произносит задание всем участникам: «По сигналу необходимо будет всем участникам начать очень быстро меняться карточками. Нужно поменять карточку максимальное количество раз. Когда прозвучит другой сигнал обмен необходимо прекратить и сесть на стулья по семьям. Причем сесть надо определенным образом – на стул садится папа, ему на колени садится мама, ей на колени – сын, на колени сыну – дочь». Созданные семьи - это и есть малые группы, в которых можно работать дальше.
Комментарии:
Упражнение одновременно может использоваться как игра-разминка.
«Города»
Продолжительность: 10 минут. Необходимые материалы: не требуются. Ход работы. Ведущий подходит к первому участнику и просит назвать его любимый город, потом к следующему и т.д., в зависимости от требуемого количества групп, которое должно получится. Например, Маша называет г. Амстердам, Витя – г. Москва, Саша – г. Париж, следующие участники по заданной очередности называют те же самые города. Таким образом, все участники делятся на три группы в зависимости от названий городов, которые им выпали.
«Цвета» Продолжительность: 10 минут. Необходимые материалы: цветная бумага. Ход работы. Если ты хочешь разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 4 – 4-х и т.д. (для группы из 15 человек – по 5 листочков каждого цвета и т.д.). Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.
«Фишка»
Продолжительность: 5 минут. Необходимые материалы: цветная бумага. Ход работы. Необходимо подготовить разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Для занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия следует перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков – это первая команда, а второй цвет – вторая.
«Первый, второй, третий…»
Продолжительность: 5 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Для разделения на группы участникам необходимо рассчитаться на первый, второй, третий…После чего участники группируются в соответствии со своим номером. «Фауна»
Продолжительность: 10 - 15 минут. Необходимые материалы: бумага. Ход работы. Для того чтобы разделить группу на подгруппы, необходимо подготовить листки с названием определенного животного или насекомого в соответствии с числом групп, которые должны образоваться. Пример: муха, обезьяна, корова. Каждый участник вытягивает листок, после чего должен изобразить тот образ, который ему выпал, стараясь подражать повадкам данного представителя фауны. Таким образом, участники находят представителей своих групп.
«Открытка»
Продолжительность: 5 минут. Необходимые материалы: разные открытки, по количеству подгрупп. Ход работы. Ведущий заранее режет открытки на кусочки. Кусочков должно быть столько, сколько человек в малой группе. Ведущий раздает каждому участнику кусочек открытки. Когда все получили свой кусочек, предлагается объединиться в группы, найдя «своих». Группы сформированы, когда участники малых групп сложили из своих кусочков открытки. Комментарий: упражнение удобно тем, что из группы можно сформировать подгруппы, разные по размеру, разрезав открытки на разное количество кусочков.
III. Игры – разминки
В процессе встречи участники могут уставать от переизбытка информации, поэтому важно переключать их внимание при помощи игр-разминок. Данные игры помогут психологически и физически разрядить участников, настроить их на дальнейшую работу.
«Бабушка из Бразилии»
Продолжительность: 5 - 10 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова набок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.
«Пустой стул» Продолжительность: 5 - 10 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Участники делятся на первый, второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним – задержать.
«Ураган»
Продолжительность: 5 - 10 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названными признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.
«Фруктовый салат»
Продолжительность: 5 - 10 минут. Необходимые материалы: листки бумаги. Ход работы. Ведущий раздает каждому участнику листок бумаги с надписью определенного фрукта (банан, ананас, персик) в соответствии с количеством присутствующих. Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем «бананам». Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Он должен произнести «Поменяйтесь местами все Бананы, либо Ананасы, либо Персики». Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Фруктовый салат», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.
«Молекулы или Броуновское движение»
Продолжительность: 5 - 10 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает – «тишина и замри», два сигнала «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала – «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 и т.д.)!». Участниками необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекулах).
«Олени»
Продолжительность: 5 - 10 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, а левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потоптать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.
«Театр Кабуки» Продолжительность: 10 - 20 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будет изображать: принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона и самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс. Дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед. Самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роли, ведущий сообщает. «Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и, по команде ведущего, характерным движением показывают роль, которую выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Например: принцесса и Самурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому что он его убивает). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.
«Ужасно-прекрасный рисунок»
Продолжительность: 10 - 20 минут. Необходимые материалы: листы бумаги и фломастеры. Ход работы. Группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого этот рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. При необходимости группа делится на 2 подгруппы, чтобы упражнение прошло быстрее. IV. Игры и упражнения для подведения итогов
Для яркого и запоминающегося завершения работы важно воспользоваться короткими по времени играми и упражнениями для подведения итогов. Они направлены на подведение итогов и оценку эмоционального состояния группы.
«Дерево и человек»
Продолжительность: 2 минут. Необходимые материалы: карандаши и листок бумаги со схемой «Дерево и человек». Ход работы. Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать карандаш определенного цвета и на схеме «Дерево и человек» закрасить одну из фигурок, с которой он себя символизирует. Далее следует обсуждение, где каждый по очереди высказывается, почему он выбрал именно этот цвет и эту фигурку. «Анкета»
Продолжительность: 10 минут. Необходимые материалы: анкеты на каждого участника. Ход работы. В конце занятия участникам раздаются анкеты для заполнения, ФИО указывать не обязательно. Образец анкеты оценки встречи ты можешь найти в разделе III.
«Погода»
Продолжительность: 10 - 20 минут. Необходимые материалы: маркеры и листы бумаги. Ход работы. На стену или флип-чарте прикрепляется лист бумаги, на котором чертится две оси Х и У, где отмечаются шкалы от 0 до 30 С. Каждому участнику предлагается описать, какую погоду он чувствует, и отметить маркером температуру воздуха на системе координат. После того, как каждый участник это сделает, модератор должен соединить все точки на осях. В результате получается общая картина, которая отражает «погоду» в группе. Далее следует обсуждение в группе. «Беседа»
Продолжительность: 10 - 20 минут. Необходимые материалы: не требуется. Ход работы. Проводится беседа об итогах групповой работы, где каждый может высказаться о том, что ему понравилось и не понравилось и т.д. «Фигурки из бумаги»
Продолжительность: 10 - 20 минут. Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Ход работы. Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать бумагу определенного цвета и в течение 10 минут создать фигурку. После этого каждый представляет свое творение, описывая эмоциональное состояние. «Море»
Продолжительность: 20-30 минут. Необходимые материалы: «море» - нарисованное на бумаге, по размеру 4-х склеенных между собой листа А1; вырезанные из цветной бумаги «острова», карточки из картона по числу участников, скотч, маркеры. Ход работы. Ведущий вешает «море» в удобном, обозреваемом всеми участниками месте и закрепляет на нем острова. Примеры островов: «остров открытий», «остров вопросов», «остров радости и веселья», «остров невезения», «остров новых знакомств», «остров знаний» и т.д. Раздает всем участникам карточки и предлагает нарисовать на карточке какое-либо плавсредство (корабль, лодка, плот, круг и т.д.). Ведущий просит участников по очереди подходить к «морю», размещать там свой «корабль» и комментировать, почему выбрано именно это место. Упражнение заканчивается, когда все участники разместили свои корабли. Комментарии: Если семинар многодневный, то «море» можно использовать в конце каждого дня для подведения итогов. Это позволит отследить динамику группы и сравнить результаты. «Пирог»
Продолжительность: 10 минут. Необходимые материалы: два листа формата А1, маркеры, скотч. Ход работы. Ведущий накануне готовит «пирог», склеивая для этого два листа формата А1 и рисуя на них круг диаметром примерно 1 метр. Круг необходимо разделить на равные секторы. Секторов должно быть столько, сколько необходимо для оценки. Каждый сектор необходимо подписать (за кругом). Примеры категорий для оценки: · Методы работы · Условия работы · Работа ведущих · Личная активность · Активность группы · Актуальность материала · Желание применять полученное на практике · И т.д. в зависимости от цели оценки Ведущий кладет «пирог» в центр комнаты или закрепляет его на стене скотчем. Затем просит участников подойти и для оценки семинара поставить маркером точку в каждом секторе. Чем ближе к центру ставится точка, тем ниже оценка, чем дальше от центра – тем выше. Когда все участники поставили точки, ведущий может попросить участников прокомментировать получившуюся картинку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|