Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила безопасного выезда за границу с целью знакомства/замужества




1. Обращайтесь к услугам тех белорусских брачных агентств, которые имеют специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную со сбором и распространением информации о физических лицах с целью их знакомства, выдаваемое Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Получить информацию о наличии у агентства лицензии можно в департаменте по гражданству и миграции получить по телефону (8 017) 218 52 64.

2. Получите по возможности больше информации о вашем будущем муже. Обратите внимание, имеет ли он постоянную работу; был ли он раньше женат и сколько раз; расторгнут ли его предыдущий брак официально (развод и раздельное проживание – это разные вещи).

3. Пригласите вашего потенциального жениха для знакомства в вашу страну, либо встретьтесь с ним на территории какого-либо третьего государства. Если Вы решили посетить его, проживайте в гостинице.

4. Если Вы едете с целью знакомства, а не с целью регистрации брака, знайте, что Вы не имеете право работать (кроме случаев, если у Вас имеется рабочая виза).

5. У Вас должен быть точный адрес вашего пребывания. Оставьте его родным и знакомым, а также информацию о (потенциальном) муже, и брачном агентстве, которое Вас познакомило.

6. Узнайте о брачном законодательстве той страны, куда едете, в том числе о правах совместных детей и ваших правах при разводе.

7. В вашем паспорте должна стоять виза невесты, виза на воссоединение семьи или иная другая предусмотренная миграционным законодательством страны въезда (возможно, гостевая виза). Разобраться с типом визы Вам поможет сотрудник посольства той страны, куда Вы направляетесь.

8. Фиктивный брак в большинстве иностранных государств – это преступление. Если полиция докажет это, Вас депортируют.

9. Узнайте адрес и телефон белорусского посольства в стране выезда. Защиту интересов наших граждан за границей осуществляют дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь за границей. При длительном пребывании в стране (свыше 6 месяцев) рекомендуется встать на консульский учет.

10. Ваш паспорт должен быть всегда с Вами, не доверяйте его никому.

11. Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой – оставьте дома.

12. Позаботьтесь о том, у Вас были билеты в обе стороны, даже если Вы едете на длительный срок. Желательно, чтобы обратный билет был с открытой датой.

13. Договоритесь со своими близкими о том, как Вы с ними будете поддерживать связь. Придумайте условную фразу, которая даст понять вашим родным и друзьям, что у Вас что-то случилось.

14. Не забудьте о медицинской страховке.

15. Возьмите с собой определенную сумму денежных средств для оплаты непредвиденных расходов.

16. Узнайте телефоны и адреса неправительственных организаций, работающих в этой стране. Обращайтесь к ним в случае необходимости.

17. Возьмите с собой разговорник или словарь.

18. Если у Вас возникли вопросы по поводу заключения брака с иностранцем, позвоните по телефону горячей линии Ла Страда: 8 801 100 8 801.

Правила безопасного выезда за границу с целью обучения

1. Если вы являетесь школьником или студентом учреждения образования Республики Беларусь, до выезда за границу Вам необходимо получить разрешение из Министерства образования Республики Беларусь.

2. Вам необходимо получить официальное приглашение от учебного заведения за границей, чтобы затем получить студенческую визу.

3. Узнайте трудовое законодательство страны выезда о возможностях работать для иностранных студентов – правила разных стран различаются.

4. Вы должны знать информацию о статусе учебного заведения за границей (средняя школа, колледж или университет).

5. Если в стане выезда получение образования бесплатное, имейте необходимую сумму денег на оплату питания, проживания, приобретения учебников и т.д., или постарайтесь получить стипендию на обучение. Если образование платное – от Вас потребуется подтверждение ваших финансовых возможностей по оплате всего курса обучения или подтверждение спонсорской помощи.

6. Вы должны владеть иностранным языком на уровне, необходимом для обучения в данной стране (подтвержденный сертификатом), либо записаться на подготовительные языковые курсы.

7. У Вас должна быть вся информация о месте и условиях проживании во время обучения за границей.

8. Узнайте адрес и телефон белорусского посольства в стране выезда. Защиту интересов наших граждан за границей осуществляют дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь за границей. При длительном пребывании в стране (свыше 6 месяцев) рекомендуется встать на консульский учет.

9. Ваш паспорт должен быть всегда с Вами, не доверяйте его никому.

10. Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой – оставьте дома.

11. Позаботьтесь о том, у Вас были билеты в обе стороны, даже если Вы едете на длительный срок. Желательно, чтобы обратный билет был с открытой датой.

12. Договоритесь со своими близкими о том, как Вы с ними будете поддерживать связь. Придумайте условную фразу, которая даст понять вашим родным и друзьям, что у Вас что-то случилось.

13. Не забудьте о медицинской страховке.

14. Возьмите с собой определенную сумму денежных средств для оплаты непредвиденных расходов.

15. Узнайте телефоны и адреса неправительственных организаций, работающих в этой стране. Обращайтесь к ним в случае необходимости.

16. Возьмите с собой разговорник или словарь.

17. Если у Вас возникли вопросы по поводу обучения за границей, позвоните по телефону горячей линии Ла Страда: 8 801 100 8 801.

 

 

Игры и упражнения для использования в тренингах

по предупреждению торговли людьми [5]

«Размышления»

Цель: актуализировать знания участников по теме занятия.

Продолжительность: 15 - 20 минут.

Необходимые материалы: флип-чарт, листы бумаги, маркеры, скотч для закрепления листов.

Ход работы.

Тренер формирует подгруппы по 4 – 5 человек. Каждая группа обсуждает вопросы, записанные на доске или флип-чарте:

· С какой целью люди уезжают за границу?

· Где получают информацию о работе за границей?

· В чем заключается опасность при выезде за границу?

Затем ответы зачитываются и обсуждаются всей аудиторией.

Комментарий: Перед выполнением задания лучше обратить внимание участников на то, что должно быть 3 – 4 варианта ответов. Возможные варианты ответов:

· на первый вопрос: трудоустройство; совершенствование знания иностранного языка; обучение; знакомство с новыми людьми; брак; отдых, туризм и т.д.;

· на второй вопрос: объявление в газете; от знакомых, родственников; через брачное агентство; посредством сети Интернет; студенческий обмен и т. д.;

· на третий вопрос: принуждение к той работе, которая не была указана в контракте; невыплата заработной платы; работодатель может забрать документы (паспорт, билет); незнание языка сделает невозможным защиту ваших прав, помешает обратиться за помощью и т.д.

«Работа за границей: за и против»

Цель: дать участникам возможность обменяться мнениями по обсуждаемой теме.

Продолжительность: 20 - 40 минут (в зависимости от выбранного варианта).

Необходимые материалы: флип-чарт, листы бумаги, цветные маркеры, скотч для закрепления листов.

Ход работы.

Вар.1. Участники тренинга делятся на две группы. Каждая группа получает свое задание. Первая группа должна найти аргументы «за», вторая - аргументы «против» работы за границей. Группы работают 15 минут, затем представляют результаты обсуждения в группах. После презентации каждой группы остальные участники могут задавать вопросы для прояснения позиции оппонентов. Подводя итоги, можно выяснить, изменилось ли мнение участников, поменялось ли их отношение к обсуждаемому вопросу.

Вар.2. Участники в ходе мозгового штурма ищет аргументы «за» и «против» работы за границей. Ведущий фиксирует ответы на флип-чарте.

Затем группа отвечает на вопросы:

· Как изменилось ваше отношение к работе за границей?

· Для чего мы все это делали?

Ведущий подводит итог упражнения из высказываний участников, делая акцент на том, что перед отъездом необходимо рассмотреть и взвесить все положительные и отрицательные стороны выезда за границу на работу.

Комментарий:

Возможные аргументы «за» трудоустройство за границей:

· Высокая заработная плата;

· Высокий уровень жизни;

· Возможность скопить первоначальный капитал для открытия собственного дела;

· Возможность выучить иностранный язык;

· Возможность посмотреть мир;

· Возможность реализовать себя и т.д.

 

Возможные аргументы «против» трудоустройства за границей:

· Можно заработать в своей стране;

· Сложно адаптироваться к обычаям, культуре другой страны;

· Незнание языка;

· Тяжело отстаивать свои права;

· Риск стать жертвой торговли людьми;

· Проблемы с получением разрешения на работу за границей, визами и т.д.;

· Пренебрежительное отношение к мигрантам коренных жителей;

· Трудности, связанные с нелегальной миграцией и т.д.

«Алфавит»[6]

 

Цель: спомощью ассоциаций расширить представления участников об изучаемой теме.

Продолжительность: 20 минут.

Необходимые материалы: алфавит без “ё”, “й”, “ъ”, “ь”, написанный на доске таким образом, чтобы рядом с каждой буквой можно было написать несколько слов (также можно использовать лист формата А1 и маркеры).

Ход работы.

Предложите участникам в течение 3 – 5 минут представить и записать в тетради минимум по одному слову на каждую букву алфавита, которое у них ассоциируется с термином “торговля людьми” (либо любым другим термином по теме занятия).

Участники по порядку называют слова на каждую букву: первый называет слово на “а”, второй добавляет слово на “а” и называет слово на “б”, и так далее. Если очередной участник не готов назвать слово на необходимую букву, ему можно пропустить ход.

Ведущий записывает называемые слова, не обсуждая их (на каждую букву по 2 – 3 слова).

Далее можно попросить участников при необходимости объяснить непонятные другим ассоциации.

При анализе упражнения важно обсудить с участниками следующие вопросы:

· Чем обусловлены те или иные ассоциации?

· Какой предыдущий опыт подсказал такие ассоциации?

«Четыре угла»

 

Цель: познакомить со статистической информацией по проблеме торговли людьми; осознать актуальность проблемы в масштабах Республики Беларусь и в мировом масштабе.

Продолжительность: 25 минут.

Необходимые материалы: карточки формата А4, скотч.

Ход работы.

Ведущий зачитывает четыре варианта вопроса 1 и развешивает каждый вариант в отдельном углу. Участникам предлагается выбрать с их точки зрения правильный ответ и занять место в углу возле этого ответа. После того, как все участники определились, ведущий объявляет правильный ответ и переходит к следующему вопросу. Таким способом прорабатываются все вопросы.

Образец задания.

 

Вопрос 1

По оценкам экспертов 250 000 женщин, мужчин и детей ежегодно перемещаются через государственные границы по всему миру для продажи и последующей эксплуатации   По оценкам экспертов 800 000 женщин, мужчин и детей ежегодно перемещаются через государственные границы по всему миру для продажи и последующей эксплуатации
По оценкам экспертов 500 000 женщин, мужчин и детей ежегодно перемещаются через государственные границы по всему миру для продажи и последующей эксплуатации   По оценкам экспертов 1 500 000 женщин, мужчин и детей ежегодно перемещаются через государственные границы по всему миру для продажи и последующей эксплуатации

Правильный ответ – 800 000 женщин, мужчин и детей[7].

Вопрос 2

В 2009 году Департамент по гражданству и миграции МВД РБ зарегистрировал около 4 100 контрактов у белорусов, выехавших работать за границу   В 2009 году Департамент по гражданству и миграции МВД РБ зарегистрировал около 23 400 контрактов у белорусов, выехавших работать за границу
В 2009 году Департамент по гражданству и миграции МВД РБ зарегистрировал около 15 500 контрактов у белорусов, выехавших работать за границу   В 2009 году Департамент по гражданству и миграции МВД РБ зарегистрировал около 56 400 контрактов у белорусов, выехавших работать за границу

Правильный ответ – около 4 100.

Вопрос 3

По данным ЮНИСЕФ каждый год 2 300 000 детей вывозятся в другие страны с целью продажи и последующей эксплуатации   По данным ЮНИСЕФ каждый год 200 000 детей вывозятся в другие страны с целью продажи и последующей эксплуатации
По данным ЮНИСЕФ каждый год 500 000 детей вывозятся в другие страны с целью продажи и последующей эксплуатации   По данным ЮНИСЕФ каждый год 1 200 000 детей вывозятся в другие страны с целью продажи и последующей эксплуатации

Правильный ответ – 1 200 000 [8].

В завершении с участниками можно обсудить следующие вопросы:

  • Трудно ли Вам было определить правильный ответ? Почему?
  • Были ли для Вас неожиданными вам правильные ответы?

“Да” и “нет”[9]

 

Цель: дать участникам возможность обменяться мнениями по обсуждаемой теме и выразить свое отношение к ней.

Продолжительность: 25 минут.

Необходимые материалы: заготовленные заранее написанные большими буквами на больших листах бумаги 5 – 6 утверждений по изучаемой теме; при отсутствии листов бумаги утверждения можно зачитывать вслух, повторяя каждое несколько раз.

Ход работы.

Для проведения упражнения понадобится помещение, где участники могли бы свободно передвигаться. Помещение необходимо разделить линией (мелом или лежащей на полу веревкой) на две примерно равные части.

На одной половине необходимо закрепить лист формата А4 с надписью “Да”, на второй половине – лист с надписью “Нет”.

Участникам нужно дать следующую инструкцию:

“Вам будут зачитаны несколько утверждений по теме “Торговля людьми”. После озвучивания каждого из утверждений вы должны выразить свое отношение к нему. Если вы согласны, займите место на территории “Да”, если не согласны – на территории “Нет”. Чем больше степень вашего согласия или несогласия, тем дальше от линии вы становитесь. Становиться на линию нельзя. Заняв определенное место, вы должны будете аргументировать свою позицию. Услышав убедительные аргументы других, можно поменять свою позицию и занять другое место”.

Ведущий зачитывает первое утверждение. Если утверждение написано заранее на большом листе, этот лист вывешивается на стену либо держится в руках так, чтобы все участники видели написанное.

После того как участники заняли места, ведущий предлагает им аргументировать свои позиции, начиная с тех, кто стоит от линии дальше всего, т.е. кто больше всего согласен или не согласен. Аргументы “да” и “нет” должны высказываться поочередно. Хорошо, если с каждой стороны выскажется по 3 – 5 человек.

Дискуссия должна быть динамичной, не затягиваться.

Важно, чтобы участники слышали друг друга и говорили по одному.

Подобным образом прорабатывается каждое утверждение.

Во время дискуссии участников ведущий не высказывает свое мнение по поводу приводимых утверждений.

Примеры высказываний:

Жертвами торговли людьми могут быть только бедные, необразованные люди
Женщины сами провоцируют, чтобы их продали
Законобеспечивает достаточную защиту жертв торговли людьми
Уезжая на учебу (работу) в Западную Европу или США, люди застрахованы от того, чтобы быть проданными

 

Дети полностью принадлежат родителям, поэтому мать может передать ребенка кому-то на воспитание за материальное вознаграждение

 

Здесь может быть утверждение, придуманное ведущим

«Что такое «торговля людьми?»

 

Цель: закрепитьпонятие «торговля людьми» на основе историй, описывающих реальные жизненные ситуации; обсудить методы вербовки, способы принуждения, формы эксплуатации, которые могут быть использованы траффикерами.

Продолжительность: 30-40минут (в зависимости от выбранного варианта).

Необходимые материалы: листы с историями,флип-чарт, листы бумаги, цветные маркеры, скотч для закрепления листов.

Ход работы.

Вариант 1. Тренер формирует подгруппы по 4-5 человек. Каждой подгруппе раздаются истории. Учащиеся в течение 15 минут читают их, а затем обсуждают в подгруппе, чтобы ответить на следующие вопросы:

· Является ли случай, описанный в истории, по вашему мнению, случаем торговли людьми? Почему?

  • Если случай, описанный в вашей истории, является случаем торговли людьми, ответьте на следующие вопросы:

- Какие методы вербовки использовались торговцами людьми?

- Какие способы принуждения использовались преступниками?

- Где эксплуатировали людей?

Каждая группа представляет результаты своей работы. Ведущий во время представления результатов заполняет на листе флип-чарта таблицу:

 

Метод вербовки Способы принуждения Формы эксплуатации
     

 

После того как группы представили свои результаты, и таблица заполнена, ведущий может попросить участников назвать иные методы вербовки, формы эксплуатации, способы принуждения, о которых они слышали ранее.

История Светланы

 

Светлане было 17 лет, она воспитывалась в многодетной семье. Мать работала в магазине, отец сильно пил, избивал жену и детей. Денег в семье не хватало. Однажды отец познакомился с мужчиной, который предложил работу в Подмосковье для его дочери, к тому же пообещал отцу деньги, если тот отпустит свою дочь. Никто Светлану не спрашивал о ее желании поехать на работу, но она решила не спорить, так как это был шанс помочь семье и купить себе что-нибудь из одежды. Когда Светлана спросила у мужчины про деньги и договор, тот ответил, что договор они подписали с ее отцом, а о заработке она может не беспокоиться, он будет хороший.

Светлану привезли в Подмосковье и поселили в подсобке магазинчика, где жили уже 2 девушки. Сначала она работала продавщицей, правда приходилось работать в 2 смены, а еще мыть посуду, полы, таскать ящики и т.д. На ночь их закрывали, есть давали редко. Через 2 недели девушек вывезли ночью в дом, где отдыхала компания мужчин. Их избили и изнасиловали. С этого момента «хозяин» их продавал на ночь, если находил клиентов. Чтобы девушки не сбежали, их избивали и запугивали.

История Артема

 

Артем после окончания техникума оказался без работы, как и двое его друзей. Один из них предложил съездить в Витебск, их региональный центр, где, возможно, будет больше работы. В Витебске на остановке они увидели объявление о наборе разнорабочих в Россию. Позвонив по объявлению, молодые люди были приятно обрадованы тем, что им не требуется оплачивать дорогу (эта сумма будет возвращена из их заработков), не надо оформлять никаких документов (так как они едут в Россию), не требуется опыта работы (мол, главное, чтобы здоровье было), и что обещанная заработная плата будет втрое превышать их возможный заработок в Беларуси.

Мужчина, который предложил им эту работу, сказал, что надо срочно ехать с ним в Москву, где их уже ждет будущий работодатель. Их встретили и отвезли на закрытую стройку в Подмосковье. Охрана не позволяла покидать территорию, все попытки к бегству жестко пресекались. Им приходилось трудиться по 12 - 14 часов в сутки, проживая в строительных вагончиках без отопления и горячей воды, скудно питаясь.

Через четыре месяца парней, которые уже физически не могли нормально работать, вывезли на сельскую дорогу и выбросили без документов и денег.

История Кати

 

Катя жила в городском поселке. Она была из многодетной семьи. После 9 класса девушка поступила учиться в ПТУ по специальности швея. Перед последним годом обучения в училище Катя решила летом подработать. Ее подруга рассказала, что видела в Интернете объявление, предлагающее работу на швейной фабрике в Чехии. Катя позвонила по телефону, указанному в объявлении. Ей рассказали об условиях работы и оплаты. Как ей объяснили, она должна оформить туристическую визу, а по приезду в страну ей откроют рабочую визу. Катя одолжила деньги у знакомых и открыла визу через туристическую фирму. В Брно ее встретили представители фабрики и отвезли в небольшой дом на окраине. В подвальных помещениях располагалась подпольная швейная мастерская, где работало и жило около 20 женщин. Работать пришлось без выходных по 14-16 часов в сутки за 150 крон в месяц. Чтобы женщины не сбежали, их не выпускали с территории, которая все время охранялась, а особенно строптивых могли избить.

 

Вариант 2. Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает листок с историями (истории Сергея, Кати, Михаила, Натальи), которые читаются и обсуждаются в течение 10 минут. Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

· В каких из этих историй описано такое преступление, как торговля людьми?

· Почему Вы сделали такой вывод? Дайте обоснование.

 

История Сергея

Сергей познакомился с Виктором в баре. Новый знакомый рассказал, что он зарабатывает хорошие деньги на отделке домов в Подмосковье, и предложил поехать с ним на 3 летних месяца. Сергей решил, что это неплохой шанс. Виктор предупредил, что билет на поезд надо купить самому. Приехав на место работы, Сергей и Виктор поговорили с хозяином дома, у которого они должны были работать, и договорились о сумме, которую они получат. Сергея смущало только то, что владелец дома отказался подписывать с ними договор и сказал, что большую часть оплаты они получат тогда, когда отделка дома будет выполнена полностью. Виктору и Сергею приходилось много работать, часто без выходных. Но так как они выполняли работу качественно, хозяин дома был доволен ими. Через три месяца владелец дома полностью рассчитался с Виктором и Сергеем, и мужчины вернулись в Беларусь.

 

История Кати

Катя жила в городском поселке. Она была из многодетной семьи. После 9 класса девушка поступила учиться в ПТУ по специальности швея. Перед последним годом обучения в училище Катя решила летом подработать. Ее подруга рассказала, что видела в Интернете объявление, предлагающее работу на швейной фабрике в Чехии. Катя позвонила по телефону, указанному в объявлении. Ей рассказали об условиях работы и оплаты. Как ей объяснили, она должна оформить туристическую визу, а по приезду в страну ей откроют рабочую визу. Катя одолжила деньги у знакомых и открыла визу через туристическую фирму. В Брно ее встретили представители фабрики и отвезли в небольшой дом на окраине. В подвальных помещениях располагалась подпольная швейная мастерская, где работало и жило около 20 женщин. Работать пришлось без выходных по 14-16 часов в сутки за 150 крон в месяц. Чтобы женщины не сбежали, их не выпускали с территории, которая все время охранялась, а особенно строптивых могли избить.

История Михаила

Завод, на котором работал Михаил, закрылся. Он начал искать работу, так как надо было содержать семью. Однажды на столбе он прочел объявление частного лица о работе в России по его специальности. Заплатив за проезд и трудоустройство, он вместе с 23 мужчинами выехал в Россию. Представитель работодателя должен был их встречать на автобусной станции, чтобы отвезти в общежитие. Но их никто не встретил. Оказалось, что в городе их никто не ждал. Там не было работы даже для местных жителей. Михаил послал телеграмму жене, чтобы она выслала деньги на дорогу обратно. Так он вернулся домой.

 

История Натальи

Наташа была из небольшого города. После окончания учебы она долго не могла найти работу. Школьный друг предложил ей поработать посудомойкой в ресторане в Германии. Наташа согласилась. Ей срочно помогли оформить документы, купили билет.

В Германии у девушки отобрали паспорт и потребовали выплаты долга за оформление документов и покупку билета в размере 12 000 евро. Оказалось, что она продана в ночной клуб, где должна будет обслуживать клиентов. Наташа категорически отказалась, тогда ее избили и на протяжении 7 дней держали взаперти, практически не давая еды. Через неделю изможденная от голода девушка была не в силах сопротивляться.

После обсуждения вышеназванных вопросов участникам занятий предлагается ответить на следующие вопросы:

· Какие методы вербовки использовались торговцами в историях с Катей и Натальей?

· Какие еще методы вербовки могут применяться?

Комментарий:

История Сергея не является случаем торговли людьми. Сергей работал в Российской Федерации нелегально, не заключил контракт с работодателем, не был зарегистрирован. Он находился в очень уязвимой ситуации, так как наниматель мог ему и Виктору не заплатить за работу. Также мужчины работали часто без выходных, больше положенного времени. Однако Сергей и Виктор являются нелегальными мигрантами, а не жертвами торговли людьми.

История Кати является случаем торговли людьми. Она была завербована и выехала в Чехию для работы. Несмотря на то что она работала в подпольной мастерской по той специальности, по которой она собиралась трудиться, Катя была обманута еще на стадии вербовки. Ей никто не собирался оформлять рабочую визу, а по туристической она не имела права работать, с ней не заключили контракт. Катя и остальные женщины были закрыты в подпольной мастерской, не имели права выйти с территории, работали по 14-16 часов без выходных за небольшую оплату. Также они подвергались физическому и психологическому насилию.

История Михаила не является случаем торговли людьми. Михаил был завербован и обманут, однако вербовщики не собирались использовать его труд. Им надо было получить деньги от Михаила и остальных его товарищей по несчастью. В отношении Михаила было совершено преступление, но он является жертвой мошенничества, а не торговли людьми.

История Натальи является случаем торговли людьми, поскольку девушка была завербована для работы в Германии. За границей для принуждения к работе в секс-бизнесе к ней были применены такие средства воздействия, как долговая кабала, изъятие документов, лишение пищи, физическое и психологическое насилие.

 

«Угадай сказку»

 

Цель: закрепитьпонятие «торговля людьми»

Продолжительность: 25минут.

Необходимые материалы: флип-чарт, листы бумаги, цветные маркеры, скотч для закрепления листов.

Ход работы.

Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа вспоминает сказку, в которой описан пример торговли людьми. Затем подгруппа изображает на листе флип-чарта героя/ев данной сказки.

Каждая группа представляет свою работу, при этом участники других групп должны угадать, какую сказку изобразила эта группа. После того как участники правильно назвали сказку, та группа, которая представляет свой рисунок, объясняет, почему она считает, что в этой сказке описан пример торговли людьми.

«Нарушение прав»

 

Цель: обсудить, какие права человека нарушаются при совершении такого преступления как торговля людьми.

Продолжительность: 25 минут.

Необходимые материалы: флип-чарт, маркеры, листы бумаги, листы с историями.

Ход работы.

Вар.1. Группа делится на подгруппы по 5-6 человек. Каждая подгруппа должна обсудить вопрос: Какие права человека могут нарушаться, когда совершается такое преступление как торговля людьми? Затем каждая подгруппа представляет результаты своей работы.

Вар.2. Если тренер предполагает, что группе будет сложно обсуждать вопрос нарушения прав человека, необходимо раздать каждой подгруппе историю девушки или юноши. В подгруппе обсуждается вопрос: Какие права девушки/юноши были нарушены? Затем группы представляют результаты своей работы.

Комментарий: Для проведения данного упражнения участники должны быть знакомы с Всеобщей декларацией прав человек, или тренер должен раздать каждой группе данный международный документ. Также данное упражнение следует проводить после того, как участники тренинга познакомились с понятием «торговля людьми».

 

«Портрет пострадавшей/его»

 

Цель: выявить общие характеристики людей – потенциальных потерпевших от торговли людьми.

Продолжительность: 15 минут.

Необходимые материалы: флип-чарт, маркеры.

Ход работы.

В ходе мозгового штурма составляется портрет человека, который может пострадать от торговли людьми. Можно указать возраст, образование, социальный статус, семейное положение, черты характера и т.д. После составления портрета можно задать вопросы:

· Какие мысли у вас возникли после этого упражнения?

· Для чего мы это делали?

Итогом данного задания должен стать вывод, что пострадать от торговли людьми может любой человек независимо от возраста, образования, внешности.

«Последствия для пострадавших»

 

Цель: выявить последствия для людей, пострадавших от торговли людьми.

Продолжительность: 25минут.

Необходимые материалы: флип-чарт, листы бумаги, маркеры, скотч для закрепления листов.

Ход работы.

Группа делится на подгруппы по 5-6 человек. В подгруппах обсуждаются последствия для людей, пострадавших от торговли людьми:

Ø Последствия для физического здоровья

Ø Последствия для психического здоровья

Ø Социальные последствия / проблема повторной интеграции в социум

Затем каждая подгруппа представляет результаты своей работы.

Комментарий: возможные варианты ответов (каждый из них необходимо пояснить):

1. Травмы и увечья, различные заболевания (в зависимости от сферы эксплуатации): воспаление легких, туберкулез, ухудшение зрения, проблемы с желудочно-кишечным трактом, заболевания сердечнососудистой системы, мочеполового тракта, нарушения вегетативной системы и т.д.

2. Венерические заболевания, гепатит, ВИЧ/СПИД, бесплодие, нежелательная беременность (особенно при принудительной сексуальной эксплуатации).

3. Психологическая травма. Страх, паника, чувство вины, суицидные мысли, недоверие к окружающим, эмоциональная неустойчивость, агрессия, немотивированная бдительность, тревожность, депрессия, нарушение памяти и концентрации внимания, навязчивые воспоминания, кошмарные сновидения и т.д.

4. Разрыв семейных связей. При сексуальной эксплуатации отказ общества, родственников и знакомых от пострадавшей: общественное осуждение, клеймо проститутки, грязной женщины.

5. Лишение работы, жилья и т.д. Потеря социального статуса.

6. Самоограничение свободы, социальная отчужденность.

7. Изменение жизненных ценностей.

8. Возникновение и развитие наркотической и алкогольной зависимости и другие последствия.

 

«Туннель желаний» [10]

 

Цель: осознание и правильное понимание проблемы торговли людьми, осознание и понимание нужд потерпевших.

Продолжительность: время выполнения – 15 – 20 минут, время обсуждения - 15 минут.

Необходимые материалы: таблички с надписями.

Ход работы.

Из группы выбирается 3 добровольца («потерпевший», «вербовщик» и «покупатель»).

Все остальные члены группы получают таблички с надписями:

1) безработица,

2) отсутствие средств к существованию,

3) маленький ребёнок/ пожилые родители,

4) работа с высоким заработком,

5) паспорт, виза,

6) таможня,

7) пункт назначения и др.

На обороте табличек 4) – 7) можно указать, например, факторы, препятствующие обратному ходу «потерпевшего» (просроченная виза, отсутствие денег, незнание языка, незнание законов данной страны и пр.).

Первые три члена группы окружают «потерпевшего» со всех сторон, держась при этом за руки. Задача «вербовщика» - показать «потерпевшему» туннель, состоящий из остальных членов группы, а затем провести по этому туннелю «пострадавшего» до «покупателя», стоящего в конце туннеля. При этом когда «потерпевший» пытается вернуться назад, он обнаруживает проход полностью закрытым (с помощью соединённых рук членов группы).

Анализ упражнения.

1) «потерпевший» беспрепятственно проходит по туннелю только в одном направлении до «покупателя», обратного хода нет; осознание чувств «потерпевшего» во время движения как в одном направлении, так и в другом;

2) члены группы выступают в «ролях» социально-экономических факторов, задействованных в системе торговли людьми, что позволяет сразу же наглядно увидеть механизм торговли;

3) можно попытаться исследовать ощущения и чувства «вербовщика» и «покупателя», что также может предоставить дополнительный материал для анализа.

 

«Объявления»

Цель: научить анализировать различные объявления, предлагающие поездку за границу.

Продолжительность: 20 минут.

Необходимые материалы: листы с объявлениями.

Ход работы.

Группа делится на подгруппы по 5-6 человек. Все участники получают листы с объявлениями, предлагающими поездку за границу. В течение 7-10 минут участники занятий просматривают их и отвечают на следующие вопросы:

· Какие рекламные объявления вызвали у Вас наибольшие сомнения? Почему?

· По каким рекламным объявлениям Вы бы поехали на работу за границу? Почему?

· На что Вы обращали внимание при чтении объявления?

· Какие данные обязательно должны быть указаны в объявлении?

Комментарий: для проведения этого упражнения следует сначала подобрать в газетах, Интернете и иных источниках информации рекламные объявления, предлагающие поездку за рубеж, вырезать их и наклеить на лист формата А4, предварительно зачеркнув реальные телефоны и адреса фирм.

«Истории»

 

Цель: закрепить на примерах те практические действия, которые следует предпринять перед поездкой за границу.

Продолжительность: 20 минут.

Необходимые материалы: листы с историями.

Ход работы.

Группа делится на подгруппы по 5-6 человек. Каждой подгруппе раздаются листы с историей девушки (для женской аудитории); для смешанной аудитории можно раздать листы с историями, в которой описывались бы случаи, произошедшие как с юношей, так и с девушкой. В течение 5 – 7 минут учащиеся читают историю, обсуждают ее в подгруппе, чтобы бы ответить на следующий вопрос:

9. Какие шаги могла предпринять девушка (юноша), чтобы обезопасить свой выезд и пребывание за гра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...