Закладка питомников первичного семеноводства зерновых культур, перечень работ в питомниках
Производство оригинальных семян осуществляется в научно-исследовательских учреждениях и других субъектах семеноводства, включенных в Государственный реестр производителей и заготовителей семян. Метод индивидуально-семейного отбора с двухлетней оценкой семян по потомству является основным при выращивании семян питомника размножения Р-1. Исходным материалом для закладки питомника испытания потомств первого года (П-1) служат семена лучших, продуктивных, типичных, здоровых растений, отобранных в питомниках размножения суперэлиты или элиты. Количество семян в П-1 зависит от заказа на семена питомника Р-1, но оно должно быть не менее 300, чтобы сорт полностью воспроизводил свои морфологические особенности. Если семьи или линии высевают вручную, делянки удобно располагать на полосах длиной 30-40 и шириной 1-1,5 м. В течение вегетации худшие семьи бракуют (по болезням, типичности, выравненности и другим признакам). Лучшие семьи убирают и обмолачивают каждую семью отдельно. Полученные семена используют для закладки питомника П-2. Питомник П-2 предназначен для размножения лучших семей и повторной их оценки. Закладывают этот питомник либо так же, как и питомник П-1, либо специальными семеноводческими сеялками. Размер делянок зависит от количества семян, полученных с отобранных семей в П-1, и находится в пределах от 3 до 10 квадратных метров. Методика наблюдений, оценок в П-2 такая же, как и в П-1. Лучшие семьи убирают отдельно или объединение Полученные семена используются для закладки питомника Р-1. Питомник размножения Р-1 закладывают на плодородных участках по лучшим предшественникам. Поддержание высокой сортовой чистоты обеспечивается проведением (не менее 3 раз за сезон) видовых и сортовых прополок, контролем за чистотой машин, тары, оборудования.
При использовании метода массового отбора схема выращивания семян элиты включает, как правило, следующие звенья: питомник размножения первого - второго года, суперэлиту, элиту. Родоначальные растения (колосья, метелки) отбирают па высокоурожайных чистосортных посевах высших репродукций. Отобранные элитные растения тщательно анализируют на типичность по морфологическим признакам, индивидуально обмолачивают, визуально оценивают по качеству зерна и продуктивности, затем семена лучших растений (колосьев, метелок) объединяют и закладывают ими питомник размножения. Число растений (колосьев, метелок), семена которых предназначены для закладки питомника размножения, устанавливают с учетом коэффициента размножения культуры (сорта), интенсивности браковки, потребности в семенах элиты. При больших план-заказах на элиту семена питомника размножения первого года пересевают на Р-2. Массовый отбор не уступает индивидуально-семейному отбору по урожайным свойствам производимых семян элиты, но не обеспечивает полного сохранения чистосортности. Для поддержания типа сорта проводят повторный и непрерывный массовый отбор или чередуют его с индивидуалыю-семеиным отбором. Метод негативного отбора заключается в удалении худших, нетипичных, а также пораженных болезнями и вредителями растений в питомнике размножения, заложенного оригинальными семенами. Массовый и негативный отборы могут применяться в селекционном учреждении в первые годы районирования сорта, одновременно с этими методами селекционер должен начать первичное семеноводство нового сорта методом индивидуально-семейного отбора.
ЗАДАНИЕ 1. Познакомиться с методикой закладки питомников первичного семеноводства зерновых культур.
2. Выполнить необходимые работы в питомниках согласно указаниям агронома-семеновода, ответственного за ведение первичного семеноводства. 3. Ознакомиться с документацией первичного семеноводства зерновых культур. 4. Познакомиться с методикой государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур. 5. Подпись студента Контрольные вопросы 1. Задачи и организация государственного сортоиспытания. 2. Порядок включения новых сортов и гибридов в государственное сортоиспытание. 3. Задачи сортоиспытательной станции и сортоиспытательного участка. 4. Классификация сортоиспытательных станций и сортоучастков по используемой производственной базе и характеру работы. 5. Методика и техника проведения сортоиспытания. Наблюдения, учеты и анализы при испытании сортов и гибридов на хозяйственную годность материала. 6. Организация и порядок обеспечения сортоиспытательных станций и сортоучастков семенами. 7. Подведение итогов государственного сортоиспытания. 8. Порядок районирование новых сортов и гибридов. 9. Кто имеет право осуществлять производство оригинальных семян. 10. Какие используютсяисходные семена для закладки питомников испытания потомств первого года (П-1). 11. Как осуществляется производство оригинальных сортовых семянметодом индивидуально-семейного отбора. 12. Как осуществляется производство оригинальных сортовых семянпри использовании методов массового инегативного отбора. Замечания и предложения преподавателя Отметка о сдаче отчета Подпись преподавателя Тема 4. ВИДОВЫЕ И СОРТОВЫЕ ПРОПОЛКИ, АПРОБАЦИЯ ПШЕНИЦЫ, ЯЧМЕНЯ, ОВСА. При сортовой прополке удаляют из посева растения, составляющие сортовую примесь: другие виды, разновидности и сорта апробируемой культуры, которые снижают процент сортовой чистоты посева. Сортовые прополки обычно проводят в два срока: во время колошения и в фазу восковой спелости. Сохранению и повышению сортовых качеств способствует также своевременное и качественное проведение - фитопрочисток, во время которых удаляют растения, поражённые пыльной, твердой и стеблевой головней. Результаты работы оформляют в виде акта. При проведении на участке нескольких сортовых и фитопрочисток составляют соответствующее количество актов в одном экземпляре. Акт составляется произвольной формы, однако в нем должны быть отражены сведения, указанные в документах - примерная форма приводится ниже.
Видовые и сортовые прополки делают тогда, когда хорошо выявляются отличительные признаки примесей. Таблица 2.Сроки проведения видовых и сортовых прополок
До начала апробации и регистрации посевов апробатор обязан: Проверить наличие в хозяйстве документов на высеянные сортовые семена и в случае отсутствия принять меры к их восстановлению. Установить, что в хозяйстве во время хранения или при севе семена апробируемого сорта не смешаны с другими сортами. Уточнить место и площадь посева, а также предшественник, по которому проведен посев. Осмотреть сортовые посевы в натуре и в случае необходимости организовать мероприятия для улучшения и сохранения сортовых качеств посева (сортовые и видовые прополки, уничтожение сорняков и т.д.). При осмотре посевов в натуре, апробатор глазомерно определяет ориентировочную урожайность апробируемого участка. Определить границы каждого участка, апробируемого отдельно, наметить линии прохода на участке для осмотра растений, выделить участки, которые должны быть исключены при апробации из числа пригодных для семенных целей из-за несоблюдения правил размножения сортовых семян. После проведения всех перечисленных работ апробатор заполняет соответствующие пункты акта апробации или оформляет акт регистрации сортовых посевов. Апробацию сортовых посевов проводят методом отбора апробационных снопов и последующего их анализа, или осмотра растений на корню в соответствии с указаниями таблицы 3.
Таблица 3 Указания по применению методов апробации сортовых посевов _____________________________________________________________________________________________
Апробацию пшеницы, ячменя и овса проводят в начале восковой спелости. Предельная площадь для отбора проб или осмотра растений составляет 200 га. Если апробируемая площадь в одном массиве превышает этот размер, то эту площадь апробатор делит на два или несколько участков, каждый из которых апробируют отдельно. Число пунктов для взятия проб или осмотра растений равняется 70. Число стеблей, осматриваемых или отбираемых в пробу со всей площади должно быть не менее 1000. Апробационный сноп апробатор связывает на месте отбора. Внутрь его вкладывает, а снаружи привязывает этикетки с указанием учреждения, площади, культуры, сорта и даты взятия снопа. Анализ апробационного снопа делают не позднее чем через два дня после отбора, разбирая его на следующие фракции: -основной сорт апробируемой культуры, -другие виды, разновидности и сорта апробируемой культуры (сортовая примесь), -стебли основной культуры, пораженные различными видами головни, -трудноотделимые культурные растения, - трудноотделимые сорняки, - злостные сорняки, -карантинные сорняки, - недоразвитые стебли основной культуры. К недоразвитым стеблям относятся такие, которые не имеют колоса или имеющие колос со щуплым, ненормально развитым зерном. После разборки снопа и анализа всех групп подсчитывают число стеблей в них. Каждая группа связывается отдельно, а основного сорта - по сотням. Затем все группы объединяют в сноп, снабжённый этикетками, и сдают кладовщику. Апробационный сноп хранится в хозяйстве в течение 3-х месяцев. Процент сортовой чистоты устанавливают отношением числа плодоносящих стеблей основного сорта ко всему числу развитых стеблей апробируемой культуры. Процент поражения посева головней определяют по каждому виду головни отдельно и исчисляют по отношению ко всему числу развитых стеблей основной культуры (включая стебли, поражённые головнёй). Процент засорения посева трудноотделимыми культурными растениями и сорняками устанавливают отношением числа плодоносящих стеблей каждой из этих групп к общему числу плодоносящих стеблей основной культуры, включая стебли определяемой группы, за вычетом стеблей, поражённых головнёй.
Пример. В результате анализа апробационного снопа ячменя установлено стеблей: основного сорта - 1000, других сортов и разновидностей - 10, основной культуры, поражённых пыльной головнёй - 5, трудноотделимых культурных растений - 12, трудноотделимых сорняков - 7. Сортовая чистота: 1000 х 100: (1000 + 10) = 99,0 % Поражение посева пыльной головнёй: 5 х 100: (1000 + 10 + 5) = 0,5 % Засорённость трудноотделимыми культурными растениями: 12 х 100: (100 + 10 + 12) = 1,2 Засорённость посева трудноотделимыми сорняками вычисляют так же, как и засоренность трудноотделимыми культурными растениями. Данные, полученные при анализе снопа, заносят в раздел акта апробации "Результаты анализа снопа", причём по карантинным сорнякам в акте записывают их количество и название. К трудноотделимым культурным растениям относятся: в яровой пшенице - ячмень, гречиха; в ячмене -пшеница, овёс; озимой пшенице - рожь, ячмень; в овсе - ячмень, рожь. К трудноотделимым сорнякам относятся: в пшенице - софора лисохвостная и толстоплодная, головчатка сирийская, гречиха татарская; в овсе - овсюг, софора толстоплодная, триходесма седая; в ячмене - овсюг, софора толстоплодная, триходесма седая. Предельно допустимое содержание трудноотделимых культурных и сорных растений в семенных посевах пшеницы, ячменя и овса не должно превышать количеств, указанных в таблице 4.
Таблица 4. Предельно допустимое содержание трудноотделимых культурных и сорных растений
Если засорение посевов трудноотделимыми сорняками и культурными растениями превышает предельно допустимое количество, то такие посевы переводят в более низкую категорию или выбраковывают. Семена с посевов, засоренных карантинными, но не трудноотделимыми сорняками, ядовитыми, злостными из числа пригодных на семенные цели не исключают, а складируют и очищают отдельно от семян, свободных от этих сорняков. Посевы питомников размножения, суперэлиты, элиты и первой репродукции не должны быть поражены следующими видами головни: -пшеница, ячмень - пыльная, твердая, стеблевая и -карликовая; овес - твердая и пыльная. Зараженность посевов овса второй-третьей репродукции всеми видами головни в сумме не должна превышать 0,3 и последующих репродукций 0,5 %. Зараженность посевов пшеницы и ячменя второй-третьей репродукции пыльной головней ограничивается 0,1 %, твердой головней - 0,3 %; категорий Реп: пшеницы и ячменя - пыльной 0,3; твердой - 0,5 %. Посевы пшеницы и ячменя всех репродукций, пораженные стеблевой и карликовой головней признают непригодными для семенных целей. При апробации без отбора апробационного снопа осматривают на корню необходимое количество растений в установленном числе пунктов. Подсчитывают и записывают в полевой блокнот количество растений основной культуры, сортовой и видовой примеси, карантинных, ядовитых и трудноотделимых сорняков, г также растений основной культуры, пораженных болезнями и поврежденных вредителями. Полевой блокнот хранится вместе с актом апробации в хозяйстве. На основании результатов сортовой оценки посевов апробатор составляет следующие апробационньк документы: на репродукционные сортовые посевы, урожай семян с которых предназначается использовать н< собственные нужды и для реализации - акт апробации; на посевы оригинальных и элитных семян - акт апробации; на все регистрируемые посевы - акт регистрации; на посевы признанные в результате апробации непригодными для семенных целей - акт выбраковки.
ЗАДАНИЕ 1.Провести сортовую прополку одной из указанных культур (пшеница, ячмень, овес). 2.Составить акт сортовой прополки семеноводческого посева. 3.Проверить документы на высеянные семена. 4.0тобрать апробационный сноп. 5.Сделать анализ апробационного снопа. 6.Составить акт апробации соответствующей формы на сортовые семенные посевы. 7.Сноп с оформленной этикеткой сдать кладовщику. Подпись студента 5. Контрольные вопросы 1. Сортовой контроль и цель полевой апробации. 2. Мероприятия осуществляемые в ходе подготовки к проведению апробации. 3. Какие посевы подлежат апробации. 4.Кто имеет право на проведение апробации. Дать определение правилу 4n. 5.Нормы отбора апробационного снопа у ячменя, овса и пшеницы. 6.Сроки анализа апробационного снопа. 7.Какие культуры являются трудноотделимыми у зерновых посевов. 8.Когда посевы выбраковывают из числа семенных по трудноотделимым культурным растениям. 9.Какой документ составляется на посевы, признанные в результате апробации непригодными для семенных целей. 10.Категории сортовых посевов. 11. Государственные стандарты на семена по сортовым и посевным качествам. 12.Документация сортовых посевов и семян. 13. Какие документы являются первичными, какие вторичными? 14.Какие документы оформляются на партию семян, предназначенную для продажи? Замечания и предложения преподавателя Отметка о сдаче отчета Подпись преподавателя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|