Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
| Шифр
| Наименование дисциплины
|
| Б1. Б.1
| Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики.
|
| Код направления подготовки /
специальности
| 07.04.04
|
| Направление подготовки /
специальность
| Градостроительство
|
| Наименование (я) ОПОП
(направленность / профиль)
| Градостроительство
|
| Год начала реализации ОПОП
|
|
| Уровень образования
| магистратура
|
| Форма обучения
| очная
|
| Год разработки/обновления
|
|
Разработчики:
| должность
| ученая степень, учёное звание
| ФИО
|
| доцент
| к. и. н., доцент
| Иванова З.И.
|
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций, Протокол № 10 от 25.04.2017г.
| Заведующий кафедрой
СППК
| _______________ /А.Д. Ишков/
|
|
| Подпись, ФИО
|
Рабочая программа утверждена методической комиссией, Протокол №___ от___
| Председатель
методической комиссии
| _______________ /М. Слепнев/
|
|
| Подпись, ФИО
|
Согласовано:
| ЦОСП
| __________
| _______________ /А.Е. Беспалов/
|
|
| дата
| Подпись, ФИО
|
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики» является формирование уровня освоения компетенций обучающегося в области социального взаимодействия во внутренней и внешней среде градостроительства, в научной, производственной, педагогической деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство (уровень образования - магистр).
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
| Компетенция
по ФГОС
| Код компетенции по ФГОС
| Основные показатели освоения (показатели достижения результата)
| Код
показателя
освоения
|
|
способностью к осуществлению научной и педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях
| ОК-5
| Знает:
методологию научного исследования
|
З1
|
| основные виды и методы фундаментальных и прикладных социальных исследований
| З2
|
| нормативные основы преподавательской деятельности в системе ВО
| З3
|
| требования компетентного подхода к системе ВО
| З4
|
| структуру и компоненты высшего профессионального образования
| З5
|
| принципы комплектования учебно-методических комплексов
| З6
|
| работы с документацией, регламентирующей деятельность преподавателя
| З7
|
| Умеет
|
|
| подготовить научную статью для публикации
| У1
|
| разработать социальное обоснование градостроительного научного исследования.
| У2
|
| осуществлять отбор и использовать
оптимальные методы преподавания
|
У3
|
| принципы комплектования учебно-методических комплексов
| У4
|
| Имеет навык
|
|
| работы с нормативной документацией
(ФГОС)
| Н1
|
| систематизации научного материала;
| Н2
|
| систематизации учебного материала;
| Н3
|
|
Готовностью к социальной мобильности, к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, общению в научной,производственной и социальной сферах деятельности
|
ОПК-1
| Знает
|
|
| теории социального взаимодействия
| З8
|
| структуру социального пространства
| З9
|
| виды и формы взаимодействия в сфере градостроительной деятельности
| З10
|
| нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах деятельности в зависимости от занимаемых социальных позиций
| З11
|
| каналы социальной мобильности в профессиональной сфере
| З12
|
| Умеет
применить знание теоретических положений о формах социального взаимодействия в конкретной учебно-профессиональной ситуации
| У5
|
| осуществить анализ своих возможностей для выстраивания своей карьеры
| У6
|
| критически отнестись к накопленному опыту и адаптироваться к новым ситуациям
| У7
|
| Имеет навык
взаимодействовать на принципах сотрудничества в учебной группе.
| Н4
|
|
способностью владеть высокой мотивацией к градостроительной деятельности, профессиональной ответственностью и понимать роль градостроителя в развитии общества, культуры, науки, самостоятельностью, инициативностью, самокритичностью, лидерскими качествами
| ОПК-3
| Знает
|
|
| составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности
| З13
|
| влияние градостроительных проектов на развитие общества, культуры, науки
| З14
|
| профессиональные компетенции специалиста в области архитектурно-градостроительной деятельности
| З15
|
| степень ответственности градостроителя за результаты своей деятельности
| З16
|
| Умеет
|
|
| разработать учебный градостроительный проект с отражением социальных элементов
| У8
|
| Имеет навык
|
|
| самостоятельного и креативного подхода при разработке учебного проекта
| Н5
|
| способностью к передаче архитектурного и градостроительного опыта и осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного образования
| ПК-6
| Знает
|
|
| требования к осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях
| З17
|
| требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях высшего образования
| З18
|
| требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях дополнительного образования
| З19
|
| современные технологии в образовательном процессе
| З20
|
| - Умеет
|
|
| осуществлять отбор и использовать оптимальные методы передачи архитектурного и градостроительного опыта на различных уровнях образования
| У9
|
Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности» относится к базовой части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 07.04.04 «Градостроительство».
Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в ходе обучения на бакалавриате.
Требования к входным знаниям, умениям и владениям студентов:
Для освоения дисциплины «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности» студент должен:
Знать:
- социальную структуру общества, разновидности городских сообществ,
- характеристики малых и больших групп,
- виды групповой динамики.
Уметь:
- вести сбор, анализ и систематизацию информации с помощью социологических и психологических методов;
- оперировать базовой социально-гуманитарной терминологией;
- работать с различными источниками информации.
Иметь навыки:
- работы с современными информационными ресурсами;
- оформления и представления результатов работы.
Дисциплина «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности» студент является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Организация и управление градостроительным развитием территорий», «Градостроительная политика».
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ 4 _ зачетных единиц, 144 академических часов. (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)
Структура дисциплины:
Форма обучения – очная
| №
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
(модуля)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям
семестра)
Форма
промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
| Контактная работа
с обучающимися
| Самостоя-тельная работа
|
| Лекции
| Практико-ориентированные занятия
|
| Лабораторный практикум
| Практические занятия
| Групповые занятия - комп.
практикумы
| в период теор. обучения
| в сессию
|
|
| Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах
|
| 1-6
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос на практических занятиях (2-6 недели)
|
|
| Научно-исследовательская деятельность
|
| 7-10
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос на практических занятиях (7-10 недели)
|
| 3.
| Учебная и учебно-
методическая работа преподавателя
|
| 11-14
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
(13 неделя)
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
5. Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
5.1. Содержание лекционных занятий
Форма обучения – очная
| № п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Тема и содержание занятия
| Кол-во акад. часов
|
|
| Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах
| Социальное пространство как место социального взаимодействия.
Структура социального пространства, виды пространств. Распределения пространств в современном городе. Теория пространственного неравенства П. Кругмана. Влияние пространственного распределения на поведение социальных групп и характер взаимодействия. Джентрификация как способ изменения социального пространства.
|
|
| Социальное взаимодействие: виды и типы. Социальное взаимодействие и социальные отношения.
Микросоциологические теории взаимодействия.
Нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах взаимодействия в зависимости от занимаемых социальных позиций.
Виды взаимодействия в профессиональной среде: соперничество, сотрудничество, компромисс, конфликт. Способы преодоления разногласий.
|
|
| Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства.
Виды и формы взаимодействия в сфере градостроительной деятельности. Взаимодействия между градостроителями как профессиональной группой и другими профессиональными группами — «смежниками».
Взаимодействие с внешней средой: сферой строительного производства, с департаментами градостроительства и архитектуры, с муниципальными органами, градостроительными советами городов. Институциональные взаимодействия. Градостроительный кодекс о направлениях и акторах взаимодействий.
|
|
| Профессионально-ролевое взаимодействие.
Профессиональные группы градостроителей и специфика ролевого взаимодействия. Ролевые структуры профессиональных команд. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий. Характеристика командных ролей. Малая группа и специфика взаимодействий в малой группе: лидерство, доминирование, подчинение.
|
|
| Социальная мобильность в профессиональном пространстве.
Профессиональные компетенции в области архитектурно-градостроительной деятельности. Самоорганизация и адаптация к новым условиям. Целеполагание. Содержание процесса целеполагания
профессионального развития и личностного роста.
Способы реализации целедостижения при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда.
|
|
|
| Научно-исследовательская деятельность
| Методология научного исследования.
Основные принципы организации научно-исследовательской работы. Творчество и креативность. Логическое и эвристическое мышление. Интеллектуальный потенциал. Принципы функционирования научного коллектива.
|
|
| Научное сообщество как профессиональная среда.
Ценности научного сообщества.
Роль международных, профессиональных,
корпоративных норм и стандартов в научном
коллективе.
Нормы и правила взаимодействия в научной сфере деятельности в зависимости от занимаемых социальных позиций
|
|
| Градостроительство как наука
Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные компетенции. Академическая мобильность для совершенствования знаний и умений.
Специфика градостроительства как научного направления. Основные задачи исследований.
Социальное содержание градостроительной деятельности.
|
|
| Фундаментальные и прикладные социальные исследования в градостроительстве. Методы социологических исследований. Прикладные социологические исследования: выявление интересов и потребностей различных социальных групп с целью обоснования концептуально новых архитектурно-градостроительных проектных идей с учетом социального фактора.
Виды и методы социально-психологических исследований.
|
|
|
| Учебная и учебно-
методическая работа
преподавателя
| Единое общеевропейское научное и образовательное пространство.
Цели и задачи объединения образовательных структур
европейских стран. Компетентный подход –
стратегическое направление развития высшего
профессионального образования. Парадигмы
образования. Специфика международных научно-
образовательных исследований.
|
|
| Нормативные основы преподавательской деятельности на разных уровнях образования.
Структура и компоненты высшего профессионального
образования. Образовательные цели: ФГОС, ОПОП ВО, рабочие программы. Принципы комплектования
учебно-методических комплексов. Профессиональная
этика. Утилитаристский, индивидуалистический и
морально-правовой подходы в профессиональной этике
|
|
| Принципы организации образовательного процесса на различных уровнях образования.
Образовательные технологии в общеобразовательном, высшем профессиональном, дополнительном образовании. Требования к формулировкам целей(практических занятий). Принципыкомплектации учебно-методических комплексов
|
|
|
|
| Итого
|
|
5.2. Лабораторный практикум
Учебным планом не предусмотрено
5.3. Перечень практических занятий
Форма обучения – очная
| № п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Тема и содержание занятия
| Кол-во акад. часов
|
|
| Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах
| Социальное пространство как место социального взаимодействия.
Социально-поселенческая структура города. Зонирование пространств. Пространственное неравенство. Сегрегация и джентрификация: последствия структурирования пространства.
Составление схем пространственного распределения мест социального взаимодействия в Москве (или в любом другом городе).
Решение кейсов.
|
|
| Социальное взаимодействие: виды и типы.
Микросоциологические теории взаимодействия. Теория обмена (Д. Хоманс). Символический интеракционизм (Д.Г. Мид). Этнометодология (Г. Гарфинкель). Теория управления впечатлениями (Э. Гофман).
Разбор конкретной ситуации взаимодействия с точки зрения микросоциологических теорий.
Решение кейсов (рассмотрение ситуаций конфликта и сотрудничества).
|
|
| Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства.
Анешняя и внутренняя среда. Институциональное взаимодействие. Профессионально-ролевое взаимодействие. Взаимодействие в полиэтничной среде города: Толерантность как необходимое условие
Составление схемы взаимодействия во внутренней среде архитектурно-проектной организации.
Самодиагностика индивидуально-личностных особенностей с помощью методики «Командные роли» М. Белбина. Методика размещена на сайте каф. СППК.
|
|
|
| Научно-исследовательская деятельность
| Сфера градостроительной деятельности как научно-исследовательская среда.
Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные исследовательские компетенции
Основные принципы организации научно-исследовательских и научно-производственных работ. Руководство научным коллективом: формирование состава научной группы и распределение обязанностей. Деловая игра. Разбор кейсов, требующих принятия нестандартных решений.
|
|
| Методы прикладных социальных исследований в градостроительстве.Методы: опрос,наблюдение, кейс-стади города. Социометрический анализ характера социальных взаимодействий в профессиональной среде, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения социальных установок.
Разработка социометрической процедуры (по Дж. Морено) для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.
|
|
|
| Учебная и учебно-
методическая работа
преподавателя
| Компетентность преподавателя Высшей школы:
этапы формирования.
Организация учебного процесса.
Последовательность и правила составления планов
конспектов по различным видам учебных занятий
(практические, лабораторные). Постановка учебных
целей.
Отчет по самостоятельной работе (контрольная работа).
|
|
| Учебно-методические комплексы
Состав и содержание учебно-методического комплекса дисциплины. Методические требования к учебникам, учебным пособиям, конспектам лекций, практикумов и др. Работы с нормативной документацией (ФГОС, Профессиональный стандарт «Педагог).
Выполнение заданий, упражнений.
|
|
|
|
| Итого
|
|
5.4. Групповые занятия – компьютерные практикумы
Учебным планом не предусмотрено
5.5. Самостоятельная работа
Форма обучения – очная
| № п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Кол-во акад. часов
|
| в период теор. обучения
| в сессию
|
|
| Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах
| Изучение первоисточников, учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу.
1) Сбор материала для составления схем пространственного распределения мест социального взаимодействия в Москве (или в любом другом городе) на практическом занятии (2-я неделя)
2) Подбор конкретной ситуации взаимодействия и объяснение с точки зрения микросоциологических теорий (практическое занятие: 4-я неделя)
3) Изучение Градостроительного кодекса в аспекте взаимодействия с внешней средой градостроительной сферы (практ. занятие 4-я неделя)
4) Подбор материала для составления схемы взаимодействия градостроительной организации с внешней средой (практическое занятие: 6-я неделя)
5) Подбор материала длясоставления схемы взаимодействия во внутренней среде архитектурно-проектной организации (практическое занятие: 6-я неделя).
|
|
|
|
|
Научно-исследовательская деятельность
| Изучение учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу.
1) Объединиться в малые группы (3-5 человек).
Получить групповое задание: разработка проекта программы социологического исследования по выбранной теме (постановка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы). Выбор метода для учебного исследования
Распределить обязанности в малой группе, собрать и проанализировать материал, организовать взаимодействие с преподавателем посредством электронной почты. Составить текст выступлений и
выступить на практическом занятии
(10-я неделя).
Изучить процедуру социометрического анализа по Дж. Морено: требования (12-я неделя).
Разработать социометрическую карточку.
|
|
|
|
| Учебная и учебно-
методическая работа
преподавателя
| Изучение учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу.
Изучить педагогические цели, представленные в ФГОС ВО по (своему) направлению и сопоставить их с целями, прописанными в Рабочих программах профилирующей дисциплины. Изучить требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавра по (своему) направлению, изучить список компетенций по видам деятельности. Составить перечень компетенций, которые формируются в вашей профильной дисциплине и проанализировать.
Изучить структуру УМКД. Выполнить контрольную работу (краткий план-конспект одной из тем профилирующей дисциплины).
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: