Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шифр Наименование дисциплины
Б1. Б.1 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики.
Код направления подготовки / специальности 07.04.04
Направление подготовки / специальность Градостроительство
Наименование (я) ОПОП (направленность / профиль) Градостроительство
Год начала реализации ОПОП  
Уровень образования магистратура
Форма обучения очная
Год разработки/обновления  

Разработчики:

должность ученая степень, учёное звание ФИО
доцент к. и. н., доцент Иванова З.И.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций, Протокол № 10 от 25.04.2017г.

 

 

Заведующий кафедрой СППК _______________ /А.Д. Ишков/
  Подпись, ФИО

 

 

Рабочая программа утверждена методической комиссией, Протокол №___ от___

 

 

Председатель методической комиссии _______________ /М. Слепнев/
  Подпись, ФИО

 

 

Согласовано:

 

ЦОСП __________ _______________ /А.Е. Беспалов/
  дата Подпись, ФИО

 


Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики» является формирование уровня освоения компетенций обучающегося в области социального взаимодействия во внутренней и внешней среде градостроительства, в научной, производственной, педагогической деятельности.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство (уровень образования - магистр).

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

 

Компетенция по ФГОС Код компетенции по ФГОС Основные показатели освоения (показатели достижения результата) Код показателя освоения  
  способностью к осуществлению научной и педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях   ОК-5   Знает: методологию научного исследования   З1
основные виды и методы фундаментальных и прикладных социальных исследований З2
нормативные основы преподавательской деятельности в системе ВО З3
требования компетентного подхода к системе ВО З4
структуру и компоненты высшего профессионального образования З5
принципы комплектования учебно-методических комплексов З6
работы с документацией, регламентирующей деятельность преподавателя З7
Умеет  
подготовить научную статью для публикации У1
разработать социальное обоснование градостроительного научного исследования. У2
осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания   У3
принципы комплектования учебно-методических комплексов У4
Имеет навык  
работы с нормативной документацией (ФГОС) Н1
систематизации научного материала; Н2
систематизации учебного материала; Н3
  Готовностью к социальной мобильности, к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, общению в научной,производственной и социальной сферах деятельности       ОПК-1   Знает  
теории социального взаимодействия З8
структуру социального пространства З9
виды и формы взаимодействия в сфере градостроительной деятельности З10
нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах деятельности в зависимости от занимаемых социальных позиций З11
каналы социальной мобильности в профессиональной сфере З12
Умеет применить знание теоретических положений о формах социального взаимодействия в конкретной учебно-профессиональной ситуации У5
осуществить анализ своих возможностей для выстраивания своей карьеры У6
критически отнестись к накопленному опыту и адаптироваться к новым ситуациям У7
Имеет навык взаимодействовать на принципах сотрудничества в учебной группе. Н4
  способностью владеть высокой мотивацией к градостроительной деятельности, профессиональной ответственностью и понимать роль градостроителя в развитии общества, культуры, науки, самостоятельностью, инициативностью, самокритичностью, лидерскими качествами   ОПК-3 Знает  
составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности З13
влияние градостроительных проектов на развитие общества, культуры, науки З14
профессиональные компетенции специалиста в области архитектурно-градостроительной деятельности З15
степень ответственности градостроителя за результаты своей деятельности З16
Умеет  
разработать учебный градостроительный проект с отражением социальных элементов У8
Имеет навык  
самостоятельного и креативного подхода при разработке учебного проекта Н5
способностью к передаче архитектурного и градостроительного опыта и осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного образования ПК-6 Знает  
требования к осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях З17
требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях высшего образования З18
требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях дополнительного образования З19
современные технологии в образовательном процессе З20
- Умеет  
осуществлять отбор и использовать оптимальные методы передачи архитектурного и градостроительного опыта на различных уровнях образования У9

 

Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности» относится к базовой части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 07.04.04 «Градостроительство».

 

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в ходе обучения на бакалавриате.

Требования к входным знаниям, умениям и владениям студентов:

Для освоения дисциплины «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности» студент должен:

Знать:

- социальную структуру общества, разновидности городских сообществ,

- характеристики малых и больших групп,

- виды групповой динамики.

 

Уметь:

- вести сбор, анализ и систематизацию информации с помощью социологических и психологических методов;

- оперировать базовой социально-гуманитарной терминологией;

- работать с различными источниками информации.

 

Иметь навыки:

- работы с современными информационными ресурсами;

- оформления и представления результатов работы.

 

Дисциплина «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности» студент является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Организация и управление градостроительным развитием территорий», «Градостроительная политика».

 

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ 4 _ зачетных единиц, 144 академических часов. (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)

Структура дисциплины:

Форма обучения – очная

№ п/п Наименование раздела дисциплины (модуля) Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Контактная работа с обучающимися Самостоя-тельная работа
Лекции Практико-ориентированные занятия
Лабораторный практикум Практические занятия Групповые занятия - комп. практикумы в период теор. обучения в сессию
  Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах   1-6             Устный опрос на практических занятиях (2-6 недели)
  Научно-исследовательская деятельность   7-10             Устный опрос на практических занятиях (7-10 недели)
3. Учебная и учебно- методическая работа преподавателя   11-14             Контрольная работа (13 неделя)
  Итого:                 зачет

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

5.1. Содержание лекционных занятий

Форма обучения – очная

№ п/п Наименование раздела дисциплины Тема и содержание занятия Кол-во акад. часов
  Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах Социальное пространство как место социального взаимодействия. Структура социального пространства, виды пространств. Распределения пространств в современном городе. Теория пространственного неравенства П. Кругмана. Влияние пространственного распределения на поведение социальных групп и характер взаимодействия. Джентрификация как способ изменения социального пространства.  
Социальное взаимодействие: виды и типы. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Микросоциологические теории взаимодействия. Нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах взаимодействия в зависимости от занимаемых социальных позиций. Виды взаимодействия в профессиональной среде: соперничество, сотрудничество, компромисс, конфликт. Способы преодоления разногласий.  
Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства. Виды и формы взаимодействия в сфере градостроительной деятельности. Взаимодействия между градостроителями как профессиональной группой и другими профессиональными группами — «смежниками». Взаимодействие с внешней средой: сферой строительного производства, с департаментами градостроительства и архитектуры, с муниципальными органами, градостроительными советами городов. Институциональные взаимодействия. Градостроительный кодекс о направлениях и акторах взаимодействий.  
Профессионально-ролевое взаимодействие. Профессиональные группы градостроителей и специфика ролевого взаимодействия. Ролевые структуры профессиональных команд. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий. Характеристика командных ролей. Малая группа и специфика взаимодействий в малой группе: лидерство, доминирование, подчинение.  
Социальная мобильность в профессиональном пространстве. Профессиональные компетенции в области архитектурно-градостроительной деятельности. Самоорганизация и адаптация к новым условиям. Целеполагание. Содержание процесса целеполагания профессионального развития и личностного роста. Способы реализации целедостижения при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда.  
  Научно-исследовательская деятельность   Методология научного исследования. Основные принципы организации научно-исследовательской работы. Творчество и креативность. Логическое и эвристическое мышление. Интеллектуальный потенциал. Принципы функционирования научного коллектива.  
Научное сообщество как профессиональная среда. Ценности научного сообщества. Роль международных, профессиональных, корпоративных норм и стандартов в научном коллективе. Нормы и правила взаимодействия в научной сфере деятельности в зависимости от занимаемых социальных позиций  
Градостроительство как наука Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные компетенции. Академическая мобильность для совершенствования знаний и умений. Специфика градостроительства как научного направления. Основные задачи исследований. Социальное содержание градостроительной деятельности.  
Фундаментальные и прикладные социальные исследования в градостроительстве. Методы социологических исследований. Прикладные социологические исследования: выявление интересов и потребностей различных социальных групп с целью обоснования концептуально новых архитектурно-градостроительных проектных идей с учетом социального фактора. Виды и методы социально-психологических исследований.  
  Учебная и учебно- методическая работа преподавателя Единое общеевропейское научное и образовательное пространство. Цели и задачи объединения образовательных структур европейских стран. Компетентный подход – стратегическое направление развития высшего профессионального образования. Парадигмы образования. Специфика международных научно- образовательных исследований.  
Нормативные основы преподавательской деятельности на разных уровнях образования. Структура и компоненты высшего профессионального образования. Образовательные цели: ФГОС, ОПОП ВО, рабочие программы. Принципы комплектования учебно-методических комплексов. Профессиональная этика. Утилитаристский, индивидуалистический и морально-правовой подходы в профессиональной этике  
Принципы организации образовательного процесса на различных уровнях образования. Образовательные технологии в общеобразовательном, высшем профессиональном, дополнительном образовании. Требования к формулировкам целей(практических занятий). Принципыкомплектации учебно-методических комплексов  
    Итого  

5.2. Лабораторный практикум

Учебным планом не предусмотрено

5.3. Перечень практических занятий

Форма обучения – очная

№ п/п Наименование раздела дисциплины Тема и содержание занятия Кол-во акад. часов
  Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах Социальное пространство как место социального взаимодействия. Социально-поселенческая структура города. Зонирование пространств. Пространственное неравенство. Сегрегация и джентрификация: последствия структурирования пространства. Составление схем пространственного распределения мест социального взаимодействия в Москве (или в любом другом городе). Решение кейсов.  
Социальное взаимодействие: виды и типы. Микросоциологические теории взаимодействия. Теория обмена (Д. Хоманс). Символический интеракционизм (Д.Г. Мид). Этнометодология (Г. Гарфинкель). Теория управления впечатлениями (Э. Гофман). Разбор конкретной ситуации взаимодействия с точки зрения микросоциологических теорий. Решение кейсов (рассмотрение ситуаций конфликта и сотрудничества).  
Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства. Анешняя и внутренняя среда. Институциональное взаимодействие. Профессионально-ролевое взаимодействие. Взаимодействие в полиэтничной среде города: Толерантность как необходимое условие Составление схемы взаимодействия во внутренней среде архитектурно-проектной организации. Самодиагностика индивидуально-личностных особенностей с помощью методики «Командные роли» М. Белбина. Методика размещена на сайте каф. СППК.  
  Научно-исследовательская деятельность Сфера градостроительной деятельности как научно-исследовательская среда. Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные исследовательские компетенции Основные принципы организации научно-исследовательских и научно-производственных работ. Руководство научным коллективом: формирование состава научной группы и распределение обязанностей. Деловая игра. Разбор кейсов, требующих принятия нестандартных решений.  
Методы прикладных социальных исследований в градостроительстве.Методы: опрос,наблюдение, кейс-стади города. Социометрический анализ характера социальных взаимодействий в профессиональной среде, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения со­циальных установок. Разработка социометрической процедуры (по Дж. Морено) для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.    
  Учебная и учебно- методическая работа преподавателя Компетентность преподавателя Высшей школы: этапы формирования. Организация учебного процесса. Последовательность и правила составления планов конспектов по различным видам учебных занятий (практические, лабораторные). Постановка учебных целей. Отчет по самостоятельной работе (контрольная работа).  
Учебно-методические комплексы Состав и содержание учебно-методического комплекса дисциплины. Методические требования к учебникам, учебным пособиям, конспектам лекций, практикумов и др. Работы с нормативной документацией (ФГОС, Профессиональный стандарт «Педагог). Выполнение заданий, упражнений.    
    Итого  

 

5.4. Групповые занятия – компьютерные практикумы

Учебным планом не предусмотрено

 

5.5. Самостоятельная работа

Форма обучения – очная

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы Кол-во акад. часов
в период теор. обучения в сессию
  Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах   Изучение первоисточников, учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу. 1) Сбор материала для составления схем пространственного распределения мест социального взаимодействия в Москве (или в любом другом городе) на практическом занятии (2-я неделя) 2) Подбор конкретной ситуации взаимодействия и объяснение с точки зрения микросоциологических теорий (практическое занятие: 4-я неделя) 3) Изучение Градостроительного кодекса в аспекте взаимодействия с внешней средой градостроительной сферы (практ. занятие 4-я неделя) 4) Подбор материала для составления схемы взаимодействия градостроительной организации с внешней средой (практическое занятие: 6-я неделя) 5) Подбор материала длясоставления схемы взаимодействия во внутренней среде архитектурно-проектной организации (практическое занятие: 6-я неделя).    
    Научно-исследовательская деятельность   Изучение учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу. 1) Объединиться в малые группы (3-5 человек). Получить групповое задание: разработка проекта программы социологического исследования по выбранной теме (постановка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы). Выбор метода для учебного исследования Распределить обязанности в малой группе, собрать и проанализировать материал, организовать взаимодействие с преподавателем посредством электронной почты. Составить текст выступлений и выступить на практическом занятии (10-я неделя). Изучить процедуру социометрического анализа по Дж. Морено: требования (12-я неделя). Разработать социометрическую карточку.    
  Учебная и учебно- методическая работа преподавателя Изучение учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу. Изучить педагогические цели, представленные в ФГОС ВО по (своему) направлению и сопоставить их с целями, прописанными в Рабочих программах профилирующей дисциплины. Изучить требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавра по (своему) направлению, изучить список компетенций по видам деятельности. Составить перечень компетенций, которые формируются в вашей профильной дисциплине и проанализировать. Изучить структуру УМКД. Выполнить контрольную работу (краткий план-конспект одной из тем профилирующей дисциплины).    
    Итого    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...