Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение профсоюзов в сфере труда

 

 

2. 1. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

 

 

В условиях современной России профсоюзы представляют собой

 

добровольные независимые общественные организации, объединяющие

 

работников, связанных общими интересами по роду их деятельности

 

как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной

 

задачей профсоюзы всех направлений считают защиту прав и закон-

 

ных интересов трудящихся, установление социальной справедли-

 

вости, эффективной и гуманной экономики.

 

Отметим, что в настоящее время основные хозяйственные субъекты это

 

мелкие организации,а профкомы могут создаваться, если в органи-

 

зации более 15 членов профсоюза.

 

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъек-

 

тов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) опре-

 

делен законодательством, которое устанавливает право - и дее-

 

способность профсоюзов, основные (статутные) права и обязан-

 

ности, а также гарантии их осуществления (глава ХV КЗОТ РФ).

 

Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны,

из существования принципа плюрализма в организации и деятель-

 

ности профсоюзов, а с другой - регламентирует статус отдельных

 

уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов

 

предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюз-

 

ных органов.

    

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и

 

приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной функции

 

профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оп-

 

тимальным методом реализации защитной функции становится орга-

 

низация правового социального партнерства - цивилизованной фор-

 

мы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями

 

(работодателями) и правительственными структурами. Диапазон

 

партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависи-

 

мости от конкретной ситуации - от прямого социального противо-

 

стояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ни-

 

ми.

 

Помимо главной - защитной функции - профсоюзы выполняют и

 

иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уста-

 

вов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам госу-

 

дарством.

    

Современное законодательство России, учитывая характер вы-

 

полняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на

 

развитие их правового статуса как субъекта трудового права, ибо

 

именно эта роль ближе всего соприкасается с регулированием сфе-

 

ры наемного труда.

    

 

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъек-

 

тов трудового права определяется применительно к их органам, а

 

не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы органи-

 

заций, признаются законными представителями прав и интересов

 

наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком

 

выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет

 

интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабо-

 

чих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные

 

права (например, при осуществлении надзора за охраной труда),

 

либо действует от имени соответствующего трудового коллектива

 

(например, при разработке и подписании коллективного договора).

 

Статья 226 Кодекса законов о труде РФ закрепила общее пра-

 

во профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила об-

 

ласти его применения - производство, труд, быт и культуру. Ука-

 

занные области общественной жизни являются, таким образом, объ-

 

ектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.

 

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов

 

наемных рабочих и служащих в названных выше областях обществен-

 

ной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсо-

 

юзных органов.

 

 2.2. Общая характеристика статуса профсоюзов в сфере труда

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся

организационная форма объединения трудящихся

 

 

Как общественное явление профсоюзы представляют собой много-

образную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внеш-

него характера. Это - самая массовая общественная организация.

    

Профсоюзы входят в политическую систему общества как спе-

 

цифические общественные организации со своими задачами и функ-

 

циями, определяемыми их уставами.

 

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их

 

главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере

 

труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью проф-

 

союзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются

 

трудящиеся.

    

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года

 

№ 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея-

 

тельности” профсоюз - это добровольное общественное объединение

 

граждан, связанных общими производственными, профессиональными

 

интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях пред-

 

ставительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для

 

защиты своих интересов прямо закреплено в ст. 30 Конституции

 

РФ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической

 

силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в

 

жизни общества.

 

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно

 

актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социаль-

 

но-экономические противоречия.

 

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует со-

 

циальное регулирование общественных отношений, в которые они

 

вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием

 

профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - мо-

 

рали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в

 

практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяй-

 

ственными органами, работниками, и формально не закреплены. Дру-

 

гие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содер-

 

жатся в нормативных правовых актах.

 

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими сами-

 

ми, как самостоятельными общественными организациями с помощью

 

внутри профсоюзных норм. принимаемых руководящими профсоюзными

 

органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие

 

из них имеют правовое последствие) и содержатся в уставах проф-

 

союзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга об-

 

щественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому

 

воздействию подвергаются только те, регулирование которых объ-

 

ективно возможно, экономически, социально и политически необхо-

 

димо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами

 

задач, выполнению их защитных функций.

 

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются

 

 

правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения пред-

 

ставительства и защиты интересов трудящихся, успешного функцио-

 

нирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конеч-

 

ном счете границы правового регулирования зависят от состояния

 

общественных отношений, степени их развития, от социально-

 

экономических и политических условий, в которых они развивают-

 

ся.

 

Поскольку Россия вступила рыночные отношения, представ-

 

ляется целесообразным провести некоторое сравнение в деятель-

 

ности профсоюзов России и США. Например, 30-е годы ХХ в. были

 

худшими в истории американской экономики. Это были годы Великой

 

депрессии, когда производительность упала до рекордно низкого,

 

а безработица поднялась до рекордно высокого уровня. Стремясь

 

оживить экономику, Конгресс принял ряд законов, влияние которых

 

чувствуется и по сей день. Среди них - законы, способствовавшие

 

росту влияния профсоюзов. Наиболее важные из них были следую-

 

щие:

 

Закон Норриса - Ла Гвардия от 1932г. Закон ограничивал

 

права судов использовать постановления, приказы, подписанные

 

судьей, в трудовых спорах, а также положил конец использованию

 

“желтых обязательств”, которые заставляли рабочих давать обеща-

 

ния, что они не вступят в профсоюз (такие требования все чаще

 

встречаются и в нашей стране).

 

Национальный закон о трудовых отношениях от 1935г. Закон,

 

также известный как закон Вагнера, гарантировал права рабочих

 

 

вступать в профсоюзы и участвовать в коллективных трудовых спо-

 

рах1.

 

Российские же властные структуры наоборот стараются огра-

 

ничить права и полномочия профсоюзов. Так, до выхода осенью

 

1993 года указов Президента и постановления Правительства о

 

создании Фонда социального страхования РФ в полном объеме дей-

 

ствовала ст. 226 КЗОТ РФ, по которой “... Профсоюзы управляют

 

государственным социальным страхованием.

 

В частности, Российский профсоюз работников среднего и ма-

 

лого бизнеса имел свой фонд социального страхования, который

 

обслуживал многие тысячи малых предприятий и миллионы их работ-

 

ников, доходя до каждого в отдельности.

 

Однако, не отменив действующий закон (ст. 226 КЗОТ РФ),

 

явочным порядком через давление на страхователей со стороны на-

 

логовой инспекции, правительство сломало действующую

 

(достаточно демократичную, с регулярными отчетами перед пла-

 

тельщиками) систему и создало огромный чиновничий аппарат сверху

 

до низу. Эта акция обошлась страхователям в 3 триллиона рублей

 

в ценах 1993-1994 годов и пожирающая в настоящее время ежегодно

 

около 1 триллиона рублей средств социального страхования на

 

управлением им.

 

Когда социальным страхованием управляли профсоюзы, это

 

стоило в 2-3 раза дешевле.

 

____________________

1 “Прикладная экономика”, уч. пособие, изд. “Прин-ди”,

М. 1993г., стр. - 113

 

По данным регионов, только около 20 % средств, уплачи-

 

ваемых малыми предприятиями в ФСС, возвращается к ним в виде

 

пособий. И это при том, что работники малых предприятий не

 

“привыкли” болеть.

 

Так происходит потому, что координационные советы при ре-

 

гиональных отделениях ФСС состоят, в основном, из чиновников

 

самого фонда. Представителям профсоюзов новой волны, отстаи-

 

вающих интересы работников малого и среднего бизнеса, вход в

 

координационные советы региональных отделений ФСС закрыт.

 

Подобные действия властей мешают профсоюзу работников

 

среднего и малого бизнеса выполнять обязательства по отношению

 

к членам профсоюза, что в соответствии с международным законо-

 

дательством и практикой ведет нарушению Конвенций Международной

 

организации Труда (МОТ) №№ 87 и 98.

 

Кроме того, попытки запретить профсоюзу управлять соб-

 

ственным Фондом социального страхования являются актом дискри-

 

минации данной группы работников и мелких предпринимателей, ко-

 

торые играют важную роль в процессе экономических и социальных

 

преобразований, идущих в нашей странех.

    

Пределы правового регулирования отношений с участием проф-

 

союзов определяются исходя из их предназначения, необходимости

 

с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества, представ-

 

лять и защищать права и интересы работников в сфере труда и

 

связанных с трудом отношений:

 

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

______________

х №№ 13, 14

    

б) с помощью права;

    

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и мето-

 

дов.

 

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде

 

всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выпол-

 

няемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому

 

правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государ-

 

ством при участии профсоюзов. Они помогают сформулировать зако-

 

нодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой

 

статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями,

 

предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодатель-

 

ства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их

 

уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить

 

за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они зани-

 

маются в соответствии с уставами в силу их общественного харак-

 

тера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны

 

соблюдать это законодательство.

 

Таким образом, соотношение общественного и правового ста-

 

туса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,

 

взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при

 

подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законо-

 

дательства над внутрисоюзными нормами после принятия соответ-

 

ствующих законодательных актов.

 

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол-

 

нения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы

 

 

государственной и общественной жизни. При этом государство не

 

вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в со-

 

ответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистра-

 

ции в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право

 

юридического лица, то они регистрируются в органах Мини-

 

стерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном

 

порядке и включаются в соответствующий реестр (ст. 8 Федераль-

 

ного закона о профсоюзах).

 

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов ис-

 

полнительной власти, органов местного самоуправления, работода-

 

телей, их объединений, политических партий и других обществен-

 

ных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

 

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих

принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается

также:

 

- прямым запретом всякого вмешательства органов государ-

 

ственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов,

 

которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или

 

воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятель-

 

ности (ст. 5 Федерального закона о профсоюзах);

 

- имущественной самостоятельностью;

 

- правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои

 

уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, ор-

 

ганизовывать свою деятельность;

 

 

- запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны

 

органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридиче-

 

ского лица (ст. 8 ч. 3 Федерального закона о профсоюзах).

 

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным

 

законом “Об общественных объединениях” и в равной мере относит-

 

ся ко всем общественным объединениям. Применительно к профсою-

 

зам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно

 

принимать свои уставы и регулировать свою внутреннюю деятель-

 

ность.

 

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы

 

закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным

 

законом “Об общественных объединениях”.

 

Четвертый принцип - равноправие профсоюзов означает, что

 

все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права

 

независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым

 

в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм -

 

наличие не одного, а нескольких профсоюзов.

 

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытека-

 

ет из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федераль-

 

ным законом “Об общественных объединениях”.

 

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции

 

РФ и КЗОТ, Федерального закона “О профессиональных союзах, их

 

правах и гарантиях деятельности”, принятого Государственной

 

Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12 ян-

 

варя 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов

 

РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

 

 

В систему законодательства о профсоюзах входит также при-

 

нятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года “Об общественных

 

объединениях” (СЗ, 1995. № 21, ст. 130) в той части, в которой

 

профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими обще-

 

ственными организациями. Особенности, связанные с созданием,

 

деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов

 

регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального за-

 

кона “Об общественных объединениях”).

 

В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы, напри-

 

мер, республиках Саха-Якутия, Татарстане, Башкортостане.

 

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование

 

их отношений:

 

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

 

2) с органами государства, органами местного самоуправле-

 

ния;

 

3) с другими субъектами общественных отношений (например,

 

имущественных, налоговых).

 

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности

 

профсоюзов входит как собственно законодательство о них, правах

 

и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в

 

целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и

 

интересов работников.

 

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов зако-

 

нодательство меняется, совершенствуется в зависимости от разви-

 

тия общественных отношений, в которых они участвуют, но, прежде

 

 

всего, от основных экономических отношений - от отношений соб-

 

ственности, социально-политической обстановки в стране. В связи

 

с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются госу-

 

дарству, его органам государственные полномочия, ранее возло-

 

женные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы

 

(например, государственно-властные полномочия правовой и техни-

 

ческой инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права

 

направленные на защиту интересов работников (например, по во-

 

просам занятости).

 

На содержание законодательства о профсоюзах решающее влия-

 

ние оказали конвенции и рекомендации Международной организации

 

труда (МОТ) - Конвенции №№ 87, 135, 144 и др.

 

Таким образом, основные тенденции развития и совершенство-

 

вания законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях со-

 

стоят в следующем:

 

во-первых, что оно приводится в соответствие с существую-

 

щими общественными отношениями;

 

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как обще-

 

ственной организации полномочий;

 

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, по-

 

зволяющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые пра-

 

ва и интересы работников.

 

    

 

 

В сферу трудового права входят связанные с трудом отноше-

 

ния профсоюзов с работодателями, их объединениями и представи-

 

телями, а также с государственными органами местного самоуправ-

 

ления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно

 

связанные с трудовыми отношениями.

 

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их право-

 

вого статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех об-

 

ластях.

 

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными

 

правами в сфере действия других отраслей права: правами юриди-

 

ческого лица, правом собственности, участия в управлении госу-

 

дарственными социальными фондами, в области экологии, привати-

 

зации и др.

 

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их

 

общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользу-

 

ются определенными правами, установленными государством.

 

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере

труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру

юридических возможностей данной организации и ее органов в ука-

занной сфере, служит источником субъективных прав и обязанно-

 

стей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая катего-

 

рия он характеризует пределы юридических значений деятельности

 

профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности дей-

 

ствий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставлен-

 

ных им юридических полномочий.

 

 

Создание трудо-правового статуса профсоюзов характеризует-

 

ся объемом закрепленных за ними юридических возможностей.

 

Статус профсоюзов в сфере труда как часть их совокупного

 

статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе сочета-

 

ет в себе стабильные черты их правового положения с особыми,

 

характерными именно для данного этапа.

 

Стабильность, преемственность содержания трудо-правового

 

статуса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых

 

отношений между работниками и работодателями, необходимостью

 

защиты прав и интересов работников в этих отношениях.

 

Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по

 

представительству интересов трудящихся, участию в регулировании

 

трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о

 

труде и охране труда.

 

Динамика статуса, его развитие происходит за счет измене-

 

ния форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения

 

в статус прав, которых раньше не было, в связи с развитием эко-

 

номических и социальных отношений, исключения из него некоторых

 

прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения

 

в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые

 

экономические рельсы, внедрением новых принципов управления

 

экономикой в условиях многообразия видов собственности и орга-

 

низационно-правовых форм предприятий.

 

В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо

 

прав входят и юридические обязанности.

 

 

Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особен-

 

ности:

 

во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются

 

государством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции

 

этой общественной организации, опираются на их уставы и нераз-

 

рывно связаны с правами. В результате предоставленные профсою-

 

зам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая

 

юридическая категория - права-обязанности, где право и обязан-

 

ность находятся в неразрывном единстве;

 

во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед

 

работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защи-

 

щать;

 

в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются

 

в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они

 

не смогут защитить работников;

 

в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечи-

 

вается, прежде всего, силой общественного, морального (внутри-

 

профсоюзного) воздействия.

 

Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед

 

государством за реализацию своих прав-обязанностей (Исключением

 

является имущественная ответственность по суду за проведение

 

забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая

 

ответственность, вытекая из нарушения норм трудового законода-

 

тельства, носит все же гражданско-правовой характер). Государ-

 

ство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их

 

 

прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных

 

им прав, создания гарантий для их успешной деятельности.

 

К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть

 

привлечены освобожденные от основной работы в организации ра-

 

ботники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсою-

 

зов не используются. Юридическая ответственность таких лиц на-

 

ступает по воле профсоюзных органов как работодателей.

 

Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат

 

одновременно юридическую возможность и долженствование. В нор-

 

мативных правовых актах содержатся права, а не требования к

 

профсоюзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу по-

 

требности в их осуществлении. В них заложена социальная необхо-

 

димость. Так как без предоставления права не может быть обязан-

 

ности его реализации, оправдано использование термина “права

 

профсоюзов”, подразумевая под этим как собственно права, так и

 

единую категорию прав-обязанностей.

 

Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов

 

имеет практическое значение: если осуществление прав зависит от

 

воли субъекта, то юридические обязанности надо всегда соблю-

 

дать. Следовательно, при наличии соответствующей ситуации проф-

 

союзы должны использовать предоставленные им права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...