Объект, предмет и задачи специальной педагогики. Цель и задачи специального образования. Связь специальной педагогики с другими отраслями знания.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека. Предмет специальной педагогики — теория ц практика специального образования. Общие цели специальной педагогики: • коррекция недостатка; • его компенсация педагогическими средствами; • абилитация и реабилитация. Цепи специфические: • воспитание чувства собственного достоинства; • преодоление чувства малоценности, маргинальное; • формирование адекватных форм социального поведения и др. Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Задачи специальной педагогики: • изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; • обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями; • прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья; • внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; • разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
• исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности. 3. Статистика специального образования. Педагогические классификации в специальной педагогике. Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития (по ИМ Назаровой) причины нарушений; виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет. Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации. Классификация по локализации нарушения в Определенной системе организма: телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение); нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения). Классификация по причинам возникновения нарушения: врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие; производственная травма; профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей; дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях: экологическое преступление: болезнь и пр. Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями. глухие (неслышащие); слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями); с нарушениями речи (в том числе тяжелыми); со сложными недостатками развития. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития. Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, имеющих ограниченные возможности. В мире (кроме Африки): на 1 тыс. чел. — 3 слепых; 5% населения имеют проблемы со слухом; на 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4—5 чел. с нарушениями интеллекта; из 800 новорожденных — один с синдромом Дауна. Процентное соотношение между различными категориями отклонений в развитии наиболее устойчиво в пределах основных возрастных групп. В детской возрастной группе: 40% — образовательные затруднения; 20% — нарушения интеллекта; 20% - нарушения речи; 20% — остальные нарушения. Для стран с низким уровнем развития характерны грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В развитых странах (США, Германии, Швеции, Финляндии) одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения, при чтении, письме, в математике. Статистические данные по России: По данным на конец 90-х гг. XX в., в России около 15 млн чел. имели ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности. Детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном образовании, было 1,7 млн. (4,5% всей детской популяции). Из них дошкольников — 353 тыс. 32 тыс. детей и подростков имеют тяжелые формы умственной отсталости. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Наиболее уязвимая возрастная группа — 8—13 лет. Система школьного специального образования: • 1461 школа для детей с нарушением интеллекта (207 336 учащихся); • 84 школы-интерната для глухих (11 413 чел.); • 75 школ-интернатов для слабослышащих (10 963 чел.); • 18 школ-интернатов для незрячих (3040 учащихся); • 61 школа-интернат для слабовидящих (8605 учеников);
• 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6171 чел.); • 69 учреждений для детей с задержкой психического развития (12 562 школьника); • 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (11 362 ребенка). 63,6% детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посещают обычные дошкольные образовательные учреждения. 272 тыс. школьников занимаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Более 500 тыс. детей и подростков обучаются в системе специального образования. 4. Структура и предметные области современной специальной педагогики. Развитие специальной педагогики и ее предметных отраслей. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания. тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие; сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ логопедия - нарушения развития речи; олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта; специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы; педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики. Специальная педагогика тесно связана с другими науками, к которым относятся: • философия; • история; • педагогика; • психология; • физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д. 5. Философия как методологическая основа специальной педагогики. Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции. В связи с этим при 'исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии: онтологический — место специального образования в структуре бытия; гносеологический — определение связи обучения и познания;
аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования; философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание. Гераклит: "Болезнь делает приятным и благим здоровье"; "Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон: "Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание"; "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела"; 'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; / "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; / "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель: "Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др." Плутарх, Сенека: "От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий: "Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души". Д. Дидро. "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант; "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс; "Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр; "Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные птомы" Ницше. Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие специальной педагогики: представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Ка Ж.П. Сартр; психоаналитики - 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты - М. Фуко, Ж. Делез и др. подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.
Психоаналитика: невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. Постмодернизм. между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ. Отечественные философы о проблемах специального образования: "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" - Э.В. Ильенков; "становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0.7! Михайлов; "ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л.С. Выготский. Ведущие направления построения навои парадигмы специальной педагогики: гуманизация; фундаментализация; интеграция. Гуманизация: цель специального образования: сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями; включение в социальные отношения; поддержка становления индивидуальности; целостность человеческой жизнедеятельности; концепция непрерывного образования. Фундаментализмом: переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии; философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения; отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер. Интеграция: выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками; наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|