Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовая подготовка, профориентация, трудовая деятельностьлиц с нарушениями зрения.




Общие положения

Труд является основной формой деятельности человека. Втруде как познавательной и преобразующей деятельности осу-ществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие личности.

В процессе трудового обучения и воспитания у детей выраба-тывается активная жизненная позиция. Для слепых и слабо-видящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановлениянарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд за-нимает важное место в системе учебно-воспитательного процес-
а в дошкольных учреждениях и школах для детей с наруше-нием зрения.

Трудовое воспитание дошкольников. В дошкольных учреж-дениях трудовое воспитание направлено на коррекцию недо-статков познавательной деятельности, развитие процессов ком-пенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения.

Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, кото-рое может успешно осуществляться лишь в условиях целенап-равленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает особая необходимость в использовании раз-нообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение на-туральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, техно-логией изготовления изделий (работа с природоведческим ма-териалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей проис-ходит обогащение представлений, развитие речи и мышления,формируется эмоционально-эстетическое отношение к реаль-ной действительности.

С помощью специальных упражнений осуществляется раз-витие восприятия, формирование приемов и способов ориенти-ровки в пространстве, корригирование двигательных наруше-ний, обусловленных слепотой и слабовидением.

Трудовое обучение школьников. В связи с совершенствова-нием производства, появлением новых видов труда и повыше-нием уровня требований к квалификации рабочих встают за-дачи по дальнейшему совершенствованию трудового обучения слепых и слабовидящих школьников. В результате целого ряда теоретических и экспериментальных исследований раз-работаны новые подходы к трудовому обучению слепых и сла-бовидящих. Они заключаются в обогащении содержания тру-дового обучения элементами общетехнических знаний и умений,осуществлении связи трудового обучения с общим и политехническим образованием, разработке содержания, ме-тодов и условий трудовой подготовки, позволяющих реализо-вать резервные возможности компенсаторного развития сле-пых и слабовидящих.

Трудовое обучение в специальной школе проходит три эта-па, отражающие специфические и возрастные особенности раз-вития слепых и слабовидящих детей.

Трудовое обучение и воспитание в I-IV классах

В процессе трудового обучения учащихся начальных клас-сов разрешаются как общие, так и специальные задачи. К об-щим задачам относятся: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; формирование начальных навыков культуры тру-да, бережного отношения к материалам, оборудованию и окру-жающей среде; формирование элементарных приемов работы с различными материалами и выращивания растений; ознаком-ление с элементами техники и доступной для понимания детей спецификой профессий.

Кроме общих задач, в трудовом обучении слепых и слабови-дящих детей решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию отклонений в их развитии. Такими задачами являются: развитие осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного зрения при выполнении различных трудовых
процессов; конкретизация представлений о видах, объектах и орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления;формирование навыков пространственной ориентировки, вы-полнения двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения; воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.

Обучение труду в школе для слепых и слабовидящих предус-матривает всестороннее развитие и воспитание учащихся, фор-мирование у них умственных и физических способностей, осуществление нравственного и эстетического воспитания в про-цессе целенаправленной, трудовой деятельности. Трудовое обу-чение имеет огромное значение для развития детей и преодоле-ния отрицательных последствий слепоты и слабовидения.Знакомясь в процессе занятий с предметами, изменяя при об-работке их форму, конфигурацию, размеры, величину, объем,
массу, поверхность, учащиеся овладевают приемами и спосо-бами предметной и пространственной ориентировки и обогаща-ют свои представления об окружающем мире.

Обучение труду помогает правильному пониманию слепыми и слабовидящими детьми окружающей действительности, со-действует развитию у них способности наблюдать и активно познавать предметы и явления, вооружает прочными знания-ми, приемами воспроизведения и преобразования предметов(лепка, моделирование, конструирование). Творческая деятель-ность учащихся в процессе трудового обучения развивает у них
конструктивные способности.

Трудовое обучение имеет важное значение для формирова-ния личности ребенка и воспитания моральных качеств: доб-росовестного отношения к труду, дисциплинированности, от-ветственности за порученное дело.

Программа трудового обучения включает элементы техничес-кого, сельскохозяйственного, обслуживающего труда, творчес-ко-конструкторской деятельности.

При обучении техническому труду учащиеся получают зна-ния об инструментах, материалах, трудовых процессах, свой-ствах и способах обработки разных материалов, учатся пользо-ваться рабочими инструментами, знакомятся с видами работ,доступными для них.

Программой предусматриваются приемы планирования, про-ведения расчетов, измерений, графических работ. Изделия, вы-полненные учащимися, могут использоваться в качестве моде-лей, технических игрушек, счетного материала, учебныхпособий, применяемых на различных уроках и во внеклассное время.

Изготовление различных учебных пособий и занимательных игр, используемых при изучении программного материала, по-могает учащимся глубоко и прочно овладеть знаниями по об-щеобразовательным предметам и развивает творческие способ-ности. Практическая трудовая деятельность способствуетобогащению словарного запаса учащихся, усвоению техничес-кой терминологии, расширяет представления о качествах и свойствах предметов. Сельскохозяйственный труд включает работу на учебно-опыт-ном участке и в уголке живой природы. На уроках школьники знакомятся с доступными для них работами по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений. Наблюдение за ростом растений связывается со знаниями по природоведению и с изучением природных явлений в окружающей жизни. Заня-тия в уголке живой природы развивают у учащихся представле-ния о животном мире, знакомят их с характером труда по уходу за домашними животными.

Для каждого класса программа предусматривает примерный перечень практических работ на учебно-опытном участке.Практические работы учащихся на школьном учебно-опытном участке обогащают их предметные представления о живой при-роде, вооружают знаниями, имеющими большое значение для повседневной жизни и трудовой деятельности. Эти работы по-могают учащимся овладеть элементарными практическими умениями сельскохозяйственного труда и свободно ориентиро-ваться в пространстве.

Занятия по обслуживающему труду направлены на ознаком-ление учащихся с продуктами питания, тканями, мелкой га-лантереей, а также предусматривают формирование умений по уходу за одеждой, жилищем, соблюдению личной гигиены.Содержание этих занятий должно согласовываться, быть взаи-мосвязанным с содержанием коррекционных занятий по соци-ально-бытовой ориентировке.

В программе определены содержание и объем знаний, дана краткая учебная характеристика выполняемых учащимися ла-бораторных и практических работ, приведен перечень рекомен-дуемых объектов учебного труда. Выбор объектов учебного тру-да осуществляется учителем. Особое внимание уделяется формированию у детей общетрудовых умений, имеющих важ-ное значение в любой трудовой деятельности. Наиболее суще-ственными из них являются планирование предстоящей трудо-вой деятельности, организация труда и трудовая дисциплина,самоконтроль, оценка и учет выполняемой работы, умение ра-ботать самостоятельно.

В процессе обучения труду необходимо максимально ис-пользовать знания и умения, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, математики, русского (родного)языка, природоведения.

Программа предусматривает знакомство учащихся с раз- личными профессиями, доступными для слепых и слабовидя-щих. Выполнение практических работ должно составлять при-мерно 80-90% учебного времени. Технические сведения со-общаются детям на специальных занятиях и в процессе вы-полнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуаль-но. Особое внимание обращается на соблюдение условий бе-зопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения.

Трудовое обучение и воспитание в V-IX (X) классах

В процессе трудового обучения слепых и слабовидящих де-тей в V-IX (X) классах продолжают решаться как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработ-ка осознанного отношения к учебе, гражданское становление,нравственное, интеллектуальное и физическое развитие лич-ности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уваже-ния к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливо-го и бережного отношения к родной природе; формирование трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде,применение знаний в трудовой деятельности; расширение и углубление политехнического кругозора и развитие творчес-ких способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук; ознакомление с доступными для слепых и
слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к созна-тельному выбору одной из них.

Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабови-дящих детей, решаются и специальные задачи, обеспечиваю-щие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и спо-собов двигательно-пространственной ориентации.

Особенности воспитания, формирования представлений,двигательно-пространственной ориентировки слепых и слабо-видящих определяют специфику в подборе видов, объектов исредств труда.

В процессе обучения техническому труду учащиеся получа-ют первоначальные знания по машиноведению, электротехни-ке, специальной графике, основам производства в конкретных видах трудовой деятельности (в области электротехники, ме-таллообработки, деревообработки, обработки картона, пласти-ческих масс и др.). В школьных учебных мастерских они зна-комятся с деревом, картоном, бумагой, пластмассами, метал-лами, сплавами и их свойствами, а также с различными элек-тротехническими материалами; изучают монтажные и конт-рольно-измерительные инструменты, строение и принципы действия различных станков и приспособлений; приобретают навыки ручной и машинной обработки материалов. Если в шко-ле нет учебных мастерских, учащихся направляют для обуче-ния на шефствующие над школой предприятия или, если име-ется возможность, обучают их в специальных группах в межшкольных учебных мастерских массовых школ.

В школьных учебных мастерских изготовляют учебные по-собия, различные учебные принадлежности, разнообразные изделия, имеющие общественно полезный характер. При этом учащиеся самостоятельно производят расчеты, измерения, ис-пытывают действующие модели, используя знания по физи-ке, математике, химии и другим общеобразовательным пред-метам. В процессе трудового обучения они овладевают рациональными приемами труда, знакомятся с правиламитехники безопасности, промышленной санитарии, а такжеэстетикой труда.

Программой обучения предусматривается проведение экс-курсий на предприятия, заводы, фабрики. Этот этап трудового обучения сочетается с производительным трудом, связанным с участием учащихся в изготовлении различных изделий, пре-дусмотренных производственным планом учебно-производ-ственных предприятий общества слепых, а также промышлен-ных предприятий.

В процессе выполнения сельскохозяйственных работ учащи-еся получают знания и умения по выращиванию типичных для данной местности овощных, плодово-ягодных, цветочно-деко-ративных растений.

Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулина-рии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не толь-ко учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи,поскольку этот этап обучения связан с последующей професси-ональной подготовкой учащихся.

Воспитательная направленность трудового обучения осуще-ствляется в ходе целенаправленной работы учителя по фор-мированию совокупности нравственно ценных качеств в лич-ности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственно-сти и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности с учетом особенностей различных воз-растных групп и клинических форм заболевания, а также де-фекта зрения. Рекомендуется применять на уроках коллек-тивные (бригадные) формы организации труда, организовы-вать взаимопомощь, взаимный и общественный контроль,обсуждение результатов работы, развивать ученическое само-управление.

Экологическое воспитание учащихся осуществляется в про-цессе формирования у них соответствующих знаний как в про-цессе труда, так и во время экскурсий на производство. Пре-дусмотрено также вовлечение учащихся в работу по охране почвы, водоемов, зеленых насаждений, животных.

Особое внимание обращается на знание и точное соблюдениевсеми учащимися правил техники безопасности труда, произ-водственной санитарии и личной гигиены. Перед изучениемкаждой новой темы необходимо знакомить школьников с об-щими правилами техники безопасности труда, а в процессе за-нятий объяснять правила безопасности выполнения каждойтрудовой операции. Учителя труда должны обучать школьни-ков безопасным и рациональным приемам и правилам работы, знакомить их с мерами предупреждения травматизма.

Практические умения и навыки, полученные на уроках тру-дового обучения, рекомендуется развивать в процессе трудовой практики, в период работы учащихся в трудовых объединени-ях (в свободное от учебы время), а также на факультативных и кружковых занятиях.

Трудовое обучение и воспитание в IX (X) - XI (XII) классах

На этом этапе трудового обучения осуществляется широко-профильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную.

Виды и объекты технического труда, представленные в про-граммах обучения, определены исходя из целей и задач трудо-вого обучения, резервных возможностей учащихся, основных тенденций развития производства. Рассмотрим тенденции раз-вития производства и профессионально-трудовые возможнос-ти слепых и слабовидящих.

Современное производство, в том числе и на предприятияхобщества слепых, условно можно разделить на несколько групп:

Ручное производство. В этом виде производства широкое распространение получило выполнение механосбороч-ных, электро- и радиомонтажных работ, включающих сборку,монтаж, наладку, настройку, подготовку деталей, а также ис-пытание и устранение повреждений. Эти виды работ требуют знаний по электро- и радиотехнике, технической механике, спе-циальной технологии, а также умения ориентироваться в производственных условиях, выполнять различные технологичес-кие операции. Это предполагает применение технических рисунков, чертежей, электрических и кинематических схем,ориентационных планов, технологических карт.

Частично- и комплексно-механизирован-ное производство. При частичной механизации произ-водства в качестве основных орудий труда используются меха-низмы, реализующие энергию электрического тока, сжатого воздуха и др. К ним относятся электрические и пневматичес-кие отвертки, гайковерты, дрели, электрические контактно-сварочные устройства и др. Процесс труда связан с опознава-нием деталей, самоконтролем и регуляцией движений, ориен-тировкой в микро- и макропространстве.

При комплексной механизации осуществляется управление механизмами, связанное с пуском, ускорением, замедлением,регулировкой, остановкой и т. п. Требования к рабочему по-вышаются в плане расширения объема знаний о механизмах и технологических процессах, овладения производственными умениями и навыками. Для понимания принципа работы ме-ханизмов необходимо знание кинематических и электричес-ких схем. Овладение технологическими процессами, приема-ми работы предполагает применение технологических карт,ориентационных планов, графических изображений механи-ки движений в целях рациональной организации процесса труда.

3. Частично- и комплексно-автоматизиро-ванное производство. При частичной автоматизации производственных процессов основными средствами труда яв-ляются механические автоматы и полуавтоматические элект-ронные устройства. Обеспечение целостного технологического процесса осуществляется главным образом человеком. Он ре-гулирует взаимосвязь и взаимодействие технических управля-ющих устройств, выполняющих отдельные производственныеоперации. Этот вид труда требует от человека теоретических и практических знаний основных законов механики, электротех-ники, технологического процесса, овладения приемами и спо-собами чтения и выполнения графических изображений. Эти знания должны давать возможность человеку предвидеть раз-витие той или иной ситуации, прогнозировать способы реше-ния технологических задач.

Труд инвалидов по зрению наиболее широко и полно исполь-зуется в ручном, частично- и комплексно-механизированных производствах. Что касается труда слепых и слабовидящих в частично- и комплексно автоматизированных системах управ-ления производственными процессами, то это перспектива бли-жайшего будущего.

В какой бы области производства слепые и слабовидящие ни трудились, везде они будут иметь дело с применением электри-чества, механизмов, машин. Поэтому основу профессиональ-ной подготовки составляет изучение технической механики,электро- и радиотехники, специальной графики, промышлен-ной электроники.

Общетехническая подготовка имеет важное политехническое значение, способствует развитию учащихся и обеспечивает им эффективный труд в сфере материального производства. Онадает учащимся возможность ознакомиться с общетехнически-ми основами устройства и принципом действия различных ма-шин и механизмов; основами современной электротехники,наиболее распространенным применением электричества в про-мышленности; принципами проектирования машин и метода-ми графического исполнения деталей, узлов, блоков, электри-ческих и кинематических схем.

Курс общетехнической подготовки состоит из трех разделов:технической механики, электро- и радиотехники, специальной графики. Каждый раздел имеет свои цели и задачи.

Курс технической механики имеет следующие задачи:

Ознакомить учащихся с деталями машин и их соедине-ниями, с принципом устройства и действия различных меха-низмов; типовыми технологическими процессами обработки материалов посредством литья, давления, сварки, резки и др.

Сформировать представления об объектах техники, спо-собствовать развитию творческого технического мышления,умению применять знания в практической деятельности.

Изучение технической механики должно строиться в тесной связи с общеобразовательными учебными дисциплинами, с опорой на знания по физике, химии, математике, черчению.

В качестве объектов для практических работ, демонстрации и лабораторных занятий используются изделия, подлежащие изучению в курсе производственного обучения по станочной обработке металлов и выполнению механосборочных работ.При проведении лабораторных занятий и практических работ выполняются несложные расчеты тех деталей, которые будут изготовляться в курсе производственного обучения, вычерчи-ваются кинематические схемы механизмов, составляются спе-цификации и определяются характеристики механизмов.

При изучении технической механики проводятся экскурсиина предприятия Общества слепых с целью ознакомления уча-щихся с типовыми технологическими процессами, оборудова-нием, организацией труда.

Курс электро- и радиотехники ставит следующие задачи:

Ознакомить учащихся с устройством, работой и примене-нием электроизмерительных приборов, электрических машин постоянного и переменного тока, трансформаторами, полупро-водниками и выпрямителями, элементами электропривода, ра-диотехнических устройств.

Сформировать представления об электро- и радиотехни-ческих устройствах, способствовать развитию технического мышления, умению применять знания на практике.

Привить умения правильного обращения с наиболее рас-пространенными электро- и радиотехническими приборами.Научить устранять простейшие неисправности в электро- и ра-диотехнических устройствах.

Курс электро- и радиотехники изучается на базе знаний уча-щихся по физике, математике, черчению. Изучение теоретичес-ких сведений сопровождается показом образцов электро- и ра-диотехнических деталей, составлением электро- и радиосхем,демонстрацией устройства и принципа работы электро- и радио-аппаратуры. Кроме того, с учащимися отрабатываются приемы правильного обращения с техническими устройствами, обеспе-чивающие соблюдение правил техники безопасности.

Практические работы предусматривают сборку, монтаж, ре-гулирование, измерения и другие виды действий. В качестве объектов труда должны широко использоваться изделия, изго-товляемые на предприятиях Всероссийского общества слепых.

Особое внимание обращается на соблюдение учащимися тех-ники безопасности, которое должноконтролироваться препо-давателем электро- и радиотехники при выполнении всех ви-дов работ, связанных с использованием электрического тока.

В курс общетехнической подготовки введена техническаяграфика, поскольку она является одним из средств выражения и передачи научно-технической мысли. В задачи курса техни-ческой графики входит:

Освоение учащимися основ технического черчения.

Развитие у слепых и слабовидящих учащихся способов восприятия изображений, формирование пространственного мышления и воссоздающего воображения, имеющих большое значение для трудовой деятельности.

Формирование у учащихся графических умений и навы-ков грамотного выражения с помощью чертежа своей техничес-кой мысли, обучение приемам рационального чтения чертежей,схем, технических рисунков и практического использования ихв работе.

В техническом черчении наиболее широкое распространение получили ортогональное и аксонометрическое проецирование.Изображения, выполненные методом ортогонального проециро-вания, являются наиболее употребительными на производстве и доступными для понимания слепыми и слабовидящими, по- этому данному виду черчения должно быть уделено особое вни-мание. При обучении черчению следует знакомить учащихся с технической терминологией и названием деталей, широко ис- пользовать для вычерчивания объекты производственной дея-тельности. При изучении электрических и кинематических схемучащиеся должны получить сведения о графической символи-ке, правилах чтения и составления схем. Профессиональное обу-чение ведется по программам, соответствующим конкретным производственным профилям. Программы обучения предусмат-ривают изучение материалов, правил чтения чертежей и схем, а также устройства и принципов действия механизмов, техноло-гии их изготовления, вопросов техники безопасности. Каждый раздел программы включает лабораторно-практические заня-тия, которые предусматривают проведение экспериментов, опы-тов, анализов, упражнений, связанных с сенсорными измери-тельными действиями учащихся, активизацией техническогомышления и формированием пространственных представлений.Для закрепления навыков выполнения рабочих движений пре-дусматривается система упражнений, способствующая форми-рованию способов осязательного самоконтроля и саморегуляции движений с применением технических средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...