Правовые основы специального образования в России.
Организация специального образования! Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании/' до сих пор не принят Государственной Думой. Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейской ассоциации образовательного права было даже сказано, что этот закон может стать модельным для других стран. Законопроект успешно прошел Госдуму и Совет Федерации в 1996 г., но получил "вето" Президента РФ Б. И. Ельцина. Затем повторно прошел через парламент спустя 3 года и вновь получил президентское "вето". Цели принятия закона: • создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лии с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, а также их адаптации к обществу; определение основных терминов и понятий в сфере специального образования; • закрепление прав лиц с ограниченными возможностями здоровья; • организация специального образования (обучение на дому. в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения, интегрированное обучение, специальные образовательные учреждения; логопедическая служба, центры реабилитации, специальные образовательные учреждения закрытого типа, специальные стандарты, психоло-го-мелико-педагогические комиссии); • регламентация международной деятельности РФ в области специального образования. В Законе о специальном образовании даны определения следующих терминов: специальное образование; сложный недостаток; тяжелый недостаток; интегрированное обучение; специальное образовательное учреждение;
специальное образовательное подразделение; образовательное учреждение интегрированного обучения; государственное именное образовательное обязательство; полное государственное обеспечение. Участники отношений, регулируемых Законом: физические и юридические лица, участвующие в осуществлении специального образования. Цели специального образования: обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения для адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтегра-ции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни; специальное образование инвалидов входит в индивидуальную программу реабилитации в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов. Права 4 области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья". • на освидетельствование в целях установления права на получение специального образования и государственного именного образовательного обязательства; • бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией; • бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков; • бесплатное дошкольное, начальное общее и основное общее образование (с 6—8 лет); • получение бесплатного образования в образовательных учреждениях, как специальных, так и общего назначения, в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями; • бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством; обеспечение транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение;
• трудоустройство в соответствии с полученным образованием. Организация специального образования: • обучение на дому; • обучение в условиях стационарного лечебного учреждения; • обучение в образовательном учреждении общего назначения; • интегрированное обучение (совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков); • специальные образовательные учреждения для лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, функций опорно-двигательного аппарата; со сложными нарушениями; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и повеления; подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям; • логопедическая служба (для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения); • центры реабилитации для обучения и (или) воспитания л сложными и (или) с тяжелыми недостатками; • специальные образовательные учреждения закрытого тип детей, имеющих физические и (или) психические недостатки совершивших общественно опасные деяния, по решению суда с учетом заключения психодого-медико-педагогической комиссии; • специальные образовательные стандарты; • психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК.). Функции ПМПК. • диагностика физических и (или) психических недостатков детей; • установление их прав на специальное образование; • создание специальных условий для получения образования; • консультирование родителей по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей; • создание федеральных психолого-медико-педагогических центров — один центр на 10 указанных комиссий — в целях научно-методического обслуживания данных комиссий и разрешения возможных конфликтов между ПМПК и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Состав ПМПК — психолог, психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиолог, социальный педагог, юрист и другие заинтересованные. Направление на ПМПК— по заявлению родителей, по решению суда, а также с согласия родителей по инициативе соответствующих органов). Гуманистическая детерминанта профессиональной деятельности специального педагога. Вопросы деонтологии. 13. Формы организации специального образования: интеграция и дифференциация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|