Неэффективность монополистической конкуренции
Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополистической конкуренции, последняя обла- дает существенными отличиями. Во-первых, при монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долго-срочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрас-ли излишних производственных мощностей. Во-вторых, хотя монополистически кон-курирующие фирмы могут и не получатьэкономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены (Рмк) не равны предель- ным издержкам производства Первое свидетельствует о том, что предло- жение осуществляется фирмами по ценам (РМ1С) выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается по- терями эффективности в форме уменьше- ния благосостояния из-за недоиспользования мощностей (QK — QMK). Второе указывает на потери эффективности в форме потери ча- сти излишка потребителя из-за рыночной власти (Рмк — рк). Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в от-расли действует больше фирц, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в усло-виях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью,сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что приотраслевом равновесии даст более высокие цены. Поскольку в данном случае ры-ночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних про- изводственных мощностей является своеобразной платойобщества за такую диф-ференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть про-блемы заключается в том, сколько потребитель готов платить заассортиментнуюдифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичнос-тью спроса на их продукцию, потери благосостояния при монополистической кон-куренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополисти-ческой конкуренцией в какой-то степеникомпенсируется за счет роста благосос-тояния потребителя, вызванного расширением ассортимента
Модель картеля. Трудности диагностирования реакции конкурентов на олигополистических рынках усиливают склон- ность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель. Картель — это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуще- ствляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничениеобъемов выпуска) и цен (фиксация) с целью получения монопольной прибыли. Несмотря на очевидную выгоду для уча- стников, картель является неустойчивым об- разованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникнове- нию. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем болееоднородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отрас-левых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добить- ся координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения карте-ля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обес- печения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежелиего создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является про- блема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картелязаложен и механизм его разрушенияВ случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Qk при цене Рк, а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При дос-тижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить пред-
ложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным согла-шением цене Ркг, что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут про-изводить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, одна-ко, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль макси-мизируется при Ркг = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q. Есливсе члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до0,, а рыночная цена упадет до Рк и экономическая прибыль фирм отрасли сновастанет нулевой, что будет означать разрушение картеля. Отрасль фирма
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|