Предоставление общественных благ посредством рынка и государства
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Существует довольно много благ, имеющих некоторые характеристики об- щественных. Степень неконкурентности их потребления может быть различной в разных условиях, это же относится и к степени их исключаемое™. Многое здесь зависит от характера рыночных условий, в том числе от развития рыночной инф- раструктуры, и от уровня развития соответствующих технологий. Такие блага на- зывают условными общественными благами. В определенных случаях они также могут приобретать необходимую степень исключаемое™, с тем чтобы их произ- водство и продажа стали возможными для рыночного сектора экономики.Например, некоторые из условных общественных благ становятся конкурен-тными в потреблении при достижении определенного объема таких благ, прихо- дящегося на одного потребителя — или, что то же самое, когда количество потре-бителей данного объема таких благ превысит определенную пограничную величину или величину перегрузки. После этого предельные издержки, приходящиеся на каж-дого следующего потребителя данного объема блага, становятся выше нуля. При этом предельная выгода для каждого следующего потребителя начинает снижать-ся. Если такие блага приобретают достаточную исключаемость для установления цен на них, уровень цены может быть использован длярегулирования количествапотребителей такого перегружаемого общественного блага. Типичный пример та- ких благ — общественные помещения: библиотечные, лекционные и т.д. Они ис-пользуются без проблем при количестве потребителей (читателей, слушателей и т. д.), не превышающем их нормальную вместимость, которая и является величинойперегрузки. Дорожное движение также сильно осложняется после достижения оп-
ределенного числа одновременно проезжающих по данной дороге автомобилейвплоть до возникновения ≪пробок≫. Еще одним интересным способом подключения рыночного механизма к про-изводству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации — клу- бы. Они выступают во внешнем, вполне ≪рыночном≫ мире как обычные покупате-ли подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных потребителей к подобным благам, обусловливая его необходимостью вступленияв ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких чле- нов на получение подобных клубных благ. Во всех остальных случаях, и прежде всего когда степень исключаемости об-щественных благ недостаточно высока для их производства в частном сектореэкономики, они могут производиться в государственном секторе, а издержки их производства при этом покрываются из налоговых поступлений. Это позволяетизбежать последствий проблемы ≪безбилетника≫. Невозможность обойтись без государства в данном случае признается экономистами даже самых крайних либе-ральных взглядов. Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством бла-га являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают уровнем исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство (и последу-ющая продажа) стало возможным и в частном секторе, а некоторые вообще пред-ставляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в го-сударственном секторе по разным причинам. Одна из них — высокий уровень поло-жительных внешних эффектов от таких благ, который при их выпуске в частном секторе приводит к их устойчивому недопроизводству. Примером таких благ мо-гут послужить здравоохранение и образование.__
Общественный выбор
Теория общественного выбора исходит из предположения, что, занимаясь по-литической деятельностью и, в частности, участвуя в выработке и осуществлении государственных решений в экономической сфере,экономические субъекты ис-пользуют политические институты для достижения своих индивидуальных целей. Эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в политическойдеятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведе- ния различных субъектов в экономической деятельности. Политические (общественные) решения принимаются на основе выявленияпредпочтений граждан или членов любого другого сообщества. В современных усло- виях это чаще всего предполагает голосование путем объявления своей позициикаждым имеющим право голоса субъектом в определенной процедуре принятия общественного решения. Самый распространенный принцип принятия решенияпри голосовании — правило большинства голосов. При принятии решения боль-шинством голосов возможна ситуация, когда общество не может четко опреде- лить приоритетность своих предпочтений, — так называемый парадокс голосова-ния. Если некоторые интересы ряда субъектов совпадают, то они могут объеди- ниться на этом основании в группу. Лоббизмом называется деятельность, направ-ленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы. Сплоченная группа с особыми интересами, действуя активно и целенаправленно,может добиться принятия общественных решений, выгодных для меньшинства, если их противники разобщены, а индивидуальная выгода каждого из них в от-дельности меньше необходимых для ее получения затрат. Вероятность принятия коллективных решений в интересах меньшинства повышается при объедине-нии различных групп с особыми интересами на основе взаимной поддержки та-ких решений (обмена голосами, или логроллинга): каждая из использующих лог- роллинг лоббирующих групп голосует за решение, выгодное другой вовлечен-ной во взаимную поддержку группе, в обмен на аналогичную ее помощь припринятии выгодного ей самой решения. Конечно, при этом существует и про- сто торговля голосами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|