Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян 3 глава




поместье, и такия подмосковныя поместья тех умерших за детми

справливати.

63. А которые челобитчики учнут на кого бити челом государю

о порозжих обводных землях, а в сыску обыскные люди про те земли

скажут, что за теми людми, на которых такое челобитье будет,

порозжие обводные земли есть, а по писцовым книгам сыщется, что

за теми людми, на кого о тех землях будет челобитье, те земли в

их межах и гранях, и тем землям по писцовым книгам быти за теми

людми, за которыми те земли писцы написали и отмежевали, и

отгранили к поместным их или к вотчинным землям, а обыскным людем

в таких землях не верить.

64. А которой челобитчик бив челом государю об утаеном или

ис порозжих земель о поместье, или в куплю, и подав челобитную,

за выпискою ходити не учнет три месецы, а после его о том же

поместье учнут бити челом государю иные челобитчики, и прежней

челобитчик, за их выпискою, к тому делу опять пристанет, и тем

прежним челобитчиком отказывати.

65. А будет кто о таких землях подаст челобитную, и после

того въскоре велят ему быти на государеве службе, и таким

челобитчиком к челобитью своему приносити отсрочные челобитные. А

будет кто отсрочные челобитные к челобитью своему не принесет, и

поедет на государеву службу, не подав отсрочные челобитные, а

после их о тех землях будут иные челобитчики, и те земли, после

указных трех месецов, отдавати последним челобитчиком. А кому в

таком деле, для государевы службы будет отсрочено и отсрочная его

челобитная у дела будет, и тех поместей, до тех мест, как они

приедут с государевы службы, иным челобитчиком не отдавать. А тем 196

людем, приехав с службы, о тех делех бити челом государю въскоре,

и приносити в Поместной приказ ставочные челобитныя. А будет кто,

приехав с государевы службы, в том деле бити челом государю не

учнет три же месецы, и такия земли, после указных трех месецов,

отдавати за их челобитьем последним челобитчиком.

66. А которые дети боярские служат во дворе у патриарха, и

за теми патриарши детьми боярскими государевым поместным землям

не быть, а поместить их патриарху домовыми землями. А кто

патриарши дети боярские какими мерами, или утаяся, возмет

поместье из государевых земель, и у тех те поместья отнять, и

отдати челобитчиком, а за утайку учинить наказание, что государь

укажет.

67. А которые люди будут в решоточных прикащиках в Земском

приказе, и тем решоточным прикащиком поместей не давать. А будет

за кем за решеточными прикащики есть поместья в дачах, и тех из

решоточных прикащиков отставить, и велети им по поместью

государева служба служить з городом. А будет они з городом

государевы службы служить не учнут, и у них те их поместья

отнять, и отдать в роздачю челобитчиком.

68. А которые дворяня преже сего служили в Новегороде и во

Пскове, а ныне они написаны по московскому списку, и испомещены

они в замосковных городех, да и старыя их новгородския и

псковския поместья за ними же, и те их старыя новгородския и

псковския поместья взять и отдати в роздачю новгородцам и

псковичам, дворяном и детем боярским, для того, которые дворяне

служат по московскому списку, а испомещены они в замосковных

городех, и за теми дворяны во Пскове и в Великом Новегороде

поместьям быть не велено.

69. А которые дворяня и дети боярские, не хотя государевы

службы служити, будучи на государеве службе, поместья свои

отдадут кому под заклад воровски, и вотчины свои продадут, и з

государевы службы збегут, а воеводы на них учнут писати к

государю, и таких беглецов сыскивая, за побег учинити наказание,

бив кнутом бес пощады, отсылати в полки с приставы. А у тех

людей, кому они те свои поместья, будучи на государеве службе в

полкех, под заклад отдадут и вотчины продадут, те их поместья и

вотчины отнять и отдать им продавцом безъденежно.

 

ГЛАВА XVII 197

О ВОТЧИНАХ

А в ней 55 статей

1. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий

государь царь и великий князь Михайло Феодоровичь всея Русии, и

отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь,

святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии

указали о родовых и о выслуженых вотчинах по правилом Святых

Апостол и Святых Отец: кого не станет, а после его останется жена

безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные

и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет,

братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех

умерших, которые останутся безъдетны, давати им из животов их

четверть, да приданое. А до родовых и до выслуженых вотчин им

дела нет, опричь купленых вотчин. А которые вотчинники померли, а

вотчины их после их, по духовным и по даным их, даны их

племянницам и внучатам, и правнучатам девкам, и тем вотчинам быти

за ними по родству.

2. А у которых вотчинников после их останутся дочери их и

сестры замужем, и об вотчинах их учнут бити челом по родъству

челобитчики тех умерших, дочери и сестры, которые замужем, в

вотчину же, и им чинити указ по уложенью, а оне тем вотчинам

вотчичи. А после которых умерших учнут бити челом о вотчинах

после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давати сыновьям,

а дочерям вотчин з братьею жеребьев не давати, покаместа братья

их живы, а давати дочерям после отцов их ис поместей на прожиток

по указу. А как братьи их не станет, и дочери тем вотчинам

вотчичи.

Да в прошлом во 137-м году блаженныя памяти великий государь

святейший Филарет Никитич, патриарх Московский всея Русии указал,

вотчины родовые и за службы даные отдавати вотчичам детем сыну. А 198

будет умершаго сына не будет, и те вотчины дочерям. А будет судом

Божиим и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавати, кто

ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по

умершаго душе в вечный поминок по уложенью. А купленая вотчина

жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому

дела. А тот указ 137-го году написан, блаженныя памяти великого

государя святейшего Филарета Никитича, патриарха Московскаго и

всея Русии его государевою святительскою рукою. А ныне государь,

царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и

бояре приговорили, кого московских чинов бояр, и окольничих, и

думных людей, и стольников, и стряпчих, и дворян московских, и

дьяков, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских, и

иноземцов судом Божиим не станет, а после их останутся матери их,

да после их же останутся жены их бездетны, а поместей после тех

умерших не останется, и на прожиток матерем и женам дать будет не

ис чего, и купленых вотчин потому же не останется, а останутся

выслуженые и родовые вотчины, и тех умерших матерем и женам

давати на прожиток из выслуженых вотчин, по их живот по

разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать, и не

заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А

будет пойдет замуж, или пострижется, или умрет, и те вотчины

отдавати вотчинником, кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним

государевым указом и уложеньем, как писано выше сего.

3. А давати на прожиток из выслуженых вотчин после умерших,

матерем их вдовам по разсмотрению, будет те их матери с ними

вместе живут, а на прожиток им наперед того ничего не дано. А

будет за теми их матерьми будут прожиточныя поместьи прежних

дачь, и тем их матерям из выслуженых вотчин на прожиток ничего не

давати.

4. А родовым и выслуженым вотчинам государь указал и бояре

приговорили быти по правилом Святых Апостол и Святых Отец и по

уложению прежних государей, и отца своего государева, блаженныя

памяти, великаго государя царя и великаго князя Михаила

Феодоровича всея Русии, и деда своего государева, блаженныя же

памяти, великаго государя святейшаго Филарета Никитича, патриарха

Московскаго и всея Русии, 136-го и 137-го году, как писано выше 199

сего. А у кого сыновей не останется, и родовыя и выслуженые

вотчины давати и дочерям их по прежним государевым указом. И у

которых дочерей будут дети, и те вотчины детем их и внучатом,

после дедов своих и бабок их родных и з дядьями и с тетками

своими родными, в старинных и в выслуженых вотчинах быти им

вотчичам же. А будет у которых дочерей детей не останется, и те

вотчины отдавати в род, кто ближе того роду, вотчичем, по прежним

государевым указом и уложеньем.

5. А будет после которого умершаго останется купленая

вотчина, а родовые и выслуженые вотчины и поместья не останется,

да после того же умершаго останется другая, или третьяя жена, да

дети, которых он приживет с первою, или з другою, или с третьею

женою, и тем его детем, которых он приживет с первою, или з

другою, или с третьею женою, опричь купленыя вотчины, поместья

дать будет нечего, и купленая вотчина дати жене и детем его всем,

розделя по жеребьям, по скольку на жеребей достанется.

6. А которая купленая вотчина, после умершаго, дана будет

жене его, опричь детей, и она в той вотчине вольна, а иному

никому до той вотчины дела нет.

7. А будет которые люди отходя сего света вотчины свои

купленыя напишут в духовных своих, женам своим бездетным, будет

жены их после их замужь не пойдут, а будет жены их пойдут замужь,

и им до тех вотчин дела нет, а отдать те их вотчины братьям их,

или в род. Или будет написано в духовных, что женам их будучи во

вдовах, теми их куплеными вотчинами владеть по свой живот, или до

тех мест, как постригутся, а как те их жены постригутся, или

помрут и те их купленые вотчины потому же отдать братьям их, или

в род, и по таким духовным куплеными вотчинами после таких

умерших, женам их бездетным владеть до тех мест, как они пойдут

замужь, или постригутся, или помрут. А будет они пойдут замужь, и

им до тех вотчин дела нет, а отдать те вотчины по духовной

умершаго роду, кому та вотчина в духовной будет написана.

8. А которые люди купят себе в вотчину свои поместья, или

они вотчины же купят себе у вотчинников роду своего, родовыя и

выслуженыя, а после того их не станет, а жены их после их

останутся бездетны, и тем их женам бездетным дати одни те 200

купленые вотчины, которыя они купят себе из своих поместных

земель. А владети им теми вотчинами по свой живот, или до тех

мест, как пойдут замужь, или постригутся, а тех вотчин им не

продать ни заложить. А как они пойдут замужь, или постригутся,

или помрут, и те вотчины после их отдавати мужей их родственником

в вотчину же, кому государь укажет по разсмотрению, а

родственником за ту вотчину против купчей дати деньги по его

душе. А будет он в той купленой вотчине после купли что прибавил

вотчинного строения, и родственником за то прибылое строение по

тому же дати деньги по его душе против государева указу, как о

том писано о купленых и о закладных вотчинах ниже сего. А которые

вотчины мужья их купят себе у вотчинников роду своего родовые или

выслуженые, и тех вотчин после мужей их, им вдовам не отдавати, а

отдавать такия вотчины умершаго роду, для того, что те вотчины их

родственные, и выслуженые. А родственником за ту вотчину по тому

же дати деньги по его душе, против купчей.

9. А продавать поместные земли в вотчину по государеву

имянному указу, кого государь пожалует, а без государева имянного

указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не

продавать.

10. А которые выслуженые вотчины в прошлых годех по 136-й

год даваны после мужей женам их бездетным, а со 136-го году по

140-й год у тех вдов те вотчины были взяты, и отданы в род мужей

их, а у кого роду не осталось, и те вотчины отдаваны челобитчиком

в поместныя земли, а после того со 140-го году по указу блаженныя

памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила

Феодоровича всея Русии, и отца его государева, блаженныя же

памяти, великаго государя святейшаго Филарета Никитича патриарха

Московскаго и всея Русии, те вотчины из роздачи взяты, и отданы

тем же вдовам, у которых те вотчины были взяты, и велено им теми

вотчинами владеть по свой живот, и за теми вдовами тем вотчинам

быть до тех мест, покамест они будут живы. А иным никому тех

вотчин тем вдовам не продать, ни заложить, ни по душе в

монастырь, ни к приходным церквам никуды не отдать. А как их не

станет, и те вотчины отдавать в род мужей их, кто к тем вотчинам

близок.

11. А которые вотчинники померли в прошлых же годех до

136-го году, а после их остались жены бездетны, и вотчины мужей

своих продавали, а после того тех жен не стало, а иные 201

вотчинниковы жены постриглись, а те их вотчины и ныне за

вотчинники в продаже и в закладе, и будет тем вотчинам выищутся

вотчичи по родству, и им выкупать по уложению. А не будет

вотчичев, и тем вотчинам быть за теми людьми, кто купил, или в

заклад взял.

12. А у которых вотчинников в прошлых же годех, до 136-го

году, остались матери и жены во вдовах, а вотчинами тех

вотчинников владеют те вдовы, а прожиточных поместей за теми

вдовами нет, и у тех вдов тех вотчин до их живота не отъимать, а

им тех вотчин никакими обычаи не продать, ни заложить, ни по душе

не отдать.

13. А будет после которого вотчинника вотчина его дана будет

детем его, сыновьям двум, или трем человеком вопче, и им тою

вотчиною владеть всем, а ни одному без одного тоя вотчины не

продать, ни заложить. А будет после отца их останутся многия

долги, а оплатитися им от тех долгов, опричь тоя вотчины нечим и

для платежу того отцовского долгу похотят они ту вотчину продать,

или заложить, и им та вотчина продать, или заложить всем же

вопче. А будет большой брат ту вотчину кому продаст или заложит,

с меньшими братьями не поговоря, хотя быти один корыстен, а не

для платежу отцова долгу, а братия у него в те поры будут малы, а

как они будут в возрасте, и они о той отцовской вотчине на того

своего большого брата и на купца, кто у него ту отца их вотчину

купит, или в заклад возмет, учнут государю бити челом, в указныя

в сорок лет, и с суда про то сыщется допряма, что тот их брат ту

их вотчину продал, без их ведома, для своего пожитку, а не для

платежу отцова долгу и тоя вотчины их жеребьи взяв у того, кому

та их вотчина будет продана, или заложена, отдать им, а на

большом их брате велеть за те вотчинныя жеребьи по купчей, или по

закладной тому, кому те вотчинныя жеребьи проданы, или заложены,

доправить деньги сполна, а большаго их брата вотчинному жеребью

быти в продаже попрежнему. А будет тот вотчинной жеребей похотят

меньшия братия выкупить, и им тот жеребей выкупить по государеву

указу, как о том писано выше сего.

14. А будет после кого умершаго вотчина его дана будет детем

его сыновьям двум же или трем человеком вопче, и один из них тоя

отцовския вотчины свой жеребей, для своих недостатков, похочет

продать, или заложить, и ему тот свой вотчинной жеребей продать 202

или заложить вольно. А будет братия его тоя отцовский вотчины с

ним розделити не похотят, и учнут бити челом государю, чтобы

государь пожаловал их велел у них за тот брата их вотчинной

жеребей взяти брату их деньги, и у них за тот вотчинной жеребей

велеть брату их взяти деньги, по оценке, чего та вотчина стоит.

15. А будет после которого умершаго останутся дети глухи и

немы, а братия их, или сестры учнут обидить их, и отцова или

матерня имения учнут их отлучать, и тем умершаго детем имения

отца их или матери розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из

них никто изобижен не был.

16. А которым людем в прошлых годех, блаженныя памяти, при

великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея

Русии, даны вотчины за московское осадное сиденье, как они сидели

в осаде на Москве, блаженныя памяти, при государе царе и великом

князе Василии Ивановиче всея Русии, и блаженныя же памяти, при

великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея

Русии в королевичев приход, и вотчинныя грамоты им на те вотчины

даны, и тем людем теми вотчинами владеть по жаловальным грамотам

и по писцовым книгам.

17. А которым людем вотчины даны по сыску за московское

осадное сиденье, а челобитчики учнут на тех людей бити челом, что

они в осаде не были, и в осадном списку имян их не написано, и

против того челобитья про тех людей, за которыми такия вотчины,

сыскивать накрепко, и с теми людьми, кто на них станет бити

челом, ставити с очей на очи. Да будет по сыску кто в осаде не

сидел, а взял вотчину ложно, и у тех те вотчины отымать, и в

роздачю роздавать. А за очи и не сыскав допряма, тех вотчин у них

не отымать.

18. А за которыми людьми в прошлых годех, по мере писцов,

были примерныя земли в старинных и в родовых вотчинах, а не в

новых дачах, которыя они земли припахали, и деревни и починки

поставили из своих угодей, ис поверстных лесов и из лугов, и по

указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя

Михаила Феодоровича всея Русии, те примерныя земли даны тем же

вотчинником в вотчину же, потому что те земли за ними их

старинныя вотчинныя, а не новыя дачи, и. тем людем теми своими

вотчинами по тому же владеть по жаловальным грамотам и по

писцовым книгам. Да и впредь будет у них в тех их старинных и в 203

родовых вотчинах объявятся примерныя земли, по писму новых

писцов, которыя земли припашут они впередь из своих угодей, ис

поверстных лесов и из лугов, или на своих угодьях деревни и

починки поставят вновь, в своих межах и гранях, и у них тех

земель и деревень и починков по тому же не отъимать, и велеть им

владеть теми землями и деревнями и починки в вотчине же.

19. А которым стольником и стряпчим и дворяном московским и

всяких чинов людем за московское осадное сиденье королевичева

приходу даны ис поместей их вотчины, в их вотчинныя оклады,

против государева указу несполна, потому что за ними в то время

поместей в дачах, с вотчинныя их дачи, не было, а после того даны

им новыя поместья, и они учнут бити челом государю, чтобы

государь пожаловал их, велел им вотчинныя их оклады исполнить ис

тех их новых поместей, и тем челобитчиком вотчинныя их оклады

полнить из новых их поместных дачь.

20. А которым стольником же и стряпчим и дворяном и детем

боярским из городов даны были поместья в Дорогобуже, на Белой, на

Невле, в Серпейску, в Новегородке-Северском, в Стародубе, в

Рословле, а ис тех поместей даны им были вотчины за Московское

осадное сиденье, как они на Москве в осаде сидели, блаженныя

памяти, при государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея

Русии, и вотчинные грамоты у них на те вотчины есть, и те их

вотчины отошли з городы в Литовскую землю, и будет те вотчинники

впередь учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их,

велел им, вместо тех их отошлых вотчин, дати в вотчину из новых

их поместей, а сколько за ними было старых вотчин, и они на те

свои старыя вотчины положат вотчинныя грамоты, и тем

челобитчиком, против их отошлых вотчин, давати в вотчину из их

новых поместей столько же четвертей, сколько у кого вотчины

отошло в Литовскую сторону.

21. А у которых вотчинников и у помещиков по писцовым же

книгам бортные их ухожьи на их на поместных или на вотчинных

землях, в их межах и гранях, и тем вотчинником и помещиком те

свои бортные ухожьи, в своих межах и гранях, которые межи и грани

написаны в писцовых книгах, по тому же вольно росчищать в пашню и

в сенные покосы, и села и деревни ставить. 204

22. А у которых помещиков и вотчинников отхожие бортные их

ухожьи в угодьях иных помещиков и вотчинников, а не на их

поместных и вотчинных землях, и им теми своими отхожими бортными

ухожьи владеть по тому, как о таких бортных ухожьях писано выше

сего в судной статье.

23. А которые бортные ухожьи, или рыбныя ловли, и бобровые

гоны, и вспуды, и перевесья, и мельницы, и перевозы, и сенныя

покосы, и всякия угодья на государевых землях, а не на поместных

и не на вотчинных землях, и которые бортные ухожьи и всякия

угодья на отхожих землях, а владеют ими тех же помещиков и

вотчинников крестьяне и иные всякия люди на оброке, и тем

обротчиком и впередь с тех земель и со всяких угодей оброк

платить, а из окладу того оброку не выкладывать.

24. А которые дворцовые села и бортныя деревни и черныя

волости по государьской милости розданы будут в поместья и в

вотчины разным помещиком и вотчинником вновь, а в угодьях во

всяких, и в лесах в хоромных и в дровяных те села и деревни

против пашни неизверстаны, а впередь те дворцовыя села и бортные

деревни и черные волости за теми помещики и вотчинники учнут

писцы писати, и писцом те все угодья и леса дровяные и хоромные

поделить, изверстав против пашни, по их дачам, опричь поместных и

вотчинных старых земель. А которыми землями по старым писцовым и

по дозорным книгам владеют помещики и вотчинники в поместье, или

в вотчине по старине, а не по даче из дворцовых сел, а угодьи и

лесами неизверстаны же, и тем людем всякому владеть своим угодьем

по старым писцовым и дозорным книгам, и в леса для дров и для

хоромного лесу велети ездить всякому в свой лес постарине.

25. А что в прошлых годех, блаженныя памяти, при великом

государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии,

были многия челобитчики о поместьях и о вотчинах на стольников и

на стряпчих, и на дворян и детей боярских, которые стольники и

стряпчие, и дворяне и дети боярские в смутное время были в Тушине

и по городом, которые городы были за вором, и у тех у стольников,

и у стряпчих, и у дворян, и у детей боярских поместей их и вотчин

не взято, и челобитчиком в роздачю не роздано, а велено тем

стольником и стряпчим, и дворяном и детем боярским вотчинами и

поместь владети по прежнему, и вотчинныя грамоты на старыя их 205

родственныя и купленныя вотчины даны за то, что они после

московскаго разорения, пришед под Москву, соединилися з бояры и

воеводы и стояли против литовских людей, и московскаго

государьства у литовских людей доступали вместе, и Божиею

милостию, а своею многою службою московского государьства у Литвы

доступили и очистили, и за теми стольники, и стряпчими, и

дворяны, и детьми боярскими, тем их вотчинам и поместьям, по тому

же быть неподвижно, и владети им теми поместьи и вотчинами по

прежним дачам, и по жаловальным грамотам, которые им грамоты

даваны после московского разорения. А будет у кого на такия

вотчины и поместья старые грамоты утерялися, и тем бити челом о

новых грамотах, а в Поместном приказе против того их челобитья

сыскивати дачами и писцовыми книгами те вотчины и поместья, на

которые учнут они бити челом государю о новых грамотах, им даны

ли, и грамоты у них на те вотчины и поместья были ли; да будет по

сыску те вотчины, или поместья им даны, и грамоты у них на те

вотчины и поместья были, да утерялися, и им на те вотчины и

поместья по сыску давати новые грамоты, почему им теми вотчинами

и поместьи въпредь владети.

26. А которые столники и стряпчие, и дворяне московские, и

городовые дворяне, и дети боярские были в Тушине, а вотчины их

розданы в роздачю, блаженныя памяти, при государе царе и великом

князе Василии Ивановиче всея Русии, а посямест им те их вотчины

не отданы, и тем вотчинам быти по дачам блаженныя памяти государя

царя и великаго князя Василия Ивановича всея Русии за теми

людьми, кому те вотчины отданы бесповоротно.

27. А кто вотчину родовую, или выслуженую продаст, или

заложит, и его детем и внучатом впредь до тоя вотчины дела нет, и

на выкуп им тоя вотчины не давати. А будет у того продавца будут

братия, или племянники, а к купчей, или к закладной те его братия

и племянники руки свои приложат, и им и их детем и внучатом до

тоя вотчины впредь по тому же дела нет. А которых братей и

племянников у купчих и у закладных рук не будет, и тем братиям и

племянником те вотчины выкупать по купчим и по закладным, в чем

которая вотчина продана, или заложена, а не по четвертям. А что

сверх купчих и закладных у кого в вотчине прибыло дворов

крестьянских, и в них людей, и росчистныя пашни и сенных покосов 206

из лесные поросли, и за то прибылое вотчинное строение

вотчинником, что учнет выкупать, платити тем людем у кого они те

вотчины учнут выкупать, по суду и по сыску: за крестьянской двор

с людьми пятьдесят рублев; за роспашную землю, которая росчищена

внов из лесные поросли, по три рубли за десятину; за сенныя

покосы, которые росчищены внов из лесные же поросли, по два рубли

за десятину; а за церковное строение, и за боярския и за людския

дворы и за мельничное и за прудовое строение платить денги,

смотря по строению и по оценке сторонних людей.

28. А в которой вотчинной купчей, или в закладной написано

будет, что за вотчинное строение тем людем, кто учнет выкупати,

платити деньги по скаске тех людей, у кого те вотчины учнут

выкупати, и по тем купчим и по закладным за прибылое вотчинное

строение тем людем, у кого те вотчины учнут выкупати, имати

деньги у тех людей, которыя у них те вотчины учнут выкупати по

купчим и по закладным.

29. А будет у которого вотчинника учнет кто вотчину

выкупати, а в той вотчине будут сверх купчей прибылыя дворы, а в

тех дворех поселятся крестьянския дети, или братия, или

племянники, которые в купчей написаны, а не новоприбылые люди, а

в купчей, или в закладной написаны они со отцы своими и з

братиями, или з дядьями вместе, а не в розделе, и тех крестьян в

прибыль не ставить и денег за них у тех людей, кто их учнет

выкупати, не имати потому, что они тоя вотчины старые крестьяне,

а не внов прошли.

30. А судити о вотчине за сорок лет, а которые вотчины будут

в купле, или в закладе больши сорока лет, а вотчинники о таких

вотчинах учнут после сорока лет бити челом на выкуп, и таких

вотчин после указных сорока лет на выкуп никому не давати.

31. А будет кто купленую свою вотчину кому продаст, или

заложит, или отдаст кому безденежно, и крепость на ту вотчину

даст, или после своего живота кому откажет, и в духовную напишет,

и у свидетельства та духовная будет не оспорена, и детем его, и

внучатом, и иным его роду впредь до тоя вотчины дела нет, и на

выкуп им тоя вотчины не отдавати. А будет у свидетельства

духовную кто челобитьем оспорит, и то розымати судом.

32. А будет кто кому вотчину свою заложит родовую, или

выслуженую, или купленую до сроку, и закладную кабалу на себя 207

даст, и по той закладной кабале учнет ту свою вотчину выкупати на

срок, или до сроку, и денги к тому, у кого та его вотчина

заложена, принесет, и тот, у кого та его вотчина в закладе, хотя

тою его вотчиною завладеть, тех денег до сроку, или на срок, у

него не приимет, для того, чтобы тем сроком у него та вотчина

оттягати, и тому заимщику на того, кто у него тех денег не

приимет, бити челом государю, не пропущая того сроку, и заемные

денги принести в приказ против закладныя кабалы сполна. Да будет

тот заимщик о том учнет государю бити челом на того, кто у него

заемных денег не приимет, не пропустя сроку, и заемныя денги в

приказ принесет, и по тому заимъщикову челобитью ис приказу

послати по того, на кого он учнет бити челом, и велеть ему с

собою принести закладную кабалу, да как он закладную кабалу

принесет, и ту закладную кабалу досмотреть, на которой срок по

той закладной кабале довелося ему у заимщика взяти свои заемныя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...