Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян 6 глава




записям о заемных долгах, или о ссуде, и по таким крепостям и по

записям на тех закладчиков тем людем, за кем они в закладе жили,

суда не давати, и те крепости имати у них в приказ, а им не

отдавати.

19. А которые Московских слобод посадские люди ныне живут в

городех, а городовые посадские люди живут на Москве и в розных

городех, и тем тяглым посадским людем и впередь жити в тех

местех, где они ожилися, а с Москвы в городы постарине и из

городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей

не переводити.

20. Да и тем всем посадским людем, которые живут ныне в

городех за патриархом, и за властьми, и за монастыри, и за бояры,

и за околничими, и за ближними и всяких чинов людьми в слободах,

и тем всем быти в тех городех в посаде, где кто ныне живет. А

которые розвезены в уезды, в села и в деревни с посадов, и тех

всех сыскивая, свозити на посады тех городов, где кто сыскан

будет.

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за

волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя

слободы не имати.

22. А которые волные люди поженилися на посадских на тяглых

вдовах, и поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех их жон

написаны в писцовых книгах на посадех в тягле, и тех людей,

которые женилися тяглых людей на женах, имати на посад для того,

что они поженилися на тяглых жонках, и шли к ним в домы.

23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и

за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жити в

их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жити в тягле в

сотнях и в слободах, а будет за кого выдут, и их взяти в посад.

24. А которые посадские черные мастеровые люди сошли с

тяглых жеребьев, и живут на Москве во дворце и в ружничье полате,

и в и(ы)ных розных приказех, а на тягле они сами были и тяглых

отцов дети, и будет о тех тяглых мастеровых людех учнут государю

бити челом сотенные люди, чтобы их взяти попрежнему в тягло, и о

тех мастеровых людех докладывати государя имянно, как о тех 234

мастеровых людех государь укажет, а без докладу их в сотни не

отдавати.

25. А изо псарей тяглых людей самих и их детей в тягло

имати.

26. А которые московские и городовые тяглые люди сами на

тягле жили, и тяглых отцов дети, а стали в стрелцы своею охотою,

а не неволею, и тех людей, которые были на тягле, и с ними двух

сынов из стрелцов взяти в тягло, кто где жил, а третьяго сына,

будет есть, оставити в стрелцах.

27. А которые московских и городовых посадских людей дети

отходили от тяглых людей и писалися в стрелецкую службу, а у отца

толко один сын, или два, и тех имати в тягло, а будет у отца три

сына, а третей написан в стрелцы, и третьяго сына не имати, быти

ему в стрелцах.

28. А которые московские и городовые посадские люди были в

посадском тягле, и стали в пушкари и в затинщики и в воротники и

в кузнецы и в и(ы)ные во всякие чины, и тех, по сыску, всех имати

в тягло.

29. А которые московские и городовые тяглые люди в прошлых

годех стали в казаки, и служат с старопоместными казаки, и

денежными оклады они верстаны, и кормы месечными устроены, и тех

черных людей ис казаков не имати, а быти им в службе попрежнему.

30. А которые московские и городские посадские черные люди,

писалися в казаки внов после Смоленской службы, а под Смоленским

не были, и тем черным посадским людем, по сыску, быти попрежнему

в тягле.

31. А которые московские и городовые посадские черные люди

стали в салдаты, а на тягле жили сами, и тяглых отцов дети, и тех

людей, по сыску, имати в тягло же попрежнему.

32. А которые московские и городовые посадские люди стали в

ямщики, а на тягле они сами жили, и тяглых отцов дети, и тех по

сыску, имати в тягло же по прежнему.

33. А которые московские и городовые тяглые люди жили на

тягле сами, или тяглых отцов дети, а были в полону в разных

местех, и тем жити, где кто похочет, для того, что они от тягла

свободилися полоном.

34. А которые городовые торговые люди написаны в гостиную и

суконную сотню, и велено им жити на Москве, а те городовые

торговые люди живут по городом на старых своих дворех, и 235

торговыми всякими промыслы в тех городех торгуют, а тягла с тех

своих дворов и с промыслов в городех с посадскими людьми не

платят, а тяглыми своими дворы и промыслы владеют попрежнему, и

тем городовым торговым людем, которым велено быти в гостиной и в

суконной сотне, в городех тяглые свои дворы и с промыслы продати

тех же городов посадским тяглым людем, а самим жити на Москве в

гостиной и в суконной сотне. А будет они тех своих городских

тяглых дворов и промыслов продати не похотят, и им с тех своих

городских тяглых дворов и с промыслов в городех з городскими с

посадскими людьми платити тягло попрежнему.

35. А у которых у приезжих у городовых тяглых людей на

Москве построены дворы и лавки, и тем людем быти на Москве в

тягле, в сотнях, а в городех им подати платити, и всякия службы

служити с тамошних городских их торгов и промыслов.

36. А у которых приезжих городовых всяких торговых и тяглых

людей на Москве дворов своих нет, а товары свои привозят, и в

лавках торгуют в наемных и в своих, и тем людем впередь с товары

своими приезжати на гостин двор и торговати на гостине дворе, а в

рядех лавок не наймовати, и свои лавки тем людем, у кого в

которых рядех покуплены, продати государевым тяглым людем

москвичям.

37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или

крестьяне и бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах,

бегаючи у кого женятся на Москве и в городех у посадских людей,

на дочерях на девках, или на вдовах, и таких беглых людей по

крепостям, а крестьян по писцовым книгам с посадов отдавати з

женами их и з детьми тем людем, из за кого они збежат, а в посад

их в тягло по женам их не имати.

38. А будет которого посадского человека дочь девка збежит,

и в бегах выдет замуж за чьего кабалного, или старинного

человека, или за крестьянина, или за бобыля, или кто посадского

человека дочь девку, или вдову подговорит, и подговоря выдаст за

своего кабалного, или старинного человека, или за крестьянина,

или за бобыля, а отец тоя беглыя, или подговорныя девки, или

вдовы учнет об ней бити челом государю, и по суду и по сыску

сыщется про то допряма, что та его дочь девка, или вдова збежала,

или подговорена, и ту посадскую девку, или вдову с мужем ея и з 236

детми, которых она детей с тем своим мужем приживет, взяти в

посад и велети мужу ея на посаде жити в тягле.

39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглыя свои

дворы, а пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы

просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат

обеливают, и черным людем в черных сотнях и слободах тяглых

дворов и дворовых мест нетяглым людем не закладывати и не

продавати. А кто продаст, или заложит белым людем тяглой двор, и

те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным у

кого те дворы были заложены в денгах отказывати. А кто черные

люди те свои дворы продадут, или заложат, и тех черных людей за

воровство бити кнутом.

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в

Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех

дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не

покупати, и в заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у

руских людей дворы, или места дворовые учнут покупати, или по

закладным учнут бити челом на руских людей, и купчие и закладные

учнут приносити к записке в Земской приказ, и тех купчих и

закладных не записывати А будет кто руские люди учнут немцам, или

немкам дворы и дворовыя места продавати, и им за то от государя

быти в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие

керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в

Земляном городе на немецких дворех керкам не быти. А быти им за

городом за Земляном, от церквей Божиих в далных местех.

 

ГЛАВА XX 237

СУД О ХОЛОПЕХ

А в ней 119 статей

1. Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в

служилых списках и ни в какой государеве службе нигде не

обьявилися, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они

по кабалам в боярских дворех, а били челом они в боярския дворы в

прошлых годех, до нынешняго государева указу, и тем детем

боярским неверстаным и впередь быти в боярских дворех попрежнему.

2. А впередь детей боярских верстаных и неверстаных никому в

холопи не приимати, и в Холопье приказе на них, без государева

имянного указу, кабал не давати.

3. А будет которые дети боярские после сего государева указу

бьют челом кому в холопство, и по государеву указу и по боярскому

приговору ис холопства они будут свобожены, и велят им государеву

службу служити в городом и они воровством, не хотя государевы

службы служити, учнут бити челом в и(ы)ные в боярские дворы, и

всяких чинов людем, и тех детей боярских отдавати в холопи тем

людем, у кого они преже того в холопстве были.

4. А которые люди, бегаючи от всяких чинов людей, живут за

бояры, и за околничими, и за думными людьми, и за столники, и за

стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за

городовыми дворяны и детьми боярскими, и за дворовыми людьми, и

за иноземцы, и за подьячими и всяких чинов за служилыми людьми, и

приходя к тем людем, из за кого они вышли, и иных их людей и

крестьян подговаривают, и домы их разоряют, и грабят, и пожигают,

и тем людем, кого они разоряют, искати розоренья в Судных

приказех на тех людех, у кого они живут в бегах. Да которые 238

беглые люди кому доведутся по суду и по сыску отдати в холопство,

и тех беглых людей, по полным грамотам и по иным крепостям,

отдавати в холопство з женами и з детми, которые дети со отцами

писаны в одной крепости, и которые у кого в холопстве породилися.

5. А которые дети родилися до холопства, и учнут жити у кого

иного, или учнут жити собою, и те холопьи дети от тех людей, у

которых служат отцы их и матери, свободны.

6. А будет из за кого выбежат крестьяне, или бобыли и

крестьянские и бобыльские дети, и бегая бьют челом в боярские

дворы, и дадут на себя служилые кабалы, а за тем, из за кого они

выбежат, написаны они до побегу в писцовых, или в переписных

книгах, и ис тех книг в выписях во крестьянех или в бобылях, и

таких беглых крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских

детей, по суду и по сыску и по книгам и по выписям отдавати тем

помещиком и вотчинником, из-за кого они выбежат. И о таких беглых

крестьянех и бобылях ежегод ис Холопъя приказу посылати в городы

к воеводам и к приказным людем государевы грамоты, чтобы в

городех воеводы и приказные люди на крестьян и на крестьянских

детей кабал никому не давали.

7. А будет к кому придут какие люди и учнут бити челом в

холопство, а скажутся, что они волные люди, и тем людем, к кому

они придут, роспрашивати их, какие они волные люди, и где они

родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов

дети, и в государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не

беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие

люди в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в

государеве службе и в тягле нигде и в холопех и во крестьянех и в

бобылях ни у кого не бывали, и тем людем, к кому такие люди учнут

в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ,

а в Холопье приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в

Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся

тем людем, которые их в Холопей приказ приведут, и те их речи

записав, велеть на них давати служилые кабалы. И которые грамоте

умеют, и тем велеть к тем служилым кабалам и к книгам руки

прикладывати.

8. А которые люди учнут к кому приходить и бити челом в

холопство после кого умерших, и отпускные умерших, или их 239

прикащиков с собою принесут, и таких людей с теми отпускными по

тому же приводити в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех людей

роспрося и взяв с отпускных списки, велети на них тем людем, кому

они учнут бить челом в холопство, давати служилые кабалы, а

отпускные велеть клеити к кабалам, и закрепляти дьячьею рукою. А

списки с тех отпускных оставливати в Холопье приказе, за дьячьею

же приписью, и те кабалы и отпускные и холопей в рожеи и в

приметы записывать в книги.

9. А у которых людей на холопей будут служилые кабалы, и те

люди тех своих холопей, хотя укрепить у детей своих в холопстве,

пришлют в Приказ Холопья суда, на тех же своих холопей имати

новых кабал, на имя детей своих, а отпускных тем холопем своим не

дадут, и на тех людей, без отпускных, кабал детем их не давать.

10. А которые холопи по смерти прежних своих бояр будут

отпущены на волю, и отпускные им даны будут и они с теми

отпускными пришед к кому бьют челом в холопство, и отпускные свои

ему отдадут, а после того, покиня они те свои отпускные, кому

отдадут, отшед от них, бьют челом в холопство иному кому, и учнут

на себя служилые кабалы давать, и на них тем людем, к кому они

без отпускных придут, служилых кабал не давать, а давать на них

служилые кабалы тем людем, к кому они напередь с отпускными

придут.

11. А кто скажетца, что он напередь того у кого служивал, да

отпущен, а отпускные не положит, и его по тому же роспросить, для

чего у него отпускные нет и у кого он напередь того служил и тот

жив ли, и будет жив, и для чего он его от себя отпустил, а

отпускные ему не дал, или тот, у кого он напередь того служил,

умер, и будет умер, и жена и дети после его осталися ли, и почему

он у него служил, по старинному ли холопству, или по кабале, и

будет по кабале, и где на него кабала взята, и для чего ему по

смерти того прежняго его боярина отпускныя не дано. Да будет тот

холоп, у кого отпускныя не будет, в роспросе скажет, что первой

его боярин, которой отпустил, жив, а отпускныя ему тот его боярин

не дал, и на него без отпускныя никому кабалы не давати.

12. А будет такой холоп в роспросе скажет, что прежней его

боярин умер, а он служил у него по кабале, а где на него, и в 240

котором году кабала взята, про то он скажет имянно, и по тем его

речем досмотрити в кабалных записных книгах, есть ли на него

кабала в записке. Да будет на него в холопьих записных книгах

кабала записана, а про прежняго его боярина сыщется допряма, что

он умер, и спору о том холопе ни у кого ни с кем не будет, и на

него по кабалным книгам тому, кому он после первого своего

боярина бьет челом в холопство, дати кабала и без отпускные.

13. А будет того холопа первой боярин и умер, а после его

осталися дети, а на того холопа в кабалных записных книгах кабалы

в записке не объявится, а дети перваго его боярина учнут об нем

бити челом государю по старинному, а не по кабалному холопству, и

старинные крепости на него положат, и того холопа по старинному

холопству и по старинным крепостям отдати в холопство тем детем

прежняго его боярина, а кому он внов бил челом в холопство, и

тому отказати, и кабалы на него не давати.

14. А будет кто прикажет детем своим, или братье, или

прикащиком, по смерти своей кабалных своих людей отпустити на

волю, и те дети его, или братия, или прикащики тех его людей на

волю не отпустят, и похотят их у себя удержати, и тем людем,

которых после умершаго дети его, или братья, или прикащики на

волю не отпустят, бити челом на них государю, и о том подавати

челобитные в Холопье приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех

людей, на которых те холопи учнут бити челом, посылати приставов

и велеть их сыскивая ставити с теми челобитчики с очей на очи и

роспрашивая велеть тем холопем отпускные давати безо всякого

задержания.

15. А будет кого судом Божиим не станет скорою смертию, а

после его останутся кабалные люди, а жена и дети, или братия того

умершаго тех кабалных людей от себя отпустити не похотят, и

отпускных им не дадут, и те люди о том учнут на них бити челом

государю, и по тому их челобитью, сыскав про то допряма, что они

у боярина своего служили по кабалному, а не по старинному

холопъству, и их того умершаго боярина от жены и от детей и от

братии свободить, и дати им волю. И кому они учнут с воли бити

челом в холопъство, и тем людем на них дати кабалы, по сыску, и

без отпускных.

16. А будет которые волные люди на Москве и в городех бьют

челом кому в холопство доброволно, и бив челом, учнут у тех 241

людей, кому они бьют челом в холопство, жити бескабално месец,

или два, или три месяцы, а те люди, кому они бьют челом в

холопство, приведут их в Холопей приказ, и учнут на них бити

челом государю, что они служат у них многое время, а служилых

кабал на себя не дадут, и чтобы на тех людей указал государь дати

им кабалы, и будет приводные люди кабал на себя дати не похотят,

а жили они у тех людей менши тpex месец, и тех людей отпущать на

волю, а служилых кабал на них не давати потому, что они жили у

них бескабално немногое время. А будет сыщется, что жили болши

трех месец, и на тех людей кабалы давати и поневоле, хотя они к

ним итти в холопи и не похотят.

17. А будет такие волные люди, у кого живучи в холопстве

доброволно, бес крепости, пойдут от них прочь с отказом, или без

отказу, и те люди, от которых они пойдут, учнут на них искати

сносов, хотя их тем у себя удержати, и им на тех людей, которые

от них отойдут, в сносе суда не давать для того, на что он холопу

верил, и у себя его держал бес крепости.

18. А которой человек живет у кого бескабално, а грамоте он

умеет, и учнет тот человек во всяких писмах писатися холопом того

человека, у кого он живет бескабално, а после того он у того

человека жити не похочет, и отшед от него даст кому иному

служилую кабалу, и тот человек крепок тому, кому он даст на себя

кабалу. А будет тот, у кого он жил бескабално до тоя кабалы,

учнет на него бити челом, и станет его уличать по грамоткам руки

его, и ему отказать потому, бес кабалы держать не велено. А что

он в писмах писался холопом того человека, у кого он жил

бескабално, и тех писем таким людем в крепости не ставити.

19. А писати служилыя кабалы площадным подьячим на одного

человека в трех рублех, а болши и менши не писати. А пошлин имать

в государеву казну с рубля по алтыну.

20. А давати служилыя кабалы на холопей, которые будут в

пятнатцать лет, а которые будут менши пятинатцати лет, и на тех

служилых кабал не давать. А кто служилую кабалу оболживит, и та

кабала вершити по суду.

21. А кто возмет на полного, или на докладного, или на

старинного холопа кабалу, не опытав без отпускныя, и того холопа

по сыску отдать тому, чья крепость старее.

22. А что холоп, бегаючи от старого своего боярина, бил 242

челом во двор иному, и тем учинил ссору, и за то бити его перед

Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы на то смотря

иным не повадно было так воровать.

23. А которые люди учнут на кого имати кабалы воровски

заочно подставою, и про таких в Холопье приказе сыскивать

кабалными книгами, и осматривать спорных людей в приказе в рожей

и в приметы. Да которые люди в рожей и в приметы с кабалными

книгами не сойдутся, и тех людей в холопство никому не отдавать,

и по тем кабалам исцом отказывати. И кто кабалу возьмет

подставою, а сыщется про то допряма, и тем людем за то чинити

наказание, бити кнутом. А кто имя переменит и тому не верить.

24. А будет которой холоп, или крестьянин от кого побежит,

покиня отца своего, или матерь, и даст на себя иному кому

служилую кабалу вновь, и про таких беглых старинных и кабалных

людей и про крестьянских детей по челобитью тех людей, от кого

они збежат, сыскивати отцами их и матерми, и ставить с ними отцов

их и матерей с очей на очи. Да будет про то сыщется подлинно, что

те спорные люди и крестьяне родилися у кого в старинном

холопстве, или во крестьянстве, и тех холопей по старине и по

крепости, и с очной ставки отдавати тем людем, у которых отцы их

и матери, а по новым кабалам отказывати. А крестьян и

крестьянских детей отдавать ко отцом и к матерем по тому же

государеву указу.

25. А будет которые холопьи в роспросе на суде и на очной

ставке учнут отцов своих и матерей, или братьев, или сестр, или

дядьев, или теток родных отпиратися, а отцы их и матери, или

братья, или сестры, или дядья, или тетки родныя учнут на них

говорити, что они отпираются их воровством, не хотя быти с ними в

холопстве, и тех людей, которые учнут отцов своих и матерей, и

братьев, и сестр, и дядьев, и теток отпиратися, пытать. Да будет

они с первой пытки не повинятся, и их пытати и в другие, да будет

и з другия пытки не повинятся же, и их отдать тем людем, у кого

на них будут служилые кабалы.

26. А будет от кого побежит холоп, или крестьянин, покинув

жон, и в бегах поженятся на иных женах, а первых своих жен учнут

отпиратися, или которая раба, или крестьянка от кого збежит,

покиня мужа, и выйдут за иных мужей, а первых своих мужей 243

воровством учнут отпиратися, и им указ чинити против того же, как

о том писано выше сего в холопье статье.

27. А от кого збежат кабалные и иные крепостные девки, и

вдовы, и крестьянския дочери, и выйдут замуж Украйнных городов за

служилых людей, и за тех дворовых беглых вдов и девок на тех

людех, за кого они замужь выдут, имать выводу за вдову, и за

девку по пятидесять рублев за человека, а за крестьянскую дочь

девку, или вдову по десяти рублев.

28. А кто у кого поимается за холопа, и положит кто на

которого холопа городскую кабалу, и скажет, что та кабала в

городе в книгах записана, и на кабале подписано, что кабала в

книгах записана, а в книгах та кабала, на которые книги он

пошлется, в записке не объявится, а воеводская, или приказного

человека, или губного старосты рука у той кабалы есть, и по той

кабале того, кто такую кабалу в суде положит, не винити, и велеть

ему на холопа, или на рабу, вместо тоя кабалы, дати новую кабалу,

а тому, кто на кабале подпишет, что кабала в книге записана, а в

книги не запишет, за то учинить наказание, что государь укажет.

29. А у которых людей на старинных холопей старинныя

крепости утерялися в Московское розорение, в прошлых годех, до

121-го году, и по указу блаженныя памяти великого государя царя и

великого князя Михаила Феодоровича всея Русии велено тем людем в

прошлых во 121-м и во 122-м годех на те холопьи старинные

крепости давати явки, и будет которые люди учнут на ком искати

старинного холопъства, а старинных крепостей на тех людей в суде

не положат, а скажут, что у них на тех людей старинные крепости

пропали в московское разорение, и в том учнут они слатися на

явки, которых даваны в указные годы во 121-м, да во 122-м годех,

и те явки будет сыщутся, и по тем явкам таких старинных холопей

отдавати тем людем, которые на них те явки подавали. А будет кто

учнет искати старинного холопства, а в суде крепостей никаких на

спорных холопей не положит, а скажет, что у него на тех людей

крепости в разорение пропали, а явок он на те крепости в указные

годы не давал, и учнет он про старину тех людей слатися в обыск,

и по той ссылке тех людей про старинное холопство сыскивати

всякими сыски накрепко, и отдавати таких старинных холопей по 244

обыском тем людем, у кого обыскные люди в старинном холопстве

кого знали.

30. А у которых людей холопи породилися от кабалных их

людей, а живут они у них многие годы бескабално, и на таких

холопей тем людем, у кого они живут бескабално, имати кабалы. А

будет те холопи из воли кабал дати не похотят, и на них кабалы

дати и в неволю, потому что они живут у них бескабално многие

годы.

31. А кто будет в какой крепости в холопстве написан, и те

люди по рабе холоп и по холопе раба. А которые старинные холопи

написаны кому в духовной и порядной в приданых, и те люди, по

духовной и порядной записи, по рабе холоп, и по холопе раба.

32. А будет положат на одного холопа две полные, или две

докладные, и которая будет крепость старее, и того холопа по

сыску тому и отдати.

33. А будет кто изменит, из Московскаго господарства отъедет

в и(ы)ное господарство, а после его людем его по государеву указу

и по боярскому приговору дана будет воля, и те его люди с воли

бьют челом кому в холопство, а после того тот изменник из

и(ы)змены воротится, и государь пожалует его, положит на милость,

за ту его измену смертью казнити его не велит, и ему людей к себе

приимати внов, кто у него в холопстве быти похочет, а до тех его

людей, которым без него дана будет воля, дела ему нет.

34. А будет чьего холопа возмут в полон в и(ы)ную в которую

землю, а после того тот холоп ис полону выидет, и он старому

боярину не холоп, и жену его и дети для полонского терпения

отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему боярину, и того

холопа старому боярину привести к записке в Холопей приказ, и

роспрося его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему

волею, а пошлин имати з головы по алтыну.

35. А которой холоп изменит, побежит в и(ы)ное господарство,

а после того выидет он ис того господарства в Московское

государство собою, и он старому боярину холоп по старому

холопству потому, что он в и(ы)ной земле был в бегах, а не

полоном взят.

36. А будет которой холоп, или раба от кого збежат, и бьют

челом в холопство иному кому, и у того, кому они в бегах бьют

челом в холопство, взяты будут в полон, а после того они ис

полону выдут, и их отдавати прежним их бояром, по первым 245

крепостям, а тем людем, у кого их в полон возмут, в холопство их

не отдавати.

37. А которые полоняники, которых земель нибудь служилых

иноземцов дети крестятся в православную християнскую веру, а

государю в службу не пригодятся, и которые службу государеву

служили, да от службы отставлены, а похотят кому в службу бити

челом, и кабалу на себя дати похотят, и тому на того новокрещена

взяти крепость, и в книги записати.

38. А кто новокрещена приимет к себе в службу, и крепость на

него возмет, а в приказе той крепости не запишет, а после того

тот новокрещен от него збежит, и он по той незаписной крепости

учнет на нем искать сносу, и тем крепостям не верить, и в сносе

на тех новокрещенов суда никому не давать потому, что та крепость

взята не по государеву указу.

39. А будет кто на ком ищет по кабалам заемных денег, или по

записям за рост служить, да сносов, и заимщики, которые учнут в

и(ы)сцовых искех по кабалам, и по записям, и в сносе винитися,

или в которых в и(ы)сцовых искех кого судом обвинят, и доправити

будет исцовых исков на тех людех не мочно, и поруки и переводу по

них в и(ы)сцовых искех не будет, и тех ответчиков в и(ы)скех

исцом выдавати головою до искупу.

40. А за работу тем людем зачитать в окуп исцова иску

мужскому полу по пяти рублев на год, а жонкам и срослым девкам

против того вполы, а детем их, которые у них будут болши десяти

лет, по два рубли за год, а. которые дети у них будут недоросли

менши десяти лет, и тем недорослям в окуп исцова иску ничего не

зачитать потому, что такие недоросли в таковы лета не работают. А

как такие люди у исцов своих иски их заработают сполна, и их от

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...