Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян 8 глава




на нем же велеть доправити за работу тех людей на всякую неделю,

сколко у него те люди поживут, на неделю по два алтына по две

денги человеку, и отдать те денги исцу жь.

91. А будет кто кому прикажет человека во двор, и по том

человеке ручаетца, что тот человек доброй, и воровства от него

никакова не будет, и запись на себя в том даст, а тот человек, по

ком ручаетца, учиня какое воровство, збежит, и тот, от кого тот

человек збежит, учнет на том порутчике того своего человека и

сносу и убытков своих по записи искать судом, а тот порутчик

записи лживить не учнет, и ему велети того человека, по ком он

ручался, сыскивать, и учинить ему срок, как ему того человека 258

сыскав, мощно поставить в приказе. А будет он того беглого

человека на первый срок не поставит, и ему в том человеке дать

другой и третей срок по указу. А будет он того человека и на

третей срок не поставит, и ему за того человека исцу платить

пятьдесят рублев, да снос и убытки по суду и по сыску.

92. А кому беглой человек ис приказу отдан будет в холопство

попрежнему, и тому, кому тот беглой человек будет отдан,

приказать накрепко, чтоб он того своего беглого человека до

смерти не убил и не изувечил, и голодом не уморил.

93. А кто у кого поимаетца за холопа, и на том холопе за

платья и приведет его в Холопей приказ и скажет, что тот холоп с

тем поличным снес от него многия его животы, а приводной холоп у

приводу в роспросе скажет, что на нем то платье того, кто за него

поимаетца, а иных животов он от него ничего не снашивал, а тот

человек, у кого за того холопа поимаются, скажет, что тот холоп

бил челом ему во двор внове, а сказался волной человек, и то

платье, за которое поимаются, принес к нему на себе, и он за то

платье не стоит, а опричь того платья иного ничего к нему тот

холоп не принашивал, и по той ответчикове и холопьей скаске, то

поличное платье отдавати исцом, а в досталном иску, чего в лицах

не будет, дати им суд, а по суду и по сыску межь ими указ

учинити, до чего доведется.

94. А которые люди учнут тягатися о холопе, а спорной холоп

до вершенья судного дела отдан будет беречи приставу, и как о том

спорном холопе судное дело будет вершено, и тот спорной холоп

отдан будет правому, и приставу пожелезное и прокорм за того

холопа велети доправити на виноватом. А велеть правити

пожелезново по три деньги, а прокорму по четыре деньги на день, и

обоего пожелезного и прокорму по семи денег на день.

95. А которые люди учнут в спорном холопе слатися в повалной

обыск около своего поместья версты по две, и по три, и по пяти, и

по шти, и по десяти, и будет доведется послати обыскати, а в

обыскех объявятся в скаске _немногие люди человек дватцать, или

тритцать, а обыщики, и истец, и ответчик скажут, что опричь того

в тольких верстах иных обыскных людей нет, и тот обыск ставити в

повальной обыск, и обыскным речем тех немногих людей верити.

96. А которые люди учнут межь себя тягатися о холопех и в 259

сносе, и по суду в том деле дойдет до веры, а на суде истец или

ответчик возмет крест целовати человеку своему, и имя тому своему

человеку в суде скажет, а после того учнет бити челом, что у него

тот человек, которому было крест целовати, збежал, или умер, и

вместо того беглого, или умершаго человека к крестному целованию

поставить иного своего человека. А тот, кому ко кресту приводить

учнет говорити, что он тому человеку не верит, а верит он иному

его человеку, и имя иному человеку скажет, и в том ему отказать,

а велеть крест целовати тому человеку, которой к крестному

целованью будет поставлен.

97. А которые люди купленых татар крестят, и тех

новокрещеных людей учнут продавати и приводити к записке, и на

таких новокрещеных людей в Холопье приказе никому служилых кабал

не давати, и от тех людей, кто их к записке приведет, свободить

потому, что по государеву указу крещеных людей никому продавати

не велено.

98. А будет которые люди учнут купленых своих людей

татарскаго полону кому поступатися по добродетели безденежно, и

даные на них учнут давати, и те люди, которым те купленые люди

будут даны, с теми даными приведут их для записки в Холопей

приказ, и в Холопъе приказе тех даных людей, и на них даные в

книги записывати.

99. А будет кто приведет к записке татар по купчим, или по

даным, а скажет, что те татаровя куплены на Дону, или в городех,

или кто возмет сам полоном, и тех татар полоненых по купчим и по

даным по тому же в книги записывати.

100. А которые купленые люди татаровя новокрещеные останутся

после кого умершаго, а духовных после умерших не останется, или

духовныя и останутся, да тех новокрещенов в тех духовных никому в

надел будет не написано, а как они куплены, и в купчих про них

того будет не написано же, что их тот, после кого они останутся,

купил себе и жене своей и детем, а жены или дети тех умерших на

волю их не отпустят для того, что они их купленые люди, а те

купленые люди учнут бити челом государю о них о свободе потому,

что они им в духовных и в купчих не написаны, и тем купленым

людем по смерти тех людей, кто их купит, быти у жон их и у детей

потому, что многие люди таких людей покупают до женидбы своей, а 260

которые люди таких людей покупают и женяся, и они тех своих

купленых людей в купчих пишут себе, а того не повелося, что таких

купленых людей в купчих писати себе и жене своей и детем.

101. А которые люди учнут на ком искати холопъства по полной

деда своего, а в полной деда его будет написано, что дед его того

холопа купил себе и детем своим, а про внучат и про правнучат в

той полной ничего будет не написано, а ответчик на того же холопа

положит в суде кабалу новую, и по той кабале тому холопу и

впередь велеть быти в холопстве у ответчика, а исцу в том холопе

отказати потому, что он о том холопе бьет челом по полной деда

своего, а в полной деда его того холопа ему не написано.

102. А кто за холопа поимався в холопъстве, и засадя у

пристава холопъства искати не учнет, и от него отступится, и

приставу за того человека пожелезное и прокорм велеть доправити

на том, кто его у него засадя отступится.

103. А кто истец в суде положит на холопа кабалу старую за

дьячьею, или губных старост, или городовых прикащиков за рукою, а

писана та кабала до московского разорения, а книг кабалных тех

годов нет, и подьячей и послухи померьли, а ответчик ту кабалу

учнет лживити, и про ту кабалу сыскивати иными такими кабалами.

Да будет у кого такие же кабалы сыщутся, а приказной человек в

тех кабалах написан тот же, которой в той спорной кабале написан,

и рука с рукою сойдется, и той кабале верить.

104. А которые волные люди похотят жити у протопопов, и у

протодьяконов и у попов, и у дьяконов и у иных причетников

церковных, или у служек монасгырьских, и на тех людей протопопом

и протодьяконом давати служилые кабалы, а у попов, и у дьяконов,

и у иных причетников церковных, и у служек монастырьских тем

вольным людем жити из воли, по записям урочные годы, а служилых

кабал на таких вольных людей попом и дьяконом, и иным причетником

церковным и служкам манастырьским не давать.

105. Такъже которые вольные люди похотят жить у боярских

людей, и тем людем у боярских людей жить из воли, по записям же

урочные годы, а служилых кабал на таких вольных людей боярским

людем не давать же. А которым будет боярским людем на таких людей

служилые кабалы даны в прошлых годех, и те кабалы не в кабалы 261

потому, что в прошлом во 143-м году такие кабалы велено

отставить.

106. А кто, отходя сего света, напишет в духовной своей, что

сына его кабальных людей отпустить на волю, и тех кабальных

сыновних людей, по отцовым духовным, на волю отпущать, и

отпускные им давать, а по кабалам у детей его служити им не

велеть.

107. А которые кабалы и кабалные книги писаны в городех, и

из городов присыланы к Москве в прошлых годех, во 148-м году

августа по двадесять шестое число, а приказных людей рук у тех

кабал и у кабалных книг нет, и челобитья на те книги до сего

государева указу ничьего не бывало, и ничем те книги и кабалы не

оспорены, и тем кабалам и кабалным книгам верить, и те книги

закрепить дьячьею рукою.

108. А которые люди учнут тягатися о холопе, и один того

холопа учнет называть старинным человеком, а другой кабалным, а

именем и прозвищем учнут его называть не однем, и станет истец,

или ответчик слатися в повалной обыск, что у него того человека в

старинном холопстве знали и чтобы того спорного человека

поставить перед обыскными людми, и того спорного холопа перед

обыскными людми ставить, и будет про него обыскные люди скажут,

что они его в старинном холопстве у кого знали многие лета, и

того спорного холопа по тем обыском отдать тому, у кого его

обыскные люди в старинном холопстве знали. А будет в обыску про

такова спорного человека обыскные люди скажут, что того человека

знают они у кого в холопстве лет десять или дватцать, а старинной

ли он холоп, того, у кого они его знают, про то они не ведают, а

те люди, которые о том холопе тяжутся, один называет его

старинным своим холопом, а другой на него положит кабалу, а

обыскные люди того холопа знали у того, кто ту кабалу спорит,

напередь той кабалы, и по тем обыском того спорного холопа отдать

тому, у кого его обыскные люди знали в холопстве до той кабалы. А

будет та кабала будет старее обыску, и того холопа по той кабале

отдать тому, кто на него ту кабалу положит.

109. А кто истец, или ответчик в холопех учнут слатися на

опчюю правду, а опчая правда будет в далных городех в Сибири или

в Астарахани, или в повалной обыск на те же далные городы, и кто

из них один учнет против такие ссылки бити челом, что в такие в 262

дальные городы шлется для волокиты, и в те дальные городы о

допросе опчие правды и о повальном обыску государевы грамоты не

посылать, a верьшити дело по суду, до чего доведется, чтобы в том

никому лишния волокиты не было.

110. А которые холопи учнут кому давати на себя и на детей

своих служилые кабалы, а дети у них вътепоры будут лет в

пятнатцать, или в дватцать и больши, а учнут те холопи тех своих

детей в кабалы писати с собою за очи, и тех холопьих детей в

кабалы и в кабальные книги за очи не писать, а велеть их к

кабалной записке ставить налицо, и в кабальные книги записывати

их в рожей и в приметы всех, а за очи на таких холопьих срослых

детей кабал не давати. А у которых холопей втепоры, как они учнут

на себя давати кабалы, дети будут в недорослях, менъши

пятинатцати лет, и тех их детей, по их скаскам, в кабалы и в

кабалные книги писать с ними и за очи.

111. А будет кто до сего государева указу имался у кого за

холопа, и приведчи того холопа в приказ, не искал на нем

холопства многое время, и тем он в том холопе обвинен и отдан тот

его холоп тому, у кого он имался, и тому холопу и впредь быти в

холопстве у того, кому он ис приказу прежним государевым указом

отдан потому, что он того холопа сам у себя потерял, что на нем

холопъства не искал многое время. А впредь с сего государева

указу в холопьих делех ни кого без суда не винити.

112. А которые люди поимаются у кого за чьих холопей, и

приведут тех холопей в приказ, а чьи те холопи, и те люди втепоры

будут на государеве службе в далных городех в Сибири, или в

Астарахани, или в и(ы)ных городех, а крепости на тех приводных

холопей те люди, кто их в приказ приведет, скажут с теми их бояры

в тех же городех, а холопства на тех приводных холопех без бояр

их те люди, которые тех холопей изымают, искати не учнут; и таких

приводных холопей до тех мест, как исцы их приедут из далных

городов, отдати тем людем, у которых за них поимаются, и велеть

тем людем, кому они будут отданы к приводу руку приложить. А как

тех холопей у них в приказ спросят, и им тех холопей велеть

поставить. А будет они тех людей держати у себя не похотят, и тех

приводных людей, до исцов их, дати на поруки. А будет по них 263

поруки не будет, и их отдати беречи приставом, а кормити их

велеть у приставов тем людем, кто за них изымается и у кого за

них изымается. А будет тот, кто за них изымается и у кого

изымается, кормити их не учнет и их велеть кормить приставом, а

впередь за тех людей прокорм и пожелезное приставу велеть

доправити на виноватом.

113. А кто помещик, или вотчинник возъмет служилую кабалу на

своего крестьянина, или на крестьянского сына, или на крестьянку

свою или на крестьянскую дочь девку, и тот крестьянин, или

крестьянской сын, или крестьянка, или крестьянская дочь, пожив у

него в холопстве, от него збежат и в бегах дадут на себя кому

другую кабалу иному кому, а прежней их боярин за них поимается, а

ответчик учнет на него бити челом и уличати тем, что он кабалу

взял на своего крестьянина, или на крестьянского сына, или на

крестьянку, или на крестьянскую дочь, и тем того человека учнет

тот ответчик у него оттягивати, и похочет быти прав своею

кабалою, и таких беглых людей ис холопства отдать прежним их

боярам во крестьянство. А что тот их прежней боярин взял на них

служилые кабалы, и ему за то, что государь укажет, для того, что

по государеву указу ни кому на крестьян своих и на крестьянъских

детей кабал имать не велено.

114. А от кого побежит крепостной холоп, и в бегах кому даст

на себя служилую кабалу, и дав ту кабалу, из бегов воротится к

прежнему своему боярину, и учнет у прежняго своего боярина

служити по его смерть, а по смерти прежнего своего боярина бъет

челом в холопи, и кабалу даст кому иному, мимо того, кому он

напередь того кабалу на себя дал, бегаючи от прежнего своего

боярина и тот холоп тому и крепок, кому он даст на себя кабалу по

смерти перваго своего боярина. А что он наперед того дал на себя

кабалу при первом своем боярине в бегах, и та кабала не в кабалу

потому, что он ту кабалу дал на себя бегаючи от первого боярина

воровством.

115. А от которого боярина зъбежит холоп, а от другого

боярина зъбежит раба, вдова или девка, а оба они холоп и раба

кабальные или старинные, или один кабалной, а другой старинной, и

бегаючи холоп женится на той беглой рабе на вдове, или на девке,

а после того за них поимаются те люди, от кого они збежат, и

учнут бити челом один о холопе, а другой о жонке, или о девке, и

им дати жеребей, и чей жеребей вымется, и ему дати тому, чей 264

жеребей останется, за холопа или за рабу десять рублев, а холопа

с рабою взяти к себе, и служити у него тем людем по крепости, а

куплеными людьми ему тех людей не называти.

116. А которые тяглые люди учнут в Холопей приказ приносити

житейские записи на детей своих или на братью и племянников не

тяглым всяких чинов людем, на урочные на многие годы, и на таких

тяглых людей не тяглым людем житейских записей на многие годы не

записывати, а записывати такие житейские записи только на пять

лет, а больши пяти лет не записывати.

117. Да в прошлом во 132-м году послан указ, блаженныя

памяти великаго государя царя и великого князя Михаила

Феодоровича всеа Русии в Сибирь, да в Астарахань, татар и

татарченков мужеского и женского пслу всяким людем покупати и

даром ни у кого имати и крестити, и на Русь ни с кем высылати не

велено.А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович

всеа Русии указал таких татар и татарченков в Астарахани и в

Сибири покупати всяким людем попрежнему, опричь воевод и всяких

приказных людей, которые воеводы и всякие приказные люди у

государевых дел будут в Сибири и в Астарахани. И будет таких

купленых татар кто приведет к кабалной записке, или по купчей,

или по даной, и тех купленых татар записывати в книги в рожей и в

приметы, и с книг давати тем людем, кто их к записке приведет,

выписи за дьячьею рукою.

118. А будет кто в Астарахани и в Сибири татар и татарченков

учнет у кого красти или отъимати силно, и тем, людем за то по

сыску чинити жестокое наказание, и тех татар и татарченков,

которых они украдут, или отъимут силно, взяв у них будет они не

крещены, отдати тем людем, у кого они их украдут или отъимут. А

будет они тех татар и татарченков крестят, и на них за тех татар

и за тех татарченков доправити против тамошния продажи болшую

цену, и отдати тем людем, у кого они тех татар и татарченков

украдут, или отъимут, а тем новокрещеным татаром быти у них.

119. А которые судные дела о холопех вершены по государеву

указу и по боярским приговором до сего Уложенья во всех приказех,

и тем делам и быти по тому, как те дела вершены, а впредь тех дел

не всчинати и не переговаривати.

 

ГЛАВА XXI 265

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...