Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о психическом здоровье




МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Харьков


 

Копирование для распространения в любом виде части или полностью возможно только с разрешения авторов учебного пособия.

 

Медицинская психология: методические указания для самостоятельной работы студентов //А.М.Кожина, Г.А.Самардакова, В.И.Коростий, В.М.Синайко, Т.П.Мозговая, И.М. Соколова, Л.М.Гайчук, Н.В.Георгиевская, М.Н.Хаустов, И.Н.Стрельникова, А.А.Черкасова, Ш.Д. Таравнех. – Харьков, 2014. – 100 с.


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявлениях психики. Психологию подразделяют на общую, индивидуальную и социальную. Из общей психологии выделяют возрастную, медицинскую, инженерную, космическую, военную и др. Психология непосредственно связана с философией и другими науками о человеке, играет значительную роль в научном познании закономерностей формирования личности, ее идейных, моральных, этических и эстетичных установок и ценностей.

Общая психология - наука о закономерностях формирования и практической реализации психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, эффекторно-волевой сферы, сознания) в отдельности и в их взаимодействии, которое составляет личность. Она дает врачу методы, которые позволяют замечать незначительные изменения в психическом состоянии больного, шаг за шагом наблюдать за ходом заболевания, отмечая положительное или отрицательное действие способов лечения.

Медицинская психология — это область психологии, которая изучает закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе, профилактической и гигиенической работе медицинского персонала.

Медицинская психология направлена на решение теоретических и практических задач, связанных с укреплением и поддержанием психологического здоровья населения, предупреждением заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением вопросов экспертизы, социально-трудовой реаби­литации здоровых и больных людей, а также с изучением психологических особенностей профессиональной деятельности медицинского работника.

Место медицинской психологии в клинической медицине определяется объектом исследования этих наук — больным человеком, который при любом заболевании имеет измененную психику. Психологические особенности поведения врача при том или ином заболевании, коррекция психики в процессе лечения больного, психотерапевтическое влияние на больного – основные точки соприкосновения этих наук. Медицинская психология связана со всеми медицинскими специальностями (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, гигиена и др.), имеет при этом некоторые специфические подходы, и, соответственно, играет большую роль в подготовке врачей любого профиля.

Основные задачи медицинской психологии:

1. Психологическая оценка индивидуальных особенностей больного, изменений его психических функций под влиянием различных психических и соматических заболеваний

2. Изучение влияния различных психических и сомато-неврологических болезней на психическую сферу детей и взрослых

3. Оценка роли психических воздействий в возникновении, течении и предупреждении психосоматических заболеваний, их психопатологических осложнений

4. Анализ индивидуальных и профессиональных психологических особенностей поведения и работы с больными врача и других медицинских работников

5. Изучение психологии взаимоотношений больного и медицинских работников при осуществлении лечебно-диагностического процесса

6. Разработка принципов и методов экспериментально-психологического исследования в клинике, методов коррекции и психотерапевтического обеспечения диагностического и лечебного процессов.

В Украине психология развивается как интегральная часть мировой психологической науки. На начало ХХ ст. сформировались научные школы: Киевская (Г.И.Челпанов, И.А.Сикорский, С.А.Ананьин), Одесская (И.М.Се­ченов, И.И.Мечников, М.М.Ланге, С.Л.Рубинштейн). Одним из важнейших центров развития экспериментальной психологии в 20-30 годах ХХ век был Харьков. История развития медицинской психологии также связана с такими известными учеными, как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, О.В. Запоро­жец, А.Я. Анфимов, К.К. Платонов, О.М. Леонтьев, В.П.Протопо­пов, П.И. Зинченко, Л.И. Божович и др.

Так, Александр Романович Лурия был основоположником нейропсихологии в СССР, его исследования были посвящены проблемам локализации высших психических функций и их нарушений при повреждениях головного мозга. Лев Семенович Выготский занимался проблемами развития психических функций, разработал понятие о «психологических системах», которые подразумевали функциональные связи между различными психическими функциями, предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц головного мозга. Работы Л.С.Выготского обогатили психиатрию, дефектологию, другие науки о человеке. Николай Алексеевич Бернштейн разработал методы исследования – кимоциклографию и циклограмметрию, с помощью которых были изучены движения человека в норме и у больных с патологией нервной системы, при пользовании протезами конечностей. Полученные им результаты позволили уточнить представление о локализации функций в нервной системе, предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций. Петр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем, которая является одной из важнейших в психофизиологии. Блюма Вульфовна Зейгарник стояла у истоков формирования патопсихологии, занималась разработкой культурно-исторической теории применительно к исследованию проблем патологии различных психических процессов. Леонид Фокич Бурлачук занимался вопросами методологии психологических исследований, принципов психодиагностики, разработкой понятий об уровнях психического здоровья. Вадим Моисеевич Блейхер уделял большое внимание разработке принципов патопсихологической диагностики при различных психических заболеваниях.

Прежде чем перейти к описанию методов, которые используются в медицинской психологии, следует остановиться на основных этапах экспериментально-психологического обследования.

Психодиагностическое исследование включает этапы:

ü Подготовительный (постановка гипотезы, подбор методов)

ü Собственно экспериментальный

ü Количественной обработки данных исследования

ü Интерпретация полученных данных, написание заключения

На подготовительном этапе формулируется вопрос (гипотеза), на который необходимо найти ответ. Чаще всего это вопрос о дифференциальной диагностике, о причинах или факторах, которые определяют специфику протекания того или иного заболевания, об установлении индивидуально-психологических особенностей личности больного.

После того, как проблема сформулирована, можно, перебирая все возможные явления, установить, как и насколько влияют они на событие, которое интересует исследователя. Такой предварительный ответ на вопрос о характере связи событий представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе есть возможность ее проверки. Часто при планировании исследования могут возникнуть несколько равновероятных гипотез, тогда они проверяются последовательно.

Психологический диагноз – это выявления скрытых причин видимого неблагополучия (Л.Ф.Бурлачук).

В медицинской психологии используются следующие методы:

1 - метод клинической направленной беседы,

2 - метод наблюдения,

3 – эксперимент,

4 – психодиагностическое обследование.

Клиническая беседа и наблюдение – это основные методы, применяемые в повседневной практической работе врача и медицинского психолога.

Метод клинической беседы, (интервью). Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и структуре проблемы пациента, а также способ психологического влияния на человека, выработанный непосредственно на основе личного контакта врача, психолога и пациента.

Принципами клинической беседы являются: однозначность, точность и доступность формулировок, адекватность, последовательность; гибкость, беспристрастность опроса, достоверность полученной информации. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, которая предусматривает умение установить контакт с обследуемым, дать возможность максимально свободно высказывать свои мысли.

В процессе клинической беседы происходит сбор анамнестических сведений и опрос жалоб больного. Материалы анамнеза позволяют судить о характере болезни, причинах и обстоятельствах ее возникновения, особенностях течения и клинических проявлениях. Собирая анамнестические сведения, врач может оценить нервно-психическое состояние пациента в период, предшествующий заболеванию, узнать, лечился ли больной ранее и в каких отделениях, насколько эффективным было проводимое лечение. Анамнез дает возможность врачу определить отношение больного к своему заболеванию, особенности психологических реакций на болезнь. При опросе больного врач не только оценивает фактический материал, но и имеет возможность определить психологические особенности больного. Нужно предоставить больному возможность самостоятельно рассказать о своем заболевании, своей жизни, однако беседа с больным должна направляться врачом. Очень важно правильно, в определенном порядке и форме задавать вопросы больному, нельзя вопросами внушать больному те или иные ощущения (например, иногда достаточно спросить больного, нет ли у него болей в области сердца, и он начинает их испытывать). С особой деликатностью следует затрагивать наиболее интимные вопросы жизни пациента. Врач должен учитывать, как внимательно и вдумчиво слушает больной его вопросы.

Однако больные, страдая от неприятных ощущений и болей, могут думать, что либо врач невнимательно обследовал его, либо болезнь очень серьезная и неизлечимая. Кроме того, некоторые стремятся остаться на положении больного, хотя и наступило выздоровление, опасаются возвращаться к прежнему здоровому образу жизни. В этом случае можно говорить об установке на болезнь. Нередко больные недооценивают тяжесть своего болезненного состояния и либо вовсе не высказывают жалоб, либо смягчают степень их выраженности.

Клиническая беседа - важный метод не только исследования больного, но и взаимодействия врача с больным, влияния на больного.

Метод наблюдения. Одним из наиболее типичных способов работы исследователя является наблюдение за объектом (человек, группа) в ожидании, что явления, интересующие исследователя, проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать. С помощью этого метода изучают психические процессы, состояния и свойства у здоровых и больных людей. Изучение психики осуществляется в естественных жизненных условиях и отличается от естественного эксперимента тем, что врач или психолог является пассивным наблюдателем и вынужден ждать, когда вторично сможет увидеть явления, которые его интересуют.

Преимущество этого метода состоит в том, что во время наблюдения не нарушается естественный ход психических явлений. Недостатком метода наблюдения является то, что он не дает возможности с абсолютной точностью установить причину конкретного психического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения психического явления. Наблюдение проводится в обычных условиях жизни: в семье, в процессе труда, игре, обучении, в палате больницы. Учитывается самостоятельная активность, наблюдательность, особенности реакций пациента на происходящее, его взаимоотношения с окружающими. Наблюдение должно быть направленным, т.е. преследовать определенные задачи. В медицинской практике оно дает возможность оценить сон больного, его аппетит, настроение, психическую активность и т.д.

Эксперимент. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предусматривает организацию ситуации исследования, которое позволяет осуществить то, что невозможно в наблюдении - относительно полный контроль переменных. Под переменной понимается реальность, которую можно изменять в экспериментальной ситуации. Манипулирование переменными - одна из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Если исследователя интересует любая связь явлений между собою, то в эксперименте возможно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет то или иное изменение в ситуации как следствие созданного им изменения. При наблюдении же исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не наступить. Эксперимент бывает 4 видов: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Недостатком метода является то, что его тяжело организовать таким образом, чтобы исследуемый не знал о том, что с ним происходит. Поэтому у исследуемого может обнаруживаться скованность, неуверенность, осознанная и неосознанная тревога и т.п.

Психодиагностическое обследование. На основе психодиагностического исследования проверяют гипотезы о зависимостях между разными психологическими характеристиками. Обнаружив их особенности в достаточном количестве исследуемых, появляется возможность на основе соответствующих математических процедур установить их взаимосвязь. Требования к психодиагностическому исследованию те же, что и к эксперименту - контроль переменных. Психодиагностика, кроме того, есть самостоятельная область психологии и, в этом случае исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование. Психодиагностика как область психологии ориентирована на измерение личностно-психологических свойств личности.

Психодиагностика - это наука и практика установления психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики - может устанавливаться на разных уровнях.

1 уровень - симптоматичный или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков)

2 уровень – этиологический, который учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновение.

3 уровень - уровень типологического диагноза, который состоит в определении места и значение выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.

Методы психодиагностики. Основными методами психодиагностики есть тестирование и опрос, методическим воплощением которых есть соответственно, тесты и опросники, которые также называются методиками. Методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют информацию о человеке вообще, а прицельно о тех или других ее особенностях (об интеллекте, тревожности и т.д.), позволяет провести качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми. Информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или другой деятельности индивида.

Тестирование. Тест - это проба, задача или система задач, которые дают возможность быстро оценить психическое состояние или уровень интеллектуального развития исследуемого.

Психологическая диагностика использует ряд экспериментально-психологических методик - тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований - типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Существуют тесты вербальные (языковые) и невербальные (рисуночные). Преимущественно выделяют две группы тестов - стандартизированные и проективные.

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом (тесты интеллекта, специальных способностей, для измерения творческих способностей).

Однако, существуют тесты, ориентированные на другое: они определяют не оценочные показатели (например, уровень развития определенного свойства), а качественные особенности личности. К этой группе тестов принадлежат проективные методики. Они базируются на том, что в разнообразных проявлениях индивида воплощается его личность, в том числе скрытые, несознаваемые потребности, конфликты, переживания. То есть, основным является субъективное содержание и отношение, которое вызовет тест у обследуемого, что позволяет строить заключения об особенностях личности.

Опросниками называют методики, которые содержат набор вопросов, на которые обследуемый должен ответить, соглашается ли он с этим утверждением или нет. Существуют опросники "открытого" типа (ответы даются в произвольной форме) и "закрытого" типа (ответ выбирают из вариантов, которые представлены в опроснике). Кроме того, различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предоставляют возможность получить такую информацию об обследуемом, которая не отображает непосредственно его личностные особенности. Например, биографические, опросники интересов, установок.

Личностные опросники для измерения особенностей личности делятся на несколько групп:

ü типологические опросники, разработанные на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, который отличается качественно своеобразными проявлениями;

ü опросник черт личности, которые определяют выраженность черт - стойких личностных признаков;

ü опросник мотивов;

ü опросник ценностей;

ü опросник установок;

ü опросники интересов

Методы психологического исследования не являются изолированными, они могут входить составной частью один в другой.

Основные психодиагностические методики:

Сфера психической деятельности Психодиагностическая методика
Восприятие Сенсорная возбудимость Пробы Ашаффенбурга, Рехардта, Липмана
Память Тест десяти слов Запоминание цифр Воспроизведение рассказов
Внимание Таблицы Шульте Корректурная проба Счет по Крепелину
Мышление Тесты на классификацию, исключение понятий, силлогизмы, аналогии, обобщение толкование пословиц Ассоциативный эксперимент Пиктограмма
Интеллект Тест Равена, Тест Векслера
Эмоции Тест Спилбергера Метод цветовых выборов Люшера ТАТ (тематический апперцепционный тест) Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)
Личность MMPI САН, ТРАНС Опросник Айзенка «Незаконченные предложения» Методика самооценки Дембо - Рубинштейна

Последний этап психодиагностического исследования обязательно включает в себя написание заключения по полученным результатам.

Одним из важнейших в медицинской психологии является понятие о психическом здоровье. Согласно Уставу ВОЗ, здоровье определяют как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Выделяют составляющие здоровья: 1) физическая (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения); 2) психическая (психическое благополучие, контроль поведения и эмоциональных реакций, функционирование когнитивных процессов); 3) социальная (межличностное общение); 4) ролевая (свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе); 5) общая самооценка здоровья.

Описаны три взаимосвязанные аспекты здоровья - соматический, психический и духовный, которые основаны на соответствующих уровнях личности, учет которых необходим для правильного планирования валеологических мероприятий. Духовный (нравственный) аспект здоровья – это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, бережное отношение к жизни и здоровью других.

В соответствии с критериями ВОЗ, под психическим здоровьем понимают: а) отсутствие выраженных психических расстройств; б) определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы, затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в) состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об "объективной реальности".

Психическое здоровье - это отсутствие психического заболевания, нормальное психическое развитие и благоприятное функциональное состояние высших отделов ЦНС. Для детей - это наличие нормальных способностей к овладению знаниями и умениями, возможностей выполнения всех требований школьной жизни, соблюдения норм поведения во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Нормальное развитие - гармоничное, соответствующее возрасту, с нормальным функциональным состоянием и нормальной умственной работоспособностью, с положительным эмоциональным состоянием.

Общепризнанным является выделение 5 групп здоровья:

1. Здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные или некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Больные хроническими болезнями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

4. Больные с хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5. Больные с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Важным в медицинской психологии является понятие о психологической адаптации человека, т.е. способности изменения структурных связей для сохранения функций и обеспечения существования человека в изменившейся среде. Адаптация может включать как физиологические, так и поведенческие реакции. Выделяют несколько типов адаптационных состояний:

1. Состояние «физиологической адаптации» - обычное существование человека в меняющихся условиях среды при оптимальном режиме всех функциональных систем.

2. Состояние напряженной адаптации – при возникновении необходимости перестройки, изменения существующих параметров деятельности, требующих определенного напряжения в работе соответствующих функциональных систем.

3. Состояние патологической адаптации, наступающее при превышении резервных возможностей организма, которое может привести к полному истощению адаптационных механизмов и развитию дезадаптации.

ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ

Личность является наиболее сложным психическим образованием, в ко­тором тесно переплетаются множество биологических и социальных ка­честв. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражаются на его взаимоотношениях с другими факторами и на самой личности в целом. Различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются в соответствии с тем, объектом какой науки оказывается исследование личности.

Так, например, личность в общественных науках рассматривается как особое качество человека, которое он приобретает в социокультурной среде в процессе со­вместной деятельности и общения. Личность в широком смысле определяется как ансамбль психической ор­ганизации человеческого индивида.

Личность в узком значении - уровень «интегральной индивидуальности», на котором осуществляются главные жизненные выборы, принимаются ре­шение. Это индивидуальная совокупность свойств человека (интеллектуаль­ных, эмоциональных, волевых, морально - этическому и др.), особенностей его психических процессов, которые образуют стойкое единство и детерминированы социальной средой. Личность - это совокупность врожденных и приобретенных психических черт, характерных для данного индивида и определяющая уникальность и неповторимость этого индивида.

Основу личности как носителя сознания и активного социального суще­ства, составляют способности, темперамент и характер, особенности течения других психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельно­сти, мировосприятия, моральных установок и др.

Структура личности, которая была предложена К.К. Платоновым отобра­жает сложность ее формирования (соединение биологических и социально-психологических свойств) в совокупности разных характеристик личности: а) биологически обусловленные качества (задатки, темперамент, патологиче­ские изменения личности); б) социально обусловленные качества (духовные потребности, направленность, моральные качества); в) качества личности, обусловленные опытом (знания, привычки, умения, навыки); г) качества, обусловленные индивидуальными особенностями психических процессов (тип памяти, степень эмоционально-моторной устойчивости).

В последние годы, как в медицинской психологии, так и в клинической психиатрии значительно возрос интерес к исследованиям личностных осо­бенностей больных. Это объясняется рядом обстоятельств: а) изменения личности, обладая нозологической специфичностью могут использоваться при дифференциальной диагностике; б) анализ преморбидных свойств лич­ности полезен при установлении причин происхождения различных заболе­ваний (психических и соматических); в) понимание личностных изменений в течении заболевания обогащает представления о его патогенетических механизмах; г) учет особенностей личности важен при разработке комплекса реабилитационных мероприятий.

В сферу индивидуально-психологических особенностей личности вклю­чают способности, темперамент и характер личности. От способностей как психологических особенностей человека зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но они к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Это возможность, а не действительность мастерства, знаний и умений, это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности. Способности проявляются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Они обна­руживаются в динамике приобретения знаний, умений и навыков. Высшей ступенью развития способностей есть талант - соединение способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять любую работу, то есть сложную трудовую деятельность. Непременным ус­ловием развития способностей есть обучение и воспитание, начиная с ранне­го детского возраста. Способности не передаются по наследству, но без за­датков трудно развить высокие способности. Биоло­гическими предпосылками способностей есть задатки. Задатками называют морфологические и функциональные особенности мозга, органов чувств и движений, которые выступают в качестве естественных предпосылок разви­тия способностей.

Выделяют качественную (организаторские, музыкальные, интеллектуаль­ные способности и др.) и количественную (уровень способностей к опреде­ленным знаниям и умениям) характеристику способностей. В зависимости от деятельности разделяют конкретные ведущие и вспомогательные способ­ности. Способности (умственные, художественные, музыкальные и др.) свя­заны с типом ВНД, то есть с преобладанием той или другой сигнальной сис­темой (мыслительный, художественный и средний типы).

Под темпераментом понимают такие врожденные индивидуальные свой­ства психики, которые определяют динамику психической деятельности че­ловека, одинаково обнаруживаются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом воз­расте.

Темпераменты впервые были описаны врачами древности Галеном и Гиппократом. Они разделили всех людей на четыре типа темперамента: хо­лерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характеризующиеся следующи­ми психологическими особенностями:

ü Сангвиник - экстраверт, живой, подвижный, стремится к частой смене впечатлений, сильный, быстро реагирующий на события вокруг себя, сравни­тельно легко переживающий неудачи и неприятности. Сангвиник - человек горячий, очень продуктивный, но только тогда, когда дело ему интересно.

ü Флегматик - интроверт, медлителен, невозмутим, с устойчивыми стремле­ниями и настроением, внешне слабо выражает свои переживания, спокоен и уравновешен, в делах настойчив, упорядочен в работе и поведении. Его мед­лительность компенсируется прилежностью в делах.

ü Холерик - экстраверт, быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но неуравновешен, склонен к бурным эмоцио­нальным вспышкам, резким сменам настроения. Увлекшись каким-либо де­лом, он расточительно расходует силы и очень быстро истощается.

ü Меланхолик - интроверт, легко раним, глубоко переживает даже незначи­тельные события, отличается повышенной впечатлительностью и легкой эмоциональной ранимостью.

Каждый тип темперамента имеет свои достоинства и недостатки. Так, сангвиник обладает высокой отзывчивостью, откликаемостью в сочетании с поверхностностью и непостоянством. Флегматика отличает наличие вы­держки и самообладания в сочетание с сухостью и недостаточной отзывчи­востью. Холерик обладает высоким потенциалом активности, с одной сторо­ны, и взрывчатостью - с другой. Меланхолика отличает глубокое пережива­ние и легкий эмоциональный отклик в сочетание с замкнутостью и застен­чивостью.

И.П.Павлов разработал физиологическую основу темпераментов, выде­лив типы высшей нервной деятельности по таким свойствам основных нерв­ных процессов (возбуждение и торможение), как сила, уравновешенность и подвижность. Согласно этой теории, слабый тип - меланхолик; сильный, безудержный - холерик; сильный, уравновешенный, подвижный - сангви­ник; сильный, уравновешенный, инертный - флегматик.

Кроме этих, общих для человека и животных типов ВНД, И.П. Павлов описал три человеческих типа по соотношению сигнальных систем. Люди, у которых в общении с окружающим миром равномерно задействованы обе сигнальные системы - средний, смешанный тип. Если преобладает первая сигнальная система - художественный тип, а если вторая - мыслительный тип. Так называемые крайние типы ВНД (слабый, сильный безудержный, мыслительный и художественный) труднее справляются с различными пси­хологическими трудностями и у них, нередко, в стрессовых ситуациях воз­никают различные болезненные проявления.

Темперамент предусматривает индивидуальный стиль деятельности, то есть индивидуальную систему приемов и способов действия, которая харак­терна для данного человека и индивидуально целесообразна. Характер – это совокупность индивидуальных психических свойств, которые обнаружи­ваются в типичных для данной личности способах деятельности и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам. Это индивидуальная своеобразность отношений к себе и окружающим, удовлетворения потребностей, работы и т.д. Характер – это темпе­рамент (тип высшей нервной деятельности) плюс жизненный опыт, интел­лект, воля, эмоции и прочие психические процессы.

В каждой черте характера выражается отношение человека к определен­ным обстоятельствам и сторонам действительности. В зависимости от пре­обладающего влияния разных психических процессов (мышление, внима­ния, воли, эмоционального отношения, точности и ловкости движений и др.) на способы действия выделяют интеллектуальные, эмоциональ­ные и волевые черты характера. Черты характера могут быть побуждениями к деятельности и тормозами; они в особенности ярко обнаруживаются в трудных ситуациях, образуют сложную цельную совокупность, которая оп­ределяет особенности личности. Выделяют четыре системы свойств харак­тера, которые выражаются в:

ü отношении к коллективу и отдельным людям (доброта, чуткость, требова­тельность, заносчивость и т.д.);

ü отношении к работе (трудолюбие, лень, добросовестность, ответствен­ность или безответственность и т.п.);

ü отношении к вещам (аккуратность или неопрятность, заботливое или небрежное обращение с вещами и др.);

ü отношении к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, заносчивость, скромность и др.).

К индивидуальным особенностям характера относят степень целостности и глубины его свойств, активность и силу характера, устойчивость или из­менчивость убеждений, пластичность и др. Формирование характера проис­ходит на базе типов ВНД (темперамента) под влиянием условий воспитание и обучение, особенно в семье. Этот процесс происходит в течение всей жиз­ни, однако, основные черты характера формируются к 20-22 годам. Наиболее неблагоприятные последствия для формирования характера возникают от воспитания в условиях безнадзорности, жестокого обращения, "золушки", избалованности ("кумира семьи" и т.п.), лицемерия, святошества, зависти, воровства и др. В результате формируются такие типы, как добродушный, лицемерный, честолюбивый, забитый, злостно-забитый, угнетенный.

Сфера направленности личности включает в себя установки, интересы, мировоззрение, систему ценностей, мораль, идеологическую направлен­ность, трудовую и социальную активность. Вместе со способностями, тем­пераментом и характером они составляют ту цельную и полную характери­стику личности, которая определяет ее социальное значение. Направлен­ность - это система стимулов и ценностных ориентации, которая определяет выборочное отношение и активное поведение человека, то есть направлен­ность, в сущности, стойкая система мотивов, которые ориентируют жизнедеятельность личности.

Наряду с нормальными (социально адаптированными) выделяют акцен­туированные и аномальные личности. К акцентуированным личностям отно­сят не патологические, а крайние варианты нормы, скрытое или заметное чрезмерное усиления отдельных черт характера, которое создает повышен­ную чувствительность к определенным психическим влияниям при относи­тельной устойчивости к другим, что наиболее четко обнаруживается в экс­тремальных, эмоционально-стрессовых ситуациях.

К. Леонгард (1981) выделил следующие варианты акцентуированных лич­ностей: 1) эмотивные - тревожные, боязливые, жалостливые и мягко сердечные; 2) возбудимые - вспыльчивые, раздражительные, склонные к импуль­сивной агрессии, но отходчивые; 3) эпилептоидные - возбудимые, мститель­ные, жестокие; 4) демонстративные (с истерическими чертами) - склонные к самовосхвалению и истерическим реакциям, лживые, жаждущие привлечь к себе внимание, демонстративные в общении, эгоистичные; 5) демонстративно-застревающие (с истерическими и параноическими чертами) - лживые, самоуверенные, наглые, склонные к оговорам и клевете, честолюбивые, бо­лезненно чувствительные, лицемерные, мстительные, без этических норм; 6) дистимические (депрессивные) - постоянно поглощенные своими заботами, нерешительные, склонные к пессимизму; 7) дистимично - застревающие (па­раноические) - озабоченные и нерешительные, в них соединяются скупость и подозрительность; 8) педантичные (ананкастные, психастенические) - бо­язливые, тревожные, недоверчивые, совестливые; 9) застревающие ("пара­нойяльные"

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...