Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии
Психогигиена – отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования. Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. В настоящее время существует множество отраслей и направлений в медицине, при которых обязательно применяются психогигиенические мероприятия. В условиях постоянного информационного и эмоционального стресса наше общество нуждается в психологическом внимании особенно со стороны медиков. Врач любой специальности каждый день своей работы сталкивается с проявлениями психологической дезадаптации со стороны пациентов любого профиля. Не зависимо от возраста и заболевания пациента, врач выступает в роли внимательного слушателя, которому пациент доверяет не только телесные, но и душевные страдания. Врач любой специализации должен уметь применять на практике психогигиенические мероприятия. Разделы психогигиены: 1. Психогигиена труда; 2. Возрастная психогигиена; 3. Психогигиена воспитания и обучения; 4. Психогигиена семьи и половой жизни; 5. Психогигиена отдыха и быта; 6. Психогигиена больного человека; 7. Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией; 8. Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др. Для каждого вида психогигиены существуют свои необходимые мероприятия. Можно выделить следующие пункты, которые обеспечивают различные разделы психогигиены.
Психогигиена труда. Включает в себя необходимость обеспечения профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям. Важным фактором, который необходимо устранить является дефицит времени для решения производственных задач. Для нормальной работы коллектива и каждого из его членов необходимо установление положительного эмоционального отношения к выполняемой работе. Также необходимо избегать эмоционального утомления (частая причина – сенсорная депривация при однообразии трудовых операций на конвейерном производстве, вождении транспорта и т.д.) Возрастная психогигиена. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности психогигиенических мероприятий. Так, в раннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д. В школьном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон, исключение курения, употребления наркотиков и алкоголя, дозированные занятия на компьютере и просмотра телевизора. В юношеском возрасте психогигиеническими мероприятиями являются - дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении. Зрелый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении психогигиенических мероприятий. В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек. В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, профилактика и своевременное лечение заболеваний и т.п. Продолжение профессиональной деятельности является очень важным психопрофилактическим и психогигиеническим фактором. Оставаясь на работе человек продолжает активную умственную и физическую деятельность, должен поддерживать себя в форме, чувствует себя полезным, нужным в обществе. Своевременная профилактика и лечение заболеваний ведет к продолжению полноценной, здоровой жизни пожилого человека.
Психогигиена семьи и половой жизни. Является очень важной для общества, т.к. полноценная и здоровая семья - это здоровое, трудоспособное общество, которое может воспитать социально адаптированное молодое поколение. Для обеспечения психогигиены семи и половой жизни необходимы следующие условия: ü наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи; ü умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей, т.к. в настоящее время, когда женщина работает на равне с мужчиной, ей трудно одной справляться с домашними делами, воспитанием детей; ü отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя; ü удовлетворенность сексуальными отношениями, которые имеют основополагающее значение в браке и влияют не только на физиологическую сторону отношений супругов, но и влияют на психологический климат в семье; ü умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям; ü уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера. Психогигиена отдыха и быта направлена на обеспечение нормальных условий быта и отдыха, на предупреждение неблагоприятных последствий вследствие неправильного отдыха и условий жизни. Психогигиенические мероприятия во время отдыха направлены на правильное планирование отдыха в зависимости от увлечений, физического и психического состояния. Обеспечение «здорового» отдыха определяется адекватнми физическими нагрузками, предупреждением избыточного употребления спиртных напитков и т.д. При отдыхе в экзотических странах нужна предварительная вакцинация от тропических заболеваний, которые могут проявиться уже после приезда.
Психогигиена быта обеспечивается соблюдением следующих правил: создание благоприятных бытовых условий жизни в соответствии с гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями; при проведении ремонтов использовать нетоксичные материалы; учет психологической совместимости проживающих в одном доме или квартире членов семьи и т.д. При проведении психогигиенических мероприятий в отношении быта необходимо учитывать тот факт, что место и условия проживания влияют на психологическое состояние человека и при неудовлетворительных социально-бытовых условиях человек переносит свои проблемы на свою профессиональную деятельность. Психогигиена больного человека. Больному должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников. Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию. При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания. Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с врачом, согласию на необходимые процедуры и методы исследования. В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов). Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков в настоящее время является очень актуальной и необходимой в связи с широким их распространением среди населения. Курение, употребление спиртных напитков и наркотиков затрагивает все более молодые слои населения. Алкоголизм и наркомания сильно «помолодели» и имеют опасную тенденцию к широкому распространению среди молодежи. Употребление алкоголя и «легких» наркотиков теперь не является для них чем-то осуждаемым и запретным. Вследствие этого растет число больных алкоголизмом и наркоманией в молодом возрасте.
Психогигиенические мероприятия по предупреждению вредных привычек, алкоголизма и наркомании базируются на следующем: 1. доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков; 2. распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей; 3. воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом; 4. уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков; 5. строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.; 6. организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках; 7. создание государственных программ для детей из неблагополучных семей. Психогигиена труда медицинского работника. Общеизвестно, что врач должен соблюдать принципы здорового образа жизни не только для укрепления собственного здоровья, но и в качестве примера для своих пациентов. Здоровый врач может принести больше пользы для общества имея хорошее психологическое и физическое состояние. Для работы врача любого профиля важным является достаточный уровень функционирования всех видов психической сферы, т.к. в его работе необходимо быстро принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье пациента. Таким образом, в психогигиенические мероприятия труда медицинского работника входит: 1. правильная организация рабочего времени; 2. учет психологических особенностей человека в выборе медицинской профессии; 3. умение правильно общаться с пациентами; 4. при общении с пациентами уметь видеть их психологические особенности и использовать эти навыки при лечении; 5. применять психотерапевтический подход в общении и лечении пациентов; 6. использовать психотерапевтический подход в общении с родственниками пациентов, т.к. они тоже переживают за своего родственника и иногда не в состоянии понять необходимых действий врача; 7. соблюдать правила врачебной этики и деонтологии – врач всегда должен поступать коллегиально, не отказывать в консультативной помощи другим врачам, не стесняться советоваться с коллегами, указывать на грубые ошибки со стороны других членов коллектива.
Психопрофилактика – отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий. Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях. Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в себя: ü изучение условий работы и характер работы на предприятии; ü изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии; ü консультативный прием психоневролога; ü выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний; ü составление плана психопрофилактической работы на предприятии; ü предварительное собеседование и обследование поступающих на работу; ü строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты; ü проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.; ü борьба с вредными привычками и алкоголизацией; ü осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения. Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами. Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания. Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни. На фоне всего вышеперечисленного легко возникают невротические реакции и состояния, реактивные состояния. Также источником невротизации могут быть ятрогении – болезненные состояния, вызванные неправильным поведением или высказываниями самого врача. Психопрофилактика детского и подросткового возраста важна не только для самого ребенка, но и для окружающей его семьи. Усиление внимания к психическому состоянию ребенка необходимо еще и потому, что возрастной период до 16 лет имеет повышенный риск в отношении психических расстройств. В детской психологии и психиатрии выделяют три основных кризисных периода, во время которых ребенок особо нуждается во внимании и психопрофилактических мероприятиях: 1) 3 года – переход от реактивных форм поведения к активным, состоит в появлении самосознания, потребности все делать самому. Депривация этой потребности нарушает развитие личности, становится основой конфликта, вызывает реакцию протеста со стороны ребенка, способствует фиксации таких черт характера, как упрямство. 2) 7 лет – пробуждение социального самосознания. 3) 12-15 лет – доминирует потребность в самовыражении и самоутверждении. Для психопрофилактики детского и юношеского возраста характерно решение следующих проблем: а) соответствие школьных нагрузок и интеллектуально-психологических особенностей ребенка; б) разумный режим дня; в) продуктивные и эмоционально адекватные отношения ребенка с педагогами и соучениками; г) предупреждение частой смены школьного коллектива; д) воспитание правильного отношения к своему полу, ориентации. Отдельной психологической проблемой для детей и подростков является полнота их семьи, отношения родителей между собой и с ребенком. Психопрофилактика позднего возраста. При организации психопрофилактики позднего возраста должно быть использовано знание не только слабых сторон, но и компенсаторных возможностей данного периода жизни. К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести: а) социальная активность; б) возможность применять и передавать накопленный опыт; в) сохранять работу или производственные контакты; г) вести активный образ жизни; д) постепенно готовить человека к пенсии; е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь. Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают: а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии; б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие. Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя: а) своевременную диагностику и лечение заболеваний; б) рациональную длительность пребывания в стационаре; в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента; г) полноценную социальную адаптацию. Психопрофилактика семьи и сексуальной жизни - это: а) чуткость во взаимоотношениях на вербальном и невербальном уровне; б) необходимость принимать во внимание сексуальную конституцию обоих партнеров; в) осведомленность о планах и потребностях, ожиданиях партнеров; г) наличие доверия между супругами, общие цели на будущее и т.д. Психотерапия – это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения. Основное средство в психотерапии – это слово, т.е. информация, цель которой в разъяснении причин и механизмов болезни, убеждении пересмотра своих взглядов на травмирующую ситуацию и свое состояние, внушение новых установок на будущее. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Ведущими видами психотерапии являются личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая, внушение, самовнушение и казуальная психотерапия. Методы личностно-ориентированной психотерапии. Рациональная психотерапия заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную стратегию поведения на дальнейшее, по возможности глубже повлиять на черты характера или укоренившиеся взгляды, делающие его особенно чувствительным и легкоранимым в отношении некоторых воздействий. Техника проведения рациональной терапии сводится к беседам с больным, во время которых врач разъясняет ему причины заболевания и обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах. Этот вид психотерапии применяется при всех видах невротических реакций, всех видах невротических и неврозоподобных состояний. Большое значение в искусстве психотерапии приобретает не только умение говорить самому, вести логически построенную и продуманную лечебную беседу, но и умение слушать больного, умение вызвать его на откровенный разговор, завоевать его доверие разносторонней образованностью, добротой и душевным отношением. Рациональная психотерапия как метод воздействия отличается особой гибкостью форм, их разнообразием, предельным индивидуализированием подхода, импровизационностью. Приемы рациональной психотерапии необходимо знать врачам любой специальности, в особенности семейным врачам. Как правило, именно к семейному врачу вначале обращается пациент, и даже после лечения у психиатра в клинике пациент возвращается к семейному врачу. Многие заболевания способны проявляться по разному, вследствие чего пациент попадает в кабинеты врачей разных специальностей. Многие известные заболевания человека имеют яркую эмоциональную окраску либо обусловлены психическими компонентами. У любого пациента выражена связь между его соматическим состоянием и эмоциями, психическими реакциями. Групповая психотерапия. При применении этого метода происходит влияние психотерапевта сразу на группу больных, а также влияние пациентов друг на друга. Общий принцип – сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Во время сеанса групповой психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Одной из ее форм является лечение «психодрамой», при которой больными разыгрываются значимые для них сцены. Один из участников или целая группа играет те роли, которые пациентам трудно играть в обычной жизни. Применяется при подавляющем большинстве невротических расстройств. Семейная психотерапия – система методов целенаправленного изменения совокупных и взаимосвязанных отношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Формы и техника проведения: наблюдение одним или двумя психотерапевтами одной семьи, работа с группой из нескольких семейных пар. Применяется при неврозах, соматогенных неврозоподобных состояниях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|