Психологические аспекты зависимости
Зависимость характеризуется патологическим влечением к какому-либо действию или веществу и чувством психического и физического дискомфорта при невозможности реализовать это влечение. Индивид часто становится зависимым не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиниться. Зависимая личность способна сама легко найти в окружающем объект или субъект зависимости. Одним из факторов риска формирования зависимости является психический инфантилизм, т.е. психическая незрелость личности с недостатком чувства сознания собственного «Я». Поведение таких личностей характеризуется детскостью, инфантилизм проявляется в виде протеста, эпатажа, поиска успокоения и удовлетворения вне реальности, незрелости неконтролируемости реакций. Инфантилизм формируется под действием воспитания, наследственных факторов, органических заболеваний головного мозга. Зависимые личности в преморбиде отличаются внушаемостью и подражаемостью, они не могут критически оценить свое поведение, легковерны, податливы к групповому воздействию, авторитарному управлению, их легко убедить в том, что никакого вреда эта привычка не приносит, «легкие наркотики не вызывают зависимости» и т.п. Особую роль внушаемость играет в формировании групповых форм зависимости, например, в становлении религиозного, спортивного или музыкального фанатизма. Зависимые личности склонны к имитационному поведению, готовности делать то, что делают другие. Они не способны адекватно и в полной мере планировать и прогнозировать будущее. Например, наркозависимые живут сегодняшним днем, минутой, их не пугает то влияние на здоровье, которое оказывает наркотик, их ничему не учит свой или чужой негативный опыт.
Зависимые личности отличаются негибкостью, тугоподвижностью всей психической деятельности. Они неукоснительно соблюдают те принципы жизни, которые для них оказываются наиболее значимыми. Так спортивные и музыкальные фанаты придерживаются определенного стиля одежды, прически, украшений. Для зависимых личностей характерна наивность, простодушие, непосредственность, крайность в требованиях, эмоциях, они не склонны к компромиссам. У зависимых личностей формируется эгоцентризм, они фиксируют внимание только на себе, своих интересах, основная их потребность - получить удовлетворение. У них отсутствует выдержка, им трудно ждать и догонять. Такие личности склонны к риску, постоянно ищут сложные и опасные способы достижения удовлетворения. Наряду с описанными чертами, зависимые личности испытывают страх быть покинутыми людьми, с которыми они связаны своей патологической страстью, страх самому не справиться с жизненными трудностями. Зависимость от психоактивных веществ. Психоактивные вещества – это такие вещества, однократный прием которых вызывает различные субъективно приятные психические состояния, при их злоупотреблении возникает зависимость, развивается деградация личности, нарушается социальная адаптация. Выделяют 3 группы психоактивных веществ: алкоголь, наркотики, токсические вещества. Мотивация употребления психоактивных веществ бывает различной. Одни принимают эти вещества с целью смягчения или устранения эмоционального дискомфорта, это такие состояния как страх, тревога, депрессия. При гедонической мотивации потребители психоактивных веществ стремятся получить удовлетворение, испытать чувство радости от из приема. Некоторые стремятся к поиску необычного действия, «полет в неизведанное». Эти ощущения возникают при употреблении марихуаны, опия, кокаина, ЛСД, циклодола, эфира и др. веществ. Ряд психоактивных веществ вызывают активирующее действие (эфедрин и его производные, марихуана, амфетамины, кофеин).
Нередко лица, употребляющие психоактивные вещества, считают себя причастными к кругу избранных, знатоков. Наиболее распространенной формой зависимости от психоактивных веществ является никотиновая зависимость. Курение табака широко распространенно во всем мире, несмотря на то, что в разное время и в разных странах были гонения на курильщиков. Сначала курили только мужчины, с 80 годов 19 столетия к курению начали приобщаться и женщины. В данное время средний возраст начинающих курить значительно понизился, а число девушек, которые курят, увеличилось. Курение все большее распространяется в юношеском, подростковом и даже детском возрасте. Большинство курильщиков знают о вреде курения, но продолжают курить. Привычка курить крепко вошла у жизни и быт многих людей, стала постоянной жизненной потребностью. Одной из основных причин начала курения является любопытство, желание узнать что-то новое, которое наиболее выражено в подростковом возрасте. Важную роль играет и стремление следовать взрослым, товарищам, признанным авторитетам, героям фильмов. Желание начать курить вызывают и цветастые рекламы сигарет, которыми буквально украшены наши города, и в которых предупреждение Минздрава о вреде курения написано таким неярким шрифтом, который просто не может привлечь внимание. Нередко подростки начинают курить, чтобы не быть предметом насмешек со стороны сверстников. По мере развития обычное курение становится сложным условным рефлексом, который включает в себя следующие компоненты: Ø элементы фетишизма – красивые и дорогие принадлежности для курения; Ø элементы ритуала – вертеть в руках зажигалку, разминать сигареты, набивка трубки, обрезание кончика сигары, первое затягивание, пускание колец и т.д.; Ø вкусовые ощущения, анализ субъективного удовлетворения; Ø удовлетворение от запаха табачного дыма; Ø рефлекторное влияние табачного дыма с его ингредиентами через дыхательную систему на внутренние органы; Ø непосредственное влияние никотина на ЦНС;
Ø элемент общения – курение как групповое проведение времени. Желание курить нередко остается даже при продолжительных сроках воздержания (10-15 лет). Сверхценные увлечения. Увлечение – повышенный интерес к чему-либо с пристрастным эмоциональным отношением. При сверхценном увлечении все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становится определяющими в жизни человека, оттесняющими на второй план или полностью блокирующими все другие виды деятельности. Признаки сверхценных увлечений: Øглубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения; Øпристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения; Øутрата чувства контроля времени, затраченного на увлечение; Øигнорирование любой другой деятельности. При сверхценных увлечениях происходит «бегство от реальности» в какую-либо деятельность в ущерб другой и в ущерб гармонии личности в целом. Патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, игроголизм). Выявлена высокая коморбидность этого расстройства с аффективными расстройствами и различными видами химической аддикции. Согласно статистике, риск развития игроголизма в 23 раза выше у лиц, употребляющих алкоголь, по сравнению с непьющиим. Начало игроголизма, как правило, у мужчин – в подростковым возрасте, а у женщин – во второй половине жизни. Признаки, характерные для лиц с патологической склонностью к азартным играм: 1. Постоянная увлеченность и увеличение времени, проведенного в ситуации игры. 2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, прокручивание преимущественно в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями. 3.“Потеря ситуационного контроля”, которая выражается в неспособности прервать игру волевым усилием (как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей). 4. Наличие признаков “сухой абстиненции”, выражающиеся в состоянии психического дискомфорта, раздражительности, беспокойства, тревоги, депрессии через короткие интервалы времени после прекращения игры с тяжело перебариваемым желанием опять приступить к ней.
5. Увеличение частоты участия в игре и стремление к все более высокому риску. 6. Увеличение способности поддаваться искушению возобновить игру, то есть снижение игровой толерантности. Игроголизм в своем развитии проходит 3 стадии (R.L.Custer, 1984). I стадия – стадия выигрыша. Для этого периода характерны эпизоды случайной игры с выигрышами, сопровождающиеся возбуждением и эйфорией. Возникает желание играть все чаще, повышать ставки, рисковать. Растет возбуждение, которое предшествует игре. Появляются фантазии на тему игры, беспричинный оптимизм и предчувствие большого выигрыша. Все чаще игра происходит на грани фола, когда за одно мгновение можно потерять все или приобрести “весь свет”. Формируется психологическая зависимость от игры. II стадия – прогрессирующих проигрышей. В этот период к уже сформировавшейся психической зависимости присоединяется физическая. Жизнь человека сосредоточена на игре. Он не может остановиться ни после выигрыша, ни тем более после проигрыша. Ощущения эйфории, которые имеют место в период между ставкой и результатом игры, подкрепляют влечение. Растет социальная дезадаптация: появляются финансовые проблемы, конфликты на работе и в семье, участие в рискованных мероприятиях, возможны правонарушения, направленные на поиск денег. Одновременно с этим снижаются психологические навыки в игре, появляются необдуманные ходы, неоправданный риск, количество проигрышей растет. Изменяется иерархия потребностей: доминирующей становится потребность в игре, вытесняя базисные физиологические потребности в еде, сексе и сне. При пробе закончить игру возникает синдром отмены, который сопровождается тяжелым дисфорическим состоянием с головной болью и вегетативными нарушениями, тревогой, напряжением, депрессией, ухудшением сна и внимания, суицидальными мыслями. В зависимости от социальных, ситуационных, личностных и интеллектуальных особенностей, вторая стадия может продолжаться до 10-15 лет. III стадия – отчаяния. Больной социально декомпенсирован, дезадаптирован и финансово несостоятелен. Выражено компульсивное влечение к игре. Реально ситуация не оценивается: проигрывается все движимое и недвижимое имущество, совершаются финансовые преступления. Критика к своему состоянию и ко всему, что происходит, отсутствует. При попытке прекратить игру возникает тяжелая абстиненция с выраженными депрессивными расстройствами и суицидальными попытками, а также агрессивным поведением. Выражена анозогнозия. Больные очень редко обращаются за помощью к психиатрам, как правило на консультацию их приводят родственники. Впервые психиатр их консультирует чаще после суицидальной попытки.
Игроголизм носит хронический и прогрессирующий характер. Компьютерная зависимость. От 5% до 14% пользующихся Интернетом страдают компьютерной зависимостью. Чаще всего это подростки и лица молодого возраста. Важной особенностью зависимого поведения лиц молодого возраста является возможность легкого перехода от одной аддикции к другой. Достаточно часто у них наблюдается одновременное наличие разнообразных видов зависимости. Компьютерная зависимость высококоморбидная с девиантными формами поведения, депрессивными и личностными расстройствами, с различными видами химических аддикций. В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости: 1. навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации с баз данных и поисковых сайтов); 2. пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; 3. виртуальные знакомства; 4. киберсекс (увлечение порносайтами); 5. компьютерные игры. Компьютерная зависимость формируется значительно быстрее, чем другие аддиктивные расстройства: приблизительно 25% больных приобрели зависимость в течение полугода после начала работы с компьютером, 58% - в течение второго полугода, 17% - через год. Выделяют ряд психологических и физических симптомов, характерных для компьютерных аддиктов: а) психологические симптомы: хорошее самочувствие либо эйфория за компьютером; невозможность остановиться, увеличение количества времени, проведенного за компьютером; неуважение родителями и друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражительности в период сокращения или прекращения использования интернета; предоставление неправдивых данных работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблема с работой или обучением, использование интернета в качестве пути бегства от проблем или облегчения тяжелых эмоций (чувства беспомощности, ярости тревожности, депрессии). б) физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головная боль по типу мигрени; боль в спине; нерегулярное питание; пренебрежение личной гигиеной; нарушение сна, изменение режима сна. Формирование компьютерной зависимости проходит три этапа: I-й этап – этап риска развития компьютерной зависимости. Основными характеристиками этого этапа является увеличение времени, проведенного для достижения поставленной цели и работы за компьютером, потеря ощущения времени, получение эмоционального удовлетворения за компьютером, трата большего количества денег на компьютерную деятельность, первые признаки социальной дезадаптации. II-й этап – этап сформированной компьютерной зависимостью Основные признаки, характерные для этого этапа: эмоционально-волевые нарушения и психическая зависимость. Отмечается рост толерантности к компьютеру, навязчивые мысли о нем и фантазирование. Наблюдается дезактуализация основных проблем – сна, отдыха, употребления еды, личной гигиены. Нарушаются режимы “сон-бодрствование” и “отдых-нагрузка”, время работы за компьютером – не только дневное, а и ночное. Деятельность за компьютером проводится за счет учебы, работы, социальных и личных отношений. С одной стороны, пациенты полностью ориентированы в компьютерных технологиях, с другой – имеет место своеобразная форма инфантилизма, практически полная беспомощность в мире социальных норм и отношений. III-й этап – тотальной компьютерной зависимости. Наблюдаются признаки как психической, так и физической зависимости. Остаются безуспешными попытки контролировать работу за компьютером. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения преобладают агрессивность, злостность, психомоторное возбуждение, депрессивные феномены, рассеянное внимание, мимовольные “печатающие движения” пальцев рук. Возможно демонстративно-шантажное суицидальное поведение при попытке окружающих помешать компьютерной деятельности. На данном этапе присутствуют физические симптомы: головная боль по типу мигрени, боль в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала). Выражена социальная и семейная дезадаптация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|