Задачи изучения дисциплины.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная криминогенная обстановка на территории Республики Казахстан характеризуется качественным изменением преступности, преобладанием в ней тяжких и особо тяжких видов преступлений, расширением масштабов влияния организованных преступных формирований. Последние в своей деятельности применяют глубоко законспирированные, замаскированные механизмы совершения преступлений, что ставит перед правоохранительными органами сложные задачи их своевременного выявления, предупреждения и раскрытия. В свою очередь, это требует постоянного повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Необходимость эффективной борьбы с преступностью обусловило принятие 15 сентября 1994 года Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности». В последующие годы в связи с изменением динамики и структуры преступности в данный нормативный акт неоднократно вносились изменения. Кроме того, оперативно-розыскные нормы нашли свое отражение и в ряде других законодательных актах Республики Казахстан – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Закон о государственных секретах, Закон о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе и др. В этой связи от современного сотрудника правоохранительных органов Казахстана требуется глубокое и прочное знание норм оперативно-розыскного законодательства и умение руководствоваться ими в повседневной работе при решении поставленных задач. Изучение теоретических и прикладных проблем оперативно-розыскной деятельности имеет важное значение для выработки у будущих бакалавров четкого понимания этого основного направления правоохранительной деятельности. Это обусловлено тем, что оперативный работник в силу своих функциональных обязанностей находится на переднем крае борьбы с преступностью.
Предлагаемая учебная программа призвана сформировать у обучающихся знание правовых основ оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в ходе изучения данной учебной дисциплины должно сформироваться понимание места и роли оперативно-розыскной деятельности в общей структуре уголовной юстиции Республики Казахстан. Цель учебной программы – содействие в подготовке квалифицированных специалистов-бакалавров в сфере правоохранительной деятельности. Программа построена с учетом положений смежных с оперативно-розыскной деятельностью отраслей права – уголовного, уголовно-процессуального, административного, криминалистики, юридической психологии и т.д. В программу учебного курса включены все наиболее важные темы, отражающие современное законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности. Каждая тема содержит вопросы, которые раскрывают ее содержание и определяет общее представление о рассматриваемых в ней понятиях, необходимых для дальнейшего обучения и освоения материала. Учебная программа отражает современное состояние законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности, в том числе некоторые организационные аспекты осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Программа реализуется во всех видах занятий: лекциях, семинарских и практических занятиях, при сдаче экзаменов и зачетов, а также при подготовке выпускных квалификационных работ. Программа курса также реализуется в самостоятельной работе обучающихся, которая предполагает самостоятельное изучение литературных, нормативных и иных источников, дополняющих совокупность информации, получаемой обучающимися во время лекций, семинарских и практических занятиях.
Отдельные темы могут быть более подробно изучены в процессе научных исследований, при подготовке к участию в конференциях и в ходе научных семинаров. Предлагаемая учебная программа предназначена для высших учебных заведений юридического профиля Республики Казахстан.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Параллельно с изучением отраслевых юридических дисциплин изучается дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность». Предметом ее изучения являются правовые основы деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Особенность данной дисциплины среди других специальных юридических дисциплин определяется тем, что в ее рамках изучаются лишь правовые основы данной государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Более углубленное изучение ее организационно-тактических аспектов тесно связано с защитой государственных секретов Республики Казахстан и осуществляется лишь в ведомственных учебных заведениях правоохранительных органов, а также в процессе специальной подготовки непосредственно в их оперативных аппаратах. Специфика дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» заключается еще и в том, что она позволяет свести в единый комплекс знания, полученные по другим юридическим отраслям знаний (уголовное право, криминология, уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза). Будущее правоохранительных органов Республики Казахстан определяется уровнем профессиональной подготовленности их кадров, к которым в настоящее время предъявляются повышенные требования в деятельности по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, а также по розыску уголовных преступников и лиц, пропавших без вести. Обучение в рамках дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» имеет целью формирование знаний: - о сущности и значении оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью; - о задачах оперативно-розыскной деятельности; - о принципах оперативно-розыскной деятельности; - о правовой основе оперативно-розыскной деятельности; - об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Казахстан;
- о правовом статусе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - о классификации оперативно-розыскных мероприятий и условиях их проведения; - о гарантиях соблюдения прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - об основаниях проведения и прекращения оперативно-розыскных мероприятий; - об общих и специальных оперативно-розыскных мероприятиях; - об использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел; - об ограничениях при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - о взаимодействии органов Республики Казахстан, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, между собой, с органами иных государств, с международными правоохранительными организациями; - о социальной и правовой защите сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - о социальной и правовой защите граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; - о ведомственном контроле и прокурорском надзоре за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 6.1 Сведения о преподавателях и контактная информация Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программе по курсу «Оперативно-розыскная деятельность». Рабочую программу подготовил старший преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики, магистр юриспруденции Рахимбеков К.Е., старший преподаватель, кандидат юридических наук Финк Д.А. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики. Кайрат Елимесович Рахимбеков, магистр юриспруденции, старший преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики, в 2002 году окончил с отличием Казахский гуманитарно-юридический университет по специальности «Юриспруденция», в 2004 году – с отличием магистратуру КазГЮУ по специальности «12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертология; оперативно-розыскная деятельность». Тема научного исследования «Тактика формирования доказательств в процессе расследования преступлений».
Денис Александрович Финк, старший преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики, в 2006 году с отличием окончил Казахский гуманитарно-юридический университет по специальности «Юриспруденция», в 2009 году – аспирантуру КазГЮУ по специальности «12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертология; оперативно-розыскная деятельность». 27 февраля 2010 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему: «Заглаживание вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе Республики Казахстан».
Контактная информация г. Астана шоссе Қоргалжын 8, Казахский Гуманитарно-Юридический Университет, кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики, к.352, телефон 70-30-45
6.2 Пререквизиты Пререквизиты курса: философия; теория государства и права; правоохранительные органы Республики Казахстан; уголовное право; уголовно-процессуальное право; криминалистика; судебная экспертология.
6.3 Постреквизиты
Постреквизиты курса: суд и правосудие: опыт, реалии, перспективы; спецпрактикум по криминалистике; прокурорский надзор Республики Казахстан; адвокатура и адвокатская деятельность Республики Казахстан. Характеристика дисциплины Цель изучения дисциплины Дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность» преподается на старших курсах юридического обучения, когда студенты уже овладели достаточными знаниями по основам правовых и специальных дисциплин и получили навыки в расследовании преступлений, проведении судебного разбирательства и других действий, составляющих профессиональную деятельность юриста. Очевидно, что владение основами знаний по данной дисциплине является одним из важнейших факторов для специальности правоохранительная деятельность. В связи с этим, изучение теории оперативно-розыскной деятельности способствует развитию профессиональных качеств сотрудника правоохранительных органов, наличие которых свидетельствует о неотъемлемой части профессиональной деятельности юриста, обучающегося по данной специальности. Поэтому целью изучения данной дисциплины является выработка у студентов дневного отделения системы знаний и четкого представления о том, что является предметом и задачами оперативно-розыскной деятельности, выделяющих ее в самостоятельную дисциплину среди юридических и наук с сфере уголовного судопроизводства; каковы представления о работе оперативного сотрудника и каковы критерии деятельности оперативного работника, связанные с ограничением прав и свобод граждан и человека, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность лиц – участников судопроизводства; в чем нравственная специфика оперативных работников. Эта общая цель конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач.
Задачи изучения дисциплины. В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен знать: - основные положения о понятии, сущности и функциях оперативно-розыскной деятельности; - основные нравственные принципы профессиональной деятельности оперативного сотрудника; - основные категории, понятия, применяемые при изучении данной дисциплины - некоторые аспекты деятельности оперативных сотрудников по выполнению оперативно-розыскных задач; - понятие, основания, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий; - специфику осуществляемой им профессиональной деятельности. При этом задачами изучения дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» является научить студента: - анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия оперативных сотрудников; - анализировать и оценивать правовые и нравственные аспекты деятельности участников оперативно-розыскного процесса; - использовать принципы в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с предъявляемыми оперативно-розыскной деятельностью требованиями. Обязанности студентов В обязанности студентов, изучающих курс «Оперативно-розыскная деятельность» входит, прежде всего: посещение и конспектирование лекций по данной дисциплине; активность и любознательность в ходе семинарских занятий; своевременная сдача промежуточного контроля (тестирование, выполнение письменных контрольных работ, коллоквиумы) и итогового контроля (зачет, экзамен). Для приобретения знаний и навыков по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность» необходимо, чтобы студенты своевременно и точно выполняли задания преподавателя, а также индивидуальные задания, разработанные для самостоятельной работы студентов. Студенты обязаны знакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Выполняя задания, в том числе работая над контрольными и курсовыми работами, студенты должны творчески подходить к решению поставленных задач. Критически изучая нормативную правовую базу Республики Казахстан и научную литературу по теории судебных доказательств, студенты должны высказывать свое мнение по исследуемым вопросам и аргументированно отстаивать свою точку зрения. При изучении дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» студенты должны свободно ориентироваться в национальном законодательстве, знать международное законодательство, умело толковать и применять нормы права при решении правовых казусов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|