Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи изучения дисциплины.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная криминогенная обстановка на территории Республики Казахстан характеризуется качественным изменением преступности, преобладанием в ней тяжких и особо тяжких видов преступлений, расширением масштабов влияния организованных преступных формирований. Последние в своей деятельности применяют глубоко законспирированные, замаскированные механизмы совершения преступлений, что ставит перед правоохранительными органами сложные задачи их своевременного выявления, предупреждения и раскрытия. В свою очередь, это требует постоянного повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Необходимость эффективной борьбы с преступностью обусловило принятие 15 сентября 1994 года Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности». В последующие годы в связи с изменением динамики и структуры преступности в данный нормативный акт неоднократно вносились изменения. Кроме того, оперативно-розыскные нормы нашли свое отражение и в ряде других законодательных актах Республики Казахстан – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Закон о государственных секретах, Закон о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе и др.

В этой связи от современного сотрудника правоохранительных органов Казахстана требуется глубокое и прочное знание норм оперативно-розыскного законодательства и умение руководствоваться ими в повседневной работе при решении поставленных задач.

Изучение теоретических и прикладных проблем оперативно-розыскной деятельности имеет важное значение для выработки у будущих бакалавров четкого понимания этого основного направления правоохранительной деятельности. Это обусловлено тем, что оперативный работник в силу своих функциональных обязанностей находится на переднем крае борьбы с преступностью.

Предлагаемая учебная программа призвана сформировать у обучающихся знание правовых основ оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в ходе изучения данной учебной дисциплины должно сформироваться понимание места и роли оперативно-розыскной деятельности в общей структуре уголовной юстиции Республики Казахстан.

Цель учебной программы – содействие в подготовке квалифицированных специалистов-бакалавров в сфере правоохранительной деятельности. Программа построена с учетом положений смежных с оперативно-розыскной деятельностью отраслей права – уголовного, уголовно-процессуального, административного, криминалистики, юридической психологии и т.д.

В программу учебного курса включены все наиболее важные темы, отражающие современное законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности.

Каждая тема содержит вопросы, которые раскрывают ее содержание и определяет общее представление о рассматриваемых в ней понятиях, необходимых для дальнейшего обучения и освоения материала.

Учебная программа отражает современное состояние законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности, в том числе некоторые организационные аспекты осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Программа реализуется во всех видах занятий: лекциях, семинарских и практических занятиях, при сдаче экзаменов и зачетов, а также при подготовке выпускных квалификационных работ.

Программа курса также реализуется в самостоятельной работе обучающихся, которая предполагает самостоятельное изучение литературных, нормативных и иных источников, дополняющих совокупность информации, получаемой обучающимися во время лекций, семинарских и практических занятиях.

Отдельные темы могут быть более подробно изучены в процессе научных исследований, при подготовке к участию в конференциях и в ходе научных семинаров.

Предлагаемая учебная программа предназначена для высших учебных заведений юридического профиля Республики Казахстан.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Параллельно с изучением отраслевых юридических дисциплин изучается дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность».

Предметом ее изучения являются правовые основы деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Особенность данной дисциплины среди других специальных юридических дисциплин определяется тем, что в ее рамках изучаются лишь правовые основы данной государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Более углубленное изучение ее организационно-тактических аспектов тесно связано с защитой государственных секретов Республики Казахстан и осуществляется лишь в ведомственных учебных заведениях правоохранительных органов, а также в процессе специальной подготовки непосредственно в их оперативных аппаратах.

Специфика дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» заключается еще и в том, что она позволяет свести в единый комплекс знания, полученные по другим юридическим отраслям знаний (уголовное право, криминология, уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза).

Будущее правоохранительных органов Республики Казахстан определяется уровнем профессиональной подготовленности их кадров, к которым в настоящее время предъявляются повышенные требования в деятельности по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, а также по розыску уголовных преступников и лиц, пропавших без вести.

Обучение в рамках дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» имеет целью формирование знаний:

- о сущности и значении оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью;

- о задачах оперативно-розыскной деятельности;

- о принципах оперативно-розыскной деятельности;

- о правовой основе оперативно-розыскной деятельности;

- об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Казахстан;

- о правовом статусе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- о классификации оперативно-розыскных мероприятий и условиях их проведения;

- о гарантиях соблюдения прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- об основаниях проведения и прекращения оперативно-розыскных мероприятий;

- об общих и специальных оперативно-розыскных мероприятиях;

- об использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел;

- об ограничениях при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- о взаимодействии органов Республики Казахстан, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, между собой, с органами иных государств, с международными правоохранительными организациями;

- о социальной и правовой защите сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- о социальной и правовой защите граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- о ведомственном контроле и прокурорском надзоре за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

6.1 Сведения о преподавателях и контактная информация

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программе по курсу «Оперативно-розыскная деятельность».

Рабочую программу подготовил старший преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики, магистр юриспруденции Рахимбеков К.Е., старший преподаватель, кандидат юридических наук Финк Д.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики.

Кайрат Елимесович Рахимбеков, магистр юриспруденции, старший преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики, в 2002 году окончил с отличием Казахский гуманитарно-юридический университет по специальности «Юриспруденция», в 2004 году – с отличием магистратуру КазГЮУ по специальности «12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертология; оперативно-розыскная деятельность». Тема научного исследования «Тактика формирования доказательств в процессе расследования преступлений».

Денис Александрович Финк, старший преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики, в 2006 году с отличием окончил Казахский гуманитарно-юридический университет по специальности «Юриспруденция», в 2009 году – аспирантуру КазГЮУ по специальности «12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертология; оперативно-розыскная деятельность». 27 февраля 2010 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему: «Заглаживание вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе Республики Казахстан».

 

Контактная информация

г. Астана шоссе Қоргалжын 8, Казахский Гуманитарно-Юридический Университет, кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики, к.352, телефон 70-30-45

 

6.2 Пререквизиты

Пререквизиты курса: философия; теория государства и права; правоохранительные органы Республики Казахстан; уголовное право; уголовно-процессуальное право; криминалистика; судебная экспертология.

 

6.3 Постреквизиты

 

Постреквизиты курса: суд и правосудие: опыт, реалии, перспективы; спецпрактикум по криминалистике; прокурорский надзор Республики Казахстан; адвокатура и адвокатская деятельность Республики Казахстан.

Характеристика дисциплины

Цель изучения дисциплины

Дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность» преподается на старших курсах юридического обучения, когда студенты уже овладели достаточными знаниями по основам правовых и специальных дисциплин и получили навыки в расследовании преступлений, проведении судебного разбирательства и других действий, составляющих профессиональную деятельность юриста. Очевидно, что владение основами знаний по данной дисциплине является одним из важнейших факторов для специальности правоохранительная деятельность. В связи с этим, изучение теории оперативно-розыскной деятельности способствует развитию профессиональных качеств сотрудника правоохранительных органов, наличие которых свидетельствует о неотъемлемой части профессиональной деятельности юриста, обучающегося по данной специальности.

Поэтому целью изучения данной дисциплины является выработка у студентов дневного отделения системы знаний и четкого представления о том, что является предметом и задачами оперативно-розыскной деятельности, выделяющих ее в самостоятельную дисциплину среди юридических и наук с сфере уголовного судопроизводства; каковы представления о работе оперативного сотрудника и каковы критерии деятельности оперативного работника, связанные с ограничением прав и свобод граждан и человека, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность лиц – участников судопроизводства; в чем нравственная специфика оперативных работников. Эта общая цель конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач.

 

Задачи изучения дисциплины.

В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен знать:

- основные положения о понятии, сущности и функциях оперативно-розыскной деятельности;

- основные нравственные принципы профессиональной деятельности оперативного сотрудника;

- основные категории, понятия, применяемые при изучении данной дисциплины

- некоторые аспекты деятельности оперативных сотрудников по выполнению оперативно-розыскных задач;

- понятие, основания, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- специфику осуществляемой им профессиональной деятельности.

При этом задачами изучения дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» является научить студента:

- анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия оперативных сотрудников;

- анализировать и оценивать правовые и нравственные аспекты деятельности участников оперативно-розыскного процесса;

- использовать принципы в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с предъявляемыми оперативно-розыскной деятельностью требованиями.

Обязанности студентов

В обязанности студентов, изучающих курс «Оперативно-розыскная деятельность» входит, прежде всего:

посещение и конспектирование лекций по данной дисциплине;

активность и любознательность в ходе семинарских занятий;

своевременная сдача промежуточного контроля (тестирование, выполнение письменных контрольных работ, коллоквиумы) и итогового контроля (зачет, экзамен).

Для приобретения знаний и навыков по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность» необходимо, чтобы студенты своевременно и точно выполняли задания преподавателя, а также индивидуальные задания, разработанные для самостоятельной работы студентов. Студенты обязаны знакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Выполняя задания, в том числе работая над контрольными и курсовыми работами, студенты должны творчески подходить к решению поставленных задач. Критически изучая нормативную правовую базу Республики Казахстан и научную литературу по теории судебных доказательств, студенты должны высказывать свое мнение по исследуемым вопросам и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

При изучении дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» студенты должны свободно ориентироваться в национальном законодательстве, знать международное законодательство, умело толковать и применять нормы права при решении правовых казусов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...