Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике




Пояснительная записка

к курсовой работе

Выполнила:

Студентка 4 курса гр. ЭУПЗ - 084,шифр 080813

КАРАСЬ Светлана Владимировна

 

Руководитель:

ПИЧУГОВА О.А.

 

 

Могилев, 2009


БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономики

ЗАДАНИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

Карась _Светлана Владимировна_________________ гр. ЭУПЗС-084

Тема курсовой работы: __ Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики _______________

Содержание:

1. Свободны экономические зоны: сущность, цель, причины их создания и место в национальной экономике.

. Организационно-функциональные особенности свободных экономических зон.

. Современное состояние СЭЗ в Республике Беларусь: проблемы и перспективы.

Источники: Учебники и учебные пособия, монографии по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, информация органов государственного управления и местного самоуправления, статистические данные об экономическом развитии Республики Беларусь, электронные ресурсы сети Internet.

Дата выдачи задания ____ 15.02.2009 ____

Календарный график работы: 25.03.2009 - предоставить черновой вариант работы

- предоставить окончательный вариант работы      

Руководитель О.В. Седлухо

Задание принял к исполнению _______________________________

                                           (Дата и подпись студента)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике

II. Организационно-функциональные особенности свободных экономических зон

Разновидности свободных экономических зон

Правовые особенности свободных экономических зон в Республике Беларусь

III. Современное состояние свободных экономических зон в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние мировой экономики демонстрирует необходимость образования международным экономическим сообществом и каждым государством в отдельности надежного механизма по обеспечению внешнеэкономических отношений между государствами, а также между субъектами хозяйствования разных стран. Стабильность во внешнеэкономическом сотрудничестве позволяет говорить о налаживании устойчивых взаимовыгодных связей, которые содействуют экономическому росту и процветанию государства, предприятий и населения. Особое место в данном процессе занимают международные отношения, а именно их часть - организация внешнеэкономической деятельности. Результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых подтверждают специфику условий проведения внешнеэкономической деятельности государством и субъектами хозяйствования, а также роль взаимоотношений в эффективном развитии государственной и частной экономической архитектоники.

Республика Беларусь более чем десятилетие находится на этапе трансформации в рыночную экономическую систему. Страна, сохранив старые элементы производства и управления, старается извлечь преимущества от использования рыночных инструментов и рычагов. Опыт экономического развития Республики Беларусь показывает, что стабильные внешнеэкономические связи государства и национальных субъектов хозяйствования содействуют предотвращению и динамичному преодолению возникающих кризисных явлений в финансовой сфере. Поэтому от создания действенных правовых и финансовых основ организации внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь во многом зависит уровень благосостояния населения, что является приоритетной задачей любой экономической политики.

Неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся свободные экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Целью данной работы является изучение особенностей свободных экономических зон на международном уровне и в особенности в Республике Беларусь.

В работе рассмотрим основные моменты появления свободных зон, их специфику, организационно-правовые вопросы. Также остановимся на классификации свободных экономических зон, оценим их перспективы и проблемы.


ГЛАВА I

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ ИХ СОЗДАНИЯ И МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Свободная экономическая зона (СЭЗ) представляет собой обособленную часть территории страны, в которой создается особая система льгот и стимулов. Создание СЭЗ является элементом долгосрочной стратегии социально-экономического развития государства и должно сочетаться с обеспечением властями открытости национальной экономики и укрепления внешнеэкономических связей.

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов, к 2000 году через различные СЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы[4,c.44].

Для некоторых стран "свободные, зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

· стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

·   ростом занятости;

·   превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

К концу XX столетия в мировой практике сложились две модели построения свободных экономических зон: территориальная; функциональная (режимная, точечная)[12,c.17].

Согласно территориальной модели построения СЭЗ зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Функциональная модель исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется определенному виду предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что в рамках последней модели в режиме зоны могут действовать отдельные конкретные предприятия, получившие льготный статус и имеющие право самостоятельно выбирать район функционирования (например, «Макиладорас» в Мексике).

Инициатива создания СЭЗ может исходить «сверху» или «снизу». При первом варианте образование зоны происходит по инициативе властей в рамках государственной программы (Южная Корея). Во втором случае формирование СЭЗ обусловлено рыночной необходимостью и инициаторами создания зоны выступают субъекты хозяйствования, которые направляют предложения об учреждении СЭЗ в федеральные или региональные государственные органы (Польша)[13,c.12].

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В индустриально развитых странах СЭЗ создаются для улучшения инфраструктуры района и повышения занятости. Для этих районов приоритетом является не привлечение иностранных инвестиций, а развитие имеющихся производств. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой функционирование СЭЗ обусловлено привлечением новых технологий, управленческого опыта, улучшением структуры экспорта, увеличением занятости и т.д. В целом к главным целям создания СЭЗ чаще всего можно отнести создание новых рабочих мест и решение таким путем проблемы занятости; стимулирование притока иностранного капитала; расширение экспортной базы; улучшение платежного баланса страны за счет поступлений в иностранной валюте; эффективное использование местных ресурсов; стимулирование рыночных преобразований и др.

Эффективность функционирования свободной экономической зоны зависит от наличия Комплекса экономических, социальных и географических факторов. Среди них можно выделить: общеэкономическое развитие государства, взаимозависимость и взаимодополняемость экономического механизма функционирования СЭЗ с национальной конъюнктурой рынка, наличие в регионе или стране валютно-финансовых и бюджетно-налоговых условий для осуществления рыночной деятельности, степень развития институциональной инфраструктуры финансово-кредитной системы государства и др.

Важным аспектом функционирования СЭЗ выступает система льгот и преференций, предоставляемых инвесторам (резидентам и нерезидентам). Налоговые льготы предоставляются преимущественно относительно корпоративного налога (налога на прибыль предприятий) в форме снижения налоговой ставки или предоставления длительного срока освобождения от его уплаты. Срок освобождения от корпоративного налога может быть достаточно длителен (Индия - 5 лет, Перу - 15 лет): Кроме льгот по корпоративному налогу предоставляются льготы по выплатам поимущественных налогов, налога с оборота и др. В СЭЗ действуют и различные косвенные льготы. Прежде всего это возможность ускоренной амортизации, а также пониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и других услуг. Характерной чертой СЭЗ является выделение их из таможенной границы государства и установление особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию средств производства и комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. К тому же чаще всего отсутствуют в СЭЗ и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах[14,c.298]

Процесс формирования СЭЗ сопряжен с решением ряда задач, который должен иметь экономическое обоснование затрат, необходимых для предпринимательских проектов и инфраструктуры. Мировая практика показала, что на эти цели требуются немалые материальные и финансовые средства. Последние зависят от экономической ситуации в стране, а это может быть стагнация или экономический рост.

Создание СЭЗ нуждается в значительной финансовой поддержке. Источниками их финансирования могут быть:

· средства акционеров;

·   средства спонсоров из числа заинтересованных предприятий;

·   средства местных бюджетов;

·   кредиты инновационных и коммерческих банков;

·   иностранные инвестиции;

·   ассигнования из госбюджета.


ГЛАВА II

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...