Современное состояние свободных экономических зон в республике Беларусь: проблемы и перспективы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
На современном этапе в Республике Беларусь действует шесть свободных экономических зон, которые относятся к разряду комплексных зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест». По своей экономической сущности и роли для национальной экономики белорусские СЭЗ не приносят государству ожидаемого эффекта: В СЭЗ зарегистрировано только 210 резидентов, а объем производства за 2007 г. составил менее 2% общего объема производства по республике. Главными причинами такой ситуации является нестабильность национального законодательства, а также возможность введения протекционистских мер в отношении поступающей на российский рынок продукции резидентов белорусских СЭЗ. Работа по созданию и развитию СЭЗ в республике была начата в 1989 г. Брестским облисполкомом. В 1990 г. на основании предложений облисполкома Советом Министров Республики Беларусь были осуществлены первые мероприятия по созданию СЭЗ в Брестском районе. 26 февраля 1992 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров было принято решение о создании СЭЗ в Брестском районе. Но эта работа в тот период не получила должного развития. И лишь в 1996 г. ей был придан новый импульс[17,c.309]. СЭЗ «Брест» была создана в декабре 19% г. благодаря усилиям белорусских властей в сотрудничестве со специалистами немецкой фирмы КРМГ (KRMG). Располагаясь в районе, примыкающем к границе с Польшей, СЭЗ «Брест» реализует, таким образом, преимущества геополитического положения. Она была образована на чистой территории при отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный интерес к зоне проявляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют проекты в таких отраслях, как торговля, строительные материалы, лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность.
Свободная экономическая зона «Брест» создана сроком на 50 лет и функционирует согласно Положениям о СЭЗ «Брест» от 23 августа 1996 г. и об администрации СЭЗ «Брест» от 13 августа 1996 г. Целями создания СЭЗ «Брест» являлись привлечение иностранных инвестиций и формирование режима наибольшего благоприятствования для совместных предприятий и торговых представительств, а также для ускорения научно-технического прогресса, получения новых рабочих мест и для развития торгово-экономического сотрудничества с другими государствами. СЭЗ «Брест» разместилась в трех местах Брестского района общей площадью 6134 га. Один участок находится на землях колхоза «Пограничник» неподалеку от пограничного перехода «Козловичи». Ограничения ресурсного и экологического характера предопределяют ориентацию на размещение в СЭЗ «Брест» предприятий с ресурсосберегающей безотходной технологией. В зоне возможно использование существующих складских, транспортных, энергетических сооружений и коммуникаций. В зоне планируется размещение предприятий по вторичной переработке сырья, производству стройматериалов, мебели, легкой и пищевой промышленности, а также строительство широкой сети таможенных складов, сервисного обслуживания, банковских и страховых услуг. Предполагается строительство офисов, гостиниц, ресторанов, торговых предприятий, жилых зданий. Для энерго- и теплоснабжения объектов зоны необходимо расширение имеющихся объектов и строительство новых, а также создание отдельной системы водоснабжения и канализации. Процесс формирования СЭЗ «Брест» включает в себя два - этапа: Первый этап формирования инфраструктуры (1997- 2000 гг.): акцент делался на развитие транспортно-складских услуг, развитие промышленных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, активизацию деятельности предприятий, имеющих возможности и резервы для того, чтобы обеспечить поступление валютных средств; формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны.
На втором этапе (2000-2005 гг.) - становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с ее специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. К основным показателям развития СЭЗ «Брест» за 2005 г. можно отнести: · создание более 5 тыс. рабочих мест; · темпы развития предприятий, расположенных в зоне, за год выросли в 2,4 раза; · в СЭЗ за все время инвестировано 20 млн долл., а заявлено более 120 млн долл.; · производство продукции СЭЗ составляет 5 % в объеме промышленности Брестской области, в общем объеме экспорта области почти 10 %; · по структуре вложенного капитала лидирует промышленный сектор - 80,5 %. В настоящее время наибольший интерес к зоне проявляют Германия (43,3 % от общего объема инвестиций), Россия (21 %), Англия (9 %\ США (5,8 %), Польша (5,6 %), Чехия (4,4 %). Основным торговым партнером СЭЗ является Россия (94% товарооборота). В структуре экспорта в Россию основное место занимают мебель и комплектующие к ней - 63,4%, пластмассы и изделия из них - 12,5%, лаки и краски - 2,5%, ковры и другие текстильные напольные покрытия - 2,2%. В структуре импорта - продукция пищевой промышленности - 37,6%, стекло и изделия из него - 21,1%, текстиль - 13,1%. В общем объеме экспорта со странами дальнего зарубежья наибольший удельный вес занимают Германия (46,9%) и Чехия (30,4%), а в объеме импорта - Германия и Польша (соответственно - 36,7 и 30,5%). Свободная экономическая зона «Минск», созданная.в 1998 г., более обеспечена с позиций развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока незадействованных площадей, чем СЭЗ «Брест». Основные цели создания СЭЗ «Минск» - привлечение иностранных инвестиций, развитие экспортных и импортоориентированных производств; привлечение новых и высоких технологий; создание новых рабочих мест.
СЭЗ «Минск» создана на срок 30 лет Указом Президента № 93 от 02.03.1998 г. «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон». Основным документом, определяющим условия функционирования резидентов в СЭЗ «Минск», является Положение о СЭЗ «Минск», утвержденное в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 749 от 15.05.1998 г[7]. Идея создания СЭЗ «Минск» родилась в результате анализа экономической ситуации в Минском регионе, который показал, что ряд территорий этого региона имеет высокие потенциальные возможности, которые в настоящее время используются недостаточно эффективно. СЭЗ «Минск» размещается на восьми автономных площадках, которые группируются в двух районах. Общая площадь СЭЗ в установленных границах для потенциального инвестиционного освоения составляет 1390 га. Первый район, включающий шесть площадок, размещается в юго-восточном секторе г. Минска и на могилевском направлении в Минском административном районе. В СЭЗ «Минск» выделяется ряд критериев оценки инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации: · величина уставного фонда создаваемого предприятия -от 50 тыс. долл.; · объем инвестиций в расчете на 1 создаваемое рабочее место: на вновь построенных объектах от 30,0 до 50,0 тыс. долл., в приспособленных помещениях - от 10,0 тыс. долл.; · объем инвестиций в освоение 1 га свободного земельного участка - от 1 млн долл.; · выпуск экспортной и импортозамещающей продукции, экологическая безопасность проекта. На единицу площади в СЭЗ регистрируется в 3 раза больше предприятий и в 5 раз больше привлекается инвестиций, чем в республике. Для создания новых и расширения существующих производств предприятиями-резидентами СЭЗ занято более 100 тыс. кв. м незадействованных производственных площадей, из них около 72 тыс. кв. м уже эффективно используется.
Основные отрасли специализации промышленного производства СЭЗ «Минск» - пищевая (27 %), машиностроение (23 %), строительство (16 %), мебель и деревообработка (14 %), упаковка (14 %), полиграфия (6 %). 93 % продукции идет на экспорт в Россию и лишь 7 % - в дальнее зарубежье. Структура иностранных инвестиций СЭЗ «Минск» - Англия (17 %), Польша (10 %), Германия (11 %), США (17 %), Италия (16 %), Чехия (3 %), Россия (10 %), Литва (6 %), Латвия (8 %). Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» была создана как и СЭЗ «Минск» в 1998 г., но уже для привлечения инвестиций в инновационную сферу. Реализация этого проекта предполагает привлечение инвестиций в наукоемкие и высокотехнологические отрасли. СЭЗ «Гомель-Ратон» создана сроком на 50 лет 2 марта 1998 г. (Указ Президента Республики Беларусь № 93). В зоне действует специальный правовой. режим регулирования хозяйственных, таможенных, валютных, налоговых и других отношений, предусмотренных Положением о СЭЗ, утвержденным Постановлением Совета Министров от 15.05.1998 г., № 773. Площадь СЭЗ составляет 4300 га, включает необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные производственные площади, оборудованные системами электроснабжения, отопления, водоснабжения, вентиляции, канализации, телефонной связью на территории действующих предприятий с высоко интеллектуальным рабочим и техническим потенциалом, а также таможенные склады и площадки для хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции[17,c313]. Зона имеет большое количество свободных земель для развития и внедрения новых инвестиционных проектов, направленных на создание предприятий деревообработки, автомобильной, сельхозперерабатывающей, электронной, машиностроительной отраслей промышленности. Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» выгодно отличается от других СЭЗ на территории Республики Беларусь, а именно: · не требует крупных бюджетных ассигнований на создание производственной инфраструктуры; · органически вписывается в экономику региона и республики; · обладает высокими наукоемкими технологиями. Концепция создания СЭЗ в г. Гомеле предусматривает интернационализацию работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и дальнейшее социально-экономическое развитие области; · имеет выгодное географическое положение. На территории СЭЗ «Гомель-Ратон» расположен ряд промышленных, научных, сельскохозяйственных, транспортных и других предприятий, занимающихся организацией сервиса и другими видами деятельности. Основные виды деятельности СЭЗ: продукция общепромышленного назначения, потребительские товары, производство швейных машин, мебели, торгового оборудования, радиотелефонных средств, эмалированных проводов, программной продукции.
По структуре внешнеторгового оборота доля стран СНГ -72 %, из них Россия - 70 %, Украина - 2 %, Дальнее зарубежье - 28 %, из них Германия - 18,3 %, Китай - 3,4 %. Среди товарных групп по объему как экспорта, так и импорта лидируют машины, оборудование, звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, а также недрагоценные металлы и изделия из них. Экспорт предприятий-резидентов составляет почти 50 % от экспорта всех СЭЗ Беларуси. Общий объем произведенной продукции - около 45 % от всего объема продукции, произведенной всеми СЭЗ Республики Беларусь. Причем в СЭЗ расположено всего 25 % предприятий-резидентов от всего количества резидентов СЭЗ. Из зарегистрированных резидентов 25 созданы с участием иностранных инвесторов (12 СП и 13 ИП) - это сегодня 17 % от общего количества таких предприятий (17), зарегистрированных в Гомельской области за последние 10 лет. Услугами технического потенциала зоны пользуются ряд фирм из Германии (3), Австрии, Чехии (3), России (5), Польши (4),Израиля (3), Лихтенштейна (2), Швейцарии (1), Италии (1), Украины (1), Гонконга (1). Крупными инвесторами в СЭЗ являются Германия, Лихтенштейн, Чехия, Швейцария, Польша, Израиль. Научный потенциал Гомельщины, в частности наличие здесь трех университетов и такого мощного НИИ Национальной академии наук Беларуси, как Институт механики металлополимерных систем, позволяет и дальше развивать на предприятиях СЭЗ производства, основанные на новейших, практически безотходных технологиях. Администрацией СЭЗ были заключены генеральные договора о сотрудничестве с гомельскими НИИ и вузами. Следующим шагом должно стать создание инновационных и внедренческих центров на коммерческой основе. Договоры предусматривают использование научно-технических разработок вузов и НИИ на предприятиях СЭЗ, обмен информацией о применении новых и высоких технологий при осуществлении инвестиционных проектов. Свободная экономическая зона «Витебск» создана на 30 лет. Предварительная проработка вопроса о создании СЭЗ «Витебск» проведена в конце 1998 г. Базовым принципом ее создания также является стимулирование производства экспортной продукции. Этому способствует геополитическое положение и ресурсный потенциал Витебска и Витебской области. В состав СЭЗ «Витебск» включены три территориальные единицы, удачно дополняющие друг друга. Общая площадь СЭЗ составляет 902,7 га. Главными проблемами функционирования СЭЗ «Витебск» являются: .Отсутствие необходимых инженерно-технических коммуникаций (канализация, водоснабжение, газификация, очистные сооружения, энергоснабжение, дороги и т.д.) для нормального функционирования промышленных производств. .Отсутствие на территории СЭЗ складов временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Пока в виде исключения идет первоочередное оформление грузов резидентов СЭЗ. Это создает массу неудобств при выборе транспорта резидентов, к тому же их число растет. Основная проблема - необходимость инвестиций возможные пути решения - владение СВХ одним из резидентов зоны или же паевое участие в строительстве. К перспективным проектам СЭЗ «Витебск» можно отнести следующие: · ПО «Витязь», включающее телевизионный завод и конструкторское бюро «Дисплей», - крупное многопрофильное предприятие, состоящее из 19 самостоятельных цехов, участков и производств, специализирующееся на производстве телевизоров, подготовило документы для регистрации, получило одобрения на уровне министерства; · ВВА Ltd (Польша) намерена организовать на территории СЭЗ сборку автобусов Jelcz - подписала с администрацией СЭЗ протокол о намерениях; · Конкурсная комиссия СЭЗ одобрила инвестиционный В целом экономический анализ показал, что ряд территорий Витебского региона имеет высокие потенциальные возможности своего развития, но в настоящее время эффективность их практического использования близка или равна нулю. мая 2001 г. Могилевский облисполком принял концепцию и проектные документы, определяющие порядок создания, функционирования и перспективы развития свободной экономической зоны «Могилев». С 1 февраля 2002 г. СЭЗ «Могилев» вступила в действие, включив в свой состав части территории Могилева и Могилёвского района общей площадью 242,7 га.[10.c.53]. Главными направлениями деятельности СЭЗ «Могилев» являются: · повышение деловой активности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной областной экономики, стимулирование развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств; · обеспечение благоприятного инновационного климата и условий для создания и внедрения отечественных и зарубежных разработок, новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта; · внедрение в производство установок с числовым программным управлением для лазерной резки тонколистовых материалов; · внедрение в целях производства автоматизированных систем локального обеспечения температурных условий на основе инфраструктурных излучений; · освоение новых модификаций сферических зеркал наружного обзора для грузовых автомобилей. СЭЗ «Могилев» является комплексной зоной, которая разместилась на шести участках: .На северной окраине Могилева расположен завод «Трансмаш» с частичным размещением на землях Могилёвского района. .В северном направлении, по улице Первомайской находится крупное деревообрабатывающее предприятие. .В северо-восточном направлении - Могилевский торговый сервис со своей многогранной инфраструктурой. .В центральной части города находится «Технопарк-Могилев» - административный корпус новой зоны. .На территории Могилёвского района на расстоянии 15 км от областного центра расположен «Аэропорт города». .В юго-восточной части города находится крупный участок - «Недостроенный блок производственных цехов и административно-бытовых помещений троллейбусного депо». Все участки СЭЗ расположены в непосредственной близости от транспортных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, речных, авиа), имеют хорошие подъездные пути и обеспечены инженерной инфраструктурой. Кроме того, на участках 1 и 5 имеется достаточно свободных земель для строительства новых объектов, расширения действующих производств. Среди проектных инвестиций в СЭЗ «Могилев» преобладают вложения из России, Чехии и Германии. Главными проектами являются: · Проект по производству энергосберегающего оборудования (инфракрасные и телевоздушные обогреватели) с общим объемом инвестиций в 50 тыс. долл. США («Мандик», Чехия); · Проект по производству нетканого материала с объемом инвестиций в 150 тыс. долл. США («Спанбонд», Германия); · Проект по созданию германо-белорусского транспортно экспедиционного предприятия с общим объемом инвестиций в 200 тыс. евро (Лейпциг, Германия); · Проект по новому проектированию, изготовлению и выпуску линии топливных брикетов из отходов производства с объемом инвестиций в 20,7 тыс. долл. США (Чехия, Россия); · Проект по производству лекарственных препаратов с объемом инвестиций в 200 тыс. долл. США (АО «Полифарм», Россия). В перспективах развития СЭЗ «Могилев» планируется налаживание производства высокоточных измерительных приборов для нужд жилищно-коммунального хозяйства, высокоэффективных манипуляторов И робототехнических устройств, а также экспортно-ориентированное производство армированных шлангов; ротационной печати на полипропиленовых и самоклеящихся носителях; потребительских товаров; торгового оборудования; офисной и бытовой мебели; изготовление стеновых панелей, оконных и дверных блоков. СЭЗ «Гродноинвест» образована 16 апреля 2002 г. с привлечением национальных и иностранных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на новых и высоких технологиях, обеспечения благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, эффективного использования имеющихся производственных площадей. Основными задачами и направлениями деятельности СЭЗ «Гродноинвест»» являются: · создание благоприятных условий для привлечения в экономику Гродненской области национальных и иностранных инвестиций; · увеличение объема производства высоколиквидной и конкурентоспособной продукции на экспорт; · создание и развитие новых импортозамещающих производств; · проведение реструктуризации и модернизации действующих производств с использованием передовых научно-инновационных разработок новых прогрессивных и высоких технологий; · повышение эффективности использования производственного потенциала, инженерной и транспортной инфраструктуры; · вовлечение в хозяйственный оборот неиспользованных производственных мощностей и объектов незавершенного строительства; · отработка и внедрение новых прогрессивных методов и форм хозяйствования, передового и управленческого опыта, развития деловой предпринимательской активности; · трансформация в экономику региона передовых энергосберегающих технологий; · создание необходимых условий для развития деловой активности в сфере предпринимательства, малого и среднего бизнеса; · расширение возможностей для обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест.[17,c.319] Для своих инвесторов СЭЗ «Гродноинвест» предоставляет ряд льгот: )ограничен перечень налогов и других платежей в бюджет, уплачиваемых резидентами СЭЗ (из 21 только 14); )отсутствие таможенных платежей при ввозе сырья, материалов, оборудования на территорию СЭЗ и вывозе готовой продукции собственного производства; )резидент СЭЗ уплачивает 50 % ставки налога на прибыль от реализации (работ, услуг) собственного производства; )резидент СЭЗ освобождается от уплаты налога на прибыль за реализованную продукцию (работы, услуги) собственного производства сроком на 5 лет с момента ее объявления; )облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму прибыли, направляемую резидентами СЭЗ «Гродноинвест» на инвестиции в Республику Беларусь; )резидент СЭЗ уплачивает 50% ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами; )под реализацию перспективных и стратегически важных для региона инвестиционных проектов резидент СЭЗ по ходатайству ее администрации может получить индивидуальные льготы по налогообложению; )для резидентов СЭЗ обеспечивается внеочередной въезд на территорию пограничных пунктов пропуска и упрощенная процедура таможенного оформления товаров; )для резидентов СЭЗ ее администрацией могут устанавливаться льготные ставки арендной платы на землю, природные ресурсы, здания, помещения, сооружения и другое имущество, сдаваемое в аренду. СЭЗ «Гродноинвест» обладает рядом преимуществ. Во-первых, выгодное географическое расположение г. Гродно в непосредственной близости с границами Республики Польша, Литовской Республики на пересечении важных международных транспортных коридоров. Во-вторых, наличие развитой сети автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций и линий сообщений, способных обеспечить высокую интенсивность транспортировки грузо- и пассажироперевозок. В-третьих, наличие" в СЭЗ многоотраслевой производственной инфраструктуры с необходимым обеспечением, коммуникациями, достаточным запасом энергетических мощностей. В-четвертых, наличие квалифицированного управленческого персонала, подготовленных специалистов, и рабочих кадров, имеющих практический опыт работы в различных отраслях предпринимательской деятельности. В-пятых, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности. В настоящий момент времени не все так идеально в деятельности СЭЗ. Государство, пытаясь защитить свои интересы, устанавливает различного рода ограничения на ведение оффшорного бизнеса. В большинстве развитых стран мира имеется определенный налоговый барьер по отношению к вывозу доходов в налоговые гавани. Суть в том, что развитые страны неохотно идут на подписание налоговых соглашений с государствами, предоставляющими льготы на налог на прибыль. Как следствие, при вывозе дохода в адрес налоговой гавани доходы облагаются в полном объеме. Подобный барьер существует и в странах с умеренным налогообложением. Но есть и исключения. В некоторых странах умеренного налогообложения (Нидерланды, Швейцария) доходы в виде процента и платежей ройалти разрешается вывозить в налоговые гавани без дополнительных налогов. Есть еще способ преодолеть налоговый барьер по отношению к налоговым гаваням. Ряд стран имеют налоговые соглашения с налоговыми гаванями - своими сателлитами, т.е. небольшими государствами, с которыми они исторически тесно связаны. Так, Нидерланды имеют благоприятное налоговое соглашение с Нидерландскими Аятоллами, Греция с Кипром, Великобритания с островом Мэн. В соответствии с налоговыми соглашениями льготы предоставляются не только на вывоз в эти страны банковского процента и ройалти, но и дивидендов. В Республике Беларусь также существуют ограничения на ведение оффшорного бизнеса, в частности существует оффшорный сбор - 15 % от средств, направляемых резидентом Республики Беларусь нерезиденту из оффшорной зоны. Таким образом, свободные экономические зоны являются одним из неотъемлемых элементов в системе внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Естественное желание максимизации прибыли за счет легальной минимизации налогообложения у субъектов хозяйствования противоречит основам финансовой политики государства. Это усугубляется тем, что положительный эффект от внешней торговли государства и субъектов хозяйствования преобразуется в отрицательный из-за налоговых потерь, а также различного рода льгот, получаемых нерезидентами оффшорных зон, которые размещают свои инвестиции в данной стране, и особенно от оттока капиталов. Год за годом международный платежный баланс обнаруживает дефицит в десятки миллиардов долл. Это означает, что отток денег все же регистрируется, но, с точки зрения статистики, никогда и ниоткуда не пребывает, потому что многие банки в оффшорных центрах даже не публикуют статистические данные. Эксперты организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и МВФ подсчитали, что в 1987 г. в этой черной дыре мировой экономики исчез очередной миллиард долларов. Республика Беларусь встала на путь решения этой проблемы путем введения оффшорного сбора. Иные варианты, как введение ограничений по текущему счету платежного баланса, которые под давлением МВФ были сняты, или вообще географическая дискриминация стран по принципу оффшорной репутации во внешнеэкономической деятельности приведут к ухудшению геополитического и внутриэкономического положения в стране. К тому же, как отмечалось выше, именно оффшорные страны являются основными иностранными инвесторами для Республики Беларусь и применение к ним санкций еще более усугубит инвестиционную ситуацию в стране. Альтернативным вариантом может стать обеспечение прозрачности в проведении внешнеэкономических сделок, что позволит классифицировать экспортеров и импортеров по степени риска участия в экономических зонах, создав соответствующую базу данных. Иные же жесткие вмешательства властей во внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования, которые используют оффшорные схемы, при этом не нарушая белорусского законодательства, вполне могут быть восприняты как действия государства по притеснению частного бизнеса. Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в Беларуси, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи. Свободные экономические зоны при использовании их государством как механизм селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования. Организация свободных экономических зон в Республике Беларусь должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Свободные экономические зоны, используемые во всем мире для экономического оздоровления определенной территории, имеют положительный эффект для национальной экономики, являясь плацдармом для привлечения иностранных инвестиций. Республика Беларусь имеет небогатый опыт создания и обеспечения функционирования СЭЗ. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат в стране ухудшает общее, положение, значимость и полезность СЭЗ для белорусской экономики. Кроме того, специфика сложившейся ситуации заключается в том, что национальные интересы и приоритеты администрации СЭЗ ставятся выше, а иногда и в ущерб резидентам зоны, что снижает привлекательность данной формы внешнеэкономической деятельности. К тому же существующая инфраструктура не всегда соответствует общепринятым стандартам, что также влияет на иностранных инвесторов, которые составляют основную долю в СЭЗ по причине недостатка свободных финансовых ресурсов у отечественных инвесторов. Использование свободных экономических зон является действенным механизмом укрепления внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования в мировом сообществе. В Республике Беларусь СЭЗ находятся на этапе своего становления и адаптации к современным реалиями экономических процессов. Особое место среди свободных экономических зон занимают так называемые финансовые или оффшорные зоны, значение которых содержит ряд противоречий. С одной стороны, оффшорные зоны обеспечивают реализацию внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования, с другой - могут затруднить функционирование финансов внешнеэкономических связей государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|