Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые особенности свободных экономических зон в Республике Беларусь




 

Сущность СЭЗ в Республике Беларусь впервые была определена Указом Президента Республики Беларусь № 114 от 26 марта 1996 г. Чуть позже понятие СЭЗ конкретизировалось и в Законе «О свободных экономических зонах» (1999 г.), где понятие СЭЗ практически совпадает с понятием, применяемым в соответствующем Указе Президента Республики Беларусь[5].

В Республике Беларусь понятие свободной экономической зоны определяется как часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычно, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях:

· создания благоприятных условий для инвестирования и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;

·   внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

·   содействия международной интеграции и сотрудничеству;

·   гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Основными элементами СЭЗ являются резиденты и администрация.

Согласно Закону «О свободных экономических зонах», резидент СЭЗ - юридическое лицо любой организационно-правовой формы и вида собственности, находящееся в данной СЭЗ и зарегистрированное администрацией зоны, на которое распространяется специальный правовой режим СЭЗ. К претендентам на статус резидента СЭЗ предъявляются определенные требования, которые являются индивидуальными для каждой зоны. Если эта зона выполняет функции развития торговли, предприниматели должны иметь соответствующие возможности для обеспечения торгового оборота, т.е. иметь достаточные оборотные средства, подготовленный персонал, складские помещения и т.п. Если зона имеет производственный характер, то резидентов среди кандидатов-предпринимателей отбирают в зависимости от возможности производить конкурентоспособные товары и услуги, особенно импортозамещающего и экспортного характера[5].

Регистрация резидентов СЭЗ осуществляется администрацией на конкурсной основе с учетом объема и характера инвестиций, необходимости создания производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Администрация СЭЗ имеет статус юридического лица, подотчетна Правительству Республики Беларусь, действует на основании положения об администрации СЭЗ, утвержденного Правительством, законодательства Беларуси. Следует отметить, что в качестве резидентов администрация СЭЗ старается в первую очередь зарегистрировать иностранные предприятия, затем совместные (так называемые предприятия с иностранным капиталом) и лишь затем белорусские Предприятия, которые находились на территории СЭЗ на момент ее образования. Для того чтобы принять участие в конкурсе при регистрации на получение статуса резидента СЭЗ, претендент должен соответствовать ряду критериев. Учитываются объем инвестиций; количество создаваемых рабочих мест; выпуск экспортной и импортозамещающей продукции, на которую существует спрос; создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях. Предпочтение в конкурсе отдается тем, кто подает заявку на землю, ведь в этом просматриваются серьезные намерения на долгосрочную перспективу заняться бизнесом в Республике Беларусь. Земля сдается в аренду на 99 лет или продается[7].

В интересах резидентов зон и потенциальных инвесторов на территории СЭЗ создаются бизнес-центры. Такие центры функционируют в Бресте, Минске, Гомеле. В них не только активно работают над механизмом привлечения капитала, также стремятся максимально упростить процедурные формальности, помочь потенциальным инвесторам в самые сжатые сроки представить свой проект на рассмотрение конкурсной комиссии, способствуют постепенному переходу на мировые стандарты бухучета, создают информационные базы о резидентах зон.

Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» предусматривает, что инициаторами создания зоны могут выступать местные исполнительные и распорядительные органы, которые представляют Правительству предложение о создании СЭЗ с определенным перечнем документов. После того как созданы основные организационно-правовые условия для СЭЗ, она начинает функционировать, т.е. регистрировать субъектов хозяйствования в качестве резидентов зоны, проводить мероприятия по формированию необходимой инфраструктуры.

Что касается вопроса о ликвидации СЭЗ, согласно изменениям в Законе «О свободных экономических зонах», зона может прекратить свое существование до окончания срока, на который сдается, если цели создания СЭЗ оказались не достигнутыми и если дальнейшее существование СЭЗ противоречит государственным интересам Республики Беларусь. С одной стороны, такие положения направлены на создание необходимых для государства гарантий защиты его интересов, но с другой - они создают неопределенность для инвесторов и их бизнеса, связанную с дальнейшим существованием СЭЗ[5].

Операционный финансовый механизм создания СЭЗ в Республике Беларусь соответствует аналогам мировой практики и включает в себя следующие элементы: бюджет, валютный фонд и фонд развития.

Бюджет и валютный фонд СЭЗ, входящие соответственно в состав республиканского бюджета и валютного фонда, формируются за счет взимания налогов и сборов в соответствии с установленными законодательством нормативами. Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил положение о создании фонда развития СЭЗ. Однако анализ доходных статей этого фонда демонстрирует, что объемы привлеченных и заемных средств по крайней мере на этапе становления и развития СЭЗ минимальны.

Начиная с 1 января 1999 г. в бюджет свободной экономической зоны поступают налог на прибыль и доходы, налог на добавленную стоимость и акцизы. Остальные налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые на территории свободной экономической зоны, зачисляются в соответствующие бюджеты в установленном законодательством порядке.

Доходная часть -бюджета формируется за счет следующих отчислений:

· 50 % налогов, уплачиваемых резидентами СЭЗ, находящимися на ее территории, на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность через иностранное представительство, уплачиваемых налогоплательщиками, не являющимися резидентами СЭЗ, но находящиеся в пределах ее границ;

·   платы за участие в конкурсе на право регистрации в качестве резидента СЭЗ;

·   добровольных поступлений;

·   заемных средств;

·   отчислений от прибыли субъектов хозяйствования, учреждаемых администрацией СЭЗ;

·   иных поступлений и доходов в соответствии с законодательством.

Расходная часть бюджета СЭЗ направляется на следующие цели:

· формирование администрации СЭЗ;

·   разработки технико-экономического обоснования размещения объектов и производств на территории СЭЗ;

·   осуществление работ по оценке воздействия на окружающую среду, планируемых к размещению на территории СЭЗ производственных и других объектов, а также на проведение экологической экспертизы;

·   принятие архитектурно-планировочного решения объектов СЭЗ;

·   обеспечение функционирования инфраструктуры СЭЗ;

·   проведение мероприятий по защите окружающей среды, в том числе по ликвидации последствий аварийных ситуаций природного и техногенного характера СЭЗ.

Важным финансовым аспектом функционирования СЭЗ является регламентация уставного фонда резидентов свободной экономической зоны. Условия по формированию уставного фонда аналогичны условиям для предприятий с иностранными инвестициями и более жесткие по сравнению с условиями для других субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Минимальный размер уставного фонда составляет 50 тыс. долл. Объявленный в учредительных документах предприятия-резидента СЭЗ уставный фонд должен быть сформирован каждым участником не менее чем на 50 % в течение первого года со дня регистрации в качестве резидента СЭЗ и в полном объеме - до истечения двух лет со дня указанной регистрации. Предприятие-резидент представляет в зарегистрировавший его орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего периода. Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда является заключение аудиторской организации.

В рамках законодательства Республики Беларусь СЭЗ обладают определенным таможенным и налоговым режимом функционирования. В СЭЗ действует упрощенный режим осуществления экспортно-импортных операций и особый таможенный режим, предусматривающий следующие условия:

· субъекты хозяйствования СЭЗ имеют право осуществлять общепринятые экспортно-импортные операции, товарообменные (бартерные) и посреднические операции по товарам и услугам, производимым в зоне;

·   на продукцию (работы, услуги) собственного производства резидентов свободной экономической зоны не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование при вывозе ее на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь, а также за ее пределы, за исключением товаров, по которым Республика Беларусь имеет международные обязательства;

·   импорт товаров (услуг) в СЭЗ осуществляется без квотирования и лицензирования, кроме тех из них, которые импортируются по специальным действующим правилам и межправительственным соглашениям;

·   освобождение от уплаты таможенной пошлины на товары и иное имущество, импортируемые на территорию СЭЗ и экспортируемые (за исключением сборов за таможенное оформление) с этой территории; товары, ввозимые в СЭЗ и затем вывозимые на остальную часть таможенной территории государства, облагаются таможенными пошлинами и другими платежами;

·   продукция собственного производства резидентов СЭЗ, вывозимая за пределы зоны, от уплаты таможенных платежей освобождается, за исключением сборов за таможенное оформление;

·   обязательное декларирование в установленном порядке товаров и иного имущества, ввозимых на территорию СЭЗ, а также вывозимых с этой территории.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» при ввозе на территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь[5].

Льготный порядок налогообложения устанавливается для каждой зоны положением о СЭЗ в зависимости от ее целей и задач. Налоговое регулирование деятельности предприятий, расположенных на территории свободной зоны, должно быть направлено на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранного инвестора с тем, чтобы условия приложения капитала были бы не только выгоднее, чем в капиталоэкспортирующей стране, но и по возможности благоприятнее, чем в близлежащих странах и зонах, способных составить конкуренцию в качестве реципиентов иностранных инвестиций.

Порядок налогообложения свободной зоны и уровень ставок налогов и платежей в государственный бюджет может определяться в каждом конкретном случае исходя из ее специализации, а также из наличия на ее территории производственных мощностей, инфраструктуры и других факторов материально-технического обеспечения. В первую очередь, в рамках СЭЗ должны существовать отраслевые приоритеты для иностранных капиталовложений, осуществляемые через дифференцированные по областям хозяйственной деятельности налоговые ставки.

Право на получение льготы может быть реализовано предприятием при выполнении следующих условий:

· предоставлении сертификата, свидетельствующего о принадлежности продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства;

·   выполнении требований по формированию уставного фонда.

Вещи, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость при условии, что эти вещи относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями.

Балансовая прибыль предприятий с иностранными инвестициями - резидентов СЭЗ уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, установленных в учредительных документах, но не более 25% фактически сформированного уставного фонда. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, фактически направленную резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь. Кроме того, приоритетные по профилю деятельности резиденты СЭЗ могут дополнительно освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов Парламентом Республики Беларусь по предложению администрации[14,c.308].

В зависимости от объема инвестиций и их направленности могут быть предоставлены льготы по арендной плате за землю, помещения, коммунальные услуги. Право распоряжения землей на территории СЭЗ и определения размера арендной платы за ее пользование принадлежит администрации от имени соответствующих государственных органов. Арендная плата за землю зависит от места размещения объекта, размера и вида инвестиций, количества создаваемых рабочих мест и оговаривается условиями договора между инвестором и администрацией. Ставки арендной платы доводятся администрацией СЭЗ до сведения инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь. Земли запаса, находящиеся в распоряжений администрации, СЭЗ, но не занятые нерезидентами зоны и не арендуемые резидентами зоны, подлежат налогообложению согласно Закону Республики Беларусь «О платежах за землю».

Правовой и финансовый механизмы обеспечения функционирования СЭЗ в Республике Беларусь призваны создать благоприятную базу для привлечения иностранных инвестиций и развития экспортно-ориентированных отраслей белорусской экономики.

Однако фактическое состояние СЭЗ в Республике Беларусь опровергает тезис о дееспособности СЭЗ как инструмента инвестиционно-производственного сотрудничества в рамках реализации внешнеэкономических связей национальных субъектов хозяйствования.

свободный экономический зона


ГЛАВА III

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...