Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Реабилитация – это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление трудоспособности человека при помощи государственных, общественных, медицинских, педагогических, юридических, профессиональных и психологических мероприятий. Главной задачей реабилитации является восстановление здоровья пострадавшего в результате заболевания или травмы до возможного оптимума в физическом, духовном, профессиональном и социальном отношениях. Принципы реабилитации: 1) биологический – заключается в свойстве систем и органов человека приспосабливаться благодаря компенсаторно-восстановительным процессам к новым условиям жизни и трудовой деятельности; 2) морально-этический – основан на гуманизме, чувстве коллективности; 3) социально-экономический – основан на использовании опыта, стажа, глубоких профессиональных знаниях, умениях и навыков человека, потерявшего в той или иной степени трудоспособность; 4) психологический – основан на важных свойствах человеческой личности, таких как чувство полезности для общества, стремления к активной трудовой деятельности, чувстве престижа и т.д.; 5) медицинский – основан на успехах, достижениях и возможностях современной медицины и техники. Конечными целями реабилитации являются определение степени потери и степени восстановления трудоспособности, заключение о клиническом и трудовом прогнозе, разработка и осуществление мероприятий и условий, необходимых для восстановления трудовой деятельности и общественного положения больного. Максимальный успех реабилитации возможен только при сотрудничестве врачей всех уровней и специальностей. Правила реабилитации:
1) наиболее раннее возвращение нетрудоспособного к труду; 2) создание оптимальных условий для социальной активности. Виды реабилитации: 1) медицинская (восстановительное лечение) – комплекс лечебно-диагностических мероприятий направленных на восстановление здоровья больного, функциональных возможностей его организма. Проводится врачами всех специальностей амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений. 2) Социальная (бытовая) – комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков у пострадавшего, обеспечивающих возможность самообслуживания. Проводится специалистами-реабилитологами путем обучения больного приемам использования различных приспособлений и аппаратов, позволяющих ему обходиться без посторонней помощи. 3) Профессиональная (производственная) – подготовка больного к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей. Проводится специалистами по трудовому обучению при активном участии врача. 4) Психологическая – изучение биогенных, социогенных и психогенных элементов личности больного, его интересов и установок, отношения к болезни с целью определения потенциальной и фактической социальной «роли» и рационального использования остаточной трудоспособности. Может проводиться врачами, психологами. Максимальный эффект достигается при участии врачей-психотерапевтов. Реабилитации подлежат все больные, утратившие в той или иной степени трудоспособность и в первую очередь инвалиды. В то же время чрезвычайно важна и ответственна роль врачей по реабилитации временно нетрудоспособных, составляющих подавляющее большинство больных, потерявших трудоспособность. Реабилитация психически больных с различными нозологиями имеет свои особенности. Соотношение биологических и психосоциальных воздействий на различных этапах при этом может меняться в зависимости от болезни. Конкретные цели реабилитации в зависимости от многих обстоятельств могут быть различными. Цель может быть довольно скромной: например, добиться уменьшения необходимого ухода за больными в домашних условиях и даже больничных условиях (при старческом слабоумии или так называемых конечных состояниях шизофрении). В других случаях цель реабилитации более существенна: изменить профессию, приспособить к ней больного, приспособить его к жизни и деятельности во внебольничных условиях. Наконец, там где речь идет о хорошей и стойкой ремиссии, которой удается добиться активными воздействиями на первом этапе реабилитации, или о достаточной компенсации имеющегося дефекта, что чаще всего достигается на втором этапе реабилитации, - цель может заключаться в возвращении на работу по прежней специальности или в продолжении учебы.
Важным этапом при реабилитации является трудотерапия, которая направлена на восстановление утраченных функций, социальную адаптацию пациента. Виды трудотерапии: 1.Тонизирующая (предназначена для поддержания общего физического и психического фона пациента); 2.Восстановительная (предназначена для восстановления утраченных профессиональных функций); 3.Диагностическая (предназначена для определения последующих трудовых перспектив пациента); 4.Продуктивная (полностью восстанавливающая все профессиональные навыки пациента). Принципы трудотерапии: 1.индивидуальная дозировка с постепенным увеличением объема труда и сложности трудовых операций, эффективное техническое оснащение трудового процесса и рабочего места; 2.постоянный контроль со стороны медицинского персонала, руководство, инструктаж и помощь со стороны технического персонала; 3.психологическая подготовка (работа в трудовом коллективе, осмысленный труд, заинтересованность в конечных результатах труда). Реабилитация должна проводиться как в амбулаторных стационарных учреждениях общей сети, независимо от ведомственной подчиненности, так и в специализированных учреждениях.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................................. 3
ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ....................................................................... 3 ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ……………………………………………………………………..9 ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ............................................................................... 13 СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И БОЛЕЗНЬ........................................... 19 ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА........................................................ 30 ОБЩЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОЙ СРЕДЕ………………………………………………….38 ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА................................... 40 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА...................................................................... 49 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 59 Медицинская психология в акушерстве, гинекологии, педиатрии та геронтологии…………………………………………………… 61 Психологические особенности больных с хирургической, стоматологической, онкологической патологией и физическими дефектами…………………………………………………..………63 Психологические аспекты зависимости…………………………………70 Психологические аспекти СУИЦИДАЛЬНОСТИ, ТАНАТОЛОГИИ И ЭВТАНАЗИИ……………………………………………………………………………….…76 ПСИХОГИГИЕНА, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ..... 90
61022, Харьков, пр.Ленина, 4 ХНМУ, Редационно-издательский отдел
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|