Порядок проведения занятия
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Задание 1 Определите шаг, наружный, средний и внутренний диаметр для заданной резьбы болта. Таблица 13.1
Окончание табл. 13.1
Задание 2 Запишите обозначение болта по заданным параметрам, приведенным в табл. 13.2. Пользуясь справочными данными, определите предельные отклонения для нормируемых размеров. Изобразите схемы расположения полей допусков. Таблица 13.2
Окончание табл. 13.2
Задание 3 Запишите обозначение гайки по заданным параметрам, приведенным в табл. 13.3. Пользуясь справочными данными, определите предельные отклонения для нормируемых размеров. Изобразите схемы расположения полей допусков. Таблица 13.3
Окончание табл. 13.3
Задание 4 Определите приведенный средний диаметр резьбы болта или гайки и установите соответствие его размера требованиям стандарта, если при измерении получены следующие данные (табл. 13.4).
Таблица 13.4
Продолжение табл. 13.4
Оформление отчета Отчет должен содержать: 1. Название темы и цель работы. 2. Выполненные задания 1-4, оформленные в соответствии с табл.13.6. Таблица 13.6
13.3. Контрольные вопросы 1. Какие различают виды резьб по профилю винтовой поверхности? 2. Перечислите основные параметры внутренней резьбы? 3. Как определить крупный шаг метрической резьбы? 4. Что такое диаметральная компенсация погрешности шага резьбы и как она определяется? 5. Как определить приведенный средний диаметр наружной резьбы? 6. По какому условию определяется годность внутренней резьбы? Взаимозаменяемость зубчатых колес и передач
Цель занятия: Привить навыки в нормировании параметры зубчатых колес и передач. Основные положения. Погрешности параметров зубчатых колес влияют на кинематику и динамику передачи, определяют КПД и долговечность механизма. Точностные требования к колесам и передачам назначают в зависимости от служебного назначения. Основные погрешности зубчатых колес и передач нормированы допусками, приведенными в ГОСТ 1643. Этот стандарт распространяется на колеса внешнего и внутреннего зацепления с прямыми, косыми или шевронными зубьями с диаметром делительной окружности до 6300 мм, модулем от 1 до 55 мм, шириной венца или полушеврона до 1250 мм. Согласно ГОСТ 1643 в зависимости от назначения зубчатых колес и передач установлено 12 степеней точности, обозначенных в порядке убывания с 1-й по 12-ю. Для каждой степени точности приняты независимые нормы точности, которые ограничивают отдельные виды погрешностей. В зависимости от служебного назначения зубчатых колес и передач установлены следующие нормы точности: 1. Нормы кинематической точности, характеризующие согласованность углов поворота ведущего и ведомого колес; они особенно важны для длительных и отсчетных передач. 2. Нормы плавности работы колес, имеющие наибольшее значение в высокоскоростных передачах, так как циклические погрешности, многократно повторяющиеся за один оборот колеса, приводят к значительным динамическим нагрузкам, вызывающим вибрации и шум в передаче. 3. Нормы контакта зубьев, играющие большую роль для тяжелонагруженных тихоходных передач. Независимо от степени точности назначаются нормы бокового зазора в передаче. Боковой зазор необходим для компенсации температурных деформаций, компенсации погрешностей изготовления и монтажа, для размещения слоя смазки и т. п.
Характер сопряжения зубьев колес в передаче определяется наименьшим гарантированным боковым зазором jnmin и видом допуска на боковой зазор. В ГОСТ 1643 предусмотрены шесть видов сопряжений по боковому зазору (рис. 14.1): H; E; D; С; В; А. и восемь видов допуска Tjn на боковой зазор, обозначенных в порядке его возрастания буквами h, d, c, b, a, z, y, x. Точность изготовления зубчатых колес и передач задается степенью точности с указанием вида сопряжения по боковому зазору. Например, для 8-й степени точности – по всем параметрам точности, виду сопряжения колес С и допуску на зазор с: 8 – С ГОСТ 1643.
Рис. 14.1. Виды сопряжений по боковому зазору
Если буква, обозначающая допуск зазора, совпадает с буквой, обозначающей вид сопряжения, то она не пишется. При комбинировании степени точности первой нормой указывается кинематическая, второй – норма плавности и третьей – норма полноты контакта: 6 – 7 – 8 – Db ГОСТ 1643,
где D – вид сопряжения колес; b – вид допуска на боковой зазор. В том случае, когда одна из норм точности не задается, то вместо степени точности в обозначении указывается буква N. Например,
N – 8 –7 Ва ГОСТ 1643.
Нормативные элементы в стандартах сведены в комплексы контроля (совокупность элементов, подлежащих контролю), состоящих из комплексного показателя норм точности или из элементов его заменяющих. Контроль одной и той же нормы точности может производиться различными средствами измерения. В зависимости от наличия измерительных устройств и других производственных условий для определенной степени точности выбирают соответствующий комплекс контроля. При выборе предпочтение следует отдавать комплексным показателям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|