Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демократические реформы Клисфена




 

Демократическая политическая система в Афинах окончательно сформировалась при знаменитом правителе Клисфене, который нанес мощный удар по господству старой родовой знати.

Важнейшей реформой Клисфена было разделение всех граждан Аттики на новые филы. До этого весь народ делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиняться религиозному и политическому авторитету знати, оказывая ей поддержку во всех ее предприятиях. Клисфен знаменит тем, что ввел новую систему, полностью поломав старую. Всю территорию Аттики он разделил на три округа: город, центральная равнинная территория и прибрежная полоса. Каждый округ делился на десять более мелких округов - триттий. Затем образовывалось десять фил, в каждую из которых входило по одной триттий от каждого округа. Филы объединялись лишь во время голосования и выдвигали по 50 человек в преобразованный буле (соответственно, теперь это был Совет пятисот), по одному человеку в новый орган - Коллегию десяти стратегов (по очереди выполнявших функцию главнокомандующего армией), формировали по три отряда (матросов, пехотинцев и всадников) для афинской армии. Каждая из десяти фил получила имя в честь одного из мифологических героев. Главной особенностью новых фил было то, что ее представители проживали в разных местах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «перемешал афинский народ». Конечно, острие данной реформы было направлено против эвпатридов. Архонт-эпоним оставил за старыми родовыми филами лишь религиозные функции.[5]

Основной же политической, экономической и административной единицей стал дем (одно или несколько сел или квартал Афин), на них делились триттии. При Клисфене таких демов было около ста. Дем был самоуправляемой общиной со своим собранием, судом, казной и выборным старостой демархом с широкими административными и полицейскими полномочиями. Здесь составлялись списки рождающихся, демархи ведали сбором налогов, мобилизацией молодых членов дема. В деме по жребию определялись и члены суда присяжных. Попадание в списки дема автоматически вело к получению гражданских прав. Кстати, при составлении списков демотов туда было включено много метеков (ограниченных в правах потомков переселенцев) и вольноотпущенников, что увеличило количество афинских граждан.

При Клисфене было восстановлено значение Народного собрания, буле и судов присяжных, через которые каждый гражданин мог отстаивать свои права. Важнейшим законом, направленным против тирании, был, возможно, принятый именно при Клисфене закон об остракизме. По нему, Народное собрание созывалось ежегодно для решения важного вопроса: нет ли среди афинян человека, который выделяется своим авторитетом настолько, что может захватить единоличную власть. Если собрание считало, что есть, назначалось второе собрание для проведения процедуры остракизма (от «остракон» - черепок). Каждый афинянин, присутствующий на экклесии, мог написать на глиняном черепке имя наиболее, по его мнению, опасного человека. Это мог быть удачливый полководец, популярный политик и т. д.; причем это мог быть, в принципе, ничем не запятнавший себя, вполне достойный гражданин. Но Народное собрание имело право решить, что он опасен для гражданской свободы. Подвергшийся остракизму большинством голосов афинянин изгонялся из полиса сроком на десять лет без конфискации имущества. Его семья оставалась в городе, а сам он по возвращении тут же получал обратно гражданские права.[6]

Против демократических Афин выступила коалиция греческих государств, где власть все еще принадлежала знати, опасавшейся "дурного примера" Аттики для своего народа. В коалицию входили Фивы, Спарта, Халкида и Эгина. Алкмеониды пытались найти поддержку у персов и даже согласились на признание верховной власти персидского царя, но народ Аттики категорически отказался ратифицировать такое соглашение. В 506 г. до н. э. войска союзников вторглись в Аттику. Но афинянам удалось нанести им сокрушительное поражение. Более того, они переправились на остров Эвбею и там овладели Халкидой. Демократия восторжествовала

Считается, что при Клисфене был введен остракизм, который стал применяться двумя десятилетиями позже, в середине 80-х гг. V в. до н.э. Остракизм – это голосование черепками (острака) за изгнание из Афин кого-либо из политических деятелей, заподозренных в стремлении к тиранической власти. Т.е. политика изгоняли из города на 10 лет (правда, не лишая при этом имущественных и гражданских прав) только на основании мнений и подозрений, не предъявляя ему никакого обвинения. Этот институт может показаться нам странным и несправедливым. Однако не стоит забывать, что именно в Афинах методы политической борьбы впервые таким образом были ограничены рамками закона; до этого политических противников попросту убивали… Остракизм часто использовался впоследствии в борьбе политических группировок в Афинах. Практика остракизма вполне соответствовала самому духу прямой демократии: неугодный политический лидер, претендующий на единоличную власть, должен быть устранен прямым волеизъявлением граждан.[7] В результате клисфеновских реформ руководство армией было передано коллегии из десяти выборных стратегов.

Итогом клисфеновских реформ стало введение в Афинах демократии. Но это была еще весьма несовершенная демократия. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку государственные должности не оплачивались. Было достигнуто единство между частью аристократии и демосом по вопросу о направлении политического развития Афин. Это не исключало в дальнейшем острой политической борьбы, но она уже перешла в другое русло, велась вокруг степени развития демократии, в то время как общее направление развития было заложено реформами Клисфена

Низовой основой афинской демократии стал дем – вся Аттика подразделялась примерно на 170 демов. Они различались по величине, но и в самых крупных было не больше 2 тысяч граждан, а в мелких – по нескольку сотен. В демах «сельский писарь» (демограмматей) вел список граждан, жители дема знали друг друга лично, и собрания граждан дема были своеобразной стартовой площадкой для многих политиков.

Однако демократическая система всего Афинского государства, будучи демократией прямой, заключала в себе и некоторые черты демократии представительной. Так, Совет пятисот имел право пробулевсиса, т.е. предварительно готовил повестку дня для народного собрания. Само народное собрание только теоретически включало в себя всех граждан. Кворум для решения важнейших дел (к примеру, голосование по вопросу об остракизме) составлял 6 тысяч граждан – 20–25% гражданского коллектива. Даже площадки для собраний граждан на холме Пникс строились исходя из этой относительно низкой явки; не предполагалось даже теоретически, что на народное собрание могли прийти более 8 тысяч граждан. Понятно, что жителям самих Афин или прилегающего к ним порта Пирей было гораздо удобнее и проще посещать народные собрания, нежели крестьянам из удаленных уголков Аттики, которым приходилось для этого проделывать путь длиной 30–50 км.

Нет точных сведений о времени проведения народных собраний. Для них были установлены определенные дни месяца, но в какое именно время они начинались – неизвестно. У древних не было понятия о «точном» времени. Но, во всяком случае, не с рассветом: у граждан, живших далеко, должна была быть хотя бы теоретическая возможность придти на народное собрание. По аналогии с судебными присутствиями можно предположить, что граждан пересчитывали при входе, раздавая специальные жетоны. В конце классического периода (в Афинах – с начала IV века до н.э.) посещение народного собрания оплачивалось, поэтому потом эти жетоны можно было обменять на небольшую плату (1–3 обола). Когда народное собрание заполнялось гражданами, служители устанавливали специальные загородки, чтобы пришедшие не разбежались раньше времени.На народном собрании решались важнейшие для города-государства вопросы: войны и мира, распределения доходов, изменения в законодательстве и т.п. К важнейшим вопросам относились выборы должностных лиц (магистратов, на 1 год) и их отчеты по истечении срока полномочий. В Афинах Совет пятисот готовил повестку дня для каждого заседания, но в принципе (и так случалось) каждый гражданин мог выступить со своим собственным предложением на народном собрании. Это право называлось правом исегории (которое часто неточно переводят как свободу слова). Три основы древнегреческой демократии суть: исономия (равенство перед законом), исополития (равенство в осуществлении гражданских, в первую очередь – избирательных, прав), исегория (равные возможности выступления на народном собрании).Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 г. до н.э.). Потом граждане раскаялись в своем решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» – установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена.[8]Народные собрания в Афинах происходили 40 раз в год, 4 раза в месяц (гражданский год в Афинах делился на 10 месяцев). Афиняне понимали, что обеспечить посещение всех народных собраний невозможно, и поэтому на одном собрании в месяц, «руководящем» (экклесиа кюриа), решались наиболее важные вопросы (выборы и отчеты должностных лиц). И все равно противники демократии (например, Платон) критиковали существовавший в Афинах режим за засилье городских низов («морской черни») и за непропорционально малое представительство интересов крестьянства.

Тем самым даже в античных Афинах «чистая», «неразбавленная» прямая демократия существовала лишь в рамках дема, мелкой территориальной единицы. В рамках всего города-государства институты «прямой» демократии сосуществовали с элементами (пусть и зачаточными) демократии представительной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...