Центуриатная реформа Сервия Туллия
Традиционно центуриатная реформа единодушно приписывается исследователями шестому римскому царю Сервию Туллию, представленному в качестве создателя важнейших политических и военных учреждений Рима. Временем его правления являются 578–534 гг. до н. э. Наиболее подробно о реформе рассказывают Ливий (Liv., I, 43–46), Дионисий (IV, 16–22), Цицерон (Cic., Resp.,, II, 31, 38) и Авл Геллий (Gell., VI, 13). Преобразования Сервия в том виде, в котором они зафиксированы в источниках, охватывали все стороны жизни и общественного устройства римлян, и поэтому возникают сомнения в том, могли ли они явиться плодом деятельности одного и того же неординарного лица.[9] Тем более что ряд аналогий (время, структура, правовые нормы и сам характер реформы) с преобразованиями Солона и Клисфена в Афинах примерно в то же время дали некоторым исследователям повод усомниться в подлинности и содержании характеристик реформы, а также времени ее проведения. По выражению А.И. Немировского, «знакомство с содержанием реформы, приписываемой шестому римскому царю, может показать, что она является результатом длительного и сложного процесса развития. Выявление первоначального содержания во многом напоминает работу реставратора, вынужденного снимать слой за слоем поздние мазки, для того чтобы обнаружить под ними картину древнего мастера».[10] Свое царствование Сервий Туллий ознаменовал особым покровительством плебеям, которые при нем впервые получили некоторые гражданские права. Плебеями назывались новые жители Рима и его окрестностей, отчасти переселенные насильно из некоторых завоеванных городов, отчасти приходившие сюда добровольно из соседних мест Лациума и Этрурии. Они были лично свободны, занимались земледелием, ремеслами, платили подати, справляли военную службу, но все еще считались иностранцами, а не гражданами, не имели участия в управлении и не получали доли в общественной земле (ager publicus; так назывались земли, завоеванные у соседей и считавшиеся собственностью государства, но раздаваемые во временное пользование гражданам). Между тем новые жители Рима состояли не из одних бедных и простых людей, в их числе находилось также немало богатых и знатных.
Римскими гражданами считались только коренные потомки древних римлян: они назывались патрициями, составляли высший, господствующий класс в государстве и не хотели смешиваться с переселенцами. Патриции захватывали в свои руки пользование общественными полями; они одни занимали государственные должности и собирались в народное собрание (comttia), где совещались о государственных делах. Патрицианская обшина имела уже замкнутый характер со строго определенным устройством и делилась на три ступени, или трибы: рамны (считавшиеся потешками римлян, основавших город вместе с Ромулом), тиции (потомки сабинян, пришедших с Титом Тацием) и луцеры (которым некоторые приписывают этрусское происхождение). Каждая триба подразделялась на десять курий; в народном собрании патриции совещались разделенные по куриям; отсюда эти собрания назывались «комициями куриат-ными» (comitia curiata). Каждая древняя курия, по-видимому, состояла из десяти фамилий, или родов (geutes); члены рода подразделялись на старших и младших; из последних выбирались всадники, а из первых — сенаторы, по одному от каждого рода (название сената произошло от senex — старик: сенаторы собственно назывались patres. то есть отцы — откуда и слово «патриции»). Род в обширном смысле объединял не одних только родственников, к нему относились и клиенты - так назывался класс полусвободных жителей, происшедших из покоренных туземцев и рабов, отпущенных на волю. Каждый клиент должен был иметь между патрициями своего покровителя, или патрона, который защищал бы его перед судом и помогал ему в затруднительных случаях; со своей стороны клиент обязан был везде поддерживать своего патрона, особенно в денежном отношении, например, помогал ему в уплате долгов, в снабжении его дочерей приданым и прочем.[11]
Сначала класс плебеев, вероятно, был незначителен. С течением времени он сильно увеличился и сделался гораздо многочисленнее патрициев; вместе с тем плебеи начали обнаруживать неудовольствие от своего бесправного положения в государстве. Сервий Туллий решился дать более определенное устройство плебейской общине и сделал первый шаг к уравнению плебеев с патрициями. Так, ему приписывают деление плебеев по месту жительства на тридцать триб: четыре городские и двадцать шесть сельских; каждая триба имела свои собрания (comitia tributa), в которых плебеи совещались о делах, касавшихся их общины. Далее, Сервию Туллию приписывают деление всего народа, патрициев и плебеев вместе, на пять классов по имуществу. Первый класс включал граждан, имевших не менее 100 000 ассов; второй не менее 75 000; потом 50 000, 25 000 и 12 500.[12] Каждый класс он подразделил на центурии, которые приблизительно были равны между собой не по числу членов, а по сумме их имущества, поэтому число всех центурий в первом классе было гораздо больше, чем в последующих, а членов гораздо меньше. Сообразно с этим делением распределены были подати и вооружение: первые классы платили больше податей и справляли военную службу в более тяжелом вооружении. (Вооружение первого класса составляли: шлем, круглый медный щит, панцирь, поножи, или кнемиды, метательное копье и меч; к первому классу отнесены и центурии всадников; второй и третий классы не имели панциря, а щит — деревянный продолговатый; четвертый был уже легко вооруженный — только копье и стрелы, а пятый — пращи). Все имевшие менее 12 500 ассов составили шестой класс, они назывались пролетарии (а также capite censi), не справляли военной службы и не участвовали в народном собрании. Первый ютасс включал 98 центурий; второй, третий и четвертый классы имели по 20 центурий, пятый — 30 центурий. Кроме того, между первым и вторым классами помещались 2 центурии februm (кузнецов или оружейных мастеров); а между четвертым и пятым— 2 центурии tubicinum (музыкантов военных). Впоследствии пролетарии составили одну 193-ю центурию.
Сервий Туллий установил общие народные собрания патрициев и плебеев на Марсовом поле (за городской стеной) для совещания о самых важных делах государства, например о войне, о новых законах.[13] Граждане являлись сюда вооруженные, каждый сообразно своему классу, и подавали голоса не поголовно, а по центуриям, то есть каждая центурия представляла один голос; отчего эти собрания назывались «центуриатными» (comitia centuriata). Решение вопросов, однако, зависело преимущественно от первого класса, и если все центурии его были согласны между собой, то они уже составляли большинство: так как в первом классе было 98 центурий (из них 18 центурий всадников), а в прочих, вместе взятых, 95 центурий.[14] Следовательно, и в этих собраниях аристократия, как самый богатый масс, имела решительный перевес, большинство первого класса, конечно, состояло из патрициев. Но для плебеев важно было уже и то, что они призывались к совещанию о государственных делах наряду с патрициями и признаны были теперь не иностранцами, а гражданами (хотя еще неполноправными).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|