Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительные характеристики реформ Солона, Клисфена,




Сервия Туллия

 

Клисфен стал продолжателем реформ своего знаменитого предшественника. Его важнейшим делом стала административно-территориальная реформа. Взамен издревле существовавших в Аттике четырех племенных фил он учредил десять новых, причем создал их не по родовому признаку, а по территориальному.

До Клисфена филы представляли собой древние племенные объединения, поэтому в каждой из них родовая знать занимала господствующее положение, захватывая большинство выборных должностей. Клисфен положил конец преобладанию старой аристократии.

В результате его реформы произошло дробление родовых организаций, разрыв родовых связей и смешение населения, которое отныне объединялось только благодаря территориальным связям по месту жительства, а родовые филы уничтожались.

К тому же крупные землевладельцы оказались в меньшинстве среди афинских рыбаков, моряков, торговцев и ремесленников и уже не могли претендовать на политическое преобладание. Этой реформой Клисфен окончательно подорвал господство родовой аристократии. Заново была организована и вся система государственного управлении. Политические права получили все граждане, включая и фетов. Все афиняне четыре раза в месяц собирались для решения политических дел на народное собрание. От каждой из 10 территориальных фил выделялось по 50 человек в городской совет, носивший название совета пятисот (при Солоне это был совет четырехсот).

В народном собрании указывали на подозреваемого какого-либо гражданина путем написания его имени на особом черепке для голосования — остраконе. Если собиралось более 6 тыс. таких черепков, заподозренный в стремлении к тирании был обязан покинуть Аттику на срок до 10 лет. По истечении 10 лет изгнанный мог снова вернуться на родину и получить все права гражданства, которыми он обладал до изгнания. Этот суд получил название остракизма. Таким образом, благодаря этому режим афинской демократии, утвердившийся при Клисфене, получил твердые гарантии своему существованию.

Значение реформ Клисфена очень велико. Солон нанес первый удар по господству в Афинах родовой аристократии, заложив общие основы полисного устройства, а также демократической формы правления. Тирания Писистрата стала своеобразной нивелирующей силой, направленной против аристократии с ее родовыми связями и привилегиями.

Наконец, Клисфен окончательно уничтожил ее остатки и придал государственному устройству Афин подлинно демократический характер. В результате реформ, проведенных Солоном и Клисфеном, в Афинах были уничтожены остатки родового строя, и афинский полис превратился в демократическую рабовладельческую республику. В Афинах демократия была наиболее передовой и развитой из всех демократических греческих городов-государств.

До реформы Солона социальные группы или разряды в большей мере могли быть связаны с военной сферой. Само появление разрядов (социальных групп), которые Солон превратил в имущественные группы, можно отнести к более раннему периоду. Об этом говорит Аристотель. Рассказывая о введении Солоном ценза, он замечает между прочим: «На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса, каковое разделение было уже и раньше».[15]

Не надо представлять, что реформы Солона и Клисфена приветствовались безоговорочно. Противниками демократии представление о необузданной толпе (όχλος) афинских граждан начинает широко использоваться уже после Пелопоннесской войны, в фило­софско-риторических школах Платона и Исократа. Они придают этому понятию однозначно негативный смысл и используют его в антидемократической пропаганде, причем аргументы обоих мыслителей удивительно схожи: толпа должна быть «пови­нующейся" (πειθόμενος) и не принимать активного участия в политической жизни. Охлос - это современный Исократу и Платону демос (эти понятия для них вполне синонимичны), разительно отличающийся от коллектива граждан «доброго старого времени», πάτριος πολιτεία. Только здесь, в риторических и философских школах IV в. όχλος получает четкое и недвусмысленное антидемократическое содержание, становится одним из «ключевых слов» олигархического лексикона, прямым, хотя и запоздалым, наследником которого стала впервые появившаяся в труде Полибия ο χλοκ ρα τία («власть толпы»). У Исократа и Платона осуждение толпы впервые превращается в общее место, топос. воспроизводимое в разных местах, причем это уже не эмоциональное суждение, а логическая конструкция, призванная подкрепить идеологическую аргументацию.

Для Арис­тотеля граждане досолоновских Афин (πάτριος πολιτεία!) - тоже охлос. Демос и демократия были достаточно одиозны для противников демократии - может быть, этим и можно объяснить столь позднее появление представления о «власти толпы» (οχλοκρατία). Итак, само появление и расширение употребления слова ϋχλος свидетельствовало о возникновении (во всяком случае, в афинском обществе) новой проблемы - пробле­мы активного участия всего коллектива граждан в политической жизни полиса. На место аристократов - простатов демоса пришли демагоги, и рядовые граждане - ίδιωται - почувствовали, что политические лидеры находятся от них теперь в большей, нежели раньше, зависимости. Бессловесный демос Перикломых и доперикловых Афин превратился в буйный охлос периода падения афинского величия. Компетентность его новых лидеров уменьшилась, однако новый баланс сил обеспечил стабильность афинской политической системы еще в течение нескольких десятилетии.[16]

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городских и 17 сельских триб.

Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, поимущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии были выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов. Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентовот патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи. Реформы Сервия Туллия носили более последовательный и законченный характер в свете формирования демократии.

Заключение

 

Природа и сущностные черты античной демократии точнее всего раскрываются через ее определение как демократии полисной. Античный полис являл собою единство политических, гражданских и религиозных общин; в нем отсутствовало разделение государства и церкви, государства и гражданского общества, политических и военных организаций, прав и обязанностей гражданина. В основе существования общины лежала коллективная собственность на землю. Доступ к земельной собственности имели только полноправные граждане. Равенство политических прав было в античном полисе необходимым условием равенства прав экономических (из истории Древнего Рима известно, что экономический смысл борьбы плебеев за равные с патрициями политические права в царский период и во времена ранней республики состоял в получении права оккупации земель «общественного поля», которым пользовались лишь патриции - полноправные граждане). Политические и экономические права, в свою очередь, предоставлялись только тем, кто составлял городское ополчение, входил в военную организацию полиса. Единство прав (привилегий) и обязанностей гражданина - воина-собственника предопределило отсутствие почвы для зарождения идеи политического представительства - античная демократия могла быть только прямой демократией. Взаимообусловленность политических и экономических прав диктовала пределы расширения круга полноправных граждан - полисная демократия на всех этапах своей истории оставалась демократией меньшинства. Так, в Афинах практика предоставления гражданских прав союзникам отсутствовала, а в Риме жители провинций, служившие в союзных войсках, начали в сколько-нибудь массовом порядке получать права гражданства только в период империи.

Реформы Солона, Клисфена в Древних Афинах и реформы Сервия Туллия в Древнем Риме были направлены на расширение гражданских прав различных категорий лиц их времени правления.

Библиографический список

Источники

 

1.Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.12.2015 г.).

2.Солон. Лирика // Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. - М., Просвещение, 1965 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.12.2015 г.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...