Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения.




Предложение - готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при условиях;

Qs=f(P,Pr,K,T,N,B), где Qs – величина предложения, P - цена товара, Pr - цены ресурсов, используемых в производстве товара, K – характер применяемой технологии, T – налоги и субсидии, N – кол-во продавцов, B – прочие факторы.

Объем предложения - это количество товара, которое продавцы желают и имеют возможность предложить к продаже в единицу времени при данной цене.

Кривая предложени я - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон предложения: Чем выше цена, тем больше величина предложения при прочих равных условиях (прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара).

Изменение цены приводит к изменению величины предложения, что означает движение вдоль кривой предложения. Qs=Q(P)

13 Факторы, влияющие на величину предложения:

Основным детерминантом является цена товара. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения. Факторы, приводящие к изменению предложения:

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. При увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2..изменение себестоимости сырья или производства повышение себестоимости приводит к снижению предложения

3. Уровень технологии производства.

4. Размер налогов и субсидий. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.

Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:

• изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара.

• всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.

14 Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) – это реакция величины спроса на товар или услуги, вызванная изменениями цены данного товара или услуги. Эластичность спроса относительно цены показывает относительные изменения объема спроса под влиянием изменения цены на 1 %.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и Q < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус или модуль.

Спрос называют эластичным, когда Е">1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Ер<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Ер = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:

1. Наличие заменителей (больше заменителей - выше эластичность)

2. Доля товара в бюджете потребителя (чем дороже товар, тем в большей степени реакция на повышение товара)

3. Необходимость данного блага для потребителя

4.Фактор времени (чем больше времени, тем больше возможность найти заменители)

На основе коэффициента эластичности спроса по цене можно определить динамику общих затрат потребителя и общей выручки производителя при изменении цены. Например, как изменится выручка производителя и затраты потребителя при увеличении цены, если спрос на данный товар эластичен. Ход рассуждений в этом случае может быть таким: эластичность спроса означает, что при изменении цены величина объема спроса меняется более высокими темпами по сравнению с ценой, то есть при возрастании цены объем спроса будет падать более быстрыми темпами, чем происходить ее рост. Следовательно, общая выручка производителя и общие затраты потребителя будут сокращаться.

Зная величину коэффициента эластичности, можно таким образом определить необходимый размер изменения цены с целью повышения доходов продавца или достижения экономии затрат потребителя.

15.Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса.

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода (реакция величины спроса на товар или услугу, вызванная изменением величины дохода покупателей).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Е1 < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Е: > 0), благо является нормальным.

Если 0 < Ej < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).

При Е, > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши).

Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Et< 1), должно существовать благо с Е, > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Эластичность спроса на одно благо относителъно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

Если Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты),

Если Е°< 0 — взаимодополняемые.

Если Е=0 – нейтральные товары

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е = + ∞, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Ех = - ∞, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...