Олигополия и ее виды. Поведение фирмы в условиях олигополии
Олигополия – это рыночная структура, при которой на рынке или в отрасли присутствует небольшое количество фирм, а появление новых фирм затруднено из-за высоких барьеров входа. Признаки олигополии • маленькое количество фирм (обычно до 10, хотя может быть и больше) и большое количество покупателей; • товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным; • возможность воздействовать на цену, что предполагает убывающую кривую спроса; • ценообразование на рынках олигополии предполагает взаимозависимость фирм, при принятии решений относительно их поведения на рынке; • наличие существенных барьеров входа на рынок Поведение фирм в условиях олигополии • Каждая из фирм олигополистов при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. • Кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста при принятии стратегических решений, как правило, неизвестна, - решения принимаются исходя из предположений олигополистов относительно реакции конкурентов на действия друг друга. • При олигополии цены меняются не столь часто как при совершенной конкуренции (жёсткость ценообразования), обычно через какие-нибудь промежутки времени и на значительную величину, что связано со взаимозависимостью фирм. Модели олигополии можно разделить на некооперированные и кооперированные. – Некооперированные - рассматривают ситуации принятия решений фирмами независимо друг от друга, но оценивая возможную реакция конкурентов. – Кооперированные - касаются случаев сговора (тайного или явного). • Если олигополисты принимают решение об объёме выпуска продукции, то модель представляет количественную олигополию.
• Если олигополисты принимают решение о цене на продкцию, то модель рассматривает ценовую олигополию. Один из примеров кооперированной олигополии - сговор между фирмами конкурентами. • Картель - это объединение олигополистов, которые вступают в сговор с целью совместного решения относительно уровня рыночной цены и объёмов выпускаемой продукции. • Если картель включает все фирмы отрасли, то отрасль становится монополией. Соответственно цена (Рm), выпуск (Qm) и общая прибыль (П) фирм будут такими же как и при монополии. Тайный сговор — это негласная договоренность о ценах, объёмах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль. Лидерство в ценах — это олигополистическая ситуация, в которой существует доминирующая фирма (ценовой лидер), проявляющая инициативу в изменении цен, а другие фирмы следуют ее примеру. Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|